ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Б) для двух точечных источников.
Согласно распространенному заблуждению, генетический аппарат многоклеточных существует в двух формах: в виде клеточного ядра (в интерфазе) и в виде отдельных свободных хромосом (во время деления). Такое мнение сложилось потому, что в методах исследования внутриклеточных структур превалирует деструктивный подход. Тому способствуют фиксация, разрезание и раздавливание клеток при их микроскопировании. Таким образом, изучаются уже разрозненные обломки первоначальной структуры. Группа Мосолова поставила перед собой задачу изучения структуры именно живого, неповрежденного объекта. Были использованы методы фазовоконтрастной и интерференционной микроскопии. Удалось установить, что: - источником микроскопического акустического поля является именно геном; - таковой образует сложную пространственную структуру, по отношению к которой и отдельные хромосомы, и, тем более, хромосомное ДНК, представляют собой уже образование низшего порядка организации, отдельные детали общего механизма; - автоколебательные физико-химические процессы, происходящие в недрах генетического аппарата, порождают автоколебательные акустические поля; таким образом, морфогенез - это, фактически, реализация сложной акустической голограммы. В результате почти 30-летних исследований было установлено, что генетический аппарат - структурно единая, но пространственно динамическая система, в основе которой - многоуровневый сфероторои-дальный принцип организации. В интерфазе генетический аппарат принимает конфигурацию асимметричной сферы (это и есть клеточное ядро). Тела хромосом, укрепленные на внутренней мембране сферы ядра, располагаются меридианально. При этом все центромеры (кинетохоры) хромосом расположены у одного из полюсов, соединяясь в единую структуру - центромерное кольцо. Определим некоторые используемые термины: Интерфаза (лат. inter - «между» + греч. phasis - «проявление») -период жизненного цикла клетки между двумя митогенетическими делениями, в течение которого синтезируются вещества, необходимые Для существования и последующего деления клетки, а также возникают специальные структуры, в зависимости от ее функциональных особенностей; структурное поле проявлено слабо. Митоз (греч. mitos - «нить») - основная форма клеточного деления, сущность которой заключается в удвоении числа хромосом и дальнейшем их равномерном распределении между дочерними клетками. Морфогенез (греч. morphe - «вид», «форма» + греч. genes - «порождающий») - совокупность процессов развития оплодотворенной яйцеклетки, приводящих к формированию органов и систем зародыша (.морфогенез эмбриональный), а затем органов и систем организма. Теломер (греч. telos — «конец» + греч. meros - «часть») – концевой участок хромосомы. Хроматин (греч. chroma - «кожа», «цвет кожи») - вещество клеточного ядра, состоящее из ДНК, которая является носителем генетической информации, и небольшого количества РНК, а также белков; хорошо окрашивается основными красителями (отсюда название); в интерфазе, по представлениям официальной науки, рассеян в клеточном ядре, в период клеточного деления сконцентрирован в хромосомах. Исследования А. Н. Мосолова показывают, что и в интерфазе хроматин составляет вещество хромосом. Хромосомы (греч. chroma - «кожа», «цвет кожи» + греч. soma -«тело») - структурный элемент клеточного ядра, содержащий ДНК, различимый, с точки зрения официальной науки, в виде образований определенного размера и формы только во время деления клетки, самоудвоение и закономерное распределение хромосом по дочерним клеткам обеспечивает передачу наследственной информации. По данным Мосолова, отдельно хромосомы не существуют - они образуют сложную пространственную форму, которая сохраняется и в интерфазе. Центромера (лат. centreum - «центр круга» + греч. meros - «часть») - участок хромосомы в области ее первичной перетяжки. Хвостовые участки хромосом (теломеры) сходятся у противоположного полюса ядра. Можно утверждать, что в естественном (неповрежденном) состоянии центромеры не существуют - это обрывки центромерного кольца. Точно так же не существуют и отдельные хромосомы. Такой подход позволяет разрешить и еще одну загадку биологии развития - механизм точного по количеству и качеству расхождения хромосом по дочерним клеткам. Каждый вид живых существ имеет строго определенное количество хромосом. У человека их 46 (23 пары). Каждая хромосома имеет свою долю генетической информации и в этом смысле уникальна. При делении клетки происходит копирование генетического материала (репликация) и, следовательно, удвоение числа хромосом. Но каким образом хромосомы, если они никак не организованы, точно распределяются между дочерними клетками так, чтобы в каждой из этих клеток оказалось необходимое количество хромосом, и, при этом, их полный набор? Современная биология не знает ответа. Но если, как показывают исследования проф. Мосолова, все хромосомы представляют собой единую систему, то механизм их точного удвоения, а затем распределения между дочерними клетками под действием мощного акустического поля предстает простым и понятным (рис. 19). Итак, организация генетического материала внутри ядра в пространственном отношении весьма сложна
Рис. 19. Механизм удвоения и распределения генетического материала ядра (по А. Н. Мосолову)
Но дело не только в этом. Мы должны признать, что, строго говоря, жизнь не ведает смерти. Действительно, рассмотрим внимательно ранние стадии развития многоклеточного живого существа, а именно человека (рис. 20).
Рис. 20. Развитие человеческого существа
Первый этап связан с оплодотворением материнской клетки сперматозоидом. Далее происходит дробление зиготы - сперва вдвое, затем еще раз вдвое, затем - постоянное накопление клеточной массы без клеточной дифференциации. Следующий этап - перемещение цитологических масс, когда образуются три зародышевых листка - эктодерм, мезодерм и эндодерм. Далее происходит т. н. Первичный органогенез и формируется комплекс осевых органов: нервная трубка, кишечная трубка и хорда. Затем формируются собственно органы и, наконец, наступает момент рождения. Человек живет, умирает, но если он успевает породить потомство, то передает ему часть себя в виде цитоплазмы материнской клетки и прочих ее Неточных органелл. Таким образом, геном передается не одним лишь клеточным (внутриядерным) ДНК, он состоит из: - суммарного генетического материала отца и матери, сформированного сложным пространственным образом; - акустического поля, возникающего как результат вибрации ядра, окруженного цитоплазмой и мембраной; - клеточной цитоплазмы и других составляющих оплодотворенной яйцеклетки, чью преемственность, в принципе, мы можем проследить i вплоть до первого человека. По мере зародышевого развития влияние наиболее глубинных структур размывается, а влияние собственно генной информации возрастает. Мы можем проследить следующие принципиальные этапы: - этап непосредственно перед оплодотворением, когда вся совокупность будущего генома сосредоточена в двух половых клетках - отцовской и материнской; - этап оплодотворенной материнской яйцеклетки, в которой проявлен весь геном и все его информационные носители (и, соответственно, составляющие) задействованы одновременно - и родительская цитоплазма, и акустическое поле, и генерирующий его и обладающий изначальной структурой ядерный генетический аппарат; - этап дробления зиготы, когда в трансляции генома задейство- | ваны все три информационных носителя, клетки не дифференцированы и постепенно происходит падение значения родительской цитоплазмы; акустическое поле материнской клетки заменяется совокупным полем бластомеров, к концу этого этапа деление становится асинхронным; - этап зародышевых листков, когда ситуация принципиально меняется: такой носитель, как родительская цитоплазма, уже не имеет никакого значения, клетки начинают дифференцироваться, таковой управляет конфигурация совокупного акустического поля, структурно весьма далекого от поля родительской клетки; - этап первичного органогенеза, когда происходит дальнейшая дифференциация клеток, структура управляющего поля меняется, но оно еще носит, отчасти, единый общеорганизменный характер; - этап зародышевого развития в форму, присущую человеческому существу, происходит пренатальная закладка всех органов и систем, единство акустического поля утрачивается; - этап постпренатального роста и развития, созревания человеческого существа во взрослый организм, который начинается рождением, т. е. индивидуализацией человеческого существа, т. е. отделением его от материнского организма; он заканчивается половым созреванием; - этап возмужания и старения; на этом этапе происходит «сброс» целостного генома в виде родительских половых клеток; трансляция собственного генома путем репликации ядерного генетического материала постепенно ухудшается - ошибки трансляции и приводят к смерти; _ этап умирания, деструкции генома в форму, не позволяющую поддерживать вертикальное единство человеческого существа (рис. 21).
Рис. 21. Этапы формирования, развития, роста и умирания человеческого существа
Вновь мы видим, во-первых, выделенность девяти зон или уровней, из которых, во-вторых, лишь семь принадлежат собственно человеческому существу, а высшая (+0) лежит за пределами его пренатальной истории, низшая же (-0, смерть) знаменует собой полный распад единства. Все указанные зоны или уровни могут быть расположены вдоль оси развития, причем в двух «рядах» - генома и фенотипа, из которых второй - проявление первого. Поскольку объем читаемой информации генома со временем уменьшается, определим генотип как читаемую часть генома и рассмотрим участки оси развития, учитывая, во-первых, ее двойственное проявление в виде серии генотипов и реализованных на их базе фенотипов, а, во-вторых, различие между зонами (уровнями оси) и участками читаемого генома, представляющими собой сумму низлежащих зон: - Уровень (зона) 7 - зона Адама; ей соответствует целостный геном и полностью реализованный фенотип (назовем их иначе планетарными); - уровень (зона) 6 - зона патриархов; ей соответствуют генотип и фенотип Homo; - уровень (зона) 5 - зона пращуров; ей соответствуют генотип и фенотип этноса; - уровень (зона) 4 - зона предков; ей соответствуют генотип и фенотип рода; - уровень (зона) 3 - зона родителей; ей соответствуют генотип и фенотип семьи; - уровень (зона) 2 - зона индивида; ей соответствуют генотип и фенотип индивида; - уровень (зона) 1 - зона особи; ей соответствуют генотип и фенотип особи. НЕ принадлежат собственно человеческому существу зоны: - уровень (зона) + 0 - зона сянь («бессмертного»); - уровень (зона) - 0 - зона смерти. Уровни + 0, 7, 6 образуют участок ян, уровни с 5 по 3 - участок юань, уровни 2, 1,-0- участок инь. Если рассматривать личную историю человеческого существа, то, начиная примерно с периода полового созревания и до существенного разрушения данных структур зоны особи, у него есть потенциальная возможность, включая путем соответствующей работы нечитаемые участки генома (ведь целостный геном всегда потенциально доступен), осуществить личную эволюцию из состояния инь - в состояние ян - и далее, к состоянию сянь, знаменующему начальную точку нового этапа развития Активного Сознания, в иной, «нечеловеческой» форме реализации. С этапами такой эволюции и связаны, главным образом, используемые нами (условные) названия зон и типов оси развития. Впрочем, как мы увидим в дальнейшем, они не произвольны, а отражают конкретные реалии, обусловленные структурными феноменами и фрактальностью организации, в том числе и «человеческого» мира. На данном этапе изложения для пояснения сказанного мы можем изобразить развитие конкретного человека от базового «архетипа Адама» в виде следующей условной схемы (рис. 22). Эволюция с подключением «спящих» информационных зон генома представляет собой, как мы видим, в определенном смысле, «возврат к Адаму»[19] или «обретение подобия».
Рис. 22. Развертывание типа конкретного человека от базового архетипа Адама
Она идет, прежде всего, через восстановление целостного биополя, через зону юань и обретение «общечеловеческих качеств», не отменяющих, тем не менее, индивидуальности, которая лежит в основе витка «личной эволюции», в определенном смысле обратного витку «реализации начального фенотипа» (рис. 23). Рис. 23. Развитие от родительской яйцеклетки и личная эволюция
Образ и подобие
Вопрос эволюции человеческого существа от «почти животного» состояния к ангельскому во все времена ставился в рамках христианской антропологии. «Бог сотворил человека животным, получившим повеление стать Богом» - вот как формулирует эту проблему св. Василий Великий (в передаче св. Григория Богослова). Человек создан по образу и подобию Божиему, но если образ дан ему изначально, то подобие должно быть завоевано, обретено путем сознательного делания, сопряженного с рядом трудностей и разделенного на определенные этапы. Вот отрывок из «Мистического богословия» известного православного богослова и философа В. Н. Лосского: «Св. Максим Исповедник с несравненной силой и полнотой обрисовал миссию, возложенную на человека. Последовательным разделениям, из которых состояло творение, соответствуют в его описании «соединения», или синтезы, совершаемые человеком благодаря «синергии» свободы и благодати[20]. Основное разделение, в котором коренится вся реальность тварного бытия, это противопоставление Бога совокупности тварного мира, разделенного на тварное и нетварное. Затем тварная природа разделяется на небесную и земную, на умозрительное и чувственное. В мире чувственном небо отделяется от земли. На ее поверхности выделен рай. Наконец, обитающий в раю человек разделяется на два пола: мужской и женский. Адам должен был превзойти это разделение сознательным деланием, соединить в себе всю совокупность тварного космоса и, вместе с тем, достигнуть обожения. Прежде всего, он должен был чистой жизнью, союзом более абсолютным, нежели внешнее соединение полов, преодолеть их разделение в таком целомудрии, которое стало бы целостностью. На втором этапе он должен был любовью к Богу, от всего его отрешающей и, в то же время, всеобъемлющей, соединить рай с остальным земным космосом: нося рай всегда в себе, он превратил бы в рай всю землю. В-третьих, его дух и само его тело восторжествовали бы над пространством, соединив всю совокупность чувственного мира: землю с небесной его твердью. На следующем этапе он должен был проникнуть в небесный космос, жить жизнью ангелов, усвоить их разумение и соединить в себе мир умозрительный с миром чувственным. И наконец, космический Адам, безвозвратно отдав всего себя Богу, передал бы Ему все Его творение и получил бы от Него во взаимности любви - по благодати - все, чем Бог обладает по природе, так в преодолении первичного разделения на тварное и нетварное свершилось бы обожение человека и через него - всего космоса». «Тварь покорилась суете не добровольно, - пишет Ап. Павел, - но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободе славы детей Божиих» (Рим., 8:19 — 21). В. Н. Лосский поясняет: «Тварь, по вине человека покорившаяся беспорядку и смерти, от него же, ставшего по благодати сыном Божиим, - ждет своего избавления. Мир следует за человеком, потому что он есть как бы природа Человека; его можно было бы назвать антропосферой. И эта антропокосмическая связь осуществляется тогда, когда осуществляется связь образа человека с его Первообразом - Богом; ибо человеческая личность не может, не подвергнувшись распаду, претендовать на обладание своей природой, т. е. именно своим качеством микрокосма в мире, но она обретает свою полноту, когда отдает эту свою природу, когда принимает в себя вселенную и приносит ее в дар Богу. Итак, мы ответственны за мир. Мы - то слово, тот логос, в котором он высказывается, и только от нас зависит, богохульствует он или молится. Только через нас космос, как продолжение нашего тела, может воспринять благодать». Оставим в стороне конкретные образы, в которых богословы высказывают свои коренные идеи, не будем пока касаться тех способов и средств, которые они считают возможными для завоевания Подобия, т. е. для «личной эволюции» к высшему состоянию. Нам важно пока отметить тот факт, что, во-первых, такая эволюция для каждой конкретной личности всегда возможна, и, во-вторых, что она направлена «навстречу потоку дифференциации, раздробления первичной базовой матрицы и состоит в «собирании», синтезе разделенного, в обретении утраченной целостности. Уместно вспомнить здесь каббалистическую схему Древа Сефирот, где путь «вниз» - это дифференциация творения, а путь «вверх» - синтез обожения. Используя понятие Нетварных энергий Божества, мы можем сказать то же самое: они распространяются от Бога к периферии творения, постепенно «затухая» в тварной материи (т. е., разумеется, сами эти энергии не затухают, но их присутствие все менее ощутимо: ближайший к точке начала творения мир целиком соткан из них, затем доля тварного все больше и больше, пока на другом полюсе бытия не возникает лишь неодушевленная, «мертвая» тварь, материя, Хаос, Тоху и Боху). Возвращение к Богу - это обратный и сознательный путь, который ведет к Преображению собственного существа, к пересозданию всей вертикали «тело-душа-дух» в соответствии с подобием Божиим, к «подражанию Христу». По словам св. Франциска Ассизского, «цель подражания Христу» (другие известные образы - «сораспятие с Христом», «крестный путь» и т. п.) - Преображение, обретение «новой» плоти. Одним из центральных образов этой мистерии почитается образ «риз кожаных», в которые Бог облачает человека после грехопадения: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их...» (Быт., 3:21). В. Н. Лосский поясняет: «Здесь вступает в силу идущее от Филона толкование «кожаных риз»...: «ризы» - это нынешняя наша природа, наше грубое биологическое состояние, столь отличное от прозрачной райской телесности». «Что же представляют собой эти «ризы кожаные», - рассуждает современный православный богослов Анник де Сюзенель, привлекая традицию мистической ветхозаветной каббалистики, - которыми Господь покрывает Адама? Само слово «риза кожаная» (древнееврейское «аор») есть не что иное, как слово «ве'ра», «не свет», буквы которого переставлены. Посмотрите, как связаны между собой «не свет» (ве'ра) и «риза кожаная (аор)! Ведь, другими словами, человек отождествляется с «не светом еще». Произносимое как «ивер», то же слово обозначает «слепой». Человек... не знает более своей глубинной сущности. Он не понимает, не умеет назвать энергии, оплетающие его, а равно и тварей разных, обитающих в его онтологических[21] структурах. Он вновь низводится до непонимания своего «женского», своего энергетического потенциала, являющегося «животным» («звериным»). «Кожа» - это и его непроницаемость для всякого истинного сознания. И далее: «Человек, втиснутый законами своей экзистенции в царство животных, покрытый «ризой кожаной», лишенный осознания своего «светлого» полюса[22], просто существует (бывший в бытии - вне бытия) и идет к своей смерти. Вновь же открывшийся этому осознанию, движущийся к этому полюсу, к завоеванию «одежд из света», вступает он в Бытие свое, идет к жизни. Это шествие к смерти можно остановить». Повторимся, нам нет сейчас дела до разбора богословских вопросов и тонкостей каббалистики. В соответствии с заявленным, мы относимся к традиции, прежде всего как к наблюдаемому факту человеческой деятельности, к продукту его самопознания.
ГЛАВА III Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|