ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
Данная группа нормативов включает: нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздейстия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. К ней можно отнести также лимиты размещения отходов. Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. Регулирование выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду является одним из правовых средств ее охраны. Загрязнение окружающей среды предприятием и иным объектом в пределах установленных для них нормативов - один из основных показателей правомерности их эксплуатации. Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации соответствующих объектов. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды. С учетом такой роли нормативов ПДВ важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Если нормативы ПДК используются в природоохранительной практике России давно (применительно к водным объектам с конца 30-х гг., атмосферы - с начала 50-х гг.), то регулирование сброса сточных вод осуществлялось по Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, принятым в 1974 г., а необходимость установления нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу была предусмотрена лишь в 1980 г. Это означает, что продолжительное время в механизме обеспечения нормативов качества окружающей среды отсутствовали важнейшие инструменты. Применительно к каждому из видов нормативов Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среде» определяет критерии их установления. Так, нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде (ст. 27 названного Закона). Очевидно, что при установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды принципиальным является вопрос об их соотношении с нормативами качества окружающей природной среды (ПДК, ПДУ). Предусмотренная в ст. 27 Закона формулировка «согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ» неопределенна, неконкретна. Более четко этот вопрос решен, к примеру, в Законе РСФСР «Об охране атмосферного воздуха»: согласно ст. 13 нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимых физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий. Требования о нормировании вредного воздействия на состояние окружающей среды распространяются на все источники такого воздействия. Если, скажем, на предприятии имеется несколько источников (труб, через которые выбрасываются загрязняющие вещества в атмосферу или сбрасываются сточные воды), то для каждого из них устанавливаются нормативы выбросов или сбросов. В отличие от стационарных источников, для которых определяются индивидуальные нормативы с учетом специфики их воздействия на окружающую среду, для транспортных и иных передвижных средств и установок предусматриваются нормативы для модели. Общие требования, касающиеся разработки нормативов предельно допустимого вредного воздействия на природную среду, содержащиеся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», детализируются и развиваются природоресурсными законами, а также в Порядке разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г., другими актами. Как и проекты нормативов предельного использования (изъятия) природных ресурсов, проекты нормативов предельно допустимых вредных воздействий на состояние окружающей природной среды разрабатываются самими предприятиями-природопользователями. Разработка указанных проектов организуется Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Госкомэкология РФ согласовывает или утверждает эти нормативы по согласованию с государственными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов. Активную роль в этом процессе играют органы санитарно-эпидемиологического надзора. В частности, они устанавливают нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ по микроорганизмам и биологическим веществам, участвуют с другими природоохранительными органами в установлении нормативов предельно допустимых физических воздействий на окружающую среду, предельно допустимых норм применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. В соответствии с Порядком разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природныx ресурсов, размещения отходов экологические нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, приводящих к загрязнению окружающей среды на большие расстояния в результате трансграничных (межрегиональных, межреспубликанских, межгосударственных) переносов этих веществ, утверждаются Госкомэкологией РФ. Новой для российского экологического законодательства разновидностью нормативов вредного воздействия на окружающую среду являются предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. Ранее, при применении минеральных удобрений и ядохимикатов нормы их внесения определялись в основном с учетом экономической потребности. При этом не обеспечивался должный учет экологических факторов. Статья 30 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривает, что предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира. Проекты таких норм разрабатываются и представляются в природоохранительные органы и органы госсанэпиднадзора органами государственной агрохимической службы России. Работа по разработке таких нормативов организуется Госкомэкологией РФ совместно с другими природоохранительными органами, органами санэпиднадзора в соответствии с их компетенцией, а также исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. С учетом социальных и экологических последствий радиационного загрязнения окружающей среды особое значение имеет оптимальное регулирование нормирования предельно допустимого уровня радиационного воздействия. В статье 29 Закона РСФР «Об охране окружающей природной среды» указывается, что нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека. Непонятно, однако, почему при этом не учитывается опасность для других живых объектов природы, которые, наряду с человеком, также страдают от радиационного воздействия. Система дозовых пределов радиационного воздействия и принципы их применения на современном этапе детально регулируются Нормами радиационной безопасности НРБ-76/87, утвержденными Главным государственным врачом СССР 26 мая 1987 г. Нормы радиационной безопасности основаны на принципах: непревышения установленного основного дозового предела; исключения всякого необоснованного облучения; снижения дозы излучения до возможно низкого уровня. Нормирование радиационной безопасности осуществляется применительно к отдельным категориям облучаемых лиц: персонала (категория А); ограниченной части населения (категория Б); населения области, края, республики, страны (категория В). При этом для каждой категории облучаемых лиц устанавливаются два класса нормативов:
В качестве основных дозовых пределов в зависимости от группы критических органов (I - все тело, костный мозг; II - мышцы, щитовидная железа и др.; III - кожный покров, костная ткань и др.) для категории А устанавливается предельно допустимая доза (ПДД) за календарный год, а для категории Б - предел дозы (ПД) за календарный год. Основные дозовые пределы определяются для индивидуальной максимальной эквивалентной дозы в критическом органе. Для каждой категории облучаемых лиц предусматриваются допустимые уровни облучения. Так, для категории А устанавливают: • предельно допустимое годовое поступление радионуклида через органы дыхания;
Для категории Б устанавливаются:
Нормирование в области обеспечения радиационной безопасности в форме гигиенических нормативов облучения регламентируется также в ст. 9 Федерального закона «О радиационной безопасности населения». Однако оговаривается, что предусмотренные в Законе нормативы облучения вводятся в действие с 1 января 2000 г. Закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает следующие допустимые пределы доз облучения на территории России в результате использования источников ионизирующего излучения:
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов. В случае радиационных аварий Закон допускает облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами. С учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды установленные в ст. 9 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» основные допустимые пределы доз облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством РФ в сторону их уменьшения. Гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|