ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Каковы же представления о целостности, с которой имеет дело в своей консультативной деятельности возрастной психолог-консультант?
Целостностью является индивидуальный жизненный путь ребенка, который снимает в себе (в гегелевском смысле этого слова) семейную ситуацию сегодня и вчера, факторы риска, болезни, прошлое и будущее, генетически заданное и культурно приобретенное, особенности прохождения нормативных возрастных кризисов и особенности формирования психологических новообразований всех предыдущих возрастов и многое другое.
Не диада «родитель—ребенок», не семья, не сознание мамы или папы и даже не сам ребенок как таковой, а индивидуальный жизненный путь ребенка — вот системный целостный объект, с которым в своей консультативной практической деятельности имеет дело возрастной психолог-консультант. Его диагностические методы, коррекционно-развивающие и реабилитационные техники наиболее адекватны именно этому видению целостности его работы.
При работе с родителями детей подросткового возраста часто приходится признаваться в том, что трудности подростка, как и трудности отношений подростка и родителя (родителей), есть закономерное отдаленное следствие проблем давно минувших возрастов его жизни.
Прекрасное, хотя и гипотетическое (основанное на генетической реконструкции) описание формирования внутри жизненного пути таких «рельефных» индивидуально-личностных особенностей подростков как жестокость, склонность к воровству и использование вранья для извлечения личной выгоды дал в свое время в своих работах Л. Б. Филонов.
Эта закономерность — влияние особенностей прохождения предыдущих возрастов на прохождение последующих — имеет место во всех предыдущих возрастах, но именно в подростковом возрасте это становится именно отдаленным следствием, более трудным для восстановления в условиях консультирования. К тому же подросток в несравненно большей степени является субъектом своего целостного жизненного пути, чем дошкольник и даже младший школьник (это отмечает А. Г. Асмолова, подчеркивая, что подросток впервые сам выбирает себе ведущую — в психологическом смысле этого слова — деятельность.
Необходимость учитывать влияние отдаленного прошлого на проблемы подростка или проблемы родителей с подростком удивительно корреспондирует с необходимостью учитывать также и влияние отдаленного будущего на эти проблемы. Для подростка вообще характерно расширение рамок «здесь и теперь» в прошлое и в будущее. Многие конкретные техники психологического консультирования подростков используют именно приемы работы с ориентировкой подростка во времени — в будущем и в прошлом, в индивидуальном и родовом для подростка. Даже такие значимые для подросткового возраста психологические процессы, как личностное и профессиональное самоопределение, важнее для будущего больше, чем для настоящего. 5. Наконец, в-пятых, отличительной особенностью психологической консультативной работы с родителями подростков и с самими подростками является значительно большее, чем в предыдущие возрасты, внимание со стороны психолога к зарождающейся сексуальности подростка. Дети младшего школьного и дошкольного возраста — не бесполые существа, но только при работе с подростками психологу-консультанту впервые приходится вести себя с ними в каждый момент времени как с нарождающимся мужчиной или с нарождающейся женщиной. Задача половой идентификации — центральная для подросткового возраста. Существует даже гипотеза о ведущей деятельности подросткового возраста как деятельности по возрастно-половой идентификации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|