Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Технология развития критического мышления (ТРКМ)




БИЛЕТ 24. Современные педагогические технологии (технология развития критического мышления, кейс-технология, ИКТ, технологии диалогового взаимодействия, проектная деятельность, и др.)

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающихся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

 

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

I. Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является ТРКМ, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

ТРКМ – это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Основная цель применения ТРКМ – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.

 

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, важно развивать в нем ряд качеств, среди которых:

- готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

- гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

- настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

- готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

- осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

- поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

 

Стадии критического мышления:

  • Вызов
    - активизировать слабых и сильных,
    - формировать мотивацию на учебную деятельность,
    - настраивает на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции.

ü Для активизации уже имеющихся знаний удобно и результативно использовать прием КЛАСТЕРЫ – обучающиеся высказывают свои соображения по теме занятия, их группируют, систематизируют, рисуя грозди идей вокруг названия темы. Ведущие идеи постепенно обрастают идеями-спутниками. Далее учитель предлагает проверить предположения учеников, дополнить таблицу в ходе следующего этапа, найти информацию по интересующим вопросам, касающимся этой темы.

 

ü Прием ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ также используется на стадии вызова, чтобы «подогреть» интерес учащихся к изучаемой теме - ученики обсуждают в группах высказывания и решают, согласны они или нет с ними на основании собственного жизненного опыта и полученных ранее знаний.

 

  • Осмысление новой информации (realization of meaning)

На этой стадии происходит получение новой информации, корректировка учащимся поставленных целей. Этот этап можно по- другому назвать смысловой стадией. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.

 

ü Для работы с новой информацией используем прием ИНСЕРТ – с помощью системы маркировок подразделяем заключенную информацию на известную, неожиданную, противоречивую для ученика, неясную, и заносим результаты в табличку. На следующей стадии происходит обсуждение таблицы.

 

ü Прием ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА + прием ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ помогает работать с понятиями и определениями – выявить отличия и пересказать своими словами, продемонстрировать понимание новых терминов, ответив на вопросы. Данная стратегия позволяет учащимся более активно включится в процесс формирования и осмысления понятий.

 

· Стадия рефлексии.

Этот этап включает в себя размышление, рождение какого-то нового знания, а так же постановка новых целей обучения. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, превращается в собственное знание. Рефлексия процесса становится основной целью деятельности учителя и учащегося. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексия активно способствует развитию навыков критического мышления. В связи с этим речевые упражнения на данном этапе становятся творческими: организация круглых столов; написание творческих работ; защита проектов.

ü СИНКВЕЙН заключается в создании стихотворения из 5 строк по следующей схеме: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных); в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами; в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.

ü Прием ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить: красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения; белая – перечень фактов; черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление); желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему; ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал; синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.

 

F Использование технологии развития критического мышления помогает достичь таких результатов, как:

- осмысленная и самостоятельная работа с материалом, информацией, критическое оценивание информации,

- настойчивость в решении задачи, проблемы,

- поиск компромиссных решений,

- готовность исправлять собственные ошибки, учиться делать выводы, почему и где была совершена ошибка,

- личностный рост учащегося.

 

F Использование технологии развития критического мышления соответствует требованиям ФГОС, так как:

ученик становится активным участников образовательного процесса и самостоятельно планирует свою учебную деятельность. Учитель выполняет роль координатора действий ученика. Задача учителя – сформировать у ученика УУД, необходимые для изучения иностранного языка, а значит, необходимо использовать инновационную ТРКМ, позволяющую включать ученика в образовательный процесс, развивая навыки критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно -РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

 

F Плюсы использования ТРКМ: данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных