Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нарушения межфункционального взаимодействия




Следующий параметр нарушенного развития связан с межфункциональными взаимодействиями. В норме встречается три типа межфункциональных отношений: явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи.

Явления временной независимости функций встречаются в раннем возрасте (до двух лет). Так, например, на раннем этапе становления речи наблюдается независимое развитие фонетической и смысловой функций, что имеет относительный характер и достаточно быстро прекращается.

В патологии временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция лишается влияния со стороны других, стереотипизируется. Изоляции может подвергаться как нарушенная, так и сохранная функция. Так, например, при некоторых видах олигофрении возможна хорошо развитая механическая память, но использование этой функции недостаточно за счет недоразвития мышления. Встречаются также изолированные способности у детей с выраженными формами олигофрении — музыкальный слух, иногда способность к быстрому счету. При патопсихологическом обследовании необходимо комплексное исследование функций психических процессов, так как хорошее развитие механической памяти и подражательной речи может маскировать интеллектуальный дефект при кратковременном общении с ребенком.

Второй тип нормальных связейассоциативный (Н.А. Берштейн). В качестве ведущего он также встречается в первые годы жизни. При этом типе взаимодействия разрозненные чувственные впечатления объединяются на основе временно-пространственной близости. Эти ассоциативные комплексы могут быть различной степени сложности, но их всех отличает малая дифференцированность психических процессов.

Ассоциативные связи при органическом поражении нервной системы характеризуются повышенной инертностью. Возникают трудности перехода к другим типам связи, патологический механизм фиксации. В познавательной сфере это выступает как стереотипность мышления, трудности в формировании новых интеллектуальных навыков. Отмечается также фиксация в эмоциональной сфере: фиксация страхов, чувства гнева и т. д.

Третий тип связейиерархический, он характерен для более старшего возраста и формируется в процессе предметной деятельности и общения. В ходе иерархизации выделяются ведущие (регуляторные) и фоновые уровни, с определенной автономностью выполняющие свою задачу. Это позволяет усложнять и усовершенствовать все уровни, успешно компенсировать нарушения, возникающие на одном из фоновых уровней.

Новые типы межфункциональных связей возникают в норме в определенной последовательности; в случае же нарушения психического развития возникает явление асинхронии развития (Э. Кечмер, Г. Штуте, Р. Заззо, В.В. Лебединский).

Явление асинхронии развития может проявляться:

1) в виде ретардации;

2) в виде патологической акселерации отдельных функций, например, раннее проявление сексуального влечения при преждевременном половом созревании органов;

3) при сочетании явлений ретардации и акселерации. Данное явление характерно для различных нарушений, но, прежде всего, встречается при раннем детском аутизме, дисгармоническом инфантилизме, психопатии.

Асинхрония развития порождает выраженную дисгармонию формирования психических процессов и личности, в связи с чем, прежде всего, страдают процессы контроля и саморегуляции.

В ходе психологического обследования желательно проводить дифференцированное исследование функций психических процессов. Патопсихолог должен стремиться не к усредненному взгляду на нарушения в виде какого-либо коэффициента (типа 10), а к обнаружению механизмов изоляции, патологической фиксации временных и стойких регрессий. Такой подход позволяет находить рациональные методы психологической коррекции, изменений социальной ситуации развития.

Развитие ребенка с органическим поражением ЦНС всегда отличается от развития его здоровых сверстников. Оно вызывает множество вопросов у педагогов и родителей, так как в некоторых случаях отдельные функции соответствуют возрасту или даже несколько опережают, а другие развиты значительно хуже нормы. Это создает своеобразную «мозаичную» картину развития и может производить впечатление непослушания или невоспитанности ребенка. Поэтому задачей психолога является выявление того, не стоит ли за фасадом «невнимательности», «упрямства», «баловства» симптоматика органических нарушений головного мозга, а значит, нуждается ли ребенок в педагогической и медикаментозной коррекции.

5. Нарушения темпа психического развития: задержка психического развития, недоразвитие психических процессов – олигофрения.

6. Органические нарушения психики: а) минимальная мозговая дисфункция; б) нарушения межполушарного взаимодействия; в) расстройства речи; г) эпилепсия и эписиндром; д) ранний детский аутизм.

7. Дисгармоническое развитие личности: психопатии, невропатии, неврастении, неврозы.

Более подробно вышеуказанные варианты дизонтогенеза будут рассмотрены нами в соответствующих главах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных