Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ




Когда вы достигнете мастерства в исполнении данной крии, то тогда пять циклов будут равны пяти полным вдохам и выдохам. Для начинающего, однако, это не так легко. Мы полагаем, что вам надлежит следовать инструкциям, которые мы оставили в описании предыдущей крии Наумукхи.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Необходимо осознавать процессы дыхания, центры в каналах арохан и аварохан, мантру «муладхара», физические движения головы (ее подъем и опускания), а также визуализацию психической змеи.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Если вы начнете практики крия йоги прямо с Шакти Чалини, то визуализировать змею будет достаточно тяжело. Однако если вы сначала исполните все десять крий, то визуализация змеи будет проходить намного легче. Змея будет появляться совершенно естественно. Если вы все же не можете увидеть змею, не беспокойтесь, со временем это произойдет.

КОЛИЧЕСТВО ЦИКЛОВ

Проделайте пять полных кругов. Это займет приблизительно пять минут, в зависимости от вашей способности задерживать дыхание и умения контролировать выдох и вдох.

ШАМБХАВИ

(крия № 12)

Шамбхави — это имя жены Шивы. Она известна под многими именами, такими, как Парвати, Шакти, Ума и другими. Она символизирует собой энергию и весь мир явленных предметов, в то время как Шива представляет из себя чистое сознание. Они являются двумя сторонами существования.

Крия № 12 посвящена Шамбхави, так как без ее силы все крий, да и все йогические практики бессмысленны и бессильны. Без энергии грубой и тонкой невозможно практиковать никакой вид садханы. На русский язык эта крия может быть переведена как «лотос Шамбхави» или «лотос Парвати».

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Для того, чтобы практиковать Шамбхави, необходимо знать следующие техники:

 

1. Удджайи пранаяма.

2. Кхетчари мудра.

Они являются вспомогательными частями предыдущих крий, поэтому вы с ними уже познакомились ранее.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

В этой крие вам будет необходимо визуализировать лотос, растущий по позвоночнику, с корнями, находящимися в муладхаре, и цветком, находящимся в сахасраре. Поначалу это будет тяжело, но со временем будет становиться все легче и легче. Вы должны сосредоточиться на чида акте (пространстве сознания), находящемся непосредственно перед закрытыми глазами, и прочувствовать пространство как вне вашего тела, так и внутри него. Затем вам необходимо прочувствовать лотос, находящийся в чида акше, но таким, чтобы его местоположение было и в позвоночнике.

Если вы никогда не видели лотос, то вы можете визуализировать любой другой вид цветка.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Лучше всего сидеть в падма-асане, либо в сиддха-асане, или в сиддха-йони-асане. Если это сложно, то вы можете сидеть в любой другой приемлемой медитативной асане.

Как показали проведенные опыты, лучшие результаты целеустремленности и сознания получаются тогда, когда вы остаетесь в той асане, в которой исполняли предыдущие крии. Так что лучше всего делать Наумукхи, Шакти Чалини, Шамбхави и следующую крию — Амрит Пан — без изменения физического положения тела. Очень важно поддерживать спину прямой.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в удобную позу. Продолжайте держать глаза закрытыми. Обратите внимание на то, чтобы спина оставалась прямой. Выполните кхетчари мудру.

 

 

Рис. 14

 

Постарайтесь визуализировать лотос, растущий в позвоночнике. Корни белого или зеленого цвета должны распространяться во все стороны вниз от муладхара чакры. Длинный, тонкий зеленый стебель поднимается вверх, начинаясь от муладхара чакры и заканчиваясь под сахасрарой. Цветок лотоса пребывает в бутоне. Вокруг бутона находятся несколько светло-зеленых молодых лепестков. Основные лепестки — нежно розового цвета с красными прожилками. Постарайтесь визуализировать весь лотос от корня до цветка в чида акше. Однако параллельно у вас должно быть также ощущение, что он растет и в позвоночнике.

Глубоко выдохните. Зафиксируйте свое сознание на муладхаре. Визуализируйте корни лотоса. Вдохните глубоко с помощью удджайи пранаямы и позвольте сознанию постепенно подниматься по стеблю лотоса, находящемуся в позвоночнике. Если возможно, то постарайтесь представить, что вы движетесь вверх внутри самого стебля. Медленно поднимаясь по стеблю, вы как бы поднимаетесь внутри самого себя посредством своего вдоха. По окончанию вдоха ваше сознание должно достигнуть верхушки стебля непосредственно под бутоном. Задержите дыхание. Зафиксируйте свое сознание на сахасраре. Цветок, который только что был закрыт, начинает медленно распускать свои листья и показывать свое прекрасное естество. Как только он раскроется, вы увидите желтые тычинки, находящиеся в центре цветка. Цветок закрывается, а затем снова начинает открываться. Постарайтесь добиться такого ощущения, чтобы вы воспринимали лотос как изнутри, так и снаружи. Наблюдайте за тем, как лотос открывается и закрывается, до той поры, пока у вас хватает силы задерживать дыхание. В этот момент лотос должен принять форму бутона.

Затем вы начинаете выдыхать с помощью удджайи праная-мы, позволив своему сознанию медленно скользить по стеблю позвоночника в направлении муладхары. Выдох должен быть закончен, когда вы достигнете муладхары. Таково окончание первого круга. Сразу за этим приступите к исполнению второго круга.

Задержите дыхание на несколько секунд, пока визуализируете корни, распространяющиеся во все стороны от муладхары. Затем вдохните и поднимайтесь по стеблю лотоса снова. Так проделайте одиннадцать полных кругов.

ДЫХАНИЕ

В течение всей практики исполняйте удджайи пранаяму. Задерживайте дыхание, когда визуализируете корни лотоса. Вдыхайте, когда восходите по стеблю. Задержите дыхание, когда визуализируете открытие и закрытие цветка. Выдыхайте, когда опускаетесь по стеблю.

 

 

Рис. 14а

 

СОЗНАНИЕ

Будьте сознательны относительно дыхания. Осознавайте весь лотос: корни, стебель, цветок; параллельно осознавайте весь дыхательный процесс.

ЧИСЛО КРУГОВ

Всего следует проделать одиннадцать кругов. Это займет около одиннадцати минут или немного более.

АМРИТ ПАН

(крия № 13)

На санскрите слово «амрит» означает «нектар», а слово «пан» означает «пить» или «пить маленькими глоточками». Таким образом «Амрит Пан» может быть переведено как «питие нектара» или лучше «наслаждение каплями нектара». Это тринадцатая крия, и она идет непосредственно за Шамбхави.

АМРИТ

Амрита — это божественный поток, который несет с собой бессмертие. Он также называется эликсиром жизни или нектаром богов, нектаром бессмертия, амброзией. Амрита символизируется по-разному в разных мировых религиях. В ведах она Сома — опьяняющий поток блаженства. В христианстве и тантре он символизируется вином. Многие поэты восхваляли «сладкое вино», которое несет невыразимое счастье. Иисус Христос говорил: «Всякий, кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будет жаждать вовек. Вода, которую я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 4:14).

ЛАЛАНА ЧАКРА

Амрита ниспадает с бинду на вишудха чакру и хранится она в маленькой чакре, называющейся Лалана, расположенной в гортани. В Библии по этому поводу говорится: «И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода; он напился и возвратился дух его, и он ожил...» (Книга Судей (15:19)).

Этот стих описывает не воду, а Амриту, извергающуюся из Лалана чакры. Она пробуждает в страждущем духовную сознательность и блаженство.

Лалана расположена в области гортани, наверху и в самой задней части рта. Именно в этот район происходит надавливание языком во время практики кхетчари мудра. Это место хранения Амриты, которое было понято через ведические практики, включая и практики крия йоги; а крия Амрит Пан прямо направлена на то, чтобы стимулировать эту чакру и продуцировать обильный поток Амриты.

КАНАЛ НЕКТАРА

Лалана чакра связана с вишудхи чакрой посредством психического канала (нади), называемого каналом нектара. Он начинается от вишудхи чакры на позвоночнике, на тыльной стороне шеи и идет непосредственно к Лалана чакре в палатальную область, где и заканчивается. Этот путь ясно показан на прилагаемом рисунке.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ КРИИ АМРИТ ПАН

Амрит Пан может быть описана по действию, схожему с Випарита Карани Мудрой. Касательно Випарита Карани Мудры Хатха-Йога-Прадипика говорит: «Секреция Луны (бинду) называется Амритой. Обычно она пожирается огнем солнца (манипура чакрой). Она течет вниз и ведет к старению тела. Есть чудесная техника, которая может повернуть вспять этот процесс, и называется она Випарита Карани Мудра...» (стих 3:77,78).

И Випарита Карани Мудра, и Амрит Пан нацелены на разворачивание вспять процесса старения, на то, чтобы нектар начинал двигаться от манипуры в направлении к бинду через Лалана чакру. Так что этот психический проход используется в обеих криях. Но в Випарита Карани Мудре тело перевернуто, а в Амрит Пан оно остается в вертикальном положении.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Для того, чтобы исполнять Амрит Пан, необходимо знать следующие вспомогательные техники:

 

1. Удджайи пранаяма.

2. Кхетчари мудра.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Лучше всего сидеть в падма-асане, в сиддха-асане или в сиддха-йони-асане (для женщин). Если вы не можете принять эту позу или вам неудобно, то примите любую другую медитативную асану. Предпочтительно было бы, чтобы вы остались в том положении, в котором вы были в предыдущей крие — Шамбхави. Двигаться от одной крии к другой без изменения положения тела очень выгодно. Поэтому постарайтесь придерживаться именно этого способа.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Оставайтесь в удобной асане. Сохраняйте глаза закрытыми. Поддерживайте спину прямой, а голову устремленной взглядом прямо вперед. Выполните кхетчари мудру, надавив языком твердо, но не сильно на дальнюю часть неба. Зафиксируйте свое сознание на манипура чакре, расположенной на позвоночнике. Глубоко выдохните. Отсюда начинается первый цикл движений. Постарайтесь прочувствовать манипура чакру. Затем вдохните с помощью удджайи пранаямы и представьте, что вы направляете поток энергии вверх от манипура чакры через анахату к вишудхи. Вы должны чувствовать, как этот поток движется вверх посредством силы вдоха удджайи. Вдох должен быть закончен, когда сознание достигнет вишудхи.

Задержите дыхание на короткий период времени и зафиксируйте свое сознание на вишудхи. Прочувствуйте поток нектара, который становится холодным, как лед. Затем выдохните с помощью удджайи и прочувствуйте, как холодный нектар начинает струиться по «каналу нектара» от вишудхи к Лалана чакра. Синхронизируйте поток нектара с выдохом. Когда ваше сознание достигнет Лаланы, вы должны ощутить дыхание и нектар, разошедшиеся порознь и растворившиеся (см. рис. 15).

 

 

Рис. 15

 

Помните, Лалана чакра расположена там, где кончик языка достает до дальнего края неба. Затем ваше сознание должно быть возвращено обратно к манипура чакре. Таково окончание первого круга движений. Затем начните второй круг. После фиксации сознания на манипура чакре через небольшую задержку дыхания вдохните и поднимайтесь к вишудхи. Таким образом выполните девять полных проходов. В течение всей практики вам следует придерживаться способа удджайи пранаямы. Задержите дыхание, когда зафиксируете сознание на манипура чакре. Вдыхайте от манипуры к вишудхи. Задержите дыхание, когда зафиксируете дыхание на вишудхи чакре. Выдыхайте от вишудхи к Лалана чакре через «канал нектара».

СОЗНАНИЕ

Осознавайте дыхание и поток нектара.

КОЛИЧЕСТВО ПРОХОДОВ

Сделайте девять полных проходов. В целом это займет у вас около пяти минут.

ЧАКРА БХЕДАН

(крия № 14)

Слово «чакра» на санскрите означает «психический центр», а «бхедан» означает «пронзать, протыкать». Так что практика Чакра Бхедан может быть переведена как «пронзание психических центров». Это четырнадцатая крия, и она исполняется сразу же за Амрит Пан.

НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ДЫХАНИЯ И СОЗНАНИЯ

В большинстве крий мы обращали внимание на то, чтобы дыхание было синхронизировано с сознанием, когда они движутся по каналам арохан и аварохан. С вдохом сознание поднималось по фронтальному каналу арохан, а с выдохом сознание опускалось по позвоночному каналу аварохан. Основной особенностью крии Чакра Бхедан является то, что дыхание не синхронизируется с движениями сознания по этим двум психическим каналам. Вместе с тем взаимосвязь такова:

l. Ha вдохе сознание движется от свадхистаны вниз к муладхаре, а затем вверх по фронтальному каналу арохан к вишудхи, проходя все поля чакр по очереди.

2. На выдохе сознание устремляется вверх от вишудхи к бинду, а затем вниз по позвоночному каналу аварохан к свадхистане, соответственно проходя по нисходящей чакры одну за одной. Как мы видим, дыхание движется по обоим психическим каналам, но особым путем.

ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА

Наилучшим положением являются падма-асана, сиддха-асана или сиддха-йони-асана. Если вы не можете принять эти асаны, сядьте в любую другую, удобную для вас асану. Однако лучше оставаться в той асане, которую вы использовали в предыдущей крие.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

Как только вы закончите предыдущую крию Амрит Пан, сразу же начните исполнять Чакра Бхедан. Не позволяйте вашему телу и сознанию расслабляться.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Оставайтесь в той асане, в которой вы были в предыдущей крие. Держите голову устремленной вперед. Глаза продолжают оставаться закрытыми. Продолжайте исполнять кхетчари мудру и удджайи пранаяму. Выдохните. Зафиксируйте свое сознание на свадхистана чакре.

Затем, по мере того, как вы начинаете вдыхать, двигайте свое сознание вниз от свадхистана чакры к муладхаре чакре, затем вверх по следующим полям чакр передней линии тела: свадхистана, манипура, анахата, вишудхи. Этот процесс показан на рисунке № 16. Осознавайте прохождение каждого центра. Прочувствуйте, как будто вы пронзаете их своим дыханием. Не останавливайтесь ни в одном из центров. Представьте, что ваши дыхание и сознание подобны длинной тонкой нити. Вдох должен закончиться в поле чакры вишудхи.

Затем немедленно начните выдох. Сознание должно двигаться вверх к бинду, а затем опускаться вниз по следующим чакрам позвоночника: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистана. Весь процесс показан на рисунке № 16а. Выдох должен быть закончен на чакре свадхистана. Таково окончание первого цикла движений.

 

 

 

Рис. 16

 

 

Рис. 16а

 

Затем сразу же перейдите ко второму циклу. Вдохните от чакры свадхистаны к муладхаре и поднимайтесь по фронтальному каналу. Ваше сознание должно двигаться круг за кругом, постоянно, без перерывов. Так проделайте пятьдесят девять (59) полных циклов.

ДЫХАНИЕ

В течение всей практики исполняйте удджайи пранаяму. Дыхание должно быть разнесено по разным психическим каналам так, как это описывалось выше.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Осознавайте постоянный поток дыхания, движущийся по каналам арохан и аварохан, пронзая чакры и их поля.

ЧИСЛО ЦИКЛОВ И ИХ ПРОТЯЖЕННОСТЬ

Всего следует проделать пятьдесят девять (59) циклов. Если, однако, вы обнаружите, что стали слишком направлены внутрь, то немедленно прекратите исполнение Чакры Бхедан и перейдите к следующей практике.

В среднем на исполнение пятидесяти девяти (59) полных циклов вам потребуется от двадцати до тридцати минут.

СУШУМНА ДАРШАНА

(крия № 15)

Слово «сушумна» имеет широкое применение в йоге и духовной жизни. Среди прочих она указывает на баланс между:

 

1. Симпатической и парасимпатической нервными системами физического тела.

2. Охлаждающим и подогревающим потоками пранической энергии.

3. Потоками интровертности и экстравертности ума. Сушумна — это некий средний путь между идой и пингалой и их аспектами в человеческой жизни. Это своего рода тончайший путь, подобный лезвию бритвы, по которому практикующий должен двигаться для того, чтобы иметь прогресс в своей духовной жизни. Если вы покинете путь сушумны, то тогда, по сути дела, вам закрыт путь к познанию своего внутреннего существа. Сушумна — это не только путь самореализации. Кроме того, это путь, применимый и в обычной жизни.

В физическом теле сушумна символизируется тонкой нитью, проходящей по центру позвоночника. Она проходит по основным чакрам в последовательности, начиная от муладхары до сахасрары. Слово «даршана» в контексте этой крии означает «видение». А посему эта практика может быть переведена как «видение канала сушумна». Это пятнадцатая крия, и она следует сразу за Чакра Бхедан.

Эта практика основана на полной ментальной визуализации. Многие найдут, что это слишком сложно для них. Пожалуйста, не беспокойтесь. Это только кажется. Вам стоит лишь приложить усилия.

СХЕМЫ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

На практике вы будете должны визуализировать символическую картинку чакр, воспроизводя их одну за одной в следующей последовательности: муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишудхи, аджна, бинду, сахасрара.

Следует помнить, что любые схематические изображения чакр являются условными. Если у вас есть собственная система или вы предпочитаете традиционную систему изображения чакр, в отличие от наших вы можете следовать им в своей практике Сушумна Даршана. Мы не налагаем на вас никаких обязательств по этому поводу.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ЧАКР

Для того, чтобы развить способность внутренне визуализировать чакры, лучше всего сделать их схему. Мы полагаем, что это следует делать таким образом:

Сделайте рисунки — изображения чакр — и аккуратно закрепите или приклейте их на большой лист ярко-желтого цвета одну над другой: от муладхары внизу и до сахасрары наверху. Размер листа должен быть таким, чтобы можно было провести бордюрную линию вокруг каждой чакры, а также вверху и внизу изображения. Когда вы все сделаете, приклейте широкую полосу черной бумаги по периметру всего желтого листа. Это комбинация желтого и черного цветов является очень удачной. Повесьте эту схему на стену.

РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЧАКР

Итак, вы используете схематическое изображение чакр как вспомогательный метод для развития способности их визуализации. Сам метод состоит в следующем:

Повесьте эту схему на стену, в центр, так, чтобы область манипура чакры на рисунке была приблизительно на метр от пола. Сядьте в удобную позу так, чтобы ваши глаза были на расстоянии вытянутой руки от схемы. А затем начинайте практиковать тратаку. Сосредоточьтесь на изображении чакры муладхара, не моргая глазами в течение нескольких минут. Затем закройте глаза и постарайтесь визуализировать эту чакру (ее изображение) внутри себя. Если вам это не удастся, снова откройте глаза и снова пристально вглядывайтесь в изображение муладхары чакры на рисунке. Через несколько минут снова закройте глаза и постарайтесь визуализировать то же самое изображение на своем зрительном экране. Если опять не получится, снова откройте глаза и продолжайте в той же манере столь долго, сколько у вас хватает времени. На следующий день повторите то же самое с чакрой свадхистана. Соответственно дальше работайте в этой же последовательности чакр с периодом: одна чакра в один день. На восьмой день вы должны постараться визуализировать сахасрару. Если вы не сможете визуализировать эти чакры, вам следует провести восемь следующих дней за визуализацией каждого рисуночка снова по очереди: один день на один рисунок. Продолжайте эту работу в течение недель и даже месяцев до той поры, пока не сможете получить отчетливое внутреннее представление. Это отличная йогическая садхана сама по себе. В конце концов способность визуализации чакр появится.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Оставайтесь в той же позиции, которую вы использовали для Чакра Бхедан.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Оставайтесь в удобной позе. Храните глаза закрытыми, спину прямой, а голову устремленной лицом вперед. Дышите естественно. Осознайте область центральной точки муладхара чакры. Постарайтесь визуализировать изображение муладхара чакры на рисунке, затем перенесите его внутрь. Вы должны увидеть четыре красных лепестка лотоса и змею, обернувшуюся вокруг лингама, находящегося в центре лотоса (рис. 17). Затем осознайте центральную точку чакры свадхистана в основании позвоночника. Постарайтесь визуализировать соответственный символический рисунок. Вы должны увидеть на темно-голубом фоне шесть ярко-красных лепестков, а в центре чакры покоящийся океан, над ним звездная ночь со множеством звезд и месяцем (рис. 17а). Далее перейдите к центральной точке манипура чакры. Осознайте ее местоположение на позвоночнике с противоположной стороны пупка. Вы должны увидеть десять желтых листков на красном фоне, а в центре — яркое пламя (рис. 17б).

 

муладхара

 

 

Рис. 17

свадхистана

 

 

Рис. 17а

 

Манипура

 

 

Рис. 17б

 

Затем перейдите к центральной точке анахата чакры, расположенной на позвоночнике прямо напротив середины груди. Вы должны визуализировать двенадцать голубых лепестков на оранжевом фоне, а в центре увидеть мерцающий огонь — акханда йотир (внутренний огонь); а также увидеть два совмещенных треугольника (рис. 17в). Далее проследуйте к центральному пункту вишудхи чакры, расположенному на позвоночнике, сзади гортани. Визуализируйте шестнадцать фиолетовых лепестков на зеленом фоне; в центре находится белая капля, которая является нектаром, поступающим из бинду (рис. 17г).

 

 

анахата

 

 

Рис. 17в

 

вишудхи

 

 

Рис. 17г

 

Далее продвиньтесь к аджна чакре, находящейся на верхушке позвоночника. Визуализируйте два серебряных лепестка на красном фоне. Один лепесток являет собой солнце, другой лепесток являет собой полную луну. В центре находится лингам и символ «АУМ» (рис. 17д).

 

аджна

 

Рис. 17д

 

Далее проследуйте к бинду, расположенной на затылке головы. Визуализируйте большую каплю нектара на темно-голубом фоне (рис. 17е).

 

Бинду

 

 

Рис. 17е

 

Сахасрара

 

И под конец достигнете сахасрары на верхушке головы. Визуализируйте тысячелепестковый лотос, распространяющий во все стороны от центра свои лепестки без какого-либо ограничения (рис. 17ж). Как завершение этой практики, постарайтесь визуализировать все изображения совместно.

 

Рис. 17ж

 

В принципе, это очень трудно, и лишь немногие к этому способны. Если у вас не получается визуализация рисунков совместно, постарайтесь проделать это в следующем порядке. Постарайтесь увидеть вместе, допустим, муладхара и свадхистана чакры. На следующий день постарайтесь добавить к ним мани-пуру. И затем с каждым днем старайтесь добавлять по одной чакре. Продолжайте в этой манере до тех пор, пока не построите все изображение от муладхары до сахасрары. А затем перейдите к следующей практике, независимо от того, можете вы визуализировать все чакры вместе или нет.

ДЫХАНИЕ

Забудьте о своем дыхании, позвольте ему исполняться самому по себе. В принципе, нет никакой взаимосвязи между дыханием и визуализацией.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Если вы не можете визуализировать чакры, то тогда вам следует уделять по полчаса для данной практики. С приходом опыта это займет у вас около десяти минут.

ПРАНА АХУТИ

(крия № 16)

На санскрите слово «прана» имеет множество значений. В общем целом это слово можно перевести как «энергия» — энергия всех уровней от тонкого до грубого. В своей грубой форме прана может быть интерпретирована как материя, в том смысле, как ее понимал Эйнштейн (то есть материя есть «твердая энергия»). Атомные физики пришли к этому же выводу, когда погрузились в глубины атома. В человеке этот уровень праны называется Аннамая коша («ножны тела», «то, что возникает из пищи»). Это и есть физическое тело. Это тот тип праны, который большинство людей воспринимает как самость.

Более тонким уровнем праны, или энергии, является психическая энергия, или психическая материя. В современной научной терминологии она получила название биоплазматической энергии. Кроме того, ее также называют жизненной силой, жизненной энергией и множеством прочих имен. Этот тип праны находится везде — от мельчайших частиц до громаднейших галактик, от крошечных насекомых до человека. Это есть то звено, которое находится между умом и материей. В человеке этот уровень материи обычно называют Пранамая коша («жизненная энергия» или «эфирное тело»). Большинство людей йогической ориентации склонны понимать и работать только с этим уровнем энергии. Именно этот вид энергии понимается у них под словом «прана». Мы считаем, что это необъективно и под словом «прана» следует понимать все виды энергии. Часть людей идентифицирует этот аспект своего существования со своим внутренним существом. И когда в этом виде энергии наблюдается разбаланс, они чувствуют себя очень плохо — вплоть до болезненных состояний. Биоплазматическая энергия является лишь частью нашей человеческой структуры и может быть познана экспериментальным путем.

Более тонким видом праны является биоплазматическая энергия, выраженная в форме ментальной энергии. Она контролирует и физическую и биоплазматическую энергию Вселенной, выраженную в форме камней, деревьев, животных или еще чего-нибудь. На санскрите этот вид праны называется Маномая коша («ментальная оболочка»). Этот уровень праны большинство людей знает как собственные мысли. Более того, зачастую именно он совместно с физическим телом идентифицируется с собственным «я».

Прана также существует и функционирует в более тонких формах, но мы остановимся на этой стадии. Необходимо сказать, что прана — это энергия, которая находится в любом предмете проявленной Вселенной, видимые они или невидимые, реальные или нереальные. Также энергия называется Шакти. В Индии различные типы и аспекты праны представлены множеством божеств, таких, как Дурга, Кали, Ума и так далее. Для этих божеств совершаются богослужения, так как прана, символизируемая этими божествами, может принести как благоприятные, так и неблагоприятные изменения в чью-либо жизнь.

Без праны ничто не может ни существовать, ни функционировать. Все есть прана в мириадах различных форм. Без праны нет жизни, а следовательно, без праны невозможно практиковать йогу. Именно пранический поток позволяют практикующему исполнять асаны, пранаяму, карму-йогу, бхакти-йогу и так далее. Без воздействия тонкой праны невозможна медитация. Причем нужно помнить, что она (медитация) — спонтанна. Она случается; ничто не может заставить медитацию получиться.

Крия № 16 называется Прана Ахути. Слово «ахути» означает «вливание» или «впрыскивание». А посему данная практика может быть переведена как «вливание тонкой праны». Вы не сможете добиться успеха в медитации крия йоги без этого вида праны. По милости свыше мы можем наполнить этой праной все наше существо. Посредством Прана Ахути практикующий взывает к потоку божественной энергии, которая способствует коренным изменениям в его существе. Эта практика одновременно и символична, и возвышенна.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Оставайтесь в той позе, в которой вы были в предыдущей практике, в крие № 15 — Сушумна Даршана. Постарайтесь не двигать собственное тело, если нет боли или дискомфорта. В принципе, приемлема любая удобная асана, но предпочтительнее падма-асана, сиддха-асана или сиддха-йони-асана.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Оставайтесь в удобном положении. Сохраняйте глаза закрытыми. Дыхание должно быть нормальным и естественным. Представьте, что божественная ладонь находится над вашей головой. Ощутите мягкое прикосновение этой ладони. Почувствуйте, как из этой руки исходит тонкая прана. Ощутите, как она исходит в ваши тело и ум. Далее эта прана ниспускается по позвоночнику (рис. 18).

 

 

Рис. 18

 

Поначалу вы можете просто представлять течение данной энергии. Но с практикой это ощущение действительно возникнет, и вы познаете могучую энергию, текущую вниз по телу. Эта энергия сложна для описания, но может быть выражена в виде холодных или горячих волн, подобных электрическому току, потоку жидкости или ощущению мурашек, бегущих по коже.

Кроме того, это упражнение может вызвать ощущение, подобное небольшому удару электрического тока или содроганию. Это обычное явление, не беспокойтесь по этому поводу. В конце концов вы ощутите, как прана проходит по всему вашему телу, вплоть до муладхара чакры. Это и будет окончанием практики. Затем сразу же перейдите к следующей практике, которая называется «Утхан».

ДЫХАНИЕ

В течение всей практики дыхание нормальное и естественное.

СОЗНАНИЕ

Следует осознавать только поток праны, насыщающий тело и текущий вниз по позвоночному каналу.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Длительность зависит от ощущения потока, а также от того, насколько быстро этот поток дойдет до муладхара чакры. Если вы очень чувствительны, то это скорее всего произойдет за период, равный одной минуте. Если же вы не чувствительны, то это затратит несколько больше времени. Однако не следует отводить на эту практику более трех минут, вне зависимости от того, доходит ли ваша прана до муладхары или нет. Переходите далее к следующей крие.

УТХАН

(крия № 17)

С санскрита слово «утхан» переводится как «восхождение», «подъем». А в контексте этой практики она соотносится с подъемом кундалини. На русский язык эта крия может быть переведена как «поднимание кундалини». Это семнадцатая крия. Она идет сразу за Прана Ахути.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Оставайтесь в том же положении, в котором вы были в предыдущей крие.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Эта крия требует ментальной визуализации змеи и Шива-лингама. Практика становится все более и более мощной в зависимости от чистоты возникающего представления. Поначалу вы, вероятно, найдете, что ничего не получается. Не расстраивайтесь: практикуйте, делайте, а результат придет потом, сам по себе.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Оставайтесь в удобной позе, с закрытыми глазами. Дыхание остается нормальным и естественным. Зафиксируйте свое сознание на муладхара чакре. Постарайтесь ясно визуализировать Шива-лингам, находящийся в этой области. Он черного цвета и сделан из туманной и газообразной субстанции. И верх, и низ лингама обрезаны так, как это показано на рисунке. Лингам в три с половиной раза опоясан маленькой красной змеей. Ее голова возлежит на верхушке лингама. Змея старается развернуться и вытянуться максимально вверх. Постепенно она поднимается по позвоночному каналу, производя сильный шипящий звук. Постарайтесь добиться этого ощущения. Хвост змеи остается фиксированным у основания лингама. Голова же и тело змеи движутся вверх, но могут соскальзывать и обратно. Позвольте змее двигаться и вверх, и вниз, не вмешивайтесь (рис. 19).

 

 

Рис. 19

 

В течение практики вы можете обнаружить, что и лингам, и змея меняют свое положение в отношении вашего тела. Они могут передвигаться на ту или иную чакру, вплоть до сахасрары. Визуализируйте и лингам, и змею в том месте, куда они сдвинулись. Поднявшаяся змея имеет крупную голову и такое же физическое тело. Это не кобра. Через некоторое время вы можете ощутить даже телесный контакт. В этом случае вы ощутите блаженство. На этой стадии переходите к следующей крие — Сварупа Даршана.

ДЫХАНИЕ

В течение всей практики дыхание обычное и естественное.

СОЗНАНИЕ

Осознавайте лингам и движение змеи.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Практикуйте, пока не ощутите непрерывное блаженство. Если этого не случится, практикуйте около пяти минут. Затем немедленно переходите к следующей крие.

СВАРУПА ДАРШАНА

(крия № 18)

Слово «сварупа» на санскрите означает «чья-либо истинная природа», «даршана» же означает «правильное восприятие» или «видение». Что же понимается под понятием «истинная природа»? Это физическое тело? Это ум? Это и тело, и ум вместе? Это что-то еще? Никто не сможет сказать вам об этом. Вы можете познать это только на базе собственного опыта. В йоге чья-либо истинная природа, или истинная форма, называется «Атман». На русский язык она может быть переведена как «Самость». Таким образом, правильное видение или восприятие — даршана — есть основная цель познания в йоге. А посему название данной крии будет, собственно, заключать в себя существо йоги — «правильное восприятие самого себя».

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Оставайтесь сидеть в той же асане, которую вы использовали для предыдущей крии. Не двигайте тело.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте удобно. Продолжайте сохранять закрытыми глаза. Осознавайте свое физическое тело и ничего более. Добейтесь всеобщего, глобального восприятия своего тела. Ваше тело полностью обездвижено. Оно устойчиво, подобно громадной скале.

Осознавайте свое тело... и неподвижность. Осознавайте все свое тело... и неподвижность. Ощутите устойчивость тела... и неподвижность. Параллельно осознавайте собственное дыхание. Ваше дыхание идет внутрь... и наружу. Наблюдайте за постоянным ритмическим током вашего дыхания и ощутите устойчивость всего тела.

Постепенно ваше тело становится жестким, а мускулы кажутся как бы замороженными. Каждая часть вашего тела становится твердой... но это скорее не физическая, а психическая твердость. Вы становитесь как бы замкнуты в бандху... психический замок. Не забывайте соотносить сознательность с дыханием. Вы будете чувствовать себя все жестче и жестче, а ваше сознание будет все больше и больше трансформироваться в дыхание. Не требуется никаких усилий. Тело само становится твердым. Постепенно ваше тело становится настолько твердым и жестким, что вы ощущаете себя подобно каменной статуе. Вы обнаруживаете полную невозможность двигать свое тело. На этой стадии перейдите к следующей крие.

ЛИНГА САНЧАЛАНА

(крия № 19)

На санскрите слово «линга» имеет много значений и огромное число применений. В контексте данной крии оно означает «астральное тело». Слово «санчалана» означает «проведение» и также «ритмическое расширение и сжатие», а посему название данной крии в переводе на русский язык будет «расширение и сжатие астрального тела». Используя дыхательные процессы как краеугольный камень данной практики, практикующий постепенно ощутит расширение и сжатие астрального тела. А это, в свою очередь, ведет к высшему восприятию.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Оставайтесь точно в том же положении, в котором вы были в предыдущей крие. Не двигайтесь. Хотя в действительности, если вы правильно делали Сварупа Даршана, то вы просто не сможете двинуть ни одним пальцем. С другой стороны, если вы двинете своим телом пусть даже на немножко, то этим самым вы нарушите общую направленность многих крии, и, соответственно, сознание, которое должно быть целеустремленным, на практике таковым не будет; а сама данная крия не принесет никаких результатов.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

В конце Сварупа Даршана ваше тело должно быть жестким и неподвижным, как скала. Сразу за этим начинайте Линга Санчалана. Глаза должны оставаться закрытыми. Сознание должно быть зафиксировано на дыхании. У вас должно быть ощущение, что все делается спонтанно, без воли и усилий. Спонтанно и без усилий получается удджайи пранаяма и кхетчари мудра. Ощутите, как ваше тело вдыхает и выдыхает. На вдохе представьте, что каждая часть вашего тела получает кислород. А на выдохе воздух исходит из него, из каждой его клеточки, из каждого сосудика. Это представление должно быть недолгим (рис. 20).

 

 

Рис. 20

 

Вы должны ощутить, что ваше тело расширяется на вдохе и сжимается на выдохе. И в то же самое время ваше тело, ваше физическое тело остается жестким и неподвижным, как каменная статуя. Казалось бы двойственная ситуация: как ваше тело может оставаться одновременно жестким и расширяющимся и сжимающимся? Ответ прост. На самом деле расширяющимся и сжимающимся является астральное тело, а жестким и неподвижным — физическое. Наблюдайте этот процесс. Постепенно ритмические расширения и сжатия должны становиться все более интенсивными и все более ярко выраженными. Увеличивайте расширение астрального тела, однако помните, что оно должно соответствовать сжатию. Будьте особенно внимательны к этому процессу и синхронизируйте его с дыханием. Расширение, в принципе, имеет какие-то постоянные границы. А вот при сжатии границы становятся все меньше, меньше и меньше — до тех пор, пока астральное тело в конце концов не превратится в отдельную точку света. Таким образом, все ваше внутреннее существо оказывается размером с крошечную концентрированную точку. Когда вы достигнете этой стадии эксперимента, прекратите эту крию и переходите к последней — 20-й.

ДХЬЯНА

(КРИЯ № 20)

Дхьяна означает медитацию и не подразумевает под собой никаких приятных и милых мыслей или психических картин. Дхьяна — это трансцендентальное состояние бытия, опыт которого перевернет всю вашу жизнь.

В действительности Дхьяна не является и не может являться техникой крии, ибо Дхьяну невозможно практиковать. Слово «крия» подразумевает то, что это является практикой чего-нибудь, а Дхьяна не является практикой в этом смысле. Вы не можете организовать Дхьяну или заставить ее произойти. Она случается сама по себе, спонтанно, когда ваше сознание готово и восприимчиво. А посему название данной крии будет своего рода полуназванием, а точнее, оно может переводиться как «преддверие Дхьяны».

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Крия йога является законченной системой. Первые крии (с 1-й по 9-ю) нацелены на вызывание Пратьяхары; крии с 10-й по 19-ю нацелены на постепенное подключение Дхараны. Последующая крия № 20 позволяет вам мягко соскользнуть в медитативное состояние. Каждая из этих стадий абсолютна необходима; именно благодаря им можно достигнуть медитации. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем вам практиковать крии от начала до конца. Исключение одной или нескольких крий означает, что сознание не получит требуемого восприятия; в связи с этими обстоятельствами медитации не случится. Пожалуйста, помните это.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Оставайтесь в том же самом положении, которое вы использовали для предыдущей крии. Сохраняйте глаза закрытыми.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Полностью завершив Линга Санчалана, вы обнаружите, что ваше астральное тело свелось в точку, в БИНДУ. Сконцентрируйтесь на этой точке. Вы должны увидеть ее в форме золотого яйца. Фокус вашего сознания должен быть на этом яйце. Постепенно оно начинает расширяться. Наблюдайте за этим процессом внимательно. Золотое яйцо становится все более светящимся и блестящим, разве что не испускает лучей света. Яйцо становится все больше и больше... оно начинает принимать форму... и испускать свет.

Эта ослепительная форма вашей КАРАНА-ШАРИР (причинное тело)... но не ожидайте ничего... и тогда...

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИК КРИЯ ЙОГИ

1. Пожалуйста прочтите внимательно основные инструкции и постарайтесь их исполнять.

2. Практикуйте крии в указанном порядке, делая их по длительности настолько, насколько хватает времени. Порядок практик исключительно важен. Правильная последовательность такова:

 

1. ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА.

2. ЧАКРА АНУСАНДХАНА.

3. НАДА САНЧАЛАНА.

4. ПАВАН САНЧАЛАНА.

5. ШАБДХА САНЧАЛАНА.

6. МАХА МУДРА.

7. МАХА БХЕДА МУДРА.

8. МАНДУКИ МУДРА.

9. ТАДАН КРИЯ.

10. НАУМУКХИ.

11. ШАКТИ ЧАЛИНИ.

12. ШАМБХАВИ.

13. АМРИТ ПАН.

14. ЧАКРА БХЕДАН.

15. СУШУМНА ДАРШАНА.

16. ПРАНА АХУТИ.

17. УТХАН.

18. СВАРУПА ДАРШАНА.

19. ЛИНГА САНЧАЛАНА.

20. ДХЬЯНА.

 

3. Соблюдайте регулярность в практиках и, соответственно, практикуйте каждый день.

4. Не практикуйте, если вы больны или если вы чувствуете, что заболеваете. Прекращайте практики в том случае, когда обнаруживаются неприятные побочные эффекты.

5. Постарайтесь интегрировать крия йогу с другими формами практики, особенно с карма и бхакти йогой. Это приведет к полной гармоничной трансформации как вашего ума, так и вашего тела, что, в свою очередь, приведет к состоянию высшего восприятия. Водите компании только с йогически мыслящими людьми. Проводите сатсанг (встречи и общение с высоко развитыми людьми) в любом случае, когда к этому есть возможность. Все это мощные методы для привнесения позитивных изменений в ваше существо.

6. Практикуйте без ожидания результата и награды.

7. Пишите к нам в ашрам, если вы обнаруживаете какие-либо трудности.

Будьте терпеливы и искренни в своих усилиях, и тогда вы поймете и взыскуете истинное знание, которое лежит за пределами слов этой книги.

 

ХАРИ АУМ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. УДДЖАЙИ ПРАНАЯМА

Эта уникальная форма пранаямы, во время которой возникает шипящий и свистящий звуки в области гортани. В принципе это легче сделать, чем описать.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в удобное положение. Для этого может быть принята любая медитативная асана. Ввергните язык в кхетчари мудру. Закройте глаза. Расслабьте тело. Удерживайте шею и голову в прямом состоянии. Дышите медленно и глубоко. Частично закройте голосовую щель гортани. Это делается посредством ее легкого сжатия. Когда вы будете это делать, то обнаружите, что параллельно возникает легкое сжатие живота. Неопытные практикующие, улавливая это действие, обычно считают его правильным, а посему зачастую стараются усилить и производят сознательное сжатие мышц. Этого делать не стоит. Если вы производите сжатие гортани, то автоматически чувствуется легкое сжимающее ощущение в области живота. И этого достаточно. Далее, как только вы начинаете вдыхать, вы услышите длительный звук, исходящий из гортани. Он не должен быть очень громкий. Он должен быть слышим только для вас и ни для кого из окружающих, даже для тех, кто находился бы рядом с вами. Этот звук есть причина прохождения воздуха через узкое отверстие гортани, образованное напряжением голосовой щели. Звук подобен тому мягкому звуку, который производит ребеночек, когда он спит. Эта форма дыхания, исполняемая вместе с кхетчари мудрой, и известна как удджайи пранаяма.

ВАЖНЫЙ СОВЕТ

Как это зачастую бывает, читатель далеко не всегда уверен, делает ли он практику правильно. Подобное сжатие гортани бывает тогда, когда вы говорите громким шепотом. Проделайте эксперимент и постарайтесь шептать громко настолько, чтобы вас слышал человек, находящийся в нескольких метрах от вас. Таким образом вы обнаружите метод, каким образом нужно сжимать голосовую щель. Однако следует помнить, что это лишь иллюстрация и шептание не должно включаться в удджайи пранаяму.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Многие люди при исполнении удджайи пранаямы напрягают лицевые мускулы. Это неверно. Постарайтесь расслабить лицо настолько, насколько это возможно.

Не старайтесь пережимать гортань. Сжатие должно быть легким на протяжении всей практики.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. КХЕТЧАРИ МУДРА

Это очень простая практика, которая также известна как Набхо-мудра. Хотя в действительности Набхо-мудра гораздо более сложная форма и отличная от кхетчари мудра тем, что она использует ряд хирургических операций на языке, длящихся в течение месяцев. Практика же, которую мы предлагаем вам здесь, может исполняться каждым без предварительных приготовлений.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сверните свой язык вверх и назад так, чтобы его кончик контактировал с верхней частью неба. Продвиньте кончик языка настолько далеко, насколько это представляется удобным. Не напрягайтесь, ибо для практики кхетчари мудра требуется держать эту позицию достаточно долгий период времени. Поначалу вы, конечно же, обнаружите определенный дискомфорт, однако с практикой все встанет на свои места, и вы сможете исполнять кхетчари мудру достаточно долгий период времени. Когда вы ощутите дискомфорт, верните язык в исходное положение, а затем снова поместите его в кхетчари мудру. Эта мудра используется как составная часть удджайи пранаямы.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Это зависит от медитативной практики, которая исполняется, однако часть вашего сознания должна быть задействована на контроль звуков, исходящих из гортани со вдохом и выдохом.

ПРИЧИНЫ ДЛЯ ПРАКТИКИ

На шее расположены два замечательных органа, называемых каратидными полостями (carotid sinuses), которые находятся с двух сторон артерии, питающей головной мозг. Они находятся на передней поверхности шеи немного ниже уровня челюсти. Эти маленькие органы помогают контролировать и регулировать кровоток и давление. Если есть, допустим, падение кровяного давления, это отмечается этими двумя полостями, и соответствующее послание отправляется прямо в головной мозг. Мозг тут же реагирует посредством увеличения сердечных ударов и сжатия артериолий (крошечных сердечных сосудиков), что приводит давление к нормальному уровню. При повышении кровяного давления, это также отмечается каратидными полостями, которые информируют головной мозг, а он, в свою очередь, предпринимает соответствующие шаги для исправления ситуации. Напряжения и стрессы находятся в прямой связи с высоким кровяным давлением. Удджайи пранаяма путем легкого воздействия на вышеуказанные полости заставляет их отмечать высокое кровяное давление и сообщать об этих результатах в мозг, тот реагирует, и кровяное давление падает. Практикующий становится физически и ментально расслабленным. Это и является причиной, по которой удджайи пранаяма так важна в большинстве медитативных практик. Она вызывает полное расслабление, которое существенно необходимо для процесса медитации. Кхетчари мудра акцентирует это давление на область гортани и, соответственно, на две каратидные полости. Читатель может сам проэкспериментировать на себе, вначале исполнив удджайи пранаяму без кхетчари мудра, а затем с ней, и обнаружить разницу.

Удджайи пранаяма — это простая практика, которая оказывает тонкие воздействия на тело и головной мозг. А кроме физического и ментального, еще и на биоплазматическое тело. Медленное и глубокое дыхание оказывает немедленное успокаивающее действие и на ум, и на тело, а это вызывает гармонию в биоплазматическом теле. Следовательно, звук, исходящий из гортани, оказывает успокаивающее влияние и на внутреннее существо практикующего. Если практикующий будет достаточный период времени, исключив все иные мысли, пребывать сознательным относительно этого звука, это принесет ему немедленные выгоды.

ВЫГОДЫ

Как мы уже говорили, эта практика преимущественно используется в связи с медитативными техниками, а посему зачастую используется именно в этих ситуациях. Однако те люди, которые хотят просто расслабиться, могут делать удджайи пранаяму в соединении как с медитативной практикой, так и с Шава-асаной.

Для тех, кто страдает от бессонницы, удджайи пранаяма также сможет принести облегчение. Те, кто страдает от повышенного кровяного давления, обнаружат, что удджайи пранаяма снижает это давление за короткий период времени, возвращая давление к нормальному. Кроме того, за этот короткий период и тело, и ум получат достаточно много времени для того, чтобы передохнуть.

В общем целом мы бы хотели сказать, что удджайи пранаяма — это очень удобный и полезный метод для излечения многих заболеваний, которые причиной своей имеют нервные стрессы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ЧАНКРАМАНАМ

На санскрите слово «чанкраманам» означает «блуждание», «кружение вокруг чего-либо», но на самом деле смысл этого термина более широк и на русский должен переводиться как «блуждание без каких-либо намерений, целей и планов».

В йогической терминологии существует два взаимосвязанных слова: «Бахир-мукхи» и «Антар-мукхи». Бахир-мукхи буквально означает «лицом наружу» и соотносится с состоянием реализации во внешний мир, где вся активность сосредоточена во внешних раздражителях. В более широких смыслах оно понимает также и погружение в собственные мыслительные процессы. В соответствии с йогой каждая мысль есть нечто внешнее по отношению к нашему внутреннему существу, а следовательно, Бахир-мукхи соотносится одновременно и с состоянием экстравертности и с состоянием интровертности. Это обычный уровень сознания обычного человека в обычной обстановке.

Антар-мукхи буквально означает «лицом внутрь» и соотносится со способом постижения высших ступеней сознания. В йоге это путь сушумны — той, которая лежит между экстра-вертностью и интровертностью. Кроме того, она лежит вне их обоих. Сушумна соотносится с путем трансцендентальности. Целью чанкраманама является следование этому пути.

Чанкраманам — это «садхана на ходу», совершаемое без усилия и рассеяния на внешние раздражители и внутренние психические переживания. Оно может быть определено, как «джапа на ходу», и предназначено вызывать и поддерживать состояние Антар-мукхи в то время, когда тело движется.

ТРАДИЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Чанкраманам практикуется мистиками с незапамятных времен. Многие известные йогины были известны тем, что использовали эту технику, появляясь на людях. Древние рукописи описывают святых, которые удерживали свое сознание на мантре и психическом движении. Они практиковали чанкраманам все время, когда двигались с места на место, когда проповедовали, когда ходили от дома к дому в поисках подаяния. Они были сознательны в отношении каждого действия, всего, чего бы ни делали.

Когда Рамана Махарши отправлялся за подаянием, он никогда не поднимал свои глаза до той поры, пока не возвращался. Он никогда не поднимал свои глаза ни на кого и удерживал свой взгляд на шунья дришти (поглощение самостью). Рамана Махарши никогда не смотрел на тех людей, которые давали ему пищу. Его сознание всегда находилось в состоянии Антар-мукхи. Обычно он говорил своим ученикам: «Когда я дышу, я возвращаюсь. С каждой мыслью я возвращаюсь. В каждом движении сознания я возвращаюсь».

Большинству людей трудно понять это, ибо сказанное касается практики чанкраманам.

Буддийские и христианские монахи практиковали различные формы чакраманам как часть собственной садханы. Во время продолжительных периодов коллективной молитвы и медитативных практик, например, звенел звоночек. И все собрание поднималось и шло в сад или во двор и делало чанкраманам в течение определенного периода времени. Затем они снова собирались в молитвенный зал и продолжали свои молитвы и медитативные практики. Некоторые формы чанкраманама использовали также суфии.

Чанкраманам практиковался во всем мире. Этот метод прост в объяснении, труден в исполнении, но приносит огромные выгоды.

ЦЕЛЬ

Чанкраманам имеет следующие цели:

 

1. Расслабление тела. Во время медитативных практик тело очень устает и зачастую чувствует определенную болезненность. Чанкраманам — это способ, который снимает эту усталость, а также приносимые этой усталостью боли и недомогания.

2. Возрождение тела. После длительного периода сидения кровоток имеет тенденцию к торможению и к стагнации крови в определенных частях тела. Чанкраманам реактивизирует кровоток, помогая поддерживать в здоровом состоянии все органы и функции тела, такие, как пищеварительную, дыхательную и прочие.

3. Предотвращение засыпания. Увеличение кровотока приводит к пробуждающей подпитке мозга и предотвращению засыпания.

4. Предотвращение углубления внутрь себя. При медитативных практиках очень легко углубиться в мысли и психические видения и таким образом утратить цель практики. Чанкраманам помогает ослабить поток мыслей без замены их внешними раздражителями. Он приносит баланс между этими двумя крайностями, возводя практикующего на нужную грань равновесия.

5. Развитие сознательности. Осознанность движения и мантры ослабляют тенденцию углубления мыслей как в прошлое, так и в будущее.

6. Чанкраманам полезен даже тогда, когда вы просто зеваете во время ежедневных медитативных практик. Он приносит большие выгоды, если вы нацелены продолжать практику. Кроме того, для тех садхаков, которые часами проводят время в однообразных положениях, очень важно делать чанкраманам для того, чтобы поддерживать хорошее здоровье.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Начните ходить. Вы можете ходить либо по кругу, либо по какой-либо линии. Хождение может быть и медленным, и быстрым, но оно должно быть удобным и ритмичным. Представьте, что тело движется само по себе подобно заводной игрушке. Ваша голова наклонилась вперед и вы смотрите прямо перед собой, на свои ноги. Вы должны смотреть, но не видеть; веки должны быть опущены и не смотреть ни на что постороннее. Глаза должны быть свободны. Если вы хотите, вы можете сфокусироваться на кончике собственного носа или на земле.

Начните петь мантру. Если у вас есть собственная мантра, то пойте ее. Если у вас нет собственной мантры, пойте АУМ. Вы можете практиковать либо Упаншу джапа (исполнение джапы шепотом, шевеля губами) или Манасик джапа (ментальное произношение). Синхронизируйте свое пение с движением своих ног. Выдвигая правую ногу, спойте мантру один раз. Двигая левую ногу, спойте мантру еще раз и т. д. Продолжайте в этой манере, обратив все сознание на физическое движение и мантру. Люди обычно очень редко осознают свое собственное движение. Как часто вы сами, идя в ванную, обращали сознание на собственное движение? Так что будьте сознательны.

Осознавайте мантру постоянно на каждом шагу. Постарайтесь представить, что вы как бы находитесь во вне своего тела и наблюдаете свое тело со стороны, движущимся автоматически. Прочувствуйте, что вы отделены от самих себя. Если же вы начнете путаться в мыслях и забывать свою мантру, не беспокойтесь; просто сразу же верните свое сознание к мантре и постарайтесь удержать на ней сознание. Продолжайте в этой манере столько времени, сколько у вас есть в запасе. Такова практика чанкраманам.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Пребываете ли вы сознательным в то время, когда что-либо делаете? Когда вы едите, осознаете ли вы это? Или делаете механически? Коровы на полях едят в течение всего дня, но они даже не знают, что они ЕДЯТ. У них нет самоосознавания. Если вы едите, знаете ли вы, что вы ЕДИТЕ? Постарайтесь осознавать каждый прожевываемый кусочек. Осознавайте вкус, удовлетворенность или неудовлетворенность. Это осознание должно развиваться в отношении всего, что вы делаете, независимо от того, чистите ли вы туалет, гуляете, играете или делаете медитативную практику. Используйте чанкраманам как средство, помогающее поддерживать свою сознательность.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Чанкраманам может быть практикуем столь долго, сколько вы пожелаете, но в целях медитативных практик крия йоги мы полагаем, что он должен сводиться к пяти или десяти минутам или до того состояния, пока не пройдет усталость тела.

Чанкраманам может быть исполняем в любое время и в любом месте. Если он выполняется с целью освежения тела после медитативных практик, постарайтесь делать их до той поры, пока не почувствуете усталость. Лучше всего делать чанкраманам в саду или на открытом воздухе. Если же у вас нет этой возможности, то делайте чанкраманам там, где есть хоть небольшое открытое пространство (комната, зал и т. д.).

 

СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ

КРИЯ ЙОГА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных