Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

УПРАВЛЕНИЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА

 

ПИКТОГРАММА» КАК МЕТОД

ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В НОРМЕ

И ПРИ НЕКОТОРЫХ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЯХ

 

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

 

 

ЛЕНИНГРАД 1984

Методические рекомендации составлены кандидатом медицинских наук Б. Г. Херсонским под научным руководством профессора

Е. Ф. Бажина

Министерством здравоохранения СССР разрешено размножать данные методические рекомендации в необходимом количестве экземпляров

 

© ЛЕНИНГРАДСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Метод «пиктограмма» был впервые предложен А. Р. Лурия для изучения опосредованного запоминания. С этой целью испытуемыми предлагалось определенное количество слов и выражений, которое помогло бы вспомнить соответствующее слово. Таким образом, испытуемый должен был «пиктографически» (пиктография — рисуночное письмо) записать ряд достаточно сложных понятий, прямое изображение которых затруднено либо невозможно.

Настоящие методические рекомендации представляют модификацию процедуры проведения исследования и оригинальную схему интерпретации данных «пиктограммы», позволяющую получить значимую информацию об особенностях личности испытуемых.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Исследование лучше начинать после какой-либо другой методики исследования памяти (10 слов, тест зрительной ретенции Бентона). Экспериментатор дает испытуемому лист бумаги и карандаш и произносит текст инструкции: «Теперь мы проверим Вашу память другим способом. Вам будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание на каждое слово нужно нарисовать рисунок, все равно какой, но так, чтобы он помог Вам вспомнить соответствующее слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, важно лишь, чтобы он помог Вам при запоминании. Не пишите ни слов, ни букв». Инструкцию следует предъявлять один раз, повторение ее допускается лишь в ответ на прямую просьбу испытуемого.

Материал настоящего исследования накоплен в отношении стандартного набора из 16 понятий, приводимых в руководстве В. М. Блейхера / Блейхер В. М. Клиническая патопсихология, Ташкент, 1976./. Достоинством этого набора является то, что он свободен от понятий, которые при обычной технике рисования могут быть легко переданы графически. Испытуемым предъявляется следующий набор понятий: 1. Веселый праздник; 2. Тяжелая работа; 3. Вкусный ужин; 4. Болезнь; 5. Печаль; 6. Счастье; 7. Любовь; 8. Развитие; 9. Разлука; 10. Обман; 11. Победа; 12. Подвиг; 13. Вражда, 14. Спра­ведливость; 15. Сомнение; 16. Дружба.

Необходимо соблюдать данную последовательность предъявления понятий, что имеет значение для динамического анализа «пиктограммы».

Предъявление понятий и выполнение испытуемым рисунков составляет первый этап исследования. На этом этапе задача экспериментатора сводится к тому, чтобы фиксировать спонтанные разъяснения и замечания испытуемого, а также осуществлять приблизительный хронометраж, поскольку использование секундомера создает у испытуемых впечатление ограниченности времени. Желательно зафиксировать общее время исследования и наиболее длительные паузы. Оценка времени от предъявления понятий до начала выполнения рисунка («латентное время» по Л. С. Драгунской) проводится незаметно для испытуемого — по секундной стрелке ручных часов.

После того как испытуемый закончил выполнение задания, экспериментатор приступает к опросу, который выделяется в отдельный этап исследования для того, чтобы не повлиять на дальнейший ход исследования и отделить «спонтанные» разъяснения от «вынужденных».

Опрос следует проводить избегая суггестии, недопустимы, в частности, вопросы типа: «А этот рисунок имеет какое-либо отношение к Вам лично?». У испытуемого не должно возникнуть впечатление, что его разъяснениям придается какое-то особое значение, поэтому нежелательно на глазах у испытуемого записывать каждое его слово.

Во время опроса уточняется уровень абстрактности образа, наличие индивидуальной значимости образа для испытуемого, иногда, при малодифференцированном изображении уточняется его характер.

Через полчаса после окончания исследования испытуемого просят вспомнить слова по рисункам. После этого экспериментатор приступает к третьему этапу исследования — ретестированию. Значение этого этапа исследования тем больше, чем необычнее «пиктограмма» испытуемого, чем хуже продуктивность опосредованного запоминания. Основная задача ретестирования — выявить «латентные» возможности испытуемого, оставшиеся «за кадром» при основном исследовании.

В целом ретестирование как бы возвращает методу его «пластичность», уменьшенную стандартизацией процедуры исследования и набора понятий, не препятствуя получению спонтанных данных. На третьем этапе экспериментатор занимает более активную, порой — авторитарную позицию.

В качестве примера, иллюстрирующего технику проведения ретестирования, проводится ретестирование по «выхолощенным символам». Эти, описанные еще Г. В. Биренбаум, образы совершенно лишены содержательной связи с понятием, лаконичны по изобразительным

средствам (линии, геометрические фигуры, штриховка и т. п.), не сопровождаются спонтанными разъяснениями, вынужденные разъяснения крайне формальны: «Просто так, абстрактно», «Просто — значок».

Образы этой категории не обеспечивают запоминание соответ­ствующего слова.

Обращаясь к испытуемому, экспериментатор говорит: «По-видимому, Вы недостаточно серьезно отнеслись к исследованию и теперь не можете вспомнить названные Вам слова. Я прочту их вам еще раз, а Вы попробуйте выбрать какой-либо другой рисунок так, чтобы он действительно помог Вам при запоминании».

Возможность либо невозможность коррекции при ретестировании позволяет установить истинную природу «выхолощенных символов» в каждом конкретном случае (неспособность осмыслить инструкцию, ситуационно обусловленное снижение мотивации, нарушения мотива-ционного компонента мышления) и избежать диагностических ошибок.

Объектом для ретестирования служат также образы, где вопреки инструкции испытуемые употребляют буквенные и словесные обозначения. В данном случае экспериментатор напоминает требование инструкции и просит испытуемого выполнить задание еще раз.

При ретестировании можно попытаться добиться замены сложных, сценоподобных образов образами с более высоким уровнем абстрагирования.

В ряде случаев экспериментатор сталкивается с отказом испытуемых от исследования. Отказ может последовать тотчас после предъявления инструкции, либо позднее, когда испытуемый осознает сложность выполнения метода. Атмосфера доброжелательности, отсутствие «оценочного» отношения экспериментатора являются лучшим условием для преодоления отказа. Испытуемому повторно разъясняется, что качество рисунка не имеет значения, что время исследования не ограничено. В большинстве случаев отказ удается преодолеть, если он не связан с грубой интеллектуальной несостоятельностью, либо с настороженностью испытуемого, бредово трактующего ситуацию экспериментатора. Если испытуемый затрудняется выбрать образ на одно понятие («локальный ответ»), экспериментатор просит его подумать, подчеркивая, что время исследования не ограничено. При повторном отказе следует перейти к следующему понятию набора.

 

ОСНОВЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ «ПИКТОГРАММЫ»

Интерпретация данных «пиктограммы» складывается из:

1. Качественного анализа каждого образа «пиктограммы» с формализованной оценкой последнего;

2. Оценки количественных соотношений образов различного типа в данном протоколе;

3. Учета аналитических факторов, недоступных для формализации («особые феномены»), в том числе — графических особенностей «пиктограммы».

Заключительный этап — синтез имеющихся данных и формулировка заключения.

 

 

1. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ «ПИКТОГРАММЫ»

 

При качественном анализе образов «пиктограммы» учитываются фактор абстрактности, фактор индивидуальной значимости, содержание рисунка, фактор «стандартности» и фактор «адекватности». Поскольку при качественном анализе необходимо дать однозначную оценку каждого образа, доступную для формализации, каждой категории образов «пиктограммы» присваиваются краткие буквенные обозначения. Сводная таблица этих обозначений дается в приложении.

а. Фактор абстрактности. Конкретные образы — К. Общее качество этой группы образов — их соотнесенность с конкретной ситуацией. Прямое изображение ситуации, связанной с понятием— конкретный фотографический образ (К-Фт), например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие «подвиг», влюбленный с букетом цветов под часами на понятие «обман».

К конкретным образам относится большинство рисунков, содержащих изображение целой человеческой фигуры. Несмотря на относительную экономичность изображения, например, копающий человек на понятие «тяжелая работа» испытуемый и здесь изображает конкретную ситуацию — человек работает.

Все индивидуально значимые образы также относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения, поскольку в них испытуемый обращается к конкретной ситуации из своего опыта. Так, испытуемая Л. на понятие «обман» рисует куклу, книжку и граммофонную пластинку, поскольку эти предметы она использует «при кормлении ребенка, чтобы обмануть его».

Наконец, часть образов «пиктограммы», будучи конкретными, не имеют существенных связей с предложенным понятием, связь «конфабулируется» испытуемым. Наиболее часты такие образы (конкретные конфабуляторные — К — Кф) на понятие «сомнение». Испытуемый С. рисует на данное понятие табуретку. Объяснение: «Я сомневаюсь, из чего сделана эта табуретка — из дерева или из пластмассы».

Атрибутивные образы — Ат. Эти образы выбираются по принципу принадлежности, атрибутивности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, рюмку, карнавальную маску. Здесь уже нет попытки прямо изобразить понятие, либо ситуацию, связанную с ним. Большинство атрибутивных образов экономичны в отношении изобразительных средств.

Метафорические образы — М. К этой категории относятся образы, где абстрактная по сути ассоциация выражается опосредованно, через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе может лежать литературный образ. Примерами этих образов служат зачеркнутые часы на понятие «счастье» («счастливые часов не наблюдают»), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» («обвести вокруг пальца»). Метафора может быть создана испытуемым непосредственно в ходе исследования. Так, испытуемая А. на понятие «сомнение» рисует штопор («сомнение как штопор ввинчивается в тебя, не дает спокойно жить»).

Геометрические, графические и грамматические символы — Г. С. Здесь абстрактной ассоциации соответствует и способ ее выражения— символ, имеющий содержательную связь с понятием. Часто эти символы отражают пространственные характеристики —направление, симметрия. Подобные символы имеют высокую специфичность для понятия (стрелки, расходящиеся в стороны на понятие «разлука», ось симметрии на понятие «справедливость»). Другие символы отражают лишь эмоциональный компонент понятия — символы валентности (знак «-» на понятие болезнь, темная штриховка на понятие «обман»).

Символы могут быть общепринятыми, либо реже — продуцируются по ходу исследования. Основой для отнесения образа к категории символов является именно абстрактный тип ассоциации, а не геометрический характер изображения. Так, испытуемый В. на понятие «сомнение» нарисовал круг, разделенный пополам, одна половина которого заштрихована. Объяснение — «Я сомневаюсь, черное это или белое». Данный образ по уровню абстрактности должен быть отнесен к конкретным (конфабуляторным).

б. Фактор индивидуальной значимости. Оценка образов, взятых из индивидуального опыта испытуемых представляет значительный интерес. Важен уже сам факт прямого обращения к личному опыту. Именно в индивидуально значимых образах «пиктограммы» наиболее, непосредственно реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, намерениях. В индивидуально значимых образах могут проецироваться актуальные переживания больных, в. том числе и бредовые идеи, суицидальные тенденции. Индивидуально значимые образы неоднородны по своему характеру.

Индивидуально значимые персонфицированные образы — Инд. Пс. К персонифицированным образам следует относить такие, где изображается сам испытуемый, сцена с его участием, часть его тела, реже — изображение других конкретных лиц.

Так, испытуемый К., у которого ампутирована правая нога, на по-нятие «болезнь» рисует человека без ноги. Больной С. на. понятие обман» рисует портрет врача, обещавшего выписать его и не выполнившего обещания.

Иногда персонифицированные образы имеют четкую кинестетическую окраску (Инд.— Кн.). Смысл понятия в этом случае передается именно позой, движением человека. Большинство образов, где нарисован человек в движении, лишено индивидуальной значимости, а потому не являются истинно кинестетическими. Особенно это касается передачи мимических движений (грустное выражение лица на понятие «печаль» — это атрибутивный образ, лишенный индивидуальной значимости).

Необходимо прямое указание испытуемого на то, что движение связано с его индивидуальным опытом. Как и в тесте Роршаха, испытуемые часто показывают движение прежде чем начать рисовать, что вляется признаком принадлежности образа к кинестетическим.

Индивидуально значимые образы-стимулы—-Инд.—С. Эти образы е содержат изображения человека. Это изображения объектов, стимулирующих» у испытуемых воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием.

Так, испытуемый Ш., увлекающийся альпинизмом, на понятие «счастье» рисует горы. Объяснение — «Чувство счастья возникает у меня обычно в горах».

Испытуемая Н. на понятие «разлука» рисует письмо. Объяснение: «Я в разлуке с родными, но письма мне очень помогают».

Образы, выбранные формально — Ф. К этой группе относятся образы, лишенные индивидуальной значимости.

в. Содержание рисунка. Перефразируя Г. Роршаха можно сказать, что рисуют «все возможное, а больные шизофренией — и все невозможное».

Ниже мы ограничиваемся перечислением наиболее значимых аналитических категорий. Подробно содержание образов «пиктограммы» по применяемому набору приводится во вспомогательных таблицах, в конце методических рекомендаций.

Сцены с участием человека — Сц., человеческие фигуры — Ч., части (детали) человеческого тела — Ч. Д., редко встречающиеся «пиктограмме» мелкие части человеческого тела (глаза, рот, стопы и т. д.) — Ч. д., неодушевленные объекты — Н. О., фауна — Фн., флора — Фл., пейзажи — П., архитектура, искусство — И., символы — С.

г. Ф актор частоты выбора. Данный чисто статистический критерий указывает на относительную частоту выбора в протоколах здоровых испытуемых. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ «пиктограммы» к одной из трех категорий:

Стандартные образы — Ст. — встречаются чаще, чем в 20 из 100 протоколов.

Оригинальные образы — Ориг. — встречаются реже, чем в 2-х из 100 протоколов.

Повторяющиеся образы занимают промежуточное положение по частоте между «стандартными» и «оригинальными». Буквенного обозначения не имеют.

Подробные сведения о распределении образов по частоте также содержатся во вспомогательных таблицах.

д. Фактор адекватности. Адекватность образа «пиктограммы» — сложный качественный фактор, включающий содержательную близость образа и понятия, умеренную абстрактность, краткость изображения и разъяснения. В то же время следует исходить не только из теоретических предположений, но и из фактически полученных данных —какие образы «пиктограммы» закономерно выбираются психически здоровыми людьми. Не следует относить к неадекватным образ, относящийся к категории «повторяющихся». Адекватные образы обозначаются знаком «+», а неадекватные «-» (Ориг.-).

е. Формализованная оценка образов «пиктограммы». На основании качественного анализа образа «пиктограммы» по всем факторам проводится формализованная оценка. Приводим примеры. Понятие «победа». Изображен салют. Разъяснение: «Салют бывает в день Победы». Выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, изображен салют, выбор стандартный, адекватный. Формализованная оценка: Ат. Ст. + Салют. Другой пример (из протокола исследования больной, страдающей шизофренией). Понятие «тяжелая работа». Изображен треугольник. Разъяснение: «У нас в отделе тяжелую работу выполняют трое — начальник, его заместитель и я». Конкретный выбор (несмотря на геометрический характер изображения), индивидуально значимый, оригинальный, неадекватный. Формализованная оценка: К. Инд. Ориг. — С. Во вспомогательных таблицах приводится формализованная оценка всех стандартных и повторяющихся, а также некоторых «оригинальных» (как адекватных, так и неадекватных) образов на применяемый нами набор понятий. В начальном периоде работы с методцм эти таблицы могут служить практическим пособием для патопсихолога.

 

2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ В «ПИКТОГРАММЕ»

 

Второй этап анализа — оценка количественных соотношений образов различного типа. Одним из наиболее существенных является соотношение — «структура» пиктограммы по фактору абстрактности — ГС: М: Ат: К, т. е. символов, метафорических образов, атрибутивных, и конкретных. Помимо операционных характеристик мышления это соотношение отражает также и мотивационный фактор. «Ядром» нормативного результата являются атрибутивные и конкретные образы. Повышение уровня мотивации у лиц с высоким интеллектом приводит к увеличению числа конкретных, фотографических образов (К. — Фт.).

Вторым показателем является количество и структура индиви­дуально значимых образов. Персонифицированные индивидуально значимые образы (Инд. — Пс.) говорят скорее об интеллектуальных особенностях, в частности, о конкретности мышления, неспособности отвлечься от индивидуального опыта. Образы стимулы (Инд. — С.) отражают такие личностные особенности как эгоцентризм, демонстративность.

Третий показатель— количество адекватных образов отражает четкость и реалистичность «пиктограммы», построение ее по принципам, характерным для большинства здоровых испытуемых. Этот показатель дополняется количеством стандартных образов (Ст.), который, как и аналогичный показатель в тесте Роршаха говорит о конформности мышления. У больных шизофренией при отсутствии грубо «неадекватных» образов снижается число стандартных, полное же отсутствие стандартных образов имеет несомненную диагностическую ценность. Показатель оригинальных образов отражает как уровень интеллекта и особенности мотивации, так и патологию мышления в зависимости от адекватности выбора. Качественный анализ неадекватных образов в соответствии с принципами, разработанными С. В. Лонгиновой и С.Я.Рубинштейн, позволяют уточнить характер нарушений мышления.

Количество изображений человеческих фигур — показатель степени тереотипизированности ассоциаций (аналогично проценту ответов категории «животные» в тесте Роршаха). В данном случае речь идет о нормальной или «типической» стереотипии, отражающей естественную тенденцию к единообразному решению единообразных задач. Диагностическую ценность имеет лишь чрезмерная выраженность стереотипии либо «смещение» стереотипизирующей установки — «атипическая стереотипия». В этих случаях стереотипия проявляется в повторении выхолощенных символов, атипических мелких деталей человеческой фигуры (чаще — глаза), архитектурных сооружений и т. п. Прямое повторение одного и того же рисунка на два или более понятий — персеверация, часто встречающийся в стереотипных «пиктограммах» по нашим данным являются безусловно патологическим феноменом. Соотношение деталей фигуры человека и целых человеческих фигур, наряду со структурой «пиктограммы» по фактору абстрактности, отражает уровень процессов обобщения и отвлечения.

 

3. ОСОБЫЕ ФЕНОМЕНЫ В «ПИКТОГРАММЕ»

 

Под названием «особые феномены» описываются разнообразные, подчас довольно тонкие и недоступные для поверхностного наблюдателя особенности выполнения метода, в том числе — высказываний испытуемого, эмоциональных и других поведенческих реакций — всего того, что остается за пределами формализованной оценки ответов и анализа основных количественных соотношений.

При изучении «пиктограммы» можно выделить большую группу подобных неформализуемых факторов анализа, как общих для «пиктограммы» и теста Роршаха, так и специфичных для «пиктограммы». Эти факторы, по аналогии с текстом Роршаха, обозначаются как «особые феномены»..

А. Шоковые реакции. Данный тип реакций является общим для многих методик (ассоциативный эксперимент, тест Роршаха, методика незаконченных предложений) и. является проявлением «тормозящего» действия аффекта на интеллектуальные процессы. В «пиктограмме» шоковые реакции проявляются в виде удлинения латентного времени, изменении характера выбранного образа (в сравнении с другими образами в данном протоколе), некоторых графических особенностей — более тщательная отработка рисунка, сильный нажим, реже — резкое уменьшение размера рисунка на «травмирующее» понятие. Крайним проявлением шоковой реакции является отказ от выбора образа — локальный отказ. Причиной последнего могут быть и чисто интеллектуальные затруднения. Парадоксальные отказы (отказы на «легкие понятия») обусловлены убеждением испытуемого, что все понятия имеют непосредственное отношение к нему. Так, испытуемый отказывается выбрать образ на понятие «тяжелая работа», поскольку он «любит всякую работу, никакая работа не тяжела».

Б. Неформализуемые типы образов. Ассоциации по созвучию. Выбранный образ помогает запомнить не смысл понятия, а звучание слова. Примеры многочисленны (автомобиль «Победа», электропила «Дружба» на созвучные понятия, сом на понятие «сомнение»). Более сложны и реже встречаются образы-ребусы, где слово составляется из первых букв изображаемых предметов.

Множественный выбор. Для запоминания понятия изображено несколько предметов, не объединенных в единую композицию. Обычно это набор адекватных атрибутивных образов. Данный феномен не является редкостью и имеет диагностическую ценность лишь тогда, когда в разъяснении имеется нарушение логической связи.

Выхолощенная символика. Эта категория образов рассмотрена выше при описании техники ретестирования.

Недифференцируемые изображения. Испытуемый не в состоянии объяснить, что же именно он хотел нарисовать, по характеру рисунка понять его сюжет совершенно невозможно. От «выхолощенной символики» данный феномен отличается тем, что рисунки не являются геометрическими значками, это крайне неудачные попытки изобразить что-либо конкретное. Недифференцируемые изображения почти абсолютно специфичны для больных с органическим поражением головного мозга, изредка они встречаются у больных шизофренией в состоянии обострения.

Б.Употребление буквенных и словесных обозначений. Употребление букв в «пиктограмме» запрещено инструкцией, появление буквенных обозначений является следствием недостаточности внимания; либо, чаще — негативистических тенденций, что обычно выясняется при репетировании. Здоровые испытуемые, как правило, органично включают надпись в рисунок, например, на понятие.«победа» рисуют календарь с надписью «9 мая». Редко рисунок заменяется надписью. У больных шизофренией употребление букв часто имеет вычурный характер, с деформацией, «сдваиванием» букв, приданием буквам сходства с изображением человека или животного.

Г. Спонтанные разъяснения и высказывания испытуемых. Чаще всего свидетельствуют о состоянии тревоги и внутренней неуверенности, являются также проявлением интеллектуальных затруднений либо эмоциональной «шоковой» реакции. Особняком стоят обстоятельные, авторитарные спонтаннее разъяснения лиц с эпилептоидными чертами.

Замечания испытуемых могут иметь экстрапунитивный либо интрапунитивный характер (типа «критики тестирования» и «самокритики»).

Д. Стереотипи и, персеверации и сходные феномены. Типическая и атипическая стереотипия и персеверации описаны выше. Иногда испытуемые не повторяют рисунка, но указывают тем или иным способом, что один рисунок обозначает два понятия. Так, испытуемая Л., нумеруя рисунки, напротив № 16 (понятие «дружба») ставит № 14 (понятие «справедливость»). Проявлением персеверативных тенденций является феномен единой системы, который заключается в том, что при построении образа на последующее понятие испытуемый использует предыдущий образ. При этом испытуемый может прямо использовать выполненный рисунок, видоизменяя либо дополняя его. Так, испытуемый К. на понятие «печаль» рисует девушку, сидящую у окна, на понятие «счастье» пририсовывает солнце, лучи которого освещают окно, на понятие «любовь» пририсовывает цветы на подоконнике.

Е. Фрагментаризация — испытуемый изображает лишь фрагмент задуманного образа, прямо говоря о своем замысле и подчеркивая невозможность реализации последнего.

Ж. Дублирование — испытуемый рисует на одно понятие несколько идентичных изображений.

З. Замена — выбрав образ для опосредования, испытуемый зачеркивает рисунок и рисует новый. Проявление тревоги, либо невозможности планирования в ситуации эксперимента.

И. Феномен возврата. При предъявлении следующего понятия, испытуемый возвращается к предыдущему рисунку, занимаясь его графической доработкой.

К. Привнесение цвета. Не пользуясь цветными карандашами, испытуемый в разъяснении упоминает о цвете. Например, нарисовав цветок на понятие «разлука» описывает его как «желтый цветок».

Л. Спонтанная нумерация — испытуемый нумерует рисунки.

М. Спонтанная пунктуация — рисунки разделяются запятыми.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных