ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоретические аспекты построения организации. Классические и неклассические концепции.
Классическая концепция - организация саморазвивающиеся система, как механизм разделяется на составные элементы. Неклассические ставят во главу угла человека, его достижения, культуру. Каким образом можно замотивировать человека чтобы он сам работал эффективно без управляющих Тейлор считается основателем современного менеджмента, «Отцом научного менеджмента». Тейлор пришел к мысли организовать труд, к-й предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, к-е заменяют собой личные суждения индивидуального работника и к-е могут с пользой применяемы только после того как будет произведен статистический учет измерение и так далее, их действия Тейлор впервые заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности орг-ции, что и положило начало развитию школы научного управления. Тейлор разработал методы научной организации труда, к к-м пришел, проведя ряд экспериментов. Суть этих экспериментов заключался в исследовании с помощью секундомера процесса подрезки чугунных чушек, к-й выполнялся самыми сноровистыми рабочими. Разделив операции на отдельные элементы, Тейлор определял продолжительность каждого из них и в итоге выводил средние нормы, которые впоследствии были распространены на всех рабочих. В результате производительность труда возросла в 3,5-4 раза, а заработная плата – на 60%. Причем, это было достигнуто не за счет интенсификации труда, а за счет его рационализации. Тейлор развил научный менеджмент в 3осн. направлениях. 1. Это нормирование труда. 2. Систематический отбор и обучение персонала. 3. Денежные стимулы, как вознаграждение за конечный результат. Все они были нацелены на снижение числа ошибок при осуществлении стандартных операций и мобилизацию потенциала работника для выполнения стоящих перед ним задач. Нужно заметить, что до Тейлора за результаты производства полностью отвечали рабочие. Его предложение возложить на менеджеров обязанность изучать трудовой процесс и вырабатывать научные рекомендации по его совершенствованию, учить работников, повышать их квалификацию, по сути, означало интеллектуальную революцию. Тейлор считал рабочих ленивыми, не способными самостоятельно понять сложной орг-ции производства, рационально организовать свой труд, не рассматривал как личности, а видел в них иррациональные существа, способные целенаправленно действовать лишь на основе элементарных стимулов, в первую очередь денег. Черты: рационализация труда отдельного работника, 2. Концентрация внимания. 3. Систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работника и повышения производительности и объёма производства
Файоль, администрирование - часть управления, к-е включает 6 основных групп операций управленческой деятельности: техническую и технологическую (пр-во, изготовление, переработка); коммерческую (закупка, продажа, обмен); финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими); охранную (охрана собственности и физических лиц); учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика); административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль). Рук-во перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все 6 групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание к-х заключается в умении управлять персоналом. В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Предвидение (планирование). Оно выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную орг-цию. Материальная орг-ция включала в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Соц.орг-ция включала обеспечение предприятия людьми. Распорядительство. Заставлять персонал надлежаще работать. Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Характер связей: экономические, технические, социальные. Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой
ВЕБЕР М. Вебер (1884 — 1920) — виднейший немецкий историк и социолог. В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму, или схему, организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, Вебер полагал, что организация должна принять определенную стратегию развития. Суть дела сводится к следующим моментам. 1. четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов, к-е должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. 2. наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов направленных на формирование однородности и координации различных заданий 3. иерархичность уровней Управления - Каждый сотрудник или офис организации должен отвечать перед руководителем за свои действия или действия подчиненных. 4. дух формальной обезличенности. Каждое официальное лицо в организации должно вести дела своего офиса безлично и формально. Оно должно поддерживать социальную дистанцию между собой и подчиненными, а также клиентами. Цель такой практики – гарантировать невмешательство отдельных личностей в продуктивное выполнение целей офиса, отсутствие фаворитизма, служебных отношений, основанных на личной дружбе или знакомстве. 5. Наем на работу в бюрократическую организацию должен основываться на технической квалификации и предусматривать защиту от произвольного увольнения. Соответственно, продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях. Наем в организацию рассматривается как карьера работника на протяжении всей жизни, что предполагает высокий уровень его преданности фирме. Организация, достигающая такого уровня, приближается к бюрократии идеального типа. В анализе организации три аспекта структуры организации рассматриваются как фундаментальные: а) централизация: количество уровней в иерархии и степень централизации процесса принятия решений; б) специализация: степень, до которой все действия организации разбиваются на специализированные обязанности для каждого; в) стандартизация: координация, контроль и правила проведения определенных мероприятий, необходимых для достижения целей организации. повиноваться следует формальным правилам, а не лицу, обладающему властью. При этом глава политического союза также подчинен формально-правовым нормам. Он отмечает также роль образовательной подготовки чиновников, уровень которой должен проверяться экзаменами или удостоверяться соответствующим дипломом, что в значительной мере определяет рациональный характер бюрократии. государственного управления и в политических партиях, в университетах и больницах, в армии и на крупном капиталистическом предприятии. Но наибольшее развитие бюрократизация получает в государстве и массовой политической партии. Бюрократию часто называют классической или традиционной ОС. Большинство современных орг-ций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования состоит в том, что ее характеристики достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, орг-ций сферы услуг и всех видов гос.учр-й. однако бюрократические структуры подвиглись критике за их неспособность к внедрению новшеств и отсутствие достаточной мотивации раб-ков.
АНСОФФ, НОРТ В начале 1970-х гг. американский ученый И. Ансофф выдвинул ряд новых идей, касающихся подходов к пониманию и развитию организационных структур управления. Он выделил два подхода к формированию организационных структур. Первый из них – структурный подход. Основной упор в нем был сделан на внутреннее строение фирм, разделение функций и рационализацию управления. Второй – динамический подход. Основное внимание в нем сосредоточивается на анализе связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов. При динамическом подходе анализ управленческих проблем осуществляется в два этапа. На первом фирма рассматривается в условиях стабильных внешних связей. Организационные проблемы носят оперативный характер. На втором этапе изучается влияние на организацию изменений внешней среды. Организационные проблемы, возникающие в связи с этим, считаются стратегическими. Ансофф считал, что основная задача высшего руководства современной фирмы – решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. Основной стратегией фирм в условиях постоянных внешних связей было снижение издержек производства и ценовая конкуренция. Результатом явилась ди-визиональная структура. Ансофф рассматривал этот вид организационной структуры как «функциональную структуру, повторенную несколько раз». Поведение современных фирм можно структури-зовать по трем направлениям, т. е. выделить три основные стратегии: достижение экономичности использования ресурсов, обеспечение конкурентоспособности и активная политика в области нововведений. В зависимости от того, какая стратегия преобладает, выбирается тот или иной вид структуры. Рассмотрев эволюцию организационных структур, Ансофф выделил основные тенденции в их развитии. Основной тенденцией можно считать осознание управляющими того факта, что любая организация является сложной совокупностью большого количества взаимосвязанных элементов. Большой набор элементов представляет собой организационный потенциал. Основу организационного потенциала составляет культура организации – совокупность управленческого персонала, системы ценностей, систем и процедур. Эта часть организационного потенциала подвержена наиболее сильному воздействию со стороны выбранной стратегии фирмы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|