Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стадии развития действия




Понятие Формулировка Пример
Экспозиция Непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — первые сцены пьесы, изображающие вражду семей Монтекки и Капулетти
Завязка Событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — сцена праздника в доме Капулетти, встреча Ромео и Джульетты
Кульминация В литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — поединок Ромео и Тибальта, гибель Меркуцио, Тибальта, а затем Ромео и Джульетты
Развязка Завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — обнаружение братом Лоренцо погибших героев, выявление истины для родителей героев, семей Монтекки и Капулетти
Эпилог Заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой — для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — речь герцога Вероны над гробом героев, осуждение вражды семей, приведшей к гибели их детей
Лирическое отступле­ние «Вклинивание» в текст «голоса» автора, его рассуждения о предметах, напрямую не относящихся к сюжету, общему течению событий Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» — описание степи

 

Система образов в произведении

Понятие Формулировка
Образ автора Это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого
Литератур­ный герой Персонаж, действующее лицо литературного произведения
Лирический герой Образ поэта (его лирическое «я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о лирическом герое носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения
Литературный характер Совокупность черт образа персонажа, литературного героя, в которой индивидуальные особенности служат отражением типического, обусловленного как явлением, составляющим содержание произведения, так и идейным и эстетическим замыслом автора, создавшего этого героя. Характер — одно из главным слагаемых литературного произведения
Художественный образ Основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания; цель и итог поиска, а затем и выявления, выделения, подчеркивания художественными приемами тех черт того или иного явления, которые наиболее полно раскрывают его эстетическую, нравственную, общественно значимую сущность

1.7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

Гипербола.

Аллегория

Понятие Формулировка Пример
Эпитет Художественно-образное опре­деление, подчеркивающее наи­более существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п. Эпитет может быть выражен прилагательным, наречием, деепричастием, числительным. Нередко эпитет имеет метафорический характер. Метафорические эпитеты выделяют свойства предмета особым способом: они переносят одно из значений какого-то слова на другое слово на основе того, что у этих слов есть общий признак: брови соболиные, горячее сердце, веселый ветер, т. е. метафорический эпитет использует переносное значение слова Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, Аи... А. А. Блок
Метафора Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Метафора повышает точность поэтической речи и ее эмо­циональную выразительность. Разновидностью метафоры является олицетворение. Разновидности метафоры: Лексическая, или стертая метафора, в которой прямое значение полностью уничтожено. Простая метафора — построенная на сближении предметов по одному какому- либо общему признаку.   Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. А. С. Пушкин Дождь идет, время бежит, стрелка часов, град пуль, говор волн, заря жизни, ножка стола, заря пылает; Да на вас же лица нет — на вас только рубашка и брюки. С. Соколов Он долго не мог уснуть: оставшаяся шелуха слов засоряла и мучила мозг, колола в висках, никак нельзя было от нее избавиться. В. В. Набоков
  Реализованная метафора — буквальное понимание значений слов, составляющих метафору, акцентирование прямых значений слов Развернутая метафора — распространение метафорического образа на несколько фраз или на все произведение  
Сравне­ние Изобразительный прием, осно­ванный на сопоставлении явле­ния или понятия (объект срав­нения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения Полны добра перед итогом года, Как яблоки антоновские, дни. А. Т. Твардовский
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заклю­чающееся в непомерном пре­увеличении событий, чувств, силы, значения, размера изо­бражаемого явления; внешне эффектная форма подачи изо­бражаемого. Может быть идеа­лизирующей и уничижающей. Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении. В поэтической речи гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, образуя гиперболические метафоры, сравнения, олицетворения и т. п. «Тысячу раз», «целая вечность», «бесценный»; у Гоголя про Днепр: «нет реки, равной ему в мире» Слышишь ли, как у ног твоих собрался весь мир и, потрясая копьями, слился в одно восклицание! Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Н. В. Гоголь «Вий»
Аллегория Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов: Смыслового — это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его. Образно-предметного — это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление (от греч. alios — иной и agoreuo — говорю) — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств Изображение сердца — аллегория любви; в баснях и сказках заяц — аллегория трусости, лиса — хитрости, лев — власти
Олицетворение Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать О чем ты воешь, ветер ночной, О чем так сетуешь безумно? Ф. И. Тютчев
Аллитерация Повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. А. С. Пушкин
Антитеза Стилистический прием, осно­ванный на резком противопо­ставлении понятий и образов, чаще всего основывается на упо­треблении антонимов. Существенным условием анти­тезы является соподчинение противоположностей объеди­няющему их общему понятию или общая на них точка зрения Я царь — я раб, я червь — я бог! Г. Р. Державин Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А. С. Пушкин

 

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

Проза и поэзия

Есть два типа организации художественного текста — проза и поэзия (стихо­творная речь).

Они противопоставлены прежде всего тем, что проза, в отличие от стихов, не делится на соразмерные отрезки, не столь четко ритмически организована.

Само слово проза происходит от латинского prorsa, сокращение от proversa oratio (речь). Это обозначало у римлян речь сплошную, заполняющую всю стра­ницу и свободно устремляющуюся вперед.

Слово стих в переводе с греческого значит «ряд». В стихах, в их виде и зву­чании важна пауза на конце стиха, благодаря которой стихи произносятся мед­леннее, чем проза.

Очень важна звуковая организация стиха. Звуки в стихах как бы «окликают» друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные — аллитерация, или гласные — ассонансы. Стихи обладают ритмом, мелодикой, укладывающей­ся в метр стихотворения. Стихотворные строки на конце имеют совпадающие в звучании слоги — рифмы.

Стихотворная речь происходит от песни, поэтому неразрывно связана с ме­лодией.

Проза возникла значительно позже, чем стихи. До эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид», — писал Аристотель.

Есть, помимо звучания и ритмической организации, и глубокие внутренние различия между поэзией и прозой.

По словам литературного критика Ю. И. Айхенвальда, «прозе нужны отвлеченности, схемы, формулы, и она движется по руслу логики; напротив, поэзия требует картинности, и в живые краски претворяет она содержание мира, и слова для нее — носители не понятий, а образов.

Проза рассуждает, поэзия рисует.

Проза суха, поэзия взволнована и волнует.

Проза анализирует, поэзия синтезирует, т. е. первая разнимает явление на его составные элементы, между тем как вторая берет явление в его целостности и единстве. В связи с этим поэзия олицетворяет, одухотворяет, животворит; проза же, трезвая проза, родственна мировоззрению механистическому».

Но граница между прозой и поэзией все же условна. Прозаическое произведение может включать в себя элементы лирического стихотворения: ритм, мелодику, метафорическую насыщенность, яркую эмоциональность. Таковы, например, лирические отступления в произведениях Н. В. Гоголя — «Чуден Днепр при тихой погоде!..», «Знаете ли вы украинскую ночь?...» Существует также жанр стихотворения в прозе, представленный в русской литературе в творчестве И. С. Тургенева.

Стихотворные же произведения в то же время могут быть, подобно прозе, эпичны и лишены возвышенной лексики — жанр басни не предполагает лиричности, как другие поэтические жанры.

Ю. И. Айхенвальд пишет: «В одном и том же произведении могут встречаться элементы как поэзии, так и прозы; и если проникновение в прозу поэзии всегда желанно, то противоположный случай действует на нас охлаждающе и вызывает в читателе эстетическую обиду и досаду; мы тогда уличаем автора в прозаизме».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных