ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОПИСАНИЯ И КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВВ конце 60-х гг. XX в. отчетливо проявилось стремление всех стран, активно участвующих в международной торговле, добиться рационализации и гармонизации данных торговой документации, и в частности максимально унифицировать систему кодирования в отношении стран, единиц количественных измерений, видов транспорта, требований к условиям транспортировки, и в первую очередь, конечно, в отношении самих товаров. В самом деле, несмотря на существование единых международных номенклатур для статистических и тарифных целей, в силу различных причин один товар в ходе единичной международной сделки мог быть по-разному классифицирован до 17 раз, пока он, наконец, доходил до своего конечного потребителя. Такое положение вещей, естественно, удорожало, и порой значительно, продажную стоимость товара и наносило таким образом ущерб потребителям и самим производителям. Развитие технических средств автоматизированной обработки и передачи данных давало реальную возможность решить названную про- 84 Раздел 1. Роль классификации в международной торговле блему, однако лишь в том случае, если для идентификации товара использовался бы единый международно-признанный код. Работы по изучению данной проблематики сконцентрировались в рамках Европейской экономической комиссии ООН, в ее рабочей группе по вопросам упрощения процедур международной торговли. В начале 70-х гг. представители СТС обсудили ход работ с другими международными организациями, и на совещании ЕЭК ООН было признано, что СТС является наиболее приемлемой организацией для того, чтобы вести изучение и практическую реализацию вопросов, связанных с описанием и кодированием товаров, обращающихся в международном товарообмене. Спустя 13 лет исследовательская и подготовительная работа, осуществленная под эгидой СТС, вылилась в создании Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и новой Конвенции о ее внедрении. Ввиду того что основной целью ГС является удовлетворение нужд и требований всех органов, организаций и лиц, участвующих и обслуживающих международную торговлю, в состав Комитета по ГС, куда поначалу были включены только представители таможенных служб различных стран, вошли и представители ряда национальных и международных организаций. Всего в работе Комитета по ГС и его рабочей группы приняли участие представители около 60 стран и более 20 международных и национальных организаций путем подачи своих предложений, замечаний, комментариев к предложениям или посредством участия в процессе принятия конкретных решений простым большинством голосов1. В соответствии с общими принципами, установленными рабочей группой Комитета по ГС, данная система описания и кодирования товаров должна была ≪развиться≫ не только из взаимно сопоставимых НСТС и СМТК Ред. 2, но и учитывать широкий спектр прочих товарных классификационных систем. Некоторые из них базировались на НСТС (например, таможенный тариф Японии), в то время как другие развивались ранее самостоятельно (таможенные тарифы США и Канады). Кроме того, учитывались и разнообразные транспортные номенклатуры: Стандартизированная товарная номенклатура Международного железнодорожного союза; Всемирная классификация авиагрузов Международной ассоциации воздушного транспорта; Фрахтовый тариф Ассоциации вест-индских трансатлантических пароходных линий и Стандартизированный товаротранспортный код. 1 Огнивцев В., Хоциалов В. О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров / / Внешняя торговля. — 1987. — № 1. Глава 4. Гармонизированная система описания и кодирования товаров 85 Для того чтобы тот или иной товар получил в новой номенклатуре самостоятельное описание (отдельную базисную позицию), необходимо соблюдение одновременно двух условий: товар должен обладать отличительным признаком, позволяющим выделить его в отдельный класс, и должен представлять интерес минимум для двух государств. Этот интерес необходимо было обосновывать, причем наиболее весомым аргументом в пользу создания отдельной товарной позиции или субпозиции являлись данные международной и национальной статистики об объеме международной торговли каждым конкретным товаром. Таким образом, проект ГС разрабатывался как номенклатура, структурно разделенная на несколько различных уровней, основанная в первую очередь на детально пересмотренной НСТС с ее 4-значными цифровыми позициями, дополняемыми подпозициями. Пересмотр и поправки к НСТС как таковой, будучи в специфической компетенции Комитета по номенклатуре, учрежденного Конвенцией о Брюссельской тарифной номенклатуре 1950 г., были распространены и на новые тексты, относящиеся к уровням товарных позиций, по общему соглашению между комитетами СТС по ГС и по номенклатуре. С введением в действие ГС функции Комитета по номенклатуре в соответствии с нормами новой Конвенции перешли к Комитету по ГС. Что же касается разбивки, или детализации, товарных позиций на подпозиции, или субпозиции, последние были обозначены двумя дополнительными цифрами. Таким образом, субпозиции идентифицируются шестизначным цифровым кодом. Отдельная идентификация в ГС товаров либо групп товаров принималась лишь в случае достижения соглашения между участниками о том, что данные товары или группы товаров действительно играют существенную роль в международной торговле. В мае 1973 г. был одобрен отчет СТС по созданию ≪Гармонизированной системы описания и кодирования товаров≫ (ГС). К 1976 г. общая концепция новой Гармонизированной системы описания и кодирования товаров приобрела конкретные очертания. В ноябре этого же года Статистический комитет ООН признал, что предлагаемая комбинированная товарная номенклатура, которая отвечает требованиям и производства, и торговли, должна играть важнейшую роль и содержать для товаров, обращаемых в международной торговле, элементы комбинированной классификации данного описания товара. К началу 1981 г. Комитет по ГС завершил подготовительную работу по Системе. Только с этого момента действительное существо ГС на86 Р аз де л 1. Р ол ь к ла сс иф ик ац иивм еж ду на ро дн ойт ор го вл е чало проявлять себя полностью в своем значении и проблемах. Если в некоторых аспектах ГС могла рассматриваться, как уже указывалось, в качестве ответвления действующих НСТС и СМТК Ред. 2, то по существу она превратилась в абсолютно новую 6-значную цифровую номенклатуру для перемещаемых в международном товарообороте изделий и предметов. Именно в качестве таковой она призвана со временем полностью заменить НСТС на международном уровне, поэтому для достижения этой цели была разработана Международная конвенция по ГС и проведены соответствующие мероприятия в связанных областях. К июню 1983 г. Комитет по ГС совместно с Комитетом по номенклатуре провел полный пересмотр уже частично согласованных текстов и решил ряд возникших при этом технических проблем. Параллельно было достигнуто соглашение в отношении положений Международной конвенции, на основании которой ГС будет введена в действие. Одним из существенных итогов этой работы Комитета было достижение договоренности о возможности развивающихся стран частично применять ГС на уровне меньшем, чем 6 знаков (но не менее 4), в тех случаях, когда их участие в международной торговле или административные ресурсы объективно позволяют лишь такое частичное применение. Ввиду того что не вся вспомогательная работа по ГС была закончена, в частности разработка пояснений к Номенклатуре, СТС принял решение о создании Промежуточного (Временного) комитета по ГС для ведения и наблюдения за применением ГС до вступления новой Конвенции в силу. Кроме того, данный Временный комитет по ГС совместно с Комитетом по номенклатуре учредил совместную рабочую группу для окончания разработки пояснений к Номенклатуре ГС. 14 июня 1983 г. в Брюсселе на 61/62 сессиях Совет Таможенного сотрудничества утвердил окончательный вариант проекта Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и открыл Конвенцию для подписания1. Первоначальным намерением Совета являлось введение Конвенции по ГС в действие только с 1 января 1985 г., и соответствующая статья Конвенции (ст. 13) исходила из этих сроков. Это объяснялось необходимостью подготовки пояснений СТС к Гармонизированной системе, которые были бы наиболее успешными лишь в случае выявления проблем в ходе фактического применения ГС. Ряд стран перешли на ГС сразу же после утверждения окончательного варианта Конвенции, и за два года накопилось немало полезного опыта. Для отслеживания практики 1 Текст на русском языке см.: Таможенные ведомости. —1996. —№ 8. —С. 73—5. Г ла ва4. Г ар мо ни зи ро ва нн аяс ис те мао пи са ни я ик од ир ов ан ият ов ар ов 87 применения и подготовки пояснений к ГС в переходный период на тех же 61/62 сессиях СТС решено было создать Временный комитет по ГС. Однако различные задержки административного характера и переговоры по вопросам применения ст. XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле, вызванные необходимостью перевода тарифов на ГС, повлекли за собой изменение первоначально запланированной даты. Новый срок введения Конвенции в действие был установлен на 1 января 1988 г. Для обеспечения выполнения данного срока СТС 24 июня 1986 г. (на своих 67/68 сессиях) утвердил Протокол поправок к Конвенции по ГС, где было предусмотрено вступление Конвенции в силу ≪по истечении не менее трех месяцев после того, как не менее семнадцати государств, таможенных или экономических союзов подпишут ее без оговорки о ратификации или передадут на хранение свои документы о ратификации или присоединении, но не ранее 1 января 1988 года≫. К концу 1987 г. Конвенцию подписали 53 страны и ЕЭС, что дало основание СТС объявить о вступлении ее в силу с 1 января 1988 г. Конвенция о ГС действует бессрочно. В соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 1004 от 12.08.1988 г. ≪О введении в СССР Гармонизированной системы описания и кодирования товаров≫ ГС начала применяться на территории СССР. Этапы последующего развития ГС представлены на рис. 4.1. Р ис 4.1. Э та пыр аз ви ти я Г С 88 Р аз де л 1. Р ол ь к ла сс иф ик ац иивм еж ду на ро дн ойт ор го вл е Гармонизированная система, которую уже сегодня в большинстве стран используют в качестве единого классификатора товаров, отвечающего современным потребностям статистических служб, таможенных органов, транспортных организаций и коммерческих структур, можно сказать, знаменует собой открытие нового этапа в многолетней истории стандартизации и разработки международных классификационных систем, дает широкие возможности для углубления сотрудничества в сфере международной торговли. 4.2. М ナЖ トУ ヘА ミО トН タЯК ホН ツЕ ヘЦ ネЯ ОГ タР フО ヘИ ヌИ ミО ツА ヘН ホЙС ネС メЕ フЕ О マИ ムА ヘИ ゚ ИК ホД ネР ホВ タН ネЯТ ホВ タР ホВ Для того чтобы обеспечить практическое использование ГС возможно большим числом стран,СТС была разработана Международная конвенция о ГС, предложенная государствам для подписания в июне 1983 г. (приложение 3). С 1 января 1988 г. вступила в силу Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Два экземпляра Конвенции о ГС, на английском1 и французском языках, сданы на хранение Генеральному секретарю СТС. Все участники Конвенции о ГС получают заверенные копии. Россия присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования 1 января 1997 г.2 До этой даты номенклатура ГС вместе с ГС-производной Комбинированной номенклатурой ЕС применялась в России де-факто, так как на ее основе 3 ноября 1995 г. была создана девятизначная Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), введенная в действие Соглашением о единой ТН ВЭД СНГ3. В Конвенции излагаются цели создания ГС, сфера ее применения, закрепляется правовой механизм использования ГС странами —участницами Конвенции, их обязательства, порядок работы по дальнейшему совершенствованию системы. 1 http://www.wcoomd.org/files/l. %20Public %20files/PDFandDocuments/Conventions/ Hsconve21.pdf 2 Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 г. № 372 ≪О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров≫ / / Собрание законодательства РФ. —1996. —№ 15. —Ст. 1619. 3 Российская газета (≪Ведомственное приложение≫). —1996 —№ 22. —3 февраля. Г ла ва4. Г ар мо ни зи ро ва нн аяс ис те мао пи са ни я ик од ир ов ан ият ов ар ов 89 Главная цель создания Номенклатуры Гармонизированной системы (НГС), как указывается в преамбуле к Конвенции, заключается в том, чтобы: •содействовать международной торговле; •упростить сбор, сопоставление и анализ статистических данных, в особенности относящихся к международной торговле; •уменьшить расходы, вызываемые повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли, способствовать стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных; •унифицировать коммерческие и таможенные документы, их обработку и т. д. Заключение новой международной Конвенции обусловливается следующими причинами: •важностью точных и сопоставимых данных для ведения международных торговых переговоров; •целесообразностью использования новой Гармонизированной системы для транспортных тарифов и статистики грузоперевозок различными видами транспорта; •возможностью более широкого использования Гармонизированной системы в других системах описания и кодирования товаров; •необходимостью установления возможно более тесной взаимосвязи между статистикой внешней торговли и статистикой производства; •сохранением тесной взаимосвязи между Гармонизированной системой и Стандартной международной торговой классификацией (СМТК) Организации Объединенных Наций; •важностью учета в Гармонизированной системе изменений в технологии производства товаров или структуре международной торговли. С учетом вышеизложенного, принимая во внимание работу, проделанную в этой области Комитетом по Гармонизированной системе, созданным Советом таможенного сотрудничества, заключение новой международной конвенции оказалось эффективным инструментом для достижения этих целей. Для правильного толкования Конвенции в ст. 1 приведены основополагающие понятия и определения для основных видов номенклатур, применяемых в сфере внешнеэкономической деятельности. 90 Р аз де л 1. Р ол ь к ла сс иф ик ац иивм еж ду на ро дн ойт ор го вл е Согласно тексту Конвенции, Гармонизированная система является приложением к ней и составляет ее неотъемлемую часть (ст. 1,2). При этом под Гармонизированной системой понимается Номенклатура гармонизированной системы (НГС), которая включает в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, основные правила интерпретации, приведенные в приложении к Конвенции (п. ≪а≫ ст. 1). Основные условия присоединения к Конвенции содержатся в третьей статье —≪Обязательства договаривающихся сторон≫. В Международной конвенции о ГС установлено, что таможенно-тарифная и статистические номенклатуры договаривающихся сторон будут соответствовать Гармонизированной системе. Страны, применяющие Гармонизированную систему, не могут изменять классификацию товаров, должны соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе, т. е. код товара в пределах первых шести знаков, и несут обязательство применять правила интерпретации для классификации товаров (ст. 3). При этом предоставлено право договаривающимся сторонам разграничивать статистические и таможенно-тарифные номенклатуры, а также определена возможность более глубокой классификации товаров. Эти положения Конвенции обеспечивают единообразие классификации и кодирования в пределах установленного уровня для всех договаривающихся сторон. Тем самым создается основа для довольно точного описания товаров по их объективным характеристикам, которые содержатся в НГС. Данные характеристики могут быть эффективно использованы таможенными органами при проведении контроля перемещаемых товаров. Кроме того, безусловное соблюдение указанного принципа позволяет значительно уменьшить количество ошибок при составлении внешнеторговой документации, а также совершенствовать обработку статистических данных по внешнеторговому обороту различных стран. Конвенция о ГС содержит обязательство развитых стран применять шестизначную степень дробности для таможенных и статистических целей, в то время как развивающиеся страны могут ограничить свою классификационную схему четырехзначным уровнем (т. е. группа и товарная позиция). Классификационная система ГС разрешает применяющим ее странам производить дальнейшую более мелкую товарную классификацию в пределах субпозиции, если этого требуют национальные интересы. Г ла ва4. Г ар мо ни зи ро ва нн аяс ис те мао пи са ни я ик од ир ов ан ият ов ар ов 91 Общепринятая таможенная практика большинства стран разрешает экспортеру или импортеру получить информацию о том, как будут классифицированы его товары, заблаговременно, до их предоставления для таможенного контроля, с тем чтобы избежать конфликтных ситуаций. НГС обладает резервами для дальнейшего развития, облегчает и ускоряет таможенную обработку, позволяет использовать методы компьютерной обработки данных, повышает достоверность и оперативность сбора данных на международном и национальном уровнях. В целях более широкого применения НГС в мировом масштабе ст. 4 и 5 Конвенции для развивающихся стран предусмотрены гибкие условия, в том числе частичное применение, что обеспечивает приведение их национальных номенклатур в соответствие с Гармонизированной системой, а также поэтапное внедрение в течение трехлетнего периода. Для осуществления ведения НГС статьей 6 настоящей Конвенции учрежден Комитет по ГС с соответствующими полномочиями. Комитет по Гармонизированной системе собирается обычно не реже двух раз в год. Комитет по ГС обеспечивает для всех договаривающихся сторон возможность принимать непосредственное участие в его работе. В Комитете по Гармонизированной системе каждая договаривающаяся сторона имеет один голос, в качестве которых могут выступать таможенный или экономический союз, а также одно или несколько государств —членов такого союза, которые имеют совместно только один голос. Комитет устанавливает свой регламент решением, принимаемым большинством не менее чем в две трети голосов его членов. Принятый таким образом регламент утверждается Советом; он приглашает такие межправительственные или другие международные организации, какие сочтет необходимыми для участия в своей работе в качестве наблюдателей. В случае необходимости Комитет создает подкомитеты или рабочие группы и определяет состав, права на участие в голосовании и регламент таких подкомитетов или рабочих групп. Комитет по Гармонизированной системе осуществляет следующие функции: •предлагает поправки к настоящей Конвенции, с учетом потребностей пользователей и изменений в технологии производства товаров или структуре международной торговли; •разрабатывает пояснения, классификационные решения и прочие рекомендации, необходимые для интерпретации Гармонизированной системы; 92 Р аз де л 1. Р ол ь к ла сс иф ик ац иивм еж ду на ро дн ойт ор го вл е •разрабатывает рекомендации в целях обеспечения единообразных интерпретации и применения Гармонизированной системы; •сопоставляет и распространяет информацию, относящуюся к применению Гармонизированной системы; •предоставляет договаривающимся сторонам, государствам —членам Совета, а также межправительственным или другим международным организациям информацию или рекомендации по любым вопросам, касающимся классификации товаров в Гармонизированной системе. Эффективность применения настоящей Конвенции обеспечивается ст. 10 в части урегулирования споров путем переговоров, с учреждением полномочий Комитета по ГС по этому вопросу. Статьей 11 настоящей Конвенции установлено, что статус договаривающейся Стороны могут получить: •государства —члены Всемирной таможенной организации (ВТамО); •таможенные или экономические союзы, наделенные компетенцией заключать договоры, предметом которых являются некоторые или все вопросы, регулируемые настоящей Конвенцией; •любое другое государство, которому Генеральный секретарь ООН направляет приглашение по указанию ВТамО. Конвенция устанавливает, что договаривающиеся стороны не берут на себя никаких обязательств в том, что касается ставок таможенных пошлин. Статья 15 определяет, что настоящая Конвенция является бессрочной. А в статье 16 определена процедура внесения поправок следующим образом: Совет может рекомендовать договаривающимся сторонам внести поправки в Конвенцию; любая договаривающаяся сторона может уведомить Генерального секретаря о своем несогласии с рекомендуемой поправкой и впоследствии снять это возражение. Любая рекомендуемая поправка считается принятой по истечении шести месяцев с момента уведомления Генеральным секретарем об указанной поправке при условии, что до конца этого периода не было выдвинуто никаких возражений. Принятые поправки вступаю в силу в отношении всех договаривающихся сторон в следующие сроки: •в случае, когда уведомление о рекомендуемой поправке получено до 1 апреля, —с 1 января года, следующего за годом, в котором было вручено такое уведомление; Г ла ва4. Г ар мо ни зи ро ва нн аяс ис те мао пи са ни я ик од ир ов ан ият ов ар ов 93 •в случае, когда уведомление о рекомендуемой поправке получено 1 апреля или позднее, —с 1 января после года, следующего за годом, в котором было вручено такое уведомление. Статистические номенклатуры каждой договаривающейся стороны и ее таможенно-тарифная номенклатура или комбинированная тарифно-статистическая номенклатура должны быть приведены в соответствие с Гармонизированной системой с учетом внесенных в нее поправок в установленный срок. Таким образом, каждая новая редакция НГС вступает в силу всегда с 1 января. Поправки могут касаться как самого текста Конвенции о ГС, так и текста приложения, т. е. номенклатуры ГС. Значительные поправки в номенклатуры ГС вносились в 1996, 2002, 2007 и 2012 гг.1 Принятые поправки влекут международно-правовую обязанность каждого участника Конвенции в установленные сроки привести в соответствие с дополненной Гармонизированной системой свою статистическую и таможенно-тарифную либо единую таможенно-статистическую номенклатуру. На современном этапе Конвенция о Гармонизированной системе является эффективным инструментом ведения международной номенклатуры описания и кодирования товаров. По состоянию на 05 марта 2012 г. Гармонизированную систему описания и кодирования товаров применяют 206 стран, территорий, таможенных и экономических союзов2. 4.3. С メР モК メУ ミАГ タР フО ヘИ ヌИ ミО ツА ヘН ホЙ С ネС メЕ フЫО マИ ムА ヘИ ゚ ИК ホД ネР ホВ タН ネЯТ ホВ タР ホВ Гармонизированная система —это международно принятая стандартизированная система наименований и кодов для классификации товаров. Как и любой экономический классификатор, ГС имеет свою структуру. Отличительной чертой классификационной системы ГС является комплексность. В структуру ГС входит номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, основные правила интерпретации, примечания к разделам, группам и субпозициям (рис. 4.2). 1 http://www.wcoomd.org/home_hsnomenclaturetable2012.htm 2 http://www.wcoomd.org/home_hsoverviewboxes.htm 94 Р аз де л 1. Р ол ь к ла сс иф ик ац иивм еж ду на ро дн ойт ор го вл е Р ис 4.2. С тр ук ту раГ ар мо ни зи ро ва нн ойс ис те мы ГС обладает следующими свойствами: •деление товаров на группы основано на конкретных данных. Не допускается теоретическое разделение товаров на группы, которое является бесполезным в целях внешнеторгового регулирования (например, различие между тканями красного и черного цветов); •для исключения произвольности группы товаров не пересекаются по содержанию; •принципы разграничения товаров объективны. Критериями разграничения являются: материал, из которого сделан товар, функции, выполняемые товаром, степень переработки, принадлежность товаров к определенной отрасли промышленности и др.; •включает четкие определения и правила, оговаривающие случаи частичного совпадения содержания товарных позиций; •взаимосвязана с другими классификациями, используемыми в той же области, и пригодна для длительного использования; •соблюдены определенные правила кодирования, отраженные в структуре кода. Г ла ва4. Г ар мо ни зи ро ва нн аяс ис те мао пи са ни я ик од ир ов ан ият ов ар ов 95 В номенклатуре ГС соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам. Отнести каждый товар только к одной классификационной группировке возможно благодаря элементам структуры: •основным правилам; •примечаниям к разделам, •примечаниям к группам (содержащим в том числе примечания к товарным позициям), субпозициям. Шесть основных правил содержат основополагающие принципы построения классификационной системы и предусматривают последовательное включение конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем в соответствующую субпозицию. Примечания, разработанные почти ко всем разделам и группам (в некоторых случаях —к субпозициям), образуют неотъемлемую часть ГС и имеют юридическую силу. Условная структурная схема ГС показывает место примечаний. Назначение примечаний —определить точные объемы и пределы каждой классификационной группировки. В зависимости от обстоятельств это достигается: •определениями, устанавливающими границы группировок; •списком товаров, исключаемых из раздела, группы, товарной позиции или субпозиции; •неполным списком типичных примеров, включаемых в ту или иную классификационную группировку; •сочетанием двух или всех трех вышеперечисленных методов при определении границы и объема каждой классификационной группировки. Для обеспечения единообразного понимания классификации и ускорения поиска нужных товаров Всемирной таможенной организацией разработаны подробные вспомогательные публикации на английском и французском языках: 1. Пояснения к Гармонизированной систем≫ (Explanatory Notes to the Harmonized System). 2. Алфавитный указатель к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и к Пояснениям к ней (Alphabetical Index to the Harmonized Commodity Description and Coding System and its Explanatory Notes). Ни один из имеющихся в мире товарных классификаторов не снабжен столь детальными пояснениями, как Гармонизированная система. 96 Р аз де л 1. Р ол ь к ла сс иф ик ац иивм еж ду на ро дн ойт ор го вл е Это значительно облегчает единое толкование и определение терминов, правильное понимание содержания классификационных группировок, что необходимо при определении ставок таможенных пошлин, при сопоставлении данных внешней торговли различных стран и проведении экономико-статистического анализа. С с е ак а с ф к ц иГ ム Система классификации ГС является основным элементом структуры номенклатуры (НГС). Объектом классификации являются все товары, обращающиеся в международной торговле. Различают пять уровней классификации: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, субпозиции первого и второго уровней. Высшим уровнем классификации являются разделы, их 21. Число групп, товарных позиций и субпозиций распределяется следующим образом: группы (по нумерации) —97, товарные позиции — 1221; субпозиции —50521. Что касается групп, то в ГС имеется одна резервная группа —77 (для возможного применения в будущем на международном уровне с целью расширения номенклатуры товаров при ее пересмотре), а также две группы —98 и 99, которые могут быть использованы в национальной практике отдельных стран для выделения специфических товаров, например услуг материального характера. В отдельных группах для удобства поиска товаров предусмотрен дополнительный уровень детализации —подгруппа. Согласно ГС, классификация товаров производится по совокупности их признаков. Так, при формировании разделов используются следующие признаки: •происхождение, вид материала, из которого изготовлен товар (≪Живые животные и продукция животноводства≫, ≪Продукты растительного происхождения≫, ≪Минеральные продукты≫, ≪Пластмассы и изделия из них...≫, ≪Кожевенное сырье, кожа, натуральный мех и изделия из них...≫, ≪Древесина и изделия из древесины...≫ и т. д.); •назначение (≪Готовые пищевые продукты...≫, ≪Обувь, головные уборы...≫, ≪Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование...≫, ≪Средства наземного, воздушного и водного транспорта...≫ и т. д.); 1 По состоянию на 23 августа 2012 г. Г ла ва4. Г ар мо ни зи ро ва нн аяс ис те мао пи са ни я ик од ир ов ан ият ов ар ов 97 •химический состав или принадлежность к химической промышленности (≪Жиры и масла животного и растительного происхождения... ≫, ≪Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности...≫). Таким образом, из 21 раздела НГС 10 разделов формируются по сырьевому признаку, 8 —по функциональному назначению, остальные —по химическому составу или принадлежности к продукции химической промышленности. Группы формируются по принципу последовательности обработки товара, или, как еще его называют, принципу производства (от сырья до полуфабрикатов и готовых изделий), в сочетании с вышеназванными признаками. Например, живые свиньи —в группу 01, свинина — в группу 02, изделия из свинины —в группу 16, а сумочки из свиной кожи —в группу 42. Из данного примера видно, что для сырья и полуфабрикатов решающую роль играет материал, а при многократной переработке товара важнейшим является его назначение. Наряду с этим встречаются и смешанные формы, когда свойства материала играют решающую роль в рамках назначения. Следует обратить внимание и на то, что товары с наибольшей степенью обработки относятся в группы с большим номером. При построении товарных позиций и субпозиций в каждой группе применяется своя последовательность признаков, которая обязательно включает степень обработки (переработки), назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, и его значение в мировой торговле. Для групп, образованных по сырьевому признаку, в основном используется при дальнейшей детализации степень обработки товаров. Так, текстильные материалы классифицируются в специально отведенных для них группах —от сырья до готовых тканей. Для групп, которые сформированы по назначению (≪Головные уборы≫, ≪Обувь≫), либо сохраняется признак назначения, либо применяется сырьевой признак. При образовании субпозиций во всей номенклатуре используется значение товара в мировой торговле. Почти все разделы и другие уровни классификации снабжены подробными примечаниями, уточняющими объем и пределы каждого из них. Примечания значительно облегчают единое толкование терминов и определение классификационных группировок, что является необходимым условием при установлении ставок таможенных пошлин и иных платежей, а также при сопоставлении таможенных тарифов и данных по внешней торговле различных стран и при проведении экономико-статистического 98 Р аз де л 1. Р ол ь к ла сс иф ик ац иивм еж ду на ро дн ойт ор го вл е анализа. Все они имеют юридическую силу и являются составной частью Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. С с е ак д р в н явГ ム В номенклатуре ГС принят цифровой алфавит кода, причем для разделов и подгрупп используются римские цифры, а для товарных групп, позиций, субпозиций —арабские. Коды разделов и подгрупп не взаимосвязаны друг с другом, также как и с кодами групп, товарных позиций и субпозиций. Для товарных ≪подпозиций≫ не предусмотрен цифровой код, они обозначены дефисом ≪-≫, который проставляется перед их наименованием. Следует отметить, что применение дефисной системы —уникальная особенность классификатора, позволяющая глубже понять уровни классификации и кодирования. Она также расширяет возможности создания классификационных группировок товаров. Структура шестизначного кодового обозначения построена по десятичной системе и включает код группы, товарной позиции и товарной субпозиции (рис. 4.3). XX ----- Г РУ ПП А Р ис 4.3. С тр ук ту рак од а вн ом ен кл ат ур е Г С Для установления единой разрядности цифрового кода принято дополнять нулем разряды, которые в дальнейшем не детализируются. Длина кода составляет 6 разрядов, однако для однозначного восприятия уровней детализации после 4-го знака (товарная позиция) предусмотрен пробел. Таким образом, основание кода равно семи. При построении товарных позиций используется следующий метод: из группы товаров выделяется один или несколько видов товаров, наиболее широко представленных в мировой торговле, а для остальных видов предназначается обобщенная классификационная группировка, так называемые ≪корзиночные≫ товарные позиции (≪basket provisions≫) Г ла ва4. Г ар мо ни зи ро ва нн аяс ис те мао пи са ни я ик од ир ов ан ият ов ар ов 99 или ≪остаточные≫ субпозиции (обозначаемые словом ≪прочие≫)1, в которых классифицируются товары, в других группах особо не поименованные. ≪Прочие≫ группировки в номенклатуре ГС расположены на всех уровнях детализации, но основное количество —на последнем уровне. Подсчитано, что на них приходится более 1/4 всех товарных субпозиций. В НГС принято выделять субпозиции ≪прочие≫ на уровне пятого и шестого знаков шестизначного кода цифрами 8 и 9. При необходимости последние могут быть детализированы Всемирной таможенной организацией без нарушения общей системы. Система кодирования номенклатуры допускает более глубокую детализацию номенклатуры товаров, что широко используется в мировой практике при разработке национальных таможенных и статистических классификаторов, путем прибавления дополнительных разрядов к коду. Например, Национальная система классификации товаров США содержит 4 дополнительных разряда, т. е. имеет 10-разрядный код. Интегрированная система ЕС —TARIC имеет 14-разрядный код товара. Значителен резерв классификации товаров на уровне разделов (практически неограничен). Дополнительные возможности создают три резервные группы —77, 98 и 99. На уровне товарных позиций и субпозиций он превышает 80 %. О ъ к к а с ф к ц и вГ р о и и о а н йс с е е Гармонизированная система играет ключевую роль в развитии Международной системы классификаций, являясь основой для центральных классификаций продукции. Гармонизированная система в основном охватывает материальные объекты, т. е. изделия, которые имеют материальное выражение, она также включает и электричество. Гармонизированная система не охватывает услуги, но включает физические ≪проявления≫ услуг (например, архитектурные планы, дискеты с программным обеспечением и т. д.). Необходимо отметить, что в ГС применяются различные термины, позволяющие идентифицировать товар как объект классификации. Рассмотрим эти терминологические особенности с учетом их товароведной характеристики. 1 http://www.customs.gov.: What Every Member of the Trade Community Should Know About: Tariff Classification. Информационная публикация Таможенной службы США, февраль 2012, с. 4. 100 Р аз де л 1. Р ол ь к ла сс иф ик ац иивм еж ду на ро дн ойт ор го вл е Исходя из полного наименования объектом классификации в ГС является товар. Т в р —любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи1. Понятия ≪товар≫ и ≪продукт≫ различаются тем, что продукт становится товаром, будучи предложен рынку. П о у т —это результат процесса. Продукция может быть материальной, как, например, велосипед или бензин, или нематериальной, например услуги и ноу-хау. К наиболее существенным признакам систематизации и распределения продукции относятся: сфера изготовления и реализации, степень переработки. Отраслевой принцип с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта разделяет на сферу материального производства и непроизводственную сферу. К сфере м т р а ь о оп о з о с в относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, перемещения грузов, хранения продукции, сортировки, упаковки и в форме других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Таким образом, к сфере материального производства отнесены промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы, пр. Т в р н р д о оп т е л н я —товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью2. Р 50—05—0—3 установлено, товары народного потребления —это продукция, предназначенная для продажи населению с целью непосредственного использования ее для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Некоторые виды продукции могут одновременно использоваться как продукция производственно-технического назначения и как товары народного потребления. 1 ГОСТ Р 51303-99 ≪Торговля. Термины и определения≫. 2 Там же. Г ла ва4. Г ар мо ни зи ро ва нн аяс ис те мао пи са ни я ик од ир ов ан ият ов ар ов 101 Торговля товарами народного потребления является розничной торговлей. Розничная торговля —это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Товары народного потребления в товароведении делят на непродовольственные товары и пищевые продукты. Отдельно рассматриваются табачные изделия. Н п о о о ь т е н йт в р —продукт производственного процесса, предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира1. Важнейшими классификационными признаками непродовольственных товаров являются: •назначение (обувные, одежные товары); •исходные материалы (резиновая и кожаная обувь); •особенности конструкции (костюмы и комплекты одежды); •способ производства (посуда выдувная и прессованная). П щ в яп о у ц я включает продовольственное сырье, пищевые продукты и их ингредиенты, этиловый спирт и алкогольную продукцию. П щ в йп о у т —продукт животного, растительного, минерального или биосинтетического происхождения, предназначенный для употребления в пищу человеком как в свежем, так и в переработанном виде. К пищевым продуктам относят напитки, жевательную резинку и любые вещества, применяемые при изготовлении, подготовке и переработке пищевых продуктов, но не относят косметическую продукцию, табачные изделия и вещества, используемые только в качестве лечебных средств2. Пищевая продукция включает группы: зерномучных товаров; хлебобулочных товаров; плодоовощных товаров; кондитерских товаров, сахара, крахмала и меда; пищевых жиров; молочных продуктов; яичных продуктов; мясных продуктов; рыбных продуктов; чай, кофе, соки, воды и винно-водочные изделия. Товароведная классификация сельскохозяйственного сырья осуществляется по следующим признакам: •происхождение (растительные, животные, вторичные); 1 ГОСТ Р 51121-97 ≪Товары непродовольственные. Информация для потребителей. Общие требования≫. 2 ГОСТ Р 51074-97 ≪Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования ≫. 102 Р аз де л 1. Р ол ь к ла сс иф ик ац иивм еж ду на ро дн ойт ор го вл е •назначение (столовые, технические); •устойчивость в хранении (скоропортящиеся, устойчивые в хранении); •пригодность для транспортирования (транспортабельные, нетранспортабельные) ; •масса, форма, размеры. Т в р п о з о с в н о он з а е и —это товары, предназначенные для продажи (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) с целью их использования в хозяйственной деятельности. К товарам производственного назначения относятся, например, технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т. п.1 Товары производственного назначения классифицируются на основе того, в какой мере участвуют они в процессе производства, и по их относительной ценности. Выделяют три группы этих товаров: 1. П о у ц я которая по степени переработки делится на пять групп: сырье, материалы, полуфабрикаты и детали, изделия, продукты и расходные изделия. 1.1. Сырье. Включает в себя сельскохозяйственную продукцию и природные продукты. С ыр ье— это продукция, предназначенная для дальнейшей переработки, результатом которой не является изделие. Сырье подразделятся (табл. 4.1) на природное (добытые и предназначенные для дальнейшей переработки продукты природы) и химическое (результат производства, подлежащий дальнейшей переработке в материалы или топливо)2. Т а б л и ц а 4. 1. К л а с с и ф и к а ц и я с ыр ь я Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|