Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации по подготовке к экзамену

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ И ЗАДАЧ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

И методические рекомендации для подготовки к экзамену

По дисциплине

Б.3.Б.11.

( место дисциплины в учебном плане )

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

( наименование дисциплины)

Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

Бакалавриат 030900 (40.03.01) Юриспруденция

(указываются код и наименование направления ( ий)

подготовки и/или профилей

очная форма обучения, 3 курс, 1, 2 семестр; заочная форма обучения, 2 курс, 2 семестр; 3 курс, 1, 2 семестр; 4 курс, 1, 2 семестр

(форма обучения)

 

Псков

20___

Перечень вопросов и задач для проведения экзамена и методические рекомендации для подготовки к экзамену рассмотрены и рекомендованы для использования в образовательном процессе на заседании кафедры «уголовного процесса и криминалистики»

протокол №________от __________20 г.

 

 

Зав. кафедрой уголовного процесса и криминалистики

(название кафедры)

_______________________(Артамонов Георгий Васильевич)

(подпись)

«________»_____________20 г.


Вопросы для проведения экзамена по дисциплине

«Уголовный процесс»

1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства.

2. Понятие и система стадий уголовного судопроизводства.

3. Источники уголовно-процессуального права.

4. Процессуальная форма и процессуальные гарантии.

5. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.

6. Законность при производстве по уголовному делу.

7. Принцип осуществления правосудия только судом: понятие и значение.

8. Разумный срок уголовного судопроизводства.

9. Принцип неприкосновенности личности.

10. Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

11. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

12. Принцип состязательности сторон.

13. Принцип языка уголовного судопроизводства.

14. Принцип презумпции невиновности: понятие и значение.

15. Понятие и виды уголовного преследования. Обязанность осуществления уголовного преследования.

16. Участники уголовного судопроизводства: понятие и классификация.

17. Суд как участник уголовного судопроизводства. Полномочия суда. Состав суда.

18. Судебный контроль за производством процессуальных действий, ограничивающих конституционные права граждан в уголовном судопроизводстве.

19. Прокурор как участник уголовного судопроизводства.

20. Прокурорский надзор за предварительным следствием и дознанием.

21. Следователь в уголовном процессе: полномочия и процессуальная самостоятельность. Полномочия следователя-криминалиста.

22. Руководитель следственного органа как участник уголовного судопроизводства: понятие и полномочия.

23. Органы дознания и их полномочия в уголовном судопроизводстве.

24. Потерпевший в уголовном судопроизводстве: понятие и процессуальное положение. Частный обвинитель. Представитель потерпевшего, частного обвинителя.

25. Гражданский истец и гражданский ответчик как участники уголовного судопроизводства. Гражданский иск в уголовном процессе.

26. Подозреваемый в уголовном судопроизводстве: понятие и процессуальное положение.

27. Обвиняемый в уголовном судопроизводстве: понятие и процессуальное положение.

28. Защитник в уголовном судопроизводстве: понятие и полномочия.

29. Обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве.

30. Свидетель в уголовном судопроизводстве: понятие и процессуальное положение.

31. Понятой в уголовном судопроизводстве.

32. Меры процессуального принуждения: понятие, виды и значение.

33. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.

34. Подписка о невыезде и надлежащем поведении: основания, процессуальный порядок ее избрания.

35. Залог: основания, процессуальный порядок избрания.

36. Домашний арест: понятие, основания, условия и процессуальный порядок избрания.

37. Личное поручительство: основания, процессуальный порядок избрания.

38. Заключение под стражу: основания, условия и процессуальный порядок избрания.

39. Доказательства в уголовном судопроизводстве: понятие, значение, классификация.

40. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.

41. Вещественные доказательства: понятие, виды и особенности хранения.

42. Процесс доказывания: понятие и этапы.

43. Использование в доказывании результатов оперативно-разыскной деятельности.

44. Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие и значение. Основания возникновения права на реабилитацию.

45. Жалоба в уголовном процессе: процессуальный порядок заявления и рассмотрения.

46. Процессуальные издержки: понятие, виды.

47. Процессуальные сроки: понятие, значение, виды, порядок исчисления.

48. Понятие, виды ходатайств в уголовном судопроизводстве: процессуальный порядок заявления, рассмотрения и разрешения.

49. Возбуждение уголовного дела: понятие, значение.

50. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

51. Порядок принятия и регистрации сообщений о преступлении.

52. Порядок проверки и разрешения сообщений о преступлении.

53. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела.

54. Предварительное расследование как стадия уголовного процесса. Формы предварительного расследования.

55. Общие условия предварительного расследования: понятие и система.

56. Подследственность: понятие и виды.

57. Досудебное соглашение о сотрудничестве: порядок его заключения.

58. Привлечение лица в качестве обвиняемого: понятие, основания, значение и процессуальный порядок.

59. Понятие и виды следственных действий. Общие правила, основания и порядок производства следственных действий.

60. Виды следственных и иных процессуальных действий, производимых на основании судебного решения. Процессуальный порядок получения судебного решения.

61. Производство неотложных следственных действий. Органы и должностные лица, наделенные правом их производства.

62. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка.

63. Обыск, выемка: понятие, основания и порядок производства. Отличие выемки от обыска.

64. Контроль и запись телефонных и иных переговоров: понятие, основания и порядок производства.

65. Основания производства и процессуальный порядок получения образцов для сравнительного исследования.

66. Допрос и очная ставка: понятие, основания и процессуальный порядок производства. Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего.

67. Проверка показаний на месте: понятие, основания и порядок производства.

68. Предъявление для опознания: понятие, виды и порядок производства.

69. Осмотр и освидетельствование: понятие, виды, основания и процессуальный порядок производства.

70. Следственный эксперимент: понятие, цели, основания и процессуальный порядок производства.

71. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами: понятие, основания и порядок производства.

72. Порядок назначения, производство судебной экспертизы. Обязательное назначение судебной экспертизы.

73. Основания, условия и процессуальный порядок приостановления предварительного расследования.

74. Соединение и выделение уголовных дел, выделение в отдельное производство материалов уголовного дела: основания и процессуальный порядок.

75. Основания, процессуальный порядок прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования.

76. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением.

77. Окончание дознания с обвинительным актом.

78. Обвинительное заключение: содержание и значение. Приложения к обвинительному заключению.

79. Обвинительный акт: значение и содержание. Отличия обвинительного акта от обвинительного заключения.

80. Общий порядок подготовки к судебному заседанию. Предварительное слушание.

81. Непосредственность и устность судебного разбирательства. Неизменность состава суда.

82. Гласность судебного разбирательства.

83. Судебное разбирательство в суде первой инстанции: понятие и значение. Структура судебного разбирательства.

84. Подготовительная часть судебного заседания.

85. Судебное следствие.

86. Прения сторон. Реплики участников прений сторон. Последнее слово подсудимого.

87. Понятие и виды приговора, его значение и содержание.

88. Производство в суде с участием присяжных заседателей: особенности и порядок.

89. Особенности производства у мирового судьи.

90. Производство в суде второй инстанции.

91. Исполнение приговора: порядок обращения приговора к исполнению и вопросы, связанные с исполнением приговора.

92. Производство в суде кассационной инстанции.

93. Производство в надзорной инстанции.

94. Основания, порядок и сроки возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

95. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

96. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения сотрудничества о сотрудничестве.

97. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: его особенности и порядок.

98. Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера.

99. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

100. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

 

ЗАДАЧИ

1) Васильев обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 ч. 2 УК РФ (разбой). В ходе предварительного следствия он заболел и был госпитализирован с диагнозом: «гепатит», что подтверждалось заключением его лечащего врача. Все следственные действия, возможные в отсутствие обвиняемого, были выполнены, а срок следствия истекал через 1 месяц 5 суток.

Как должен поступить следователь? Используя недостающие данные, оформите решение процессуально.

 

2) Следователь задержал гр. Елизова по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 3 УК РФ (кража) 22 января 2013 года, а 23 января 2013 года избрал в отношении подозреваемого меру пресечения в виде заключения под стражу.

Каков срок задержания? Вправе ли следователь избрать меру пресечения в отношении подозреваемого? Возможно ли избрание меры пресечения в отношении подозреваемого до окончания срока задержания? В какой срок следователь должен предъявить подозреваемому обвинение.? Составьте соответствующий процессуальный документ.

 

3) В ходе производимого оперуполномоченным в квартире Петрова обыска по факту кражи, было обнаружено и изъято самодельное огнестрельное оружие, что указывало на признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 222 и 223 УК РФ (незаконное приобретение, хранение и изготовление).

Какие процессуальные решения должны быть приняты по факту обнаружения огнестрельного оружия? Какой процессуальный документ (кроме протокола обыска) должен оформить оперуполномоченный? Составьте соответствующий процессуальный документ от имени оперуполномоченного.

4) Следователь, 31 января 2013 г. приняв к производству уголовное дело, возбужденное 31 декабря 2012 г. и изучив его, пришел к выводу, что установить лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого невозможно.

Какое процессуальное решение должен принять в данном случае следователь и в какой срок. Оформите соответствующий процессуальный документ, дополнив недостающие данные.

5) Обвиняемый в совершении тяжкого преступления, предусмотренного ст. 162 ч. 2 УК РФ (разбой) Иванов был объявлен в розыск, а 15 января 2006 года задержан.

Какое процессуальное решение в данном случае должен принять следователь? Оформите решение следователя процессуально.

6) Золотов обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 3 УК РФ (кража). В ходе предварительного следствия он заболел и был госпитализирован с диагнозом: «острая сердечная недостаточность», что подтверждалось заключением его лечащего врача. Все следственные действия, возможные в отсутствие обвиняемого, были выполнены, а срок следствия истекал через 20 суток.

Как должен поступить следователь? Используя недостающие данные, оформите решение процессуально.

7) Бригадир Соснин отстранил от работы Ковалева, который был в состоянии алкогольного опьянения. Ковалев приехал домой, взял ружье и вернулся на стройку. С целью убийства он навел ружье на Соснина, выстрелил, но промахнулся, однако при этом тяжело ранил рабочего Петрова, стоявшего рядом.

Кто из перечисленных лиц является потерпевшим? Используя недостающие данные, оформите решение процессуально.

 

8) Макаров, находясь в состоянии алкогольного опьянения, один раз ударил кулаком в область лица Дмитриеву, чем причинил побои (ст. 116 УК РФ – дело частного обвинения). Дмитриева обратилась в отдел полиции с просьбой привлечь Макарова к уголовной ответственности, но дознаватель по ее заявлению в возбуждении уголовного дела отказал.

Оцените законность действий дознавателя. Составьте необходимый в данной ситуации процессуальный документ от имени дознавателя.

 

9) Долотов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, один раз ударил кулаком в область лица Минаеву, чем причинил легкий вред здоровью (ст. 115 УК РФ – дело частного обвинения). Минаева обратилась в отдел полиции с просьбой привлечь Долотова к уголовной ответственности, а начальник отдела дал указание дознавателю возбудить по данному факту уголовное дело и провести дознание.

Оцените законность и обоснованность действий начальника отдела. Оформите процессуально факт обращения Минаевой в отдел полиции.

10) Басаев был задержан за разбойное нападение на торговый павильон. На допросе в качестве подозреваемого Басаев показал, что пистолет марки «Вальтер» с патронами, который он использовал при совершении преступления, хранится у его брата в сарае, в старой черной матерчатой сумке, висящей в углу, справа от входа.

Какое следственное действие необходимо произвести в данном случае? Оформите принятое решение процессуально.

11) 15 декабря 20132 г. следователь Иванов по уголовному делу, возбужденному 14 ноября 2013 г., установил, что обвиняемый Николаев покинул место постоянного жительства и, с целью скрыться от следствия, уехал в г. Санкт-Петербург.

Какие процессуальные решения должен принять следователь и какие условия должны быть при этом соблюдены. Оформите процессуально решение следователя.

12) Следователь, расследуя уголовное дело, по которому Васильеву было предъявлено обвинение в совершении разбоя, установил его непричастность к совершению данного преступления.

Какое процессуальное решение должен принять следователь? Оформите процессуально решение следователя.

13) В ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия (скрытого наблюдения) за лицом, подозреваемым в серии квартирных краж, оперуполномоченный случайно осуществил видеосъемку факта вымогательства денег в сумме 100 000 рублей с угрозой применения насилия.

Как в данном случае должен поступить оперуполномоченный? Будет ли являться доказательством видеокассета с записью факта вымогательства? Ответ мотивируйте и составьте процессуальный документ, оформляющий решение относительно видеокассеты.

14) Следователь Дьячук в ходе расследования по уголовному делу, попросил своего коллегу – следователя Дудкина допросить двух свидетелей.

Будут ли протоколы допросов свидетелей, оформленные следователем Дудкиным, доказательствами по уголовному делу, если да, то какие условия для этого должны быть соблюдены. Оформите процессуальный документ от имени следователя Дудкина, после которого он вправе произвести допросы свидетелей.

15) Следователь Исаев устно попросил оперуполномоченного Деточкина произвести обыск в квартире Калашникова, подозреваемого в совершении краж.

При соблюдении каких процессуальных требований, оперуполномоченный вправе произвести обыск? Составьте процессуальный документ, который должен был оформить следователь, при условии, что самостоятельно не мог произвести обыск.

16) В ходе допроса потерпевшей по уголовному делу, возбужденному по факту грабежа, она пояснила, что видела у преступника на правой руке в районе предплечья татуировку в виде ромба, размерами сторон около 4-5 см, выполненную красителем синего цвета.

Какое следственное действие в данном случае вправе произвести следователь. Оформите решение следователя процессуально.

17) Следователь возбудил уголовное дело в отношении Н. о краже автомашины (часть вторая ст.158 УК), но меру пресечения из-за зыбкости подозрения применять не стал.

Вариант: возбудив уголовное дело в отношении Н., применил меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

В какой срок Н. Должно быть предъявлено обвинение?

В каком процессуальном положении находится Н. И в каком процессуальном положении он окажется, если обвинение в установленный законом срок ему предъявлено не будет?

18) В огороде Дмитриева в д. Савино Псковского района оперуполномоченный обнаружил 15 кустов конопли.

Что в данном случае будет являться поводом к возбуждению уголовного дела? Оформите решение следователя процессуально.

19) Осуществляя защиту обвиняемого в грабеже Ш,, который свою причастность к совершению преступления отрицал и настаивал на алиби, адвокат Л. заключил контракт с частным сыскным бюро, поставив перед детективом задачу установить лиц, которые могли бы свидетельствовать о том, что в момент совершения преступления Ш. Находился совсем в другом многолюдном месте.

Правомерны ли действия защитника?

В чем заключается право защитника собирать доказательства по уголовному делу?

 

20) Д., прибыв к следователю для ознакомления о привлечении его в качестве обвиняемого в вымогательстве и первого допроса, на вопрос следователя, нуждается ли он в защитнике, ответил, что адвокат, конечно, не помешал бы, но платить ему не чем.

Как должен поступить следователь в данной ситуации?

 

21) Защиту участкового уполномоченного милиции, обвиняемого в изнасиловании А., осуществлял его защитник адвокат Б. Он, последовательно придерживался избранной линии защиты, согласно которой его подзащитный является жертвой мстительного ложного доноса. В этой связи он же (защитник) заявил следователю ходатайство о наложении ареста на все почтово-телеграфные отправления потерпевшей В. и о контроле ее телефонных переговоров и о допуске его, защитника, к участию в осмотре задержанных почтово-телеграфных отправлений, а также записей переговоров.

Законно ли ходатайство защитника?

Какое решение должен принять следователь?

22) Рассматривая в первой инстанции уголовное дело о мошенничестве, судья при допросе свидетеля Н. узнал в ней свою племянницу (приемную дочь своей родной сестры), которую не видел последние шесть лет, потому что та вышла замуж, покинула город, переехав к мужу, приняв при регистрации брака его фамилию. Именно в силу данного обстоятельства судья не узнал родственницу по материалам уголовного дела.

Как должен поступить судья в сложившейся ситуации?

 

23) В результате дорожно-транспортного происшествия погиб Д. В этой связи было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.64 УК.

Кто может быть признан потерпевшим по данному уголовному делу?

 

24) Находящиеся в разводе супруги Е. Одновременно обратились к следователю с заявлениями, в которых каждый из них просил признать себя законным представителем их родного несовершеннолетнего сына, обвиняемого в сбыте наркотиков и покушении на изнасилование.

Как должен поступить следователь?

 

25) Начальник следственного отдела Н-ского управления внутренних дел, изучив уголовное дело о грабеже, которое находилось в производстве подчиненного ему старшего следователя, дал ему устное указание преследование в отношении обвиняемого Щ. Прекратить за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, а обвиняемого из под стражи освободить. Старший следователь не подчинился и попросил письменных указаний. В ответ начальник СО объявил, что он принимает дело к своему производству. Материалы следственного производства подчиненному не возвратил и вынес от своего имени два постановления: о принятии уголовного дела к своему производству и о прекращении дела за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления.

Правомерны ли действия начальника следственного отдела?

 

26) Окончив предварительное следствие по уголовному делу о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений (ст. 150 УК), следователь направил его прокурору, который, однако, не согласился с выводами, содержащимися в обвинительном заключении, указал на целый ряд упущений в собирании доказательств и возвратил дело в следственный отдел Н-ского управления внутренних дел, откуда оно и поступило. Начальник отдела поручил принять дело к своему производству и выполнить указания прокурора, в связи с чем обвиняемый и его защитник Б. Обратились к начальнику следственного отдела с заявлением об отводе следователя В., который по их мнению, получив отрицательную прокурорскую оценку его деятельности, не может сохранить хладнокровие и объективность. Они ходатайствовали о передаче дела другому следователю.

Обосновано ли ходатайство со стороны защиты?

Имеются ли основания для отвода следователя?

 

27) Заключенный под стражу по обвинению в разглашении государственной тайны Р., находясь в камере следственного изолятора и на допросах у следователя, стал проявлять признаки психического расстройства.

Какие меры обязан принять следователь?

В каком порядке реализуются такие меры? Какие сроки здесь действуют?

 

28) Следователь прекратил уголовное дело о дорожно-транспортном происшествии за отсутствием состава преступления. Начальник следственного отделения при Н-ском райотделе внутренних дел не согласился с таким решением своего подчиненного, истребовал уголовное дело из архива, своим постановлением отменил постановление следователя о прекращении дела, принял дело к своему производству, предъявил обвинение водителю транспортного средства и направил уголовное дело прокурору.

Правомерны ли действия начальника следственного отделения?

29) Следователь дал поручение криминальной милиции принять все необходимые оперативно-розыскные меры для того, чтобы установить лиц, совершивших вооруженный налет на пункт обмена валюты и сообщил основные результаты следствия на первоначальном этапе работы по уголовному делу. Начальник криминальной милиции заметил, что такие поручения – не самая эффективная форма взаимодействия, и предложил следователю принять участие в планировании оперативно-розыскной деятельности в полном объеме, потому что «мы делаем общее дело».

Кто прав, следователь или начальник милиции?

 

30) Расследуя уголовное дело о разбойном нападении, совершенном у подъезда одного из домов, следователь пригласил к себе участкового уполномоченного милиции и поручил ему путем личного сыска установить свидетелей преступления и «вкратце, предварительно» допросить их. Участковый возразил, отметив, что подобные поручения ему могут быть даны только начальником, которым следователь не является.

Кто прав: следователь или офицер милиции?

 

31) Адвокат Щ., осуществляющий защиту Э., обвиняемого в коммерческом подкупе, узнал, что в делах коммерческого банка «Инвест-навсегда» находятся несколько финансовых документов, опровергающих предъявленное его подзащитному обвинение, и от имени адвокатского бюро, в котором он состоял на службе, обратился к дирекции банка с запросом о предоставлении ему этих документов «хотя бы в копиях». Ни на запрос, ни на неоднократные напоминания по самым различным каналам связи со стороны банка не последовало никакого ответа.

Какие меры может предпринять адвокат, чтобы все-таки использовать названные документы в целях защиты по уголовному делу?

 

32) Осуществляя защиту А., обвиняемого в вымогательстве, адвокат Б. лично установил двух лиц, располагающих сведениями, которые по делу могли бы быть использованы в качестве оправдательных доказательств. За небольшое денежное вознаграждение адвокат уговорил обоих дать письменные объяснения на имя следователя и заверить свои подписи на этих объяснениях нотариально. Полученные документы защитник представил следователю ходатайство о приобщении объяснений к делу, о допросе выявленных свидетелей и о реабилитации подзащитного Б.

Правомерны ли действия защитника Б.?

33) Следователь установил, что в показаниях свидетелей А. и Б. имеются существенные противоречия. Если А. изобличал З., обвиняемого в изнасиловании несовершеннолетнего, то Б. оправдывал его, настаивая на том, что З. имел алиби. Следователь вызвал обоих свидетелей на очную ставку, предупредил об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний и предложил свидетелям дать показания по делу в присутствии друг друга. А. такие показания дал, а Б. потребовал присутствия на очной ставке защитника, который защищал бы его права и интересы, потому, что ясно, что его подозревают в сокрытии изнасилования и лжесвидетельствовании.

Вариант: свидетель Б. прибыл на допрос с адвокатом и заявил ходатайство о допуске его к участию в следственном действии.

Законны ли требования свидетеля?

Как должен поступить следователь?

34) Адвокат С., осуществлявши защиту К., обвиняемого в вымогательстве, во время затянувшегося ознакомления сторон с материалами окончательного следственного производства в один из дней прислал к следователю своего помощника, поручив последнему «побыть с обвиняемым, пока тот читает дело». Обвиняемый не возражал. Но следователь не допустил к участию в деле помощника адвоката ни какой форме, указав, что он не вправе участвовать по закону и не имеет ордера от своей юридической структуры.

Прав ли следователь?

 

35) Подозреваемый в изнасиловании совершеннолетний А. от защитника отказался сразу же при задержании, мотивируя это тем, что он не виновен и, что «ему нечего бояться». Но когда А. было предъявлено форменное обвинение в тяжком преступлении и судебное решение о заключении его под стражу, тот решительно заявил о своем намерении иметь «хорошего защитника».

В этой связи им было заключено соглашение с адвокатом П., который приступил к выполнении. Своих процессуальных обязанностей. При ознакомлении с материалами оконченного следственного производства, убедившись в прочности обвинения, А. снова впал в раздраженное паническое состояние и письменно заявил об отказе от защитника, «поскольку от него нет никакого толку».

Как должен поступить следователь?

 

36) В производстве следователя Ч. находилось уголовное дело об убийстве. Свидетель Т. дал показания по данному уголовному делу следователю Е., так как Ч. в этот день отсутствовал, а Т. уезжал в командировку. В результате дорожно-транспортного происшествия Т. погиб.

Имеют ли доказательственное значение показания свидетеля Т.?

Могут ли они быть использованы в суде?

 

37) А. Был задержан по подозрению в ограблении кассира, который опознал его на предварительном следствии. Подозреваемый свою вину в преступлении отрицал и показал, что во время нападения на кассира он находился на своем рабочем месте. В подтверждение своего заявления А. Представил следователю справку от администрации предприятия. На основании этого оправдательного документа следователь освободил задержанного. Потерпевший Б., в свою очередь, обратился к следователю с ходатайством допросить в качестве свидетелей двух своих сослуживцев, которые, по его утверждению, могут дать обвинительные показания в отношении А. Следователь в ходатайстве потерпевшего отказал, сославшись на то, что невиновность подтверждена документально, а это главное.

Прав ли следователь?

Если нет, то какие положения УПК им нарушены?

 

38) Л. ворвался в комнату Г., устроил там скандал, в грубой непристойной форме унизил достоинство потерпевшего, обзывая его и высказывая угрозы. Пока Л. буянил, Г. включил магнитофон и записал на пленку все оскорбления, угрозы и сквернословие, а наутро обратился в суд с заявлением о привлечении Л. к уголовной ответственности за оскорбление и представил магнитофонную кассету с записью «монолога» последнего.

Может ли быть использована кассета в качестве источника доказательств? Если да, то какого именно? Каков процессуальный порядок обращения к подобным источникам информации?

 

39) При осмотре места происшествия по уголовному делу о краже ценностей из квартиры А. У дверей лифта был обнаружен паспорт на имя К. В качестве обвиняемого по данному уголовному делу был привлечен С., который на допросе признался, ч то он умышленно оставил на месте происшествия чужой паспорт, чтобы «сбить следствие с толку».

Имеет ли паспорт на имя К. доказательственное значение?

К какому виду источников доказательств он относится?

В чем состоит его доказательственное значение?

 

40) При расследовании дела об убийстве следователь в постановлении о назначении экспертизы поставил перед экспертом следующие вопросы:

1. Когда наступила смерть потерпевшего?

2. Каковы причины смерти?

3. Является ли смерть причиной несчастного случая, убийства или самоубийства?

Правомерна ли постановка указанных вопросов перед экспертом?

 

41) А. и Б. совершили бандитский налет на экипаж инкассаторской автомашины и завладели крупной суммой денег. А. был ранен в перестрелке, задержан и по излечении привлечен к уголовной ответственности, осужден к лишению свободы. В отношении Б. уголовное дело было выделено в отдельное производство, а он был объявлен в федеральный розыск и задержан только спустя два года. В судебное разбирательство по делу Б. обвинение наряду с другими материалами следствия представило копию вступившего в законную силу приговора по делу А., в котором, в частность содержалась констатация, что в создании банды, планировании и организации налета на инкассаторов главная роль принадлежит Б. Сторона защиты, отвергая эту трактовку, утверждала, что в действительности все обстоит наоборот: главарем банды и организатором налета является А., а Б.- всего лишь его помощник.

Обязан ли суд перепроверять факты, уже установленные вступившим в законную силу приговором?

Как должен поступить суд в ситуации, сложившейся в доказывании по делу Б.?

42)В ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия (скрытого наблюдения) за лицом, подозреваемым в серии квартирных краж, оперуполномоченный случайно осуществил видеосъемку факта вымогательства денег в сумме 100000 рублей с угрозой применения насилия.

Как в данном случае должен поступить оперуполномоченный? Будет ли являться доказательством видеокассета с записью факта вымогательства? Ответ мотивируйте и составьте процессуальный документ, оформляющий решение относительно видеокассеты.

43) Следователь, закончив производство по уголовному делу по обвинению Алексеева в мошенничестве, объявил ему об этом и предложил ознакомиться с материалами уголовного дела перед направлением их прокурору и в суд. Обвиняемый отказался знакомиться с материалами уголовного дела.

Как в данном случае должен поступить следователь? Оформите решение следователя процессуально.

 

44) 5 января 2013 г. в 15 час. в дежурную часть отдела полиции позвонила гр. Уралова и сообщила, что в ее квартире взломана входная дверь и похищены золотые украшения.

Какое следственное действие необходимо произвести, учитывая, что уголовное дело еще не возбуждено? Оформите производство данного следственного действия процессуально.

 

45) Дело по обвинению Сидорова рассматривалось Ленским федеральным районным судом Санкт-Петербурга в составе председательствующего и двух судей. По делу были допрошены два свидетеля, проживающие во Владивостоке, после чего дело было отложено слушанием. После отложения дела истек срок полномочий одного из судей.

Что такое неизменность состава суда? В каком составе должно быть продолжено слушание дела? Требуется ли повторный допрос свидетелей из Владивостока?.

 

46) В ходе первого допроса подозреваемого Забавина следователь установил, что Забавин уже в течении 8 лет состоит на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом: «умеренно-выраженная дебильность».

Как в данном случае должен поступить следователь? Оформите решение следователя процессуально.

 

47) Следователь выехал на осмотр места происшествия, где осмотрел труп Кобликова.

Какое следственное действие обязан произвести следователь для установления причины смерти Кобликова? Оформите данное решение процессуально.

 

48) На момент совершения общественно-опасного деяния Новиков находился в состоянии невменяемости. По заключению экспертизы в период расследования психическое состояние Новикова не представляет опасности дл него самого и для окружающих, он не нуждается в применении принудительного лечения.

Какое решение может принять следователь по данному уголовному делу? Какие виды решений принимает следователь при производстве по применению принудительных мер медицинского характера при окончании производства по делу?

 

49) Присяжные заседатели вынесли обвинительный вердикт по делу Ромова, обвинявшегося в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.131 УК РФ. Председательствующий посчитал недоказанным участие Ромова в совершении данного преступления и вынес оправдательный приговор.

Вправе ли судья в данном случае вынести оправдательный приговор? Обязателен ли вердикт присяжных для председательствующего?

 

50) Обвиняемый Котов совершил грабеж (ч.3 ст.161 УК РФ – санкцией статьи предусмотрено наказание до 12 лет лишения свободы). В процессе предварительного расследования он полностью признал себя виновным, возместил ущерб. По окончании следствия заявил ходатайство об особом порядке судебного разбирательства. Потерпевший не возражал против проведения судебного разбирательства в особом порядке.

Каково должно быть решение следователя, суда в данном случае? Каковы основания и условия применения особого порядка принятия решения?


Методические рекомендации по подготовке к экзамену

 

 

Успешной подготовке к экзамену способствует систематическое посещение лекционных и практических занятий с элементами семинарских, тщательная проработка вопросов, выносимых на обсуждения на групповых занятиях и самостоятельная подготовка обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся включает в себя: изучение и анализ нормативных правовых документов, а также учебников, учебных пособий, научных публикаций, подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим и др.), и выполнение соответствующих заданий; выполнение письменных контрольных работ, рефератов, докладов, презентаций и т. п.; выступление с докладами и сообщениями на научных мероприятиях различного уровня; подготовку к зачету, экзамену.

Для более рационального использования времени самостоятельной работы сначала целесообразно ознакомиться с основными вопросами, предлагаемыми для усвоения каждой отдельной темы. Затем проанализировать нормативную правовую базу, при необходимости законспектировать основные положения законов и подзаконных нормативных актов, относящихся к изучаемой проблеме.

Обучающиеся должны работать над официальными текстами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов. Об изменениях законодательства, принятых за последнее время, можно проконсультироваться у преподавателей кафедры, а также воспользоваться оперативными данными справочно-консультационных систем «Гарант», «Консультант +» и т.п.

Затем желательно сделать обзор рекомендованной литературы, выписав при этом выдержки в объеме, достаточном для аргументированного ответа по каждому вопросу. Важнейшей составной частью самостоятельной подготовки является конспектирование изучаемого материала. Оно позволяет развить навыки анализа законодательных, ведомственных нормативных актов, иных источников, умение точно и сжато формулировать необходимые положения, отделить главное от второстепенного. Кроме того, процесс конспектирования способствует более качественному усвоению и запоминанию прочитанного.

Помимо собственных записей в качестве рекомендуемых аннотаций изучаемого материала могут быть использованы лекции по всем темам уголовно-процессуального права, имеющиеся в учебно-методическом комплексе.

В процессе самостоятельной работы необходимо выполнять соответствующие изучаемой теме задания.

При изучении дисциплины следует обратить внимание на сущность и содержание новелл, касающихся наиболее важных норм и институтов уголовно-процессуального права.

О научных разработках по проблемам уголовно-процессуального права последних лет обучающиеся также должны иметь достаточно четкое представление. Для этого следует поработать над публикациями в журналах «Государство и право», «Уголовный процесс», «Российский следователь», «Закон и право», «Законность», «Юстиция», «Российская юстиция», «Адвокат», «Российский адвокат» и других, сборниках научных статей и материалов различных научно-практических конференций, посвященных актуальным вопросам уголовного судопроизводства.

Заключительным этапом самостоятельного изучения учебной дисциплины «Уголовный процесс» должно стать составление развернутых, аргументированных с позиции действующего законодательства, теории и практики ответов на вопросы, предусмотренные для подготовки к экзамену. Следует систематизировать свое будущее выступление, построив его алгоритм из совокупности краткого введения в курс вопроса, изложения фактов, их правового анализа и выводов. От обучающихся не требуется дословного знания законодательных формулировок. Однако они должны знать содержание норм уголовно-процессуального права, касающихся досудебного производства, свободно владеть терминологией, используемой в нормативных актах и специальной литературе, уметь комментировать материал, используя знания, полученные по другим учебным дисциплинам уголовно-правового комплекса.

Преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как обучающийся понимает те или иные правовые категории и реальные проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для хорошего ответа на экзамене необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.

На экзамене преподаватель может задавать дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов билета и связаны, как правило, с плохим или неполным ответом, то вторые, в рамках билета и направлены на уточнение мысли обучающегося.

Можно выделить следующие критерии оценки, которыми обычно руководствуется преподаватель на экзамене:

- правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

- полнота и в то же время разумная лаконичность ответа;

- новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных правовых источников;

- умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к практическим ситуациям;

- логика и аргументированность изложения;

- грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

- культура речи.

Таким образом, преподаватель оценивает как знания данной дисциплины (содержания), так и форму, стиль его изложения.

Если у обучающихся в процессе самостоятельного изучения дисциплины и подготовки к зачету остались сложные для восприятия и неразрешенные вопросы, то в таких случаях необходимо прибегнуть к методу получения индивидуальных консультаций путем постановки вопросов и получения ответов от преподавателей кафедры, в том числе и в электронной форме через сеть «Интернет».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общество «Единение и прогресс». Сидят: Митхат Шюкрю Бледа, Хюсейн Кадри, Талаат-паша, Энвер-бей, Ахмет Рыза-бей. | Цели и задачи конкурса. Театрально-эстрадная студия


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных