Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






задачи, способы представления знаний

Когнитивная лингвистика ® из объективной общности интересов психологов и лингвистов

Когниция – совокупность видов познавательной деятельности: знание, сознание, разум, мышление, представление, творчество, разработка планов и стратегий, размышление, символизация, логический вывод, решение проблем, классифицирование, фантазирование, мечты, воспоминание, узнавание, восприятие и т.д.

Исследование этих процессов связывается с когнитивистикой. Истоки ее лежат в психологии конца 50-х г. XX в. – времени «когнитивной революции», которая стала своего рода реакцией на господствующий тогда в психологии бихевиоризм. Бихевиористы все процессы рассматривали в соответствии с моделью: стимул – реакция. Они делали выводы исходя из непосредственных наблюдений за поступками человека, за его реальным поведением. Но именно этот ответ был поставлен под сомнение.

Психологи когнитивисты предположили, что поведение человека детерминируется и определяется его внутренними состояниями и ментальными, непосредственно не наблюдаемыми процессами и механизмами. И поставили задачу изучения ментальных состояний и ментальных процессов, которые характеризуют поведение человека и отличают его от других живых существ.

В современном виде центральным в ней является вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций, теории индивидуальных различий, теория личности.

Постепенно круг ученых, которые обращались к изучению проблем когниции, расширялся. В фокус когнитивной науки вовлекались многочисленные проблемы, связанные с получением, обработкой, хранением, извлечением и оперированием знаниями. Эти проблемы имеют непосредственное отношение к процессам коммуникации.

С развитием когнитивистики «мысль об исключительной значимости языка для всех процессов обработки знания, для его передачи от одного поколения к другому, для роста и накопления опыта по познанию мира, по его описанию и т.д., получала все большее признание» [Кубрякова: 42]. Языковая деятельность в когнитивной лингвистике рассматривается как один из модусов «когниции», как вершина айсберга. В основании когнитивной модели (этого айсберга) лежат такие предпосылочные когнитивные способности (модули), которые не имеют прямого отношения к языку, но без которых сама языковая когниция невозможна: построение образов, получение новых знаний на основании имеющихся сведений, составление и реализация планов и т.п. [Демьянков 1995: 306].

Основным принципом данного подхода является мысль о том, что нереально говорить о языке в отрыве от когнитивной деятельности, памяти, внимания, социальных связей личности и других аспектов опыта. Так, А. Вежбицка отмечает, что сама природа естественного языка такова, что он вбирает в себя внеязыковую реальность – психологическую и социальную, в том числе культурную информацию.

Что представляет собой предмет когнитивной лингвистики? Выделяют когнитивную лингвистику в узком и широком смысле.

1. Когнитивная лингвистика в узком смысле, занимаясь «системным описанием и объяснением механизмов человеческого усвоения языка и принципами структурирования этих механизмов» [Демьянков, Кубрякова 1996: словарь], ставит перед собой следующие задачи: выявить механизмы языковой, в частности, семантической памяти (ментальный механизм освоения языка); описать механизмы речетворчества; выяснить механизмы понимания (интерпретации) речи/текста. Эти проблемы пересекаются с традиционными проблемами психолингвистики.

2. Когнитивная лингвистика в широком смысле изучает язык как инструмент знания. В этом случае говорящий и слушающий рассматриваются как «системы переработки информации». Поэтому КЛ должна объяснить, какова в этой системе «ментальная репрезентация языкового знания и как это знание ‘‘когнитивно” перерабатывается (Демьянков). Подавляющая масса знаний приходит к человеку через язык. Поэтому структура языкового знания участвует в переработке информации.

Что является объектом когнитивной лингвистики? Объектом когнитивной лингвистики является не язык как отвлеченная система и структура, но человек как субъект когнитивной способности и когнитивных процессов. Когнитивные способности и когнитивные процессы увязаны с другими способами получения знаний и с другими способностями человека. Поэтому, обращаясь к «вечным вопросам» науки о человеке, когнитивная лингвистика по-новому пытается решить, в частности, вопрос о языке как форме мышления, о возможности илиневозможности неязыковой формы мысли, о соотношении языковых и неязыковых форм в структуре памяти.

Современная наука исходят из того, что существуют три уровня сознания:

1. Имплицитно-аморфное подсознание, которое представляет собой множество неосознаваемых и с трудом вербализуемых процессов, которые не участвуют в логико-смысловой деятельности сознания.

2. Эксплицитно-языковое базовое сознание, вербализуемое, оно активно участвует в осмыслении мира и самого себя.

3. Сверхсознание объединяет не всегда вербализуемые и не всегда выражаемые в речи психические процессы. И что важно психические процессы, не всегда контролируемые базовым сознанием, которые определяют творчество человека [Пиотровский 1999: 28].

Таким образом, место когнитивной лингвистики состоит в том, чтобы проникнуть в глубь механизма языковой компетенции (знания языка), раскрыть глубинную суть общения как интерпретирующей деятельности говорящего и слушающего, найти способы и структуры представления в языке знаний о мире.

Остановимся подробнее на 3 вопросе. Поиски структур представления знаний в нашей памяти шли тремя путями.

Ядро когнитивной лингвистики составляют разработка понятий концептуализация, категоризация, концепт. Как известно, мысль аморфна (об этом писали многие психологи и лингвисты). Чтобы упорядочить этот хаос мысли, в нашем сознании осуществляются такие ментальные процессы концептуализации и категоризации.

Концептуализация – важнейший ментальный процесс, связанный с познанием мира и обработкой полученного знания, направленной на собирание всех ощущений, всей информации об отдельном предмете или понятии. Концептуализация направлена «на выделение предельных для определенного уровня рассмотрения единиц человеческого опыта» [Кубрякова 2004: 319]. Конечный этап этого процесса – означивание, первичный семиозис.

Второй ментальный процесс – категоризация. Он означает «подведение вещи, явления, процесса, любой анализируемой сущности под определенную категорию как определенную рубрику опыта и знания и признание ее членом этой категории» [Кубрякова 2004: 307]. Иначе говоря, категоризация – это итог классификации (таксономии) окружающего мира. При этом различаются категории отражательно-ориентированные, которые предназначены для обобщающия знания о мире, и категории вербально-ориентированные, обобщающие знания о языке (например, части речи).

Процесс категоризация соотносится с процессом концептуализации. Отражательно-ориентированные категоризация связана со способностью узнавания предметов и явлений мира и присвоение ему имени. Например, в нашем сознании мелькает что-то вроде следующего: я вижу некий предмет (или его изображение) и вижу, что он такой же, как тот, который я видел прежде (или: что он очень похож на тот прежний), поэтому я могу считать, что этот предмет такой же, как и тот, который я видел прежде, значит, я его могу назвать тем же именем, что и прежний.

Отличие концептуализации и категоризации. Таким образом, если концептуализация предполагает собирание признаков объекта, то категоризация собирает объекты, которые могут соответствовать этим признакам, т.е. направлена на объединение единиц, обнаруживающих то или иное сходство.

С процессом категоризации связано понятие прототипа. Явление прототипов обусловлено особенностями человеческого восприятия. Об этих особенностях писал еще в XIX выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист Иван Михайлович Сеченов (1829–1905): многократное восприятие объектов одного класса приводит к тому, что мы не замечаем частных признаков, сосредоточивая внимание на признаках повторяющихся и общих, т.е. типичных. По-видимому, с этим связано и то, что в обыденном сознании выделяются естественные классы, которые далеко не всегда соответствуют научным классификациям.

Например, в обыденной речи слово котики (клевер пашенный) «отсекается» от наименований класса клеверов. Почему? Клевер пашенный имеет нежные пушистые головки, которые прототипически никак не соотносятся с нашим представлением о клевере. Вспомните арбуз – ягода, а малина – нет.

С другой стороны, ромашкой называют нивянку-поповник. Однако этот цветок совсем другого вида. Кстати, нивянка-поповник имеет особо крупные – по сравнению с настоящей ромашкой – и особо красивые цветы. За это обыденным сознанием эти цветы воспринимаются как лучшая ромашка.

Для понимания прототипа как раз очень важно определение – лучшая. Потому что оно говорит о том, что люди в сознании выделяют лучших представителей тех или иных классов и стремятся отождествить любой воспринимаемый предмет с его ярким представителем. Исследования в этой области открыло много интересного в национальном мировосприятии. Например, известно, что для русских прототипической птицей являются (Подскажите!) воробей или соловей, для американцев – малиновка. Но ни для тех, ни для других – это не пингвин и не страус.

Таким образом, Структура прототипическая категория имеет «фокус», «ядро», который и воспринимается как прототип (эталон, «лучший представитель своего класса»). От этого ядра на разном расстоянии расположены другие члены данного класса. Так, нелетающие пингвин, страус находятся на периферии класса «птицы».

Прототипичность выделяют не только при обыденной категоризации, но и при научной. Например, образцовыми частями речи общепризнанно считаются существительное и глагол (но не числительное или местоимение).

Гештальт. Понятие « гештальт» пришло в когнитивистику из гештальтпсихологии. Гештальт соответствует не языковым, а образным формам кодирования информации. Это оперативная единица памяти, которая обладает целостностью. Именно это качество делает гештальт удобным для повседневного пользования » (т.е. для обыденного мышления). Е.С. Кубрякова пишет: «если в моем родном языке есть обозначения типа лампа или красный, или гореть, то думая, незачем «собирать» эти единицы из каких-то компонентов или признаков. Лампа осмысливается как гештальты в своей целостности.

Образ. Образы составляют универсальную основу нашего мышления. Это объясняют тем, что запас наглядно-образных знаний, восприятие мира через зрение, тяготеет к универсальности. Вопрос о месте образа в нашем мышлении и его отношении к значению слова давно обсуждался наукой безотносительно к когнитивистике.

Соломон Давилович Кацнельсон: о разной степени насыщенности значений слов конкретно-чувтвенными элементами. Он отмечал, что в элементарных словах повседневной жизни (дом, стол, лес, блестящий, высокий, копать, шуметь и т.п.) элементов образности больше, чем в абстрактных терминах науки. Он объяснял это тем, что в естественном процессе обучения языку мы усваиваем такие слова путем «наглядного определения».

С.Д. Кацнельсон считал, что в мозгу области сознания и языка имеют относительную автономность. Каждая из них обладает своей памятью. Он предполагал, что существует особый код, с помощью которого закодирована вся масса знаний. Этот код различается в зависимости от «природы усвоенных нами знаний». Так, «конкретные, непосредственно полученные в житейском опыте знания сохраняются, по-видимому, в виде образных фрагментов пережитого прошлого». Е.С. Кубрякова предполагает, что есть два типа знаний: «знание по знакомству» (т.е. опирающиеся на перцепцию) и «знанию по описанию». Интересно и то, что если мы знаем предмет лишь по описанию, то это не всегда помогают узнать его.

В процессе речевой деятельности место образов неустойчиво, они далеко не всегда находятся в ясном поле сознания говорящего. Однако в ментальном мире их роль очень велика. Именно наглядно-образные знания как универсальные, находятся в большой близости к условиям «земного мира», обеспечивают переход с одного языка на другой и близость картин мира при различии языковых картин мира.

Фрейм, как и следующий, который мы рассмотрим, термин – сценариипришли в когнитивную лингвистику из инженерной (математической) лингвистики, где с их помощью описываются компьютерные модели речемыслительной деятельности. В когнитивной лингвистике они рассматриваются как модели разных способов структурирования знаний.

Фрейм позволяют представить ментальную структуру в виде более или менее разветвленного дерева зависимостей. Фрейм представляет собой рамку, каркас, «скелет», на котором держится вся более сложная конструкция. Фрейм-структура – это когнитивная единица, которая формируется штампами сознания (стереотипами) и представляет собой «пучок» слотов («дыр»). Чтобы это понять, можно вспомнить о валентных связях слов, например, глагола: (кто) писать (что). Эта структура может быть заполнена конкретными словами. Так и в фрейм-структуре, которую можно заполнить, например, проведя ассоциативный эксперимент. Приведу пример фрейм-структуры концепта «береза».

БЕРЕЗА

– гипероним (дерево)

– согипонимы (дуб, ель, осина, сосна, тополь…)

– партитивы (ветка, лист / листья, сережка, сок …)

– цвет (зеленая, белизна, белоствольная …)

– форма / размер (высокая, стройная, тонкая …)

– звук (шелестит, лепечет …)

– движение (качается)

– локальные ассоциации (лес, поле, поляна, роща …)

– символические ассоциации (Россия, родина, Есенин …)

– функциональные ассоциации (веник, дрова …)

Фрейм-структуры концепта «береза» с фрейм-структурами концептов «дерево», «растение», «растительный ландшафт», «Россия» (через символические ассоциации).

Таким образом, фрейм-структура концепта хранит знание не только о признаках категории, но и о том, как «вещи связаны между собой» (Бабушкин).

Сценарий – хранящиеся в памяти схемы последовательных действий. Сценарием называют когнитивную структуру, которая представляет собой набор объединенных временн ы ми и причинными связями. Этот набор описывает упорядоченную во времени последовательность стереотипных событий. Например, в ментальном лексиконе сценарий «весна» разворачивается так: «время года», «тепло», «таяние снега», «прилет птиц», «цветение» и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на героя-рассказчика «магическое действие».


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных