Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Преподаватель ДМШ должен

1) хорошо знать свой инструмент, быть хорошим исполнителем, уметь проиллюстрировать произведение, которое играет ученик, показать способы работы над сложными местами.

2) 3нать методическую литературу.

3)Хорошо знать программу каждого класса;

4)3нать индивидуальность каждого ученика, его возрастные особенности, его способности;

5)Быть интересной личностью и примером для ученика, постоянно

совершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень, посещать концерты, знакомиться с новыми аудио- и видеозаписями исполнения произведений, посещать открытые уроки других преподавателей.

Стили общения учителя и ученика:

- авторитарный (ведущая, направляющая роль учителя при невнимательном отношении к личности ученика)

- либеральный (отсутствие направляющей роли учителя, его самоустранение, предоставление свободы действий ученикам).

- демократический (учитель – «первый среди равных», опирается на работу учащихся, учитывая их способности).

Классификация моделей педагогического общения, предложенная М. Таленом:

Модель І - «Сократ» (любитель споров и дискуссий, несистематичность в учебном процессе; учащиеся учатся отстаивать собственную позицию).

Модель ІІ – «Мастер». Учитель - образец для подражания: не только в учебном процессе, но и в отношении к жизни вообще)

Модель III – «Генерал». Избегает двусмысленности, требователен, жестко добивается послушания, считает что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. Этот стиль достаточно распространен.

Модель IV – «Тренер». Учащиеся подобны игрокам одной команды, где вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель V – «Гид». Образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

Влияние личности педагога на формирование личности учащегося

 

Память. Виды памяти. Музыкальная память. Способы и приёмы выучивания наизусть.

Значение памяти в жизни человека. Определение Эсхилом памяти как «матери всех муз», в Древней Греции богиня памяти – Мнемозина. Высказывание Сеченова о человеке без памяти. Выдающаяся память полководцев (А. Македонского, А. Суворова), музыкантов (В.А.Моцарта, С.Рахманинова, Ф.Листа, А.Рубинштейна).

Определение памяти.

Виды памяти:

- По характеру психической деятельности - двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая).

- По степени целенаправленности – произвольная и непроизвольная.

- По степени сохранения информации в памяти – кратковременная, долговременная, оперативная.

Виды музыкальной памяти – зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, логическая.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды запоминания: непроизвольное и произвольное (может быть механическим и осмысленным). Лучшая результативность при осмысленном запоминании (остаётся 40% в течение 30 дней).

Общие закономерности запоминания (закон интереса, закон осмысленности, закон установки, закон повторения, эффект края, при помощи выполнения действий).

Специфика заучивания муз.произведений наизусть: деление произведения на фрагменты и выучивание по частям; выделение по смыслу и заучивание опорных моментов, значение повторений при запоминании, метод воспроизведения во время заучивания.

Мнемические способы запоминания информации: - запоминание по первым буквам

- метод Цицерона (раскладывание информации в комнате). – метод Айвазовского (тренировка зрительной памяти). – нахождение логики в запоминании цифр.

Способы развития муз. памяти: удержание в памяти большого репертуара, использование нескольких каналов при запоминании.

Вывод.

 

 

Воображение и творчество. Понятие о креативности. Этапы креативного процесса

Виды деятельности человека:

- репродуктивная

- творческая

Определение воображения как психического процесса создания новых, ранее не существовавших образов.

Виды воображения: образы воссоздающего воображения и образы творческого воображения.

Понятие о креативности как высшем проявлении творческого воображения и мышления.

Два типа мыслительных операций (Джон Гилфорд, 1967)

- конвергентное мышление (логическое, однонаправленное, основанное на прошлом опыте, повторении, обеспечивает репродуктивную деятельность).

- дивергентное (разнонаправленное, основанное на нахождении новых, нетрадиционных путей решения задач, отступающее от логики, обеспечивает творческую деятельность)

Барьеры, препятствующие развитию креативности:

- возраст (уменьшение креативности на 50% к 6-7 годам, в зрелом возрасте на 30%);

- определенность в формулировке задачи (ООО – ДВА),

- стандартность мышления;

- боязнь получения неправильного результата, боязнь оценки других;

- заниженная самооценка

Этапы креативного процесса:

- псевдоинсайд;

- анализ проблемы;

- фрустрация;

- инкубация;

- инсайд (озарение).

Системы творческого развития в музыке: Эмиль Жака Далькроза во Франции (метро - ритмическое развитие, связь музыки с движением); Карла Орфа в Германии (активное творчестве, музыцирование на инструментах); Золтана Кодая и Белла Бартока в Венгрии (акцент на фольклор, на традиции муз. культуры своего народа, народные песни); система муз. воспитания Д. Д. Кабалевского, где за основу взято активное, заинтересованное музыкальное восприятие и музыцирование.

 

 

Проблема учебных конфликтов и способы их устранения.

 

1.Определение конфликта как социально-психологического явления, способа взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов.

2. Виды конфликтов:

Внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой.

Скрытый или явный.

Конструктивный и деструктивный.

3.Негативные функции конфликта:

нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений.

4.Позитивные функции конфликта:

разрядка напряженной обстановки, диагностика возможностей оппонентов,

выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении коллективом.

5.Основные стадии конфликта:

а)возникновение конфликта;

б) осознание объективной конфликтной ситуации;

в) переход к конфликтному поведению;

г)разрешение конфликта (может быть полным или частичным).

6. Виды учебных конфликтов и их характеристика:

- Конфликт «ученик – ученик»

- Конфликт «ученик – учитель»

- Конфликт «педагог – педагог»

- Межгрупповой конфликт.

7. Стратегии поведения участников конфликта

- 1.Принуждение

- 2.Уход от конфликта(уклонение)

- 3 Приспособление (уступчивость)

- 4.Компромисс.

- 5.Сотрудничество.

8.Факторы, влияющие на конструктивное (положительное) разрешение конфликта:

адекватность восприятия конфликта, открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему обсуждению проблем.

Преподаватель как посредник конфликтующих сторон.

9. Заключение. Не нужно избегать конфликтов, необходимо направлять процесс их разрешения в конструктивное русло и стараться не затягивать конфликт.

Нужно одинаково справедливо относиться ко всем учащимся. Вся деятельность педагога должна быть сосредоточена на процессе обучения и воспитания.

Нельзя унижать учеников, напротив, нужно «поднимать» их до своего уровня.

 

Виды музыкальной деятельности и их использование в музыкальном обучении.

1.Виды музыкальной деятельности:

- деятельность композитора (творчество),

- деятельность исполнителя (исполнительство).

- деятельность слушателя (восприятие музыки).

2.Особенности деятельности композитора:

- первичная деятельность – создание нового, ранее не существовавшего;

- 3 этапа сочинения музыки(зарождение замысла, его созревание, реализация замысла);

- факторы, влияющие на создание произведения: исторические (3 симф.Бетховена), музыкальные (1 симф. Прокофьева), другие («Картинки с выставки» Мусоргского от впечатлений художественной выставки Гартмана).+ личные впечатления, особенности характера и темперамента.

- созревание замысла музыкального произведения (особенности Дебюсси, Бетховена, Верди);

- реализация замысла (различные методы написания муз. произведения у Балакирева, Моцарта, Римского- Корсакова).

3. Особенности исполнительской деятельности:

- вторичная деятельность, задача исполнителя - передать замысел композитора;

- метод мышления исполнителя: от целого(объективно существующего) – к частному (детальному осмыслению музыкально-выразительных средств) – снова к целому (целостному исполнению музпроизведения);

- значение интерпретации в исполнении произведения.

4. Особенности восприятия музыки (деятельности слушателя):

- это конечный этап существования музыкального произведения;

- это тоже творчество;

- формирование на уроках музыки активной позиции слушателя – осмысленного восприятия.

5. Использование видов музыкальной деятельности на уроках музыки:

- восприятие - исполнительство - творчество.

- восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, основной вид музыкальной деятельности на уроках музыки в школе.

- восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

- Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

6. Вывод: развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры младших школьников осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество). Но конечная цель музыкального образования и воспитания – научить слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.

 

 

Возрастные особенности юношеского периода. Основные новообразования возраста: формирование психологической зрелости, социализация личности, профессиональное самоопределение.

 

Юность – возраст перехода от подросткового возраста к зрелости.

Возрастные границы (старший школьный возраст – 15-18 лет, собственно юность – 18-23 года)

Основные новообразования возраста: период личностного и профессионального самоопределения, завершение физического созревания, возраст важных социальных событий (получение паспорта, наступление уголовной ответственности, выбор профессии, возможность вступления в брак, начало трудовой деятельности). Это «порог» самостоятельной жизни.

 

Центральное психологическое новообразование возраста – личностное и профессиональное самоопределение.

Личностное самоопределение. Стремление познать себя как личность, высокий уровень рефлексии, углублённый самоанализ. Выработка ценностных ориентаций, поиск смысла жизни, формирование мировоззрения, Я-концепции.

Профессиональное самоопределение. Ведущая деятельность – учебно–профессиональная. 9 и 11 классы – ситуация «выбор». Изменение отношения к учёбе: повышается интерес, избирательное отношение к школьным предметам, потребность в самостоятельном приобретении знаний, подготовительные курсы для поступления в ВУЗы.

 

Высокий уровень познавательных процессов. Абстрактно-логическое мышление, склонность к теоретизированию, философским обобщениям, совершенствование владения сложными интеллектуальными операциями (анализа, синтеза, аргументирования, доказательства), развитие критичности мышления. Увеличение объёма памяти, применение рациональных приёмов произвольного запоминания.

Развитие специальных способностей (особенно связанных с профессиональной областью).

 

Общение – большая роль. Увеличение потребности в общении со сверстниками, избирательность, индивидуализация в дружеских отношениях. Растущая демократизация в отношениях с взрослыми, их основа - доверительность, взаимопонимание. Трудности в общении из-за эгоцентричности, бескомпромиссности, прямолинейности и юношеского максимализма.

 

Активное развитие сферы чувств. Повышенный жизненный тонус, оптимистическое самочувствие, повышение внутренней восприимчивости и способности к сопереживанию. Потребность в уединении. Проявление любви (её формы - симпатии, увлечения, влюблённости, дружбы-любви).

 

Т.О. Юность – яркий, насыщенный, не всегда простой период в жизни, «порог» самостоятельной жизни, ступенька перехода к зрелости.

 

 

Средства педагогического общения. Значение невербальных средств общения на уроках музыки.

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент-Экзюпери. Но общение на уроке между педагогом и учеником это не только роскошь, но и непреложная необходимость.

Определение педагогического общения как системы приёмов и навыков взаимодействия учителя и ученика, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, установление взаимоотношений.

Педагогическое общение предполагает наличие определенных умений педагога:

– правильно и оперативно ориентироваться в меняющейся обстановке урока;

– правильно осуществлять речевое воздействие;

– быстро находить коммуникативные средства, соответствующие индивидуальным особенностям ученика.

К средствам общения относят язык, мимику, позу, взгляд, жесты, расстояние между собеседниками.

Средства общения делят на вербальные (общение при помощи речи) и невербальные (движения тела, интонационные характеристики голоса, расстояние между собеседниками)

Значение невербальных средств в общении (передача информации 7 % за счёт слов, 38% за счёт интонации голоса, 55 % - за счёт невербальных средств)

Краткая характеристика средств невербального общения:

- голос(тембр, высота, громкость, акценты создают образ человека и его эмоциональное состояние, определяют интонацию сказанного)

- мимика и жесты, тактильные прикосновения (усиливают и эмоционально окрашивают речь)

- поза (открытая, закрытая)

- взаиморасположение собеседников(напротив друг друга или рядом, «бок о бок»);

- расстояние между собеседниками (0-45см– интимное, между близкими людьми, 45-120 – между партнёрами равного социального статуса, 120- 400 – формальное, между людьми разного социального статуса, 400-700 – публичное, при выступлении перед аудиторией)

Успех педагогического общения на уроке музыки обусловлен владением всех средств общения.

Звучание речи педагога, эмоциональная окрашенность голоса педагога. Правильно поставленный певческий голос – одна из важных характеристик. Вокальный показ учителя на уроке. Применение пауз, лексических акцентов, ритм, темп, динамика голоса – выразительные средства речи педагога. Выразительность и смысловая нагрузка молчания педагога во время урока.

Смысловая нагрузка во взглядах, мимике, выражении лица учителя, прикосновениях к ученику. Внешний вид учителя.

Итак, среди средств невербального общения можно выделить следующие основные компоненты:

– интонация (однообразная – монотонная, изменчивая – подвижная);

– дикция – (четкая, неразборчивая);

– темп речи (медленный, умеренный, быстрый);

– тембр голоса (чистый, объемный, красивый, глухой, плоский);

– мимика (статичная, подвижная, выразительная);

– контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);

– жестикуляция (умеренная, сдержанная, избыточная);

– позы (расслабленные, скованные, свободные);

– внешний облик (эстетичный, неэстетичный).

Использование на уроках приемов невербального общения способствует более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, установлению контакта между педагогом и учеником.

Личность и деятельность. Видя деятельности. Игра как основной метод музыкальной деятельности дошкольников.

Определение деятельности как системы взаимодействий человека с окружающим миром, в процессе которых формируются свойства личности.

Основные виды деятельности человека: труд, учение и игра. Особое место в системе видов деятельности принадлежит творчеству и общению.

Игра – ведущая деятельность дошкольников. Детские игры - это единственный и естественный труд ребёнка, они являются важным условием полноценного умственного, нравственного, эстетического, физического развития, его социализации в обществе.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, качества характера, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4)Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музицирование)

Виды игр дошкольников:

- режиссёрская;

- образно-ролевая;

- сюжетно-ролевая;

- игры по правилам;

- дидактические игры.

Музыкальное обучение дошкольников.

Пение как основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Музыкальные игры и упражнения на формирование певческой установки («Сидит дед», «Медведь»), формирование правильного дыхания («Ветерок», «Воздушный шарик», «Свечка»),

развитие дикции (скороговорки, попевки, пальчиковые игры), упражнения на звуковедение («Лесенка», «Домик на горе»).

Игры на развитие слуха:

- звуковысотного. Игра «Кого встретил колобок?»

- тембрового. Игра «Выбери инструмент”. (Цель: Развивать у учащихся представление о звучании различных инструментов). При помощи карточек с изображением разных музыкальных инструментов. (инструменты симфонического оркестра, оркестра народных инструментов).

- динамического. Игра «Громко-тихо» (Другое название «Эхо»)

- метро-ритмического. Игра «Ритмическое эхо» (прохлопывать за учителем ритмический рисунок». Игра «Танцуют все или движение под музыку»(определять метр двухдольный польки (прыгать), трёхдольный вальса (кружиться) и четырёхдольный марша (маршировать). Игра «Ритмическая подтекстовка» (придумать текст под попевки). Игра «Острова» (стучать ритмический рисунок текста двумя руками»)

- ладового. Игра «Замри»

Игры на постановку аппарата (фортепиано):

«Пальчики здороваются», «Радуга», «Мышка в норке» и др.

Игры - сказки на усвоение музыкальной грамоты: «Три кита», «Сказка о нотках»,

«Музыкальный дворец», «Яблоко».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Студент: Власова Валерия Валериановна, группа Юр-З-10.1-1 | Подходы к изучению общества. 1. Понятие этноса (Что такое этнос?)


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных