Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознания, их диалектическая взаимосвязь.




Общественноесознание - отображение в духовнойдеятельностилюдейинтересов, представленийразличныхсоциальныхгрупп, классов, наций, общества в целом. Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость,отличающая его от других людей.
 Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания - это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию.
Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества.
Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. Д.Уатт и Н.Ползунов почти одновременно создали паровые машины. Но в Англии идеи Уатта были востребованы обществом и получили развитие, а в отсталой России не было общественной потребности в паровых двигателях и использование их затормозилось. С другой стороны, говоря о взаимосвязи индивидуального и общественного сознания, следует подчеркнуть, что индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества. Любой индивид есть носитель общественных взглядов, привычек, традиций, берущих свое начало из глубины веков. В свою очередь, все люди в определенной степени несут в своем сознании современные идеи, взгляды и т.п. Человек не может быть изолированным от общества и общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их общественное сознание формирует индивидуальное сознание. Ньютон совершил свои гениальные открытия потому, что он, по его словам, стоял на плечах таких гигантов мысли, как Галилей, Кеплер и многие другие.

 

44. Структура общественного сознания: уровни, сферы, формы.

Уровни общественного сознания:

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер.

Формы общественного сознания

Обычно называют шесть форм общественного сознания:

▪ Искусство (Художественное сознание)

▪ Наука (в т.ч. философия)

▪ Мораль

▪ Правосознание (Право)

▪ Религия (буддизм, христианство, иудаизм и ислам) — на ранних этапах развития человечества всеобщая форма общественного сознания, зародившаяся около 40-50 тыс. лет назад

▪ Идеология (Политическое сознание) — наивысшая форма общественного сознания

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания.

Cферы общественного сознания – общественная психология и общественная идеология. общественная психология – эмоции, чувства, настроения, потребности. Иначе говоря, это отражение
действительности посредством чувств.
общественная идеология – формирование мысленного образа предмета на уровне абстрактно-понятийной
формы. это система идеального мыслеобразования, воспроизводящая способ жизнедеятельности
общества. в ней раскрываются объективные стороны и отношения вещей. элементы
идеологии: идеи, понятия, суждения, взгляды, т.е. все то содержание сознания, которое связано с
осмыслением сторон и отношений предмета.
там, где у человека «вижу» и «чувствую», – психология. там, где «мыслю» и «понимаю», – идеология.
сферы в общественном сознании находятся в неразрывном единстве. любое явление в своей жизни
и любое событие человек одновременно и переживает, и осмысливает. в реальной жизни люди в
своем сознании подвергают проверке мышлением все свои переживания и впечатления или, наоборот,
те или иные мысли приводят их в восторг, вызывают негодование.

 

45. Закономерности развития социального сознания

45. Закономерности развития общественного сознания

Общественное сознание – это сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей.

К.Маркс открыл основные закономерности развития общественного сознания:

1) Общественное сознание зависит от общественного бытия, определяется материальными условиями жизни общества. Эта зависимость прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. Гносеологический аспект – это духовное психологическое отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, настроениях, интересах, представлениях, взглядах и теориях, возникающих у людей. Социологический аспект означает, что роль общественного сознания определяется общественным бытием.

Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. На отражение общественного бытия оказывают влияние экономическое состояние общества, классовые и другие социальные отношения. Общественное бытие влияет на общественное сознание не механически, а через материальные и духовные потребности, возникающие в процессе жизни людей, осознаются ими и порождают личные и общественные интересы, т.е. стремление удовлетворить эти интересы.

2) Относительная самостоятельность общ. сознания от общественного бытия – это способность общ. сознания отрываться от бытия общества. В гносеологическом аспекте относительная самостоятельность обусловлена природой самого сознания как отражения бытия, его творческим характером. В социологическом аспекте – отделение умственного труда от физического.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется:

- в преемственности духовного развития человечества. Общественные идеи и теории разрабатываются на основе достижений предшествующих эпох.

- в том, что общественное сознание способно опережать общ. бытие. Такая способность присуща теоретическому сознанию (науке и идеологии).

- в том, что общественное сознание может отставать от общественного бытия (пережитки прошлого, которые долго и упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где особую роль играют привычки, традиции и т.д.)

- в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли. Общественное сознание обладает способностью активного, обратного воздействия на общественное бытие.

- во взаимодействии различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное сознание взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм может быть приоритетной или даже монопольной в духовной жизни конкретного общества.

Вывод: Указанные закономерности позволяют рассматривать общественное сознание как целостный духовный феномен в его динамическом состоянии.

 

46. Теория познания: осн. концепции в истории философии

ПОЗНАНИЕ — обусловленный до этого всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его неизменное углубление, расширение и улучшение. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) — это раздел философии, в котором изучаются такие трудности, как природа познания, его способности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. Д.

Термин «гносеология» в современной литературе употребляется в двух главных значениях:

1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его форм и видов;

2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфичных свойствах.

В научной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально - чувственной деятельности человека. Субъект и объект выступают как стороны практического отношения. Субъект - носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом. Объект - предмет, на который направлено действие.

В познавательном процессе, цель которого истина, достижение проходит через ряд ступеней: 1. Эмпиризм (основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая философия - это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме - это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания. 2. Рационализм - это идейно - теоретическая и методологическая ориентация, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Представители: Декард, Лейбниц, Спиноза (XVI век). 3. Иррационализм - это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира - внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе.

Познание мира как философская проблема и возможные варианты ее решения.

Познание - это совокупность процессов, благодаря которым, человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о себе. Раздел философии, который изучает процесс познания в его целостности. Центральной проблемой гносеологии является вопрос о познаваемости мира.

 

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Стремление к познанию и пониманию природы, общества и самого себя является естественной человеческой потребностью. Поэтому познание было и остается наиважнейшей проблемой философии. Совершенствование системы познания зависит от осмысления наиболее общих методологических проблем природы познавательных способностей человека, в какой бы сфере деятельности он ни работал. На этой основе философы выработали теорию познания - гносеологию (гр. gnosis - знание и logos - учение), или учение о познании бытия.

Проблема получения истинного знания о мире, т.е. вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии. В истории философии сложились три основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости действительности: 1) познавательный оптимизм; 2) скептицизм; 3) агностицизм (познавательный пессимизм). Познавательные оптимисты (к ним относятся преимущественно материалисты и объективные идеалисты) считают, что явления действительности в сущности познаваемы, хотя мир - в силу своей бесконечности - до конца не познаваем. Сторонники скептицизма (от греч. «скептикос» - ищущий, рассматривающий, исследующий) сомневаются в возможности получения достоверных знаний о мире, абсолютизируя момент относительности в истинном знании, указывая на его формальную недоказуемость. Представители агностицизма (это в основном субъективные идеалисты) отрицают возможность познания сущности явлений. Абсолютизируя несовершенство чувственного восприятия действительности, агностики в своих крайних выводах даже отрицают существование объективной реальности. Все эти подходы имеют определённое теоретическое обоснование. Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания. Теоретико-познавательная ситуация имеет свою структуру, включающую субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных