ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Амвросий Медиоланский. ПисьмаСПОР ОБ АЛТАРЕ ПОБЕДЫ Конец 383 и первая половина 384 г. ознаменовались событиями, которые способствовали некоторому укреплению позиций язычества в христианизирующейся Римской империи. Причиной смерти императора Грациана многие считали месть отлученных от государства древних богов, оскорбленных его антиязыческими мерами. И хотя религиозная политика узурпатора Максима, принявшего крещение, оставляла мало надежд на реставрацию язычества, молодой император Валентиниан II еще не был крещен, что давало язычникам определенные шансы. К лету 384 г. ведущие лидеры языческой группировки в сенате заняли важнейшие государственные посты: Претекстат был назначен консулом, Флавиан стал префектом претория в Италии, а Симмах— префектом Рима. Разгоревшаяся в связи с обращением язычников к римскому императору полемика вошла в историю как спор об алтаре Победы. Подробно рассмотреть ход этой полемики позволяют Реляция[1] лидера языческой оппозиции Симмаха и ответы на нее в двух письмах Амвросия Медиоланского, могущественного епископа императорской столицы. Полемика происходила, когда Симмах был префектом Рима, то есть не раньше лета 384 г., и не позже смерти римского епископа Дамаса, о котором Амвросий говорит как о живом, то есть до 11 декабря 384 г. В своем обращении к императору Симмах подчеркивает, что он выступает в роли просителя, однако в то же время он пытается опереться на авторитет сената и показать его значение как главного политического органа Римской империи. Для самого Симмаха сенат был по-прежнему высшим авторитетом, и его горячая убежденность в своей правоте придавала еще больший вес его Реляции. Борьба за алтарь Победы была для Симмаха и его окружения борьбой за сохранение хотя бы видимости былого значения сената, и в этом наглядно проступает политическая сторона борьбы между язычеством и христианством. Обращает на себя внимание тот факт, что Симмах ни разу не упоминает христиан и тем более не допускает никаких выпадов в адрес христианской церкви. Реляция Симмаха была зачитана в консистории в присутствии императора, и все присутствовавшие восприняли ее довольно благосклонно. Красноречивые обороты знаменитого оратора тронули не только язычников, но даже и самих христиан. Амвросий написал два письма в ответ на Реляцию Симмаха. Первое из них[2] появилось еще до знакомства епископа с текстом Реляции и в целом представляет собой предупреждение молодому императору воздержаться от необдуманных поступков, которые, по мнению Амвросия, могли повлечь серьезные последствия. Цель этого письма — убедить Валентиниана II если не отвергнуть петицию сената с порога, то, во всяком случае, повременить с окончательным решением. Письмо написано в спешке и не содержит развернутой аргументации, зато изобилует обвинениями в адрес язычников и похвалами христианской религии. Второе письмо[3], написанное Амвросием уже после знакомства с текстом Реляции, представляет собой обдуманный и развернутый ответ на аргументы язычников. Здесь епископ ставит своей целью убедить Валентиниана II полностью отвергнуть петицию сената и доказать полезность христианства, его преимущества по сравнению с язычеством. Амвросий искусно использовал традиционные аргументы христианских апологетов, и они оказались весьма уместными. В этом письме епископ Медиолана последовательно отвечает на три основных пункта Реляции: что Рим требует исполнения старых обрядов, что жрецам и весталкам нужно платить жалование, что отказ платить жрецам повлек голод. Письма Амвросия также были зачитаны в императорском консистории. Общий исход полемики сам епископ определил следующими словами: «Тогда Валентиниан выслушал мой доклад и не сделал ничего, кроме того, что требовало дело нашей веры. И с этим согласилось его окружение» (Амвросий. Письмо 57, 3). Несомненно, аргументы Амвросия звучали более убедительно, чем доводы Симмаха. Однако следует, заметить, что успеху христиан содействовал и политический фактор: императорский двор хорошо понимал, что согласие с язычниками может вызвать сильную оппозицию со стороны христианства, поддержка которого в условиях явной опасности со стороны узурпатора Максима была так необходима. Своеобразным послесловием к спору об алтаре Победы между Симмахом и Амвросием явилось еще одно письмо Амвросия, написанное 10 лет спустя в адрес узурпатора Евгения, который, чувствуя слабость своего положения, решил сделать последнюю ставку на язычество. Оказавшись в Риме в 393 г., Евгений принял еще одну делегацию язычников с просьбой восстановить былой статус древней религии и уступил, хотя это было сделано с таким расчетом, чтобы приобрести опору в среде язычников, но в то же время не оттолкнуть христиан: Евгений не издал специального декрета о восстановлении язычества, а лишь щедро наградил самих просителей, то есть фактически в замаскированной форме выделил субсидии на языческий культ и частично вернул храмам утраченное. Одновременно были направлены средства христианским епископам, дабы продемонстрировать полную веротерпимость. Уступки Евгения язычеству вызвали бурю негодования со стороны Амвросия. Политический ход Евгения с дарами христианам успеха не имел: проницательный епископ разглядел за этим хитрую уловку, решительно отверг дары и сделал всё, чтобы лишить Евгения всякой поддержки со стороны церкви. Когда Евгений в конце лета 393 г. намеревался въехать в Медиолан, Амвросий демонстративно покинул свою епископию и написал узурпатору из добровольной ссылки письмо, являвшееся фактическим отлучением от церкви (письмо 57), что предопределило поражение узурпатора. Письма Амвросия Медиоланского и Реляция Симмаха об Алтаре Победы позволяют подготовить доклады и курсовые работы на следующие темы: Спор об алтаре Победы как отражение христианизации Римской империи в IV в. 2. Политический аспект борьбы язычества и христианства в IV в. 3. Причины победы христиан в споре об алтаре Победы. 4. Проблема религиозной терпимости в споре об алтаре Победы. Литература к теме: Адамов И.И. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 1915; Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV в. М., 1892; Казаков М.М. Рим на пути от язычества к христианству. Алтарь Победы // Вестник древней истории. 1995. № 4; он же. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск, 1995; Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий и его царствование в церковно-историческом отношении. Сергиев Посад, 1913. Амвросий Медиоланский. Письма Перевод сделан по изданию: Patrologiae cursus completus. Series Latina, ed. J.-P.Migne. Vol.XVI. Paris, 1880. Переводи комментарии М.М. Казакова. Письмо XVII [4] Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|