Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оформление тетрадей и карточек.




ПАМЯТКА СТУДЕНТУ

1. Цель работы – сбор диалектного и этнографического материала, характерного для жителей станиц, сел и хуторов восточной части Краснодарского края, т.е. территории, связанной с расположением линейного казачества – станицы, села, хутора Успенского, Лабинского, Мостовского, Курганинского, Отрадненского, Новокубанского, Гулькевичского, Кавказского, Тбилисского, Тихорецкого, Белоглинского, Новопокровского, Кущевского, Павловского районов.

Задачи: зафиксировать лексику и фразеологию, свойственную кубанским говорам – названия предметов быта, одежды, обуви, построек, средств передвижения, домашних животных и птиц; местные названия овощей, плодов, ягод, деревьев, кустарников; глаголы действия, движения; лексику, обозначающую орудия труда и процессы производства (сельскохозяйственный, ремесленный труд и др.), характеризующую человека, явления природы и под., разнообразную глагольную лексику, устойчивые выражения (фразеологизмы) и т.д. Отметить диалектное произношение слов и их грамматические формы.

Ожидаемый результат: картотека диалектного материала для 2-го издания Словаря говоров Кубани и курсовые, дипломные, научные работы по проблемам диалектологии и этнографии.

2. Перед началом собственно лингвистической работы по сбору диалектного материала студенты должны познакомиться с данными о станице, ее истории, экономике, населении, культуре, которые можно получить в местных музее, школе, доме культуры, в администрации сельского поселения, установить фамилии и адреса возможных информантов. Важно выбрать из сельского населения лиц, хорошо сохранивших в своей речи диалектные особенности. Это обычно люди, которые прожили в этом населенном пункте большую часть жизни. Для студентов, жителей данного населенного пункта, такими информантами могут быть члены семьи – бабушки, дедушки, родители – или соседи, а также члены местных фольклорных коллективов.

Следует различать такие группы информантов:

1. представители старшего поколения, прежде всего пожилые женщины;

2. представители среднего поколения (35 – 50 лет);

3. сельские школьники.

Запись одних и тех же данных у информантов перечисленных групп очень важна для изучения тех процессов, которые характерны для современного состояния говоров.

3. Диалектологическая практика проводится в течение двух недель после окончания летней экзаменационной сессии. При этом одна неделя отводится на «полевую» работу (знакомство с населенным пунктом и сбор диалектного материала) и одна неделя – на обработку собранного материала, расшифровку аудиозаписей, оформление лексикографических карточек.

4. Диалектологическая практика заканчивается зачетом, для получения которого необходимо сдать:

- аудио- или видеозаписи бесед с информантами,

- тетрадь с паспортными данными на населенный пункт и информантов (см. ниже);

- расшифровку аудиозаписей (тетради) рассказов информантов и их ответов на вопросы;

- карточки стандартного формата (10×13) с записью диалектных слов.

Оформление тетрадей и карточек.

Записи делаются четким, разборчивым почерком, черной или темно-синей пастой.

В тетради помещаются «паспортные» данные населенного пункта и информантов:

а) название (официальное и местное) населенного пункта, краткие сведения из истории (время заселения, коренные жители, их занятия, культурные традиции и обычаи и т.п.),

б) фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий, уровень образования лиц, чью речь вы записывали, с какого времени проживает информант в данном населенном пункте, выезжал ли из него, надолго ли и куда;

в) расшифрованные аудиозаписи диалогов, рассказов, произведений фольклора (песни, сказки, частушки). По каждому обследованному населенному пункту желательно сделать не менее 20 страниц таких записей, сопроводив информацию фотографиями, схемами, картами и др. этнографическими материалами.

Запись ведите упрощенной транскрипцией, пользуясь русскими буквами, следуя их звуковому значению. Гласные фонемы обозначаются буквами а, о, у, э, и, ы. Дополнительно использу­ются также буквы и буквосочетания: ё, ю, я для обозначе­ния мягкости предыдущих согласных и последующих э, у, а (сыне, люды, воля) или для обозначения звукосочетании йэ, йу, йа (твое, твою, твоя).

Для обозначения промежуточных оттенков звучания не­ударяемых гласных сразу за основным обозначением, в скоб­ках, проставьте дополнительные, например, стэ(ы)пы, вы(э)шневый, ко(у) жух.

Согласные фонемы обозначаются буквами в соответствии с их звуковым значением. Однако некоторые буквы в транс­крипции предназначены для выражения особых звуковых зна­чений:

г — обозначает невзрывной, фрикативный звук, напри­мер, гнит (гнет, угнетение); взрывной отмечается в скобках, например, гнит (фитиль в лампе-горелке; г взрывное);

дз, дж — обозначают звонкие аффрикаты: дзвин (звон), бджола (пчела);

ў — обозначает неслоговой звук после гласного: кроў (кровь).

Мягкость согласного обозначается, как обычно, мяг­ким знаком: стань. Этот знак ставится и как разделительный после мягкого согласного, например: лью. Твердый знак употребляется как разделительный после твердого согласного: бъю.

Долгота звука обозначается сдвоенными буквами: тонна.

В каждом слове обязательно обозна­чайте ударение.

На карточке фиксируется а) диалектное слово в графике русского языка и рядом в скобках – в упрощенной фонетической транскрипции с обязательной постановкой ударения; б) грамматические пометы (род, вид и под.); в) значение (или значения) слова; г) контексты употребления слова, раскрывающие его значение (2-3 примера на каждое значение); д) название населенного пункта, района; е) в нижнем правом углу - фамилия, и. о. информанта, его возраст и фамилия, и. о. лица, оформляющего карточку, год записи.

В случае, если слово имеет добавочное эмоционально-экспрессивное значение, после формулировки значения дать помету: ласкательное (ласк.), ласково-поощрительное (ласк.-поощр.), насмешливое (насм.), снисходительно-ироническое (ирон.), порицательное (пориц.), пренебрежительное (пренебр.), презрительное (презр.), уничижительное (уничиж.), бранное (бран.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных