Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Базовые понятии ЛГ. Взаимосвязь ЯиК. Бытие чела в ЯиК.

Культура – своебразная историческая память народа. И язык, благодаря его кумулятивной функции хранит ее, обеспечивая диалог поколений.

(Телия)

Лингвистика конца 20в – нач 21в идет по пути от «чистой» к открытой для внешних влияний лингвистике, антропоцентрической, функциональной, свободно регулирующийся с др науками. Гумбольдт подчеркивал, что при изучении языков мира нужно обращать внимание на человека – носителя языка, так как изучение языков мира – это также всемирная история мыслей и чувств человечества. Она должна описывать людей всех стран и всех степеней культурного развития, в нее должно входить все, что касается человека.

В связи со сменой научных парадигм заметно и изменился предмет лингвы, ученые стали обращаться к новым ипостасям языка и связанным с ним явлениям: яз сознание, яз личность, реч поведение и тд. Это связано со стремлением объяснить языка как ГЛОБАЛЬНОЕ СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ, всесторонне его описать, во всех прояалениях.

И поэтому появляется относительно новая дисциплина, которая называется ЛК. Она возникла на стыку ЛИНГВЫ и КУЛЬТУРОЛОГИИ.

ЛК – наука, которая занимается исследованием и описанием взаимодействия языка и культуры в диапазоне совр культ-нац самосознания и его знаковой презентации. (Телия)

ЛК – комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изуч-ая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка (КиЯ) в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве из яз-го и внеяз-го содержания……

ЛК – наука, возникшая на стыку ЛиК и исследующая проявления культуры народа, ко-ые отразились и закрепились в языке. (Маслова)

ЛК – дисциплина, изуч-ая проявление, отражение и фиксацию культуры в языке и дискурсе. (Красных!!!)

ОБЪЕКТ: язык и культура, т.е. язык как ТРАНСЛЯТОР культ ифы, как ОТРАЖЕНИЕ и ФИКСАЦИЯ культуры, и культура сквозь призму языка (Красных)

ПРЕДМЕТ: культурно нагруженные единицы языка, т.е. единицы с культ семантикй.

Таким образом, в ЛК изучаются только те яз единицы, которые содержат культ инфу, представления об окультуренных челом сферах: пространственной, временной, деятельностной и тд.

Взаимосвязь ЯиК:

Среди признаков этноса важнейшим считается ЯиК, причем язык занимает особое положение, он считается основным, ярчайшим и устойчивым показателем этноса.

Язык – это:

· Основа культуры, строител материал (Гудков)

· Орудие культуры, ипостась, хранилище културы (Гумбольдт)

· Фактор развития (Леви-Стросс)

· Руководство к культуре (Сепир)

· Феномен культуры, лик культуры (Маслова)

Язык рассматривает как продукт культуры или ее часть, она наследуется от предков.

Язык выражает специфич черты нац ментальности.

ЯиК имеет много общего:

· Они представляют собой формы сознания, отображ мировоззрение чела, и существуют в диалоге между собой

· Суб-т ЯиК – индивид или социум

Для ЯиК характерна нормативность, историзм, им присуща антиномия «динамика – статика»

Фун-ии ЯиК:

· Комм-ая

· Аксиологическая

· Фун-ия разграничения и интеграции соц, нац и иных общностей людей

· Фун-ия перехода от социализации к индивидуализации и обратно

· Кумулятивная (накопительная) – играет важную роль: хранит культуру, обеспечивая диалог культур, поколений

Попытки определения языка через культуру и наоборот свидетельствует об отношениях двунаправленной взаимозависимости и взаимовлияния: язык не может существовать вне культуры и наоборот. Язык прорастает в культуру, развивается в ней и выражает ее, он воплощает своеобразие народа, нац культуры, нац видения мира.

Есть такое понятие как «носитель языка-культуры» - т.е. чел является субъектом и языка, и культуры.

Таким образом, лингвокультура – оязыковленная культуры, сов-ть яз единиц, где отражается культура народа. (выделяют русскую, американскую и иные культуры…)

Лингвокультура – линза, через которую исследователь может увидеть мат и дух самобытность этноса. (этнос знаменует био, природно-географич, генетич единство).

В исследовании взаимоотношений ЯиК, наиболее значимыми являются единицы языка, ко-ые отражают культурную инфу. Прежде чем характеризовать ЛК единицы, нужно определить осн понятия нац культуры.

Выделяют след базовые категории культуры:

· Чувство самости и пространства (каждая К утверждает себя уникальным образом)

· Комм-ия и язык

· Одежда и внешность

· Продукты питания и обычаи

· Время и осознание времени

· Взаимоотношения между людьми

· Жизненные ценности и нормы

· Верования

· Ментальные процессы и способы познания и тд

Эти базовые категории позволяют носителям культуры идентифицировать себя с этносом, осознать тождество, солидарность и единство с др этносами.

Противопоставление себя с др коллективами является важным, так как этнос есть устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам.

Яз единицы, в ко-ых отражаются эти баз категории и компоненты культуры народа, представляют собой ключевые понятия ЛК.

Базовые категории Лк:

· Культурная коннотация (ввел Телия) – способ воплощения К в яз знаке. Это рез-т интерпретации образного основания идиомы, фразеологизма. КК выражают код К.

Код К – сетка, к-ую К набрасывает на окр мир, членит, категоризирует, структурирует и оценивает его. Виды кода:

· Соматический(телесный)

· Пространственный

· Временной

· Предметный

· Биоморфный

· Духовный

· Лингвокультурема – комплексная межуровневая единица, представл-ая единство лингв и эстралингв содержания, ввел Воробьев. «Обломовщина». Источники: памятники истории, персоналии, поэзия.

· Логоэпистема – учение + понимание. Это яз выражение, закрепленного общ памятью следа отражения действительности в сознании носителя в рез-те постижения им дух ценностей отеч или мир культуры. Имеет словесное выражение. Это носитель культ памяти. Она порождается текстом или ситуацией. Она характеризуется отнесенностью к конкретному языку. (Задорнов: поехать на картошку, народная дружина; счастливые часов не наблюдают)

· ЛК компетенция – сов-ть знаний, умений, личн качеств, приобретаемых в процессе освоения систем к-л ценностей, выр=х в языке, регулир поведение людей. КомпетенТНОСТЬ – владение соответ-их компетенций, вкл-ее лично отношение к ней и к предмету деят-ти. ЛК комп-ия связана с культ грамотностью Хирша. Это инфа, которую все знают, и к-ая всеми принята.

· Лакуны

· Мифологемы – первичная мифологич сюжетная сцена, образ, для них характеерны универсальность, распространенность. Мифология – хранилище архитипов. Архитип – устойчив образ, возникший в инд сознании, имеет широкое растространение в культуре.

· Фон знания и тд

Бытие чела в языке:

Язык – неотъем компонент формирования этнического мировосприятия. Согласно Сепиру и Уорфу, структура познания реальности и языка определяет наше сознание. 20 г. ХХ века – америкос Сепир писал: «мы видим, слышим именно так, а не иначе, т.к. выбор его интерпретации определяется язык привычками нашего общества».

Уорф сопоставил лингв опыт со страховым, т.е. люди склонны доверять словам больше, чем собств разуму.

Именно так зародилась теория лингв относительности. Согласно этому принципу: разные языки – разные смыслы, они воспринимаются по-разному.

Уорф сравнил км индейцев с км европейцев: в км евр каждый отрезок времени предстает как исчисляемые предметы, способные объединиться в группу. У инд – опред отрезок это повторное воплощение одной и той же сущности. (херня какая то)

10 дн – евр

До 11 дней – инд

Взаимоотношения между ЯиК хар-ся метафорами, где подчеркивается ведущ роль языка при хар-ке культуры.

Школы ЛК:

1) Шк Степанова(описание проявлений К в диахрон аспекте)

2) Шк Арутюновой(универс термины К)

3) Шк Телия(лк-ого анализа фразелогизмов)

4) Шк Воробьева и Шаклейна (ЯКМ)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
The Department of Biosafety and human health | Понятие, значение и функции материальной ответственности


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных