Дискретная математика
Методические указания для самостоятельной работы студента
направления 230100.62- Информатика и вычислительная техника
очной и заочной форм обучения
Нижневартовск
УДК 519.2
© Зверева Е.А.
Одобрено
редакционно-издательским советом филиала
(протокол № 2 от 16.10.2014)
Дискретная математика: методические указания для самостоятельной работы студента направления 230100.62 «Информатика и вычислительная техника» очной и заочной форм обучения / Е.А. Зверева – Нижневартовск, 2014. – 21 с.
Задания составлены в соответствии с ФГОС-3 по направлению обучения 230100.62- Информатика и вычислительная техника и предназначены для формирования общекультурных компетенций по дисциплине «Дискретная математика». Данное методическое руководство содержит задания к РГР, методику их решения, а также примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену.
Рецензент:
доцент кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, к.ф.-м.н., О.Р. Нурисламов;
Утверждено на заседании кафедры
Протокол №2
«9» октября 2014 год
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания для самостоятельной работы студентов предназначены для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению 230100.62 Информатика и вычислительная техника. Методические указания составлены в соответствии:
- требованиями ФГОС-3 по направлению подготовки 230100.62 Информатика и вычислительная техника;
- с рабочей программой по дисциплине "Дискретная математика»
В рамках изучение данной дисциплины предусматривается:
- чтение лекций, в которых даются фундаментальные понятия дискретной математики — о логике, множествах, графах, отношениях и булевых функциях, теории графов;
- проведение практических занятий, которые предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Дискретная математика» состоит из подготовки к экзамену, включающей дополнительное изучение специальной литературы, а также подготовку и выполнение РГР.
Данное методическое руководство содержит задания к РГР, методику их решения, а также примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену.
РГР предусматривает решение каждым студентом четырех задач Выбор задания определяется номером варианта, который соответствует порядковому номеру в журнале. РГР выполняется в тетради. На обложку тетради наклеивается титульный лист со всеми данными автора работы. Условия каждой задачи записываются полностью. Решение сопровождается подробными объяснениями. В условии задачи и ее решении не допускаются никакие сокращения слов. Отчет сдается на кафедру за 10 дней до защиты РГР.
Задание на работу
Задача 1
В графе (см. рис. 1.1а для вариантов 1-16 и рис. 1.1б для вариантов 17-32) с помощью алгоритма Прима найти стягивающее дерево минимального веса (в таблице 1.1 указаны веса некоторых дуг).
а) б)
Рис. 1. 1
Таблица 1.1
| | № варианта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | b
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | c
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | d
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | № варианта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | b
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | c
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | d
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задача 2.
В графе (см. рис. 1.2а для вариантов 1-16 и рис. 1.26 для вариантов 17-32) с помощью алгоритма Дейкстры найти, кратчайший путь от i -й вершины-до всех остальных (в таблице 1.2 указаны номер i и веса некоторых дуг).
а) б)
Рис. 1.2
Таблица 1.2
| | № варианта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| i
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| b
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| c
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| d
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | № варианта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | i
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | b
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | c
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | d
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задача 3.
Пусть проект описывается взвешенным графом (см. рис. 1.3а для вариантов 1-16 и рис. 1.3б для вариантов 17-32), где дуги соответствуют операциям (этапам) проекта, а вес дуги обозначает время выполнения соответствующей операции.
а)
б)
Рис. 1.3
Найти наименьшее время выполнения проекта, критические пути и резерв времени для выполнения операции ui®uj (в таблице 1.3 указаны номера i и j и веса некоторых дуг).
Таблица 1.3
| | № варианта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| i
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| j
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| b
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| c
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| d
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| № варианта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| i
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| j
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| b
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| c
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| d
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задача 4.
Найти максимальный поток в транспортной сети (см. рис. 1.4а для вариантов 1-16 и рис. 1.4б для вариантов 17-32). Число рядом с дугой есть ее пропускная способность.
а)
б)
Рис. 1.4
В таблице 1.4 указаны пропускные способности некоторых дуг.
Таблица 1.4
| | № варианта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| b
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| c
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| d
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| № варианта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| b
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| c
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| d
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|