Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организаций АПК в условиях международной интеграции




 

В современных условиях развития рыночных отношений и международной торговли возрастает роль государственного регулирования экономики, в том числе сельского хозяйства.

Известный американский экономист П. Самуэльсон отмечает: «Экономическая роль государства неуклонно возрастает. И под прямой контроль и регулирование подпадают все новые виды деятельности в нашем сложном и взаимозависимом обществе, а в особенности сельское хозяйство. Это, возможно, несчастный пасынок природы, но, в то же время, оно часто является любимым приемным сыном правительства, с чем нельзя не согласиться» [73, с. 163].

Впервые необходимость государственного регулирования экономики

обосновал Д. М. Кейнс в «Общей теории занятости, процента и денег». По его мнению, «учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства. Но, все же, остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности» [13, с. 185].

Основными причинами, требующими государственного воздействия на

рыночную экономику, по мнению Дж. Стиглица, является: отсутствие совершенной конкуренции; необходимость производства общественных товаров (одним из наиболее ярких примеров такого товара является национальная оборона); внешние эффекты (экстерналии), которые могут быть как положительными, так и отрицательными (примером является загрязнение окружающей среды); неполнота рынка и несовершенство информации на рынке; безработица, инфляция и неравновесие экономики; необходимость перераспределения доходов; действия людей не в соответствии со своими собственными оптимальными интересами [79, с. 76].

Дополнительно к приведенным аргументам в экономике рассматриваются следующие особенности аграрного производства, требующие государственного регулирования:

- неэластичный спрос на сельскохозяйственную продукцию. Например, спрос на «товары Гиффена» (хлеб, картофель) растет по мере роста цен на них. Причина состоит в том, что при условии снижения доходов или общего повышения цен происходит изменение структуры питания заселения, которое переходит на более дешевые товары по сравнению с другими продуктами;

- ежегодное изменение цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, например, при благоприятных погодных условиях растет объем производства, соответственно, увеличивается предложение товара, что приводит к падению цены на него. При сокращении производства цена на продукцию растет;

- интенсивное использование природных ресурсов и средств труда эффективно только в краткосрочный период, а в долгосрочном - может привести к истощению почвы и износу техники, восстановление которых потребует больших затрат;

- сезонность аграрного производства. В силу природно-климатических условий в нашей стране урожай собирают один раз в год, при этом в остальное время осуществляется подготовка к посеву, ремонт техники, уход за посевами. Как правило, хозяйства сразу же после уборки урожая стараются продать продукцию, а вырученные средства распределяются на год до нового урожая. Кроме того, большая часть территории России находится в зоне рискованного земледелия, где производство сельскохозяйственной продукции практически невозможно из-за неблагоприятных условий.

В настоящее время мнения ученых о необходимости государственного регулирования сельского хозяйства разделяются: можно выделить сторонников стран Кернской группы, которые против вмешательства государства в аграрную экономику, и тех, кто «за» такое вмешательство, поддерживающие концепцию многофункциональности сельского хозяйства (табл. 1).

Таблица 1

Концепции стран по отношению к государственному

регулированию сельского хозяйства

Критерии   Страны Кернской группы отрицают вмешательство государства в аграрную экономику Страны, придерживающиеся многофункциональной концепции развития сельского хозяйства
Представители   15 стран, в том числе США, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Аргентина, Бразилия Экономически развитые страны с наиболее высоким уровнем государственных расходов на поддержку этой отрасли (прежде всего, ЕС, страны ЦВЕ, Япония)
Основные положения концепции Выступают за максимальную либерализацию торговли сельскохозяйственными товарами и серьезное сокращение государственной поддержки сельского хозяйства Сельское хозяйство не только производит сельхозпродукцию, но и обеспечивает продовольственную безопасность, уменьшая риски, связанные с неожиданными событиями или возможной нехваткой продовольствия в будущем, способствует сохранению земли и окружающей среды, поддержанию жизни сельского населения посредством производственной деятельности в гармонии сприродой. Сельское хозяйство во многом отличается от всех других отраслей экономики, в связи, счем к нему не могут применяться нормы ВТО, применяемые, например, к промышленности

 

Российские ученые дополняют основные положения концепции многофункциональности, представленной в табл. 1,следующими аргументами: сельское хозяйство позволяет производить биотопливо,удовлетворяет рекреационные потребности общества в форме агротуризма, обеспечивает социальный контроль над обширной территорией, сохраняет иразвивает культурные традиции [36, с. 16].

Представители стран Кернской группы рассматривают концепцию многофункциональностисельского хозяйства в качестве обоснования мероприятий,связанных с дальнейшей поддержкой сельского хозяйства. По их мнению, «подвидом сохранения живой природы и биологического разнообразия, защиты окружающейсреды и сохранения плодородного слоя почвы, страны-члены ЕС,Япония и др. смогут поддерживать и субсидировать своих сельхозпроизводителей,что противоречит принципам либерализации торговли и производства»[21,с.53-59].

Кроме того, поддержка сельскохозяйственного производства посредствомобеспечения его многофункциональных возможностей требует дополнительногофинансирования осуществляемых мероприятий. Основным источником финансирования являются средства конечных потребителей. Таким образом,предоставление помощи сельскохозяйственному сектору сдерживает приток ресурсов в другие отрасли, в которых они могли бы оборачиваться и приносить большую прибыль [21, с. 53 - 59];

Отечественный ученый Киселев С. В. считает, что «…вышеуказанные точки зрения страдают односторонностью, так как в вопросе государственного регулированияне может быть раз и навсегда единственного решения. Применениемер регулирования возможно, в том числе и в производственной сфере,однако обоснованность применения зависит не только от чисто экономических и политических факторов, но и фактора времени, умелости: применения различных механизмов, готовности институциональной системы и пр.» [15,с. 489].

Согласно Киселеву С.В., аргументами государственного регулирования сельскохозяйственного производства является несовершенство рынка. При этом государственное вмешательство также может бытьнесостоятельным.

Примером может служить «Программа стабилизации цен в аграрном секторе, которая усиливает колебание доходов сельскохозяйственных производителей. Кроме того, антициклические программы иногда имеют следствием сильноеискажение действия рыночных сил, препятствуют обоснованному размещениюресурсов между отраслями экономики, приводят к перепроизводству продукции » [15, с. 498].

Можно сказать, что эффективность развития сельского хозяйства может быть достигнута при системном подходе, учитывая интересы как рынка, так и государства, но при этом не должны бытьущемлены интересы потребителей.

Многие ученые выделяют два фактора, которые сдерживают развитие

конкурентоспособности в сельском хозяйстве:суровые природно-климатические условия;преобладание мелких хозяйств.

Следует заметить что страны, для которых характерны вышеуказанные проблемы (Норвегия, Япония, большинство членов ЕС, страны Центрально-

Восточной Европы), прибегают к протекционистским мерам, так как при современном технологическом уровне такие мелкие хозяйства не конкурентоспособны.

Реализуемые же в этих странах программы аграрной политики требуют

значительных затрат как самих ресурсов, так и времени.

Необходимость в особой аграрной политике, по мнению Назаренко В.И., объясняется природными и экономическими особенностями сельскохозяйственного производства, характером продовольствия с точки зрения, как производителей, так и потребителей. Назаренко В.И. приводит следующие аргументы необходимости государственной поддержки сельского хозяйства:

1. Сельское хозяйство в финансовом отношении не является самодостаточной отраслью в силу низкой производительности труда, сезонностью производства, высокой капиталоемкостью производства и т.д.

2. Рынок сельскохозяйственных товаров существенно отличается от других рынков товаров, является саморегулированным при условии низкой эластичности спроса и предложения и высокой эластичности цен.

3. Избежание конкуренции с импортными товарами, тем самым, создав условия для развития отечественного сельского хозяйства, отгороженного от

мирового рынка [34, с. 6 - 7].

По мнению Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б., государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но различаются формы регулирования. В централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной — на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.

При этом под государственным регулированием данные ученые подразумевают непосредственное вмешательство государства в экономику путем определения видов производимой продукции, объемов их производства, а также установления цен на продукцию [45, с. 118].

Таким образом, государство и рынок тесно взаимосвязаны, в том числе и на уровне аграрного рынка. Так, по мнению Ильина C.O., Брязгина Ю.В., аграрный рынок может выполнять свои функции только в условиях, когда рыночный механизм действует в сочетании с косвенным государственным регулированием с помощью экономических методов [11, с. 12];

Следует отметить, что в соответствии с «Концепцией внешней политики Российской Федерации», утвержденной 12.07.2008г. № Ир-Г440 [49], главным приоритетом политики РФ в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации, посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели Россия добивается максимальных выгод и сведения к минимуму рисков дальнейшей интеграции страны в мировую экономику, с учетом необходимости обеспечения экономической, энергетической и продовольственной безопасности.

Таким образом, государственное регулирование призвано стимулировать развитие экономики путем побуждения компаний к действиям, которые они не в состоянии предпринять при отсутствии внешних сил, в частности, государственной поддержки, а также сгладить негативные аспекты рыночного саморегулирования.

Многие специалисты в области сельского хозяйства уверены, что для нашей страны интересен и полезен опыт государственной поддержки сельского хозяйства зарубежных стран, в особенности с развитой экономикой. Они обращают внимание на такие меры поддержки как: поддержание уровня цен на многие виды сельскохозяйственной продукции; выделение дотаций на один гектар земельной площади, условную голову скота; льготное кредитование крестьян путем частичной компенсации процентной ставки из бюджетных средств; установление щадящего налогообложения сельскохозяйственных предприятий; финансирование научных исследований в области сельского хозяйства; развитие сельской инфраструктуры за счет бюджетных средств; разработка и принятие нормативно-правовых актов в области сельского хозяйства.

Показательно, что в США, ЕС и в других развитых странах государство

регулярно оказывает всестороннюю поддержку сельскому хозяйству.

П. Самуэльсон выделяет четыре основных направления государственных программ развития сельского хозяйства [73, с. 426], перечень которых представлен на рис.1.

Обобщая вышесказанное, отметим, сельскохозяйственная политика многих развитых стран направлена на создание «иллюзий рынка», чтобы скрыть степень субсидирования сельскохозяйственного производства, основным инструментом которой является косвенная поддержка, которая обеспечивается через искусственно высокие розничные цены.

Государственное регулирование аграрной экономики охватывает не

только сельское хозяйство, но и связанные с ним отрасли: торговля сельскохозяйственной продукцией (в том числе и внешняя), социально-культурная деятельность (развитие сельских территорий, обеспечение их водоснабжение, газоснабжением, строительством дорог и иной инфраструктурой) и др.

Рис.1. Основные направления государственных программ по развитию

сельского хозяйства

В целом государственное регулирование по степени влияния на производство классифицируется на меры неискажающие и искажающие производство.

Меры, неискажающие производство, могут быть реализованы только при отсутствии какого-либо государственного регулирования, что трудно осуществимо в современном мире (может существовать только при наличии совершенной конкуренции), тем более в сельскохозяйственном производстве из-за его специфических особенностей. Однако тенденции развития мировой экономики стремятся к установлению такого регулирования.

К мерам, искажающим производство, относятся действия государства

путем ограничения производства сельскохозяйственной продукции, обеспечения «многофункциональности», заключающееся в решении социально-культурных, продовольственных проблем, и поддержки сельскохозяйственного производства.

Воздействие государства на экономику осуществляется, в основном, административными (принятие законов; программ развития сельского хозяйства) и экономическими мерами (предоставление денежных средств и иных активов, льготное налогообложение, реструктуризация задолженности).

Меры экономического регулирования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Механизмы государственного регулирования

Механизмы регулирования Виды государственной помощи Пояснения
Финансовые   Субсидии, дотации, компенсации Продуктовые (на голову скота или единицу земельной площади); инвестиционные (прямые инвестиции государства или субсидирование), дотирующие покупку и использование средств производства, поддерживающие определенный уровень доходов
Реструктуризация долгов Создание условий для возвращения долгов государству. В качестве долга может быть задолженность по налогам в бюджеты, по централизованным кредитам, по выплатам во внебюджетные фонды
Страхование Заключается в компенсации части затрат на уплату страховых взносов. В РФ применяется страхование урожаев, в Германии - страхование доходов сельскохозяйственных организации
Прочие Расходы, на образование, науку, стимулирование структурных сдвигов, развитие сельской инфраструктуры и т.д.
Кредитные Компенсации, гарантии, вклады в уставный капитал банка   Предоставление государством возможности получения сельскохозяйственными организациями льготного кредита, компенсация части затрат на уплату процента
Налоговые Льготы по уплате налогов, специальных режимов налогообложения   В России предусмотрены льготы сельскохозяйственным организациям по налогу на прибыль, налогу на имущество и т.д., а также предоставлено право перехода на упрощенный режим налогообложения
Ценовые Субсидии Устанавливаются цены на отдельные виды сельскохозяйственной продукции
Закупочные и товарные интервенции Относится к косвенному регулированию и осуществляется на основе принятых в стране нормативных актов
Таможенные Таможенные пошлины Установление таможенных пошлин на импортную и экспортную продукцию

 

При этом, государство регулирует такие сферы деятельности как: производство; потребление; доходы; цены и рынки; регулирование социального развития и структурной политики.

В табл. 3 представлена классификация государственной помощи по видам, способам предоставления, степени искажения производства и фактическому использованию, позволяющие распределить информационные потоки о движении государственной помощи.

Таблица 3

Классификация государственной помощи

Классификационный признак Классификация
в РФ в международных организациях
Виды государственной помощи - субсидии (безвозмездная и безвозвратная в целях возмещения затрат или недополученных доходов); - дотации (безвозмездные и безвозвратные без установления направлений и условий их использования); - бюджетные инвестиции (возникает право на эквивалентную часть в уставном капитале); - бюджетные кредиты (в зависимости от условий их предоставления). (согласно БК РФ) - субсидии; - бюджетные кредиты; - дотации; - субвенции; - премии; - льготное налогообложение; - реструктуризация долгов; - предоставление государством гарантий и поручительств; - регулирование рыночных цен. (согласно требованиям организаций: ВТО, ОЭСР, Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана)
Способы предоставления государственной помощи непосредственное предоставление бюджетных средств в виде денежных средств или иного имущества - непосредственное предоставление бюджетных средств в виде монетарных и немонетарных активов; - невостребованные государством доходы.
По степени возвратности - безвозмездная; - безвозвратная. - условная; - безусловная.
По степени влияния на производственную деятельность классификация по данному признаку отсутствует - искажающая производство; - ограничение производства; - не искажающая или наименее искажающая производство.
По сферам деятельности - производство (в виде компенсации затрат); - доходы (при условии не снижениями (или) увеличения объемов производства, что характерно для России, а также несвязанная помощь);
Окончание таблицы 3
- потребление (оказание продовольственной помощи);

- услуги (предоставление информационных, консультационных, др.);

- цены, рынок (поддержка рыночных цен, проведение интервенций);

- социальное развитие (развитие сельской инфраструктуры).

По периодам признания - краткосрочная (признается в том периоде, когда получена); - долгосрочная (признается в тех периодах, к которым относится, в определенной пропорции).
По фактическому использованию   -целевое; -нецелевое; -эффективное; -неэффективное. -целевое; -нецелевое.
По источникам предоставления -федеральный бюджет; - региональный бюджет; - местный бюджет. - государство; - публичный орган; - иные организации, действующие от имени государства.

 

Следует отметить, что, учитывая требования международных организаций, в частности ВТО, государственную помощь следует классифицировать, также и по степени искажения производства. Так, к помощи, искажающей производство относится компенсация затрат на приобретение оборотных и внеоборотных активов, а наименее искажающей — несвязанная с объемами производства поддержка доходов организаций и т.д.

Анализируя направления реализации программы развития сельского хозяйства в России, следует отметить, что государственную помощь можно распределить по сферам деятельности на производство, доходы, услуги, потребление, рынок и социальное развитие.

Таким образом, устойчивое развитие сельскохозяйственных организаций обеспечится не только при эффективном и целевом использовании. Целесообразно обратить внимание на порядок осуществления государственных расходов, в том числе предоставление государственной помощи юридическим лицам, в России, который регулируется Бюджетным кодексом (БК РФ) (рис.2).

- предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат

или недополученных доходов в связи с производством и реализацией товаров.

- межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральным бюджетом бюджетам субъектов

РФ (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии для софинансирования расходных обязательств, субвенции для финансового обеспечения расходных обязательств)

- межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетом субъектов РФ федеральному и местному бюджетам (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии для софинансирования расходных обязательств, субвенции для финансового обеспечения расходных обязательств)

- бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Рис. 2. Виды предоставления средств из бюджетов разных уровней другим бюджетам бюджетной системы РФ, а также юридическим и физическим лицам

 

В соответствии со ст. 69, 78 БК РФ, предоставление субсидий юридическим лицам является видом бюджетного ассигнования. Определение последнего дано в ст. 6 БК РФ, согласно которому бюджетное ассигнование - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств [46].

Обеспечение правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств осуществляется с помощью финансового контроля и регламентируется БК РФ, а также нормативными документами субъектов РФ.

Проанализировав основные положения, формы, методы и концепции государственной поддержки, можно сделать вывод о сущности государственного регулирования сельского хозяйства.

По нашему мнению, государственная помощь экономическим субъектам АПК и, в частности, сельскохозяйственным организациям - это выраженная в денежной оценке степень воздействия государства на деятельность сельскохозяйственных организаций с целью обеспечения условий для эффективного функционирования аграрной экономики страны, решениям общественных интересов в области продовольственной, экологической, социальной безопасности населения, путем непосредственного предоставления денежных средств и иного имущества, либо отказа от взимания с организаций причитающихся ему доходов.

Государственное регулирование необходимо для эффективного развития аграрного сектора страны, обеспечения продовольственной безопасности, а также формирования, сельской инфраструктуры, сохранения культурных традиций.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных