Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III. Ознакомление с новым материалом

Тема урока. Гордость нашей страны.

Цели:

обучающие рассмотреть историю становления и развития Святых Лавр Украины, как духовных и культурообразующих центров страны; воспитывающие воспитание патриотизма, чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему Родины;

развивающие развивать навыки ориентировки в мире православных традиций и духовных истин; развивать навыки выступления перед учениками с собственным рассказом; развивать навыки работы в группе.

Тип – комбинированый урок

Вид – урок-путешествие

Ход урока

I. Организационный момент

- Вот и закончилось прекрасное лето, а вместе с ним и веселые, яркие, длительные каникулы. Я уверена, что за это время вы смогли отдохнуть, набраться сил и здоровья, попутешествовать о нашей стране и, наконец, соскучиться за школой, своими одноклассниками.

II. Сообщение темы и цели урока

- Дорогие мои дети, я очень за вами соскучилась и хочу вас поздравить с уходом лета и приходом осени – 1 осенним днем, с Днем знаний! В этот теплый по-летнему день мы с вами продолжим путешествовать по Стране Знаний и одна из остановок в этой стране – Святые места Украины и нашего города.

III. Ознакомление с новым материалом

- Наверное, у каждого бывает такое чувство, что хочется побыть наедине с собой, уединиться со своими мыслями, помолиться. Как вы думаете, где это лучше всего можно сделать?

- Я с вами вполне согласна. А в подтверждение этому послушайте стих Петра Андреевича Вяземского «Утешение в скорби».

 


Утешение в скорби

Если в жизни измучен бываешь,

И труды не по силе тебе,

Если тяжко душой ты страдаешь,

Изнываешь в неравной борьбе.

Если вера тебя покидает.

И надежда начнет оставлять,

Если сердце от боли рыдает,

На судьбу тогда станешь роптать.

Если сил не хватает порою,

В Божий храм поскорей поспеши,

Припади пред иконой святою

Помолись, помолись от души.

Там ты найдешь утешение,

От тяжелых трудов отдохнешь

Все твои разрешатся сомненья,

Когда душу в слезах изольешь.

Ты с любовью и верой святою,

Будешь жизненный путь проходить,

Если станешь во храме с мольбою

Утешенье себе находить.


 

- Готовы ли вы начать наше путешествие? (Звучит звук самолета)

- Что это за звук раздался?

- Вероятно это наш транспорт. Что вам напоминает этот звук?

- Совершенно верно. Это звук самолета. Я не случайно выбрала этот вид транспорта. Нам нужно за один урок облететь святые места нашей страны. Уважаемые пассажиры, прошу занять ваши места и сесть поудобней, мы отправляемся!

(Просмотр презентации о святых лаврах Украины).

Киево-Печерская лавра, древнейший мужской православный монастырь на Руси; основан в 1051 году при Ярославе Мудром в Киеве, в 1598 году получил статус лавры. В 11-19 веках Киево-Печерская лавра была крупным религиозным и культурным центром, в котором велось летописание, действовали иконописная мастерская, типография, школа. Искусственно созданные пещеры (на древнерусском языке — печеры) были в древности местами жительства монахов и храмами, затем только кладбищем. Монахов хоронили в печерах до 16 века. В 11-12 веках монастырь был одним из культурных центров Древней Руси. В лавре жили и работали древнерусские летописцы, в том числе Нестор. В 13-15 веках здесь был создан Киево-Печерский патерик (сборник сказаний о жизни монахов). В конце 16-17 веке после Брестской унии 1596 года монастырь, приобрел особое значение в борьбе против подчинения римской церкви. В начале 17 века при лавре была создана первая в Киеве типография. До 18 века лавра владела обширными землями с крепостным крестьянским населением. Монахи Киево-Печерской лавры враждебно встретили Октябрьскую революцию. В 1926 году территория лавры составила историко-культурный музей-заповедник, в 1929 году монастырь был закрыт. В период Великой Отечественной войны, в 1942 году монастырь возобновил свою деятельность, но в 1961 году вновь был закрыт. Немецко-фашистские захватчики разграбили ценности музея-заповедника, повредили и разрушили около 70 памятников и зданий. Начиная с 1944 года в Киево-Печерской лавре велись восстановительные и реставрационные работы. На территории заповедника находится ряд музеев. С конца 1980-х годов началось возрождение монашеской жизни в лавре. В 1988 году начал действовать Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 году открылась духовная семинария.Архитектурный комплекс Киево-Печерской лавры складывался в 11-18 веках. Он включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер.

(Просмотр видеоматериала. Фильм 1.)

Почаевско-Успенская лавра (Почаевская лавра), мужской монастырь в городе Почаеве Кременецкого района Тернопольской области Украины. Монастырь в Почаеве был основан в 16 веке и до начала 18 века являлся одним из центров борьбы православия с католичеством и униатством на Украине. В 1618 году при монастыре была основана типография. В 1720 году монастырь был передан униатскому монашескому ордену базилиан. После подавления Польского восстания 1830-1831 годов Почаевский монастырь был передан православному духовенству и в 1833 году получил статус лавры. На его территории находятся архитектурные памятники: барочный Успенский собор (18 в.), Троицкий собор в новорусском стиле (1906 год)

(Просмотр видеоматериала. Фильм 2.)

Свято-Успенская Святогорская лавра – самая «молодая» лавра Православной Руси и, пожалуй, всего Православного мира. Сама обитель имеет древнюю историю, однако статус Лавры получила совсем недавно – в 2004 г. Святая обитель расположилась на живописном берегу Северского Донца, среди меловых гор, покрытых густым лесом. Святогорская обитель словно вырастает из скал, в меловых пещерах, соединённых длинными галереями, расположились подземные храмы и кельи. Большая часть монастыря расположена в толще гор, где проводили свою жизнь подвижники и молитвенники, спустившиеся под землю, чтобы взыскать неба, отрекавшиеся от жизни мирской ради Царствия Небесного. Неслучайно это место получило название Святые горы, или Святогорье.

(Просмотр видеоматериала. Фильм 3.)

- Ребята, уверена, что много из вас посещали эти святые места. Предлагаю немного поиграть. На экране вы увидите фотографии лавр. Кто узнает место в котором он был – поднимайте руку, я возьму у вас интервью. Люди, которые отвечают на вопросы корреспондента, называются – респондентами. Вы сможете рассказать об этом месте и о своих ощущениях, когда вы посещали это место.

1. Игра «Интервью»

- Вам понравилось быть респондентами?

2. Стих в исполнении ученицы


Почаевская Лавра

Почаево – любовь моя, И золотые купола, И величавые соборы Благословенная земля Все храмы белые, святые, Убранством светятся внутри, А лики вечно золотые На сердце чувственно сошли. Земля моя, моя Столица, Мое Сокровище души И взгляд Марии благодатный С ребенком вечным на груди. Любовь моя, моя Столица, Благословенная земля, Моя Надежда и Защита, И Вера славная моя. Люблю тебя, твое дыханье, Твой колокольный чистый звон, Челом земли мое касанье, Души возвышенный покой. Твоя высокая святыня Видна вокруг издалека, Твое духовное творенье Твоя блаженная стопа. Моя Любовь, моя Столица, Моя таинственная нить, И величавая звонница Под кистью Рериха блестит.

Лидия Полякова


- Ну, что ж продолжаем путешествовать. И следующая наша остановка – минутка отдыха.

Физкультминутка.

Рано утром ч встаю.

Бога я благодарю.

Ветру, солнцу улыбаюсь,

И при этом не стесняюсь.

Слов, здравствуй, говорю

С кем встречаюсь поутру.

- О святых лаврах Украины мы поговорили, а вот все ли вы знаете, какие храмы есть в нашем городе.

- Кто желает рассказать нам о своем храме, том месте, где вам легко и спокойно на душе, когда приходите на службу? (Ответы детей)

- Вот снова наш самолет загудел, зовет нас в полет. Мы отправляемся в наш родной город. А для чего, сейчас увидите.


3. Просмотр презентации «Святых мест Сум.»


Спасо-Преображенский кафедральный собор, памятник архитектуры 1776-1788 годов. Это главный храм города. Сначала он был деревянным, потом – кирпичным; нынешний вид приобрел после капитальной реконструкции в 1882-1892 годах под руководством известного архитектора М. Ловцова на средства Сумского мецената Д.И. Суханова. Освящен храм был в ноябре 1892 г.
В архитектуре собора сочетаются элементы ренессанса, позднего барокко и классицизма. Обращают на себя внимание чугунные трехметровые статуи, коринфские колонны, позолоченные купола с многопрофильными маковками, двухъярусные портики. В самом храме поражает Иконостас, выполненный из мрамора и малахита. Когда-то интерьер храма украшали живописные работы на библейские темы, написанные иконописцами Маковским и Лебедевым. Некоторые из этих робот сегодня сохраняются в Сумском областном художественном музее им. Н.Онацкого. Главные святыни - чудотворные иконы Тихвинской Богоматери и Корсунской Богородицы. Праздничные службы транслируются на улицу. Во второй половине ХІХ века к Спасо-Преображенскому собору была достроена 56-метровая колокольня, выполненная в барочных формах. Ее, как и сам Собор, увенчивает золотой купол. На колокольни установленные куранты.
В годы гражданской войны часы были повреждены и до 1947 года не работали. В 1947 году настоятель Спасо-Преображенского собора обратился с просьбой к руководству завода им. Фрунзе наладить часы собора. Эту работу поручили главному энергетику предприятия И.П.Лищинскому, для которого второй профессией была профессия часовщика. Часы Сумского главного храма совершеннее, чем Кремлевские. Если московские куранты заводят дважды в сутки, в 12 и 24 часов, то часы Спасо-Преображенского собора заводятся только раз в течение трех суток.
Первая, деревянная Ильинская церковь была построена до 1705 года. В 1705 году был направлен священник Антоний Словинскывший с 1721 года протоиереем Сумского собора. По переписи 1732 года видим при Ильинском храме двух священников и школу.
В 1791 году в результате пожара в Сумах церковь сгорела. В 1792 г. вместо сгоревшей построили новую, тоже деревянную церковь. Этот храм сгорел в августе 1839 года.
До этого в июле 1836 года заложен каменный храм, по благословению архиепископа Мелетия. По случаю разорения города и прихожан пожаром, постройка храма, возведённого до окон, остановилась, да и не предвиделось надежды на окончание постройки, потому что приход составляют почти одни казённые крестьяне, бедность которых была доведена до крайности пожаром. В 1844 году попечителем храма стал сумской купец Степан Игнатьевич Тихонов. Он с полным усердием начал приводить храм к окончанию постройки. В 1845 году освящён придельный престол святого Митрофана на хорах, а 1851 году освящён главный храм. Купец Тихонов употребил до 1500 рублей серебром своего капитала на дом Божий. Из прежнего храма спасены от огня: Евангелие в серебренном окладе вызлащенное и четыре иконы бывшие местными: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и Пророка Илии, в серебренных ризах, в коих весу 39 фунтов. Эти ризы пожертвованы в 1786 году секретарём Иваном Емельяновичем Стрельченком. По данным 1904 года земли усадебной, пахотной и сенокосов нет. Хворостяного леса 13 десятин 595 сажен. Прихожан мужского пола 3403, женского пола 3499. Церковно-приходская школа и земское училище. Хутора: Гаек и Косовщина в 4-х верстах, Кононенково и Бульбовщина в 5 верстах, Россоховатый в 7 верстах. Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. Ильинская церковь построена в стиле классицизма. Это кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане храм со срезанными северо-восточными и юго-восточными углами и пристроенной колокольней с западной стороны. Настенные росписи представлены лишь четырьмя трапециевидными композициями с изображением Евангелистов на парусах.

Часовня святителя Тихона Задонског о В архитектурный комплекс церкви входит также часовня святителя Тихона Задонского, заложенная в 1995 году по благословению Высокопреосвящейнейшего Варфоломея, в то время архиепископа Сумского и Ахтырского. Окончание строительства и освящение часовни было приурочено к 2000-летию Рождества Христова и состоялось на праздник пророка Илии в 2000 году. Расписана часовня в греческом стиле. На стенах мы можем видеть изображения Троицы, Спасителя, Божьей Матери «Всецарица», святых наиболее почитаемых в Пророко-Ильинской церкви, а также святых, чьи имена носят спонсоры, меценаты, вложившие свою посильную лепту в строительство и благоустройство часовни.

Троицкий собор построен в начале ХХ века (1901-1914 гг.) за композицией напоминает Исаакиивский собор в Санкт-Петербурге. Закладка первого камня состоялась в мае 1901 года. В начале, для подготовки проекта, П.И. Харитоненко обратился к московскому архитектору А.В. Щусеву, который в силу занятости не смог заниматься всем проектированием собора. И храм проектировал и строил сумской архитектор – инженер Г.А. Шольц. А вот проект мозаичного пола и церковной ограды выполнил А.В.Щусев. На строительство Троицкого собора П.И. Харитоненко потратил примерно полмиллиона рублей. В 1905 году работы были приостановлены, так как Харитоненко оказался на грани банкротства в связи с общим экономическим кризисом в России. Однако, вскоре положение улучшилось и Харитоненко смог продолжить строительство. Мечтая повторить чудо Владимирского собора в Киеве, Павел Иванович обращается к известному художнику – Михаилу Нестерову, с которым был достаточно хорошо знаком по Москве, и заказывает ему образа для иконостаса собора. Шесть великолепных образов – Христос, Богоматерь, Троица, Никола, архангелы Гавриил и Михаил, – над которыми работал художник в течение 1913-1914 годов, принадлежат к лучшему, что было сделано Нестеровым в области церковной живописи. Эти шесть образов исчезли из Троицкого собора еще в 20-е годы ХХ века. В интерьере храма живопись на холстах и в нишах под окнами и на парусах выполнял московский художник Н. Нивинский. Величественный мраморный иконостас погиб во время войны, когда его транспортировали на корабле из Италии.

Пантелеймонская церковь построена по проекту архитектора А.В. Щусева. Финансировал строительство богатый купец – сумчанин, который имел несколько магазинов готовой одежды – И. Кулишос. В 1911 году открылась церковь – композиционный центр будущего Пантелеймоновского монастыря. В 1913-1914 годах был построен весь монастырский комплекс, который включал Пантелеймоновскую церковь, двухэтажный дом архиерейского корпуса и сторожку.

Пантелеймоновская церковь является композиционным центром Пантелеймоновского монастыря от которого сохранились двухэтажные кельи, сторожка и хозяйственные постройки. Сооружение возведено в формах псковско-новгородской архитектуры 12-13 вв., кирпичное, оштукатуренное внутри, облицовано белым с кремовым оттенком кирпичом, одноглавое, четырехстолпное, крестовокупольного типа, прямоугольное в плане с тремя полукруглыми апсидами. С западной стороны колокольня, примыкающая к северо-западному углу, и прямоугольное помещение с главным входом и лестницей на хоры. Под западной частью подвал. Центральная часть перекрыта куполом на высоком круглом барабане с шлемовидной главой, опирающимся на паруса, остальные – системой полуциркульных с распалубками и крестовыми сводами, апсиды – конхами, подвал – полуциркульными сводами. Колокольня прямоугольная в плане двухъярусная. В нижнем ярусе размещена лестница, верхний с арочными проемами предназначался для колоколов. Стены расчленены лопатками, по осям завершены декоративными щипцами с нишами для росписей, декорированы поясами городков, розетками, орнаментами. Барабан купола и апсиды украшены архитектурными поясами. На главном входе оригинальный портал в виде полуциркульной арки, опирающейся на два столба, в виде бочек, завершенный высоким щипцом с заломом. Плоскость щипца украшена розетками, поясом городков, тремя круглыми нишами для живописи.
Судьба Пантелеймоновского монастыря не была безоблачной. Монастырь был закрыт в начале 30-х годов. Церковь же функционировала до 1963 года, затем была закрыта. Долгое время церковь использовали как склад, потом решили открыть там планетарий. Церковь была реставрирована силами прихожан. 19 января 1991 г. здесь состоялось первое богослужение.

Памятник оригинален в объёмно-пространственном решении, отражает архитектурные направления начала XX в.

Петропавловская церковь представляет собой кладбищенскую церковь, поскольку расположена на городском кладбище. Ее план был утвержден в 1840 году, но строить церковь начали только в 1843 году. Возле храма находятся захоронения Сухановых и Харитоненко. Церковь каменная, крестово-банная. Колокольня соединена с храмом коротким переходом. Сохранились первоначальные украшения интерьера, масляная живопись. Один из лучших образцов классицизма в восточных областях Украины.

 

Храм в честь святой мученицы Валентины, построенный в 2003 году по благословению Преосвященного Иова, эпископа Сумского и Ахтырского, трудами благодетеля Александра Михайловича Царенко, ректора СНАУ.

- Подумайте и скажите, все ли церкви нашего города были представлены?

- Конечно нет. Какие еще храмы есть в нашем городе? (Ответы детей)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список использованных источников. Преддипломная практика необходима для обобщения и усовершенствования знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных