Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реформы органов государственного и местного управления в период правления Ивана IV. Опричнина, её причины и последствия




Важнейшей чертой политической истории Русского государства являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.

Общей чертой реформ является их антибоярская направленность. Рада ограничила и упорядочила местничество – выгодный для боярства порядок назначения на высшие должности, при котором в расчёт брались не личные заслуги и способности, а знатность рода и давность его службы московским князьям. Были составлены официальные документы: «Государственный родословец» - роспись по знатным родам и «Государев разряд» - записи назначений на службу, они являлись своеобразными справочниками при местнических спорах. На время же военных действий местничество вообще отменялось.

В середине 1550-х годов Рада проводит Губную реформу, в ходе которой наместничество было ликвидировано и заменено выборной администрацией – Земским самоуправлением. Вместо «кормленщиков» в уездах, где было развито поместное землевладение, дворяне выбирали из своей среды «губных старост», в уездах с крестьянским землевладением – «земских старост» из числа зажиточных крестьян. В их ведении находились суд, управление податным населением и сбор налогов с него. В помощь старостам избирались «целовальники» (целовали крест перед вступлением в должность).

Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось – дворян, помещиков и верхи посада.

«Этот план, - говорит В.О.Ключевский, - начинался со срочной ликвидации тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд кормленщиков, выборных старост и целовальников и завершался уставными грамотами, отменявшими кормления».[5] Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то её решено было заменить иными формами управления. До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами самоуправления.

Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской Думы совместно с «Освящённым Собором» (т.е. высшими представителями церкви)[6]. Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства. Давалась резко отрицательная оценка боярского правления. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации – это вопрос о Боярских детях и их интересах, все три пункта которого посвящены им:

- Оценке положения Детей боярских в прошлом, во время боярского правления;

- Требованию о недопустимости продолжения «сил», «обид» и «продаж» по отношению к Детям боярским;

- Формулировка санкций в случае, если недопустимое поведение боярства будет иметь место.

В тот же день, 27 февраля 1549 г., состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации. Но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашённой в декларации, а перед Детьми боярским и дворянами[7], чьи интересы выражала и защищала декларация правительства.

Бояре рассматриваются как основной источник насилий, «обид» и «продаж», причинявшихся Детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко «всем боярам» носило характер ультимативного требования под угрозой опал и «казни» для тех бояр, кто попытался бы продолжить или возобновить такого рода действия.

Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 г., представляющий собой начало реализации политики, провозглашённой в декларациях Ивана IV. Закон 28 февраля был принят без участия «всех бояр»: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение «всех бояр» текст нового закона и он был принят на заседании «Ближней Думы» с участием митрополита Макария.

Рассмотрение материалов, связанных с февральской декларацией Ивана IV, показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (Детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времён боярского правления. А.Е.Пресняков писал: «выступление царя защитником интересов «Детей боярских», будущего дворянства, несомненно, начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины».[8]

Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту Детей боярских – помещиков, стремилось представить себя защитником также и «всех крестьян царствия своего». Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех «крестьян» прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко, тенденция изобразить политику правительства Ивана IV, как имеющую «всенародный» характер, выступает в речи Ивана IV на Стоглавом Соборе 1551 г. Царь выносил на рассмотрение Освящённого Собора и «всех бояр» следующие вопросы («Царские вопросы»[9]):

1) О борьбе с местничеством;

2) О пересмотре вотчин, поместий и кормлений;

3) О монастырских, княжеских и боярских слободах;

4) О ликвидации корчем;

5) О ликвидации мытов;

6) О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту;

7) О заставах по рубежам;

8) Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин;

9) Об упорядочении дела раздачи поместий;

10) О порядке обеспечения вдов Боярских детей;

11) О порядке надзора за Ногайскими послами и гостями;

12) О всеобщей переписи земель;

В итоге особенностью центральных органов в первой половине XVI в. было широкое распространение временных приказов по частным потребностям. Их отличала от обычных приказов более регламентированная структура и деятельность. Указы об их создании определяли не только функции и главу приказа, но и его штат и бюджет. У временных приказов были чётко определённые функции, экстерриториальный характер, работали они достаточно оперативно и эффективно (сыскные приказы различной компетентности, приказ «У сибирских дел», Записной – для составления Степенной книги). Одним из наиболее важных был Челобитный приказ, в котором принимались жалобы на имя Царя и проводились расследования по ним. Во главе этого высшего органа государственного контроля стоял Адашев.

Укрепление власти Царя, необходимость крайней мобилизации сил нации, а также проведение в жизнь норм Уложения 1549 г., прозвучавших на Соборе пожеланий сословий потребовало преобразований в приказной системе. Они проходили в 50-70 годах, но особенно серьёзная перестройка управления была предпринята в 80-х годах. Её целью было упрощение и централизация приказов. Среди этих преобразований следует отметить попытку объединить все вопросы финансового характера в укрупненном приказе Большой казны и концентрацию всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, Посольский приказ – его возглавлял дьяк Висковатый, в Разрядный приказ – ведал дворянским ополчением и назначал воевод, с изъятием их из компетенции территориальных приказов.

Следствием реформ стал переход в финансовом управлении от территориального к системному принципу в отличие от военной администрации, где огромная территория требовала укреплять принцип полицентризма. Широко практиковалось, хотя и не было новым явлением, объединение приказов в группу с подчинением их отдельным, близким к царю лицам. В связи с преобразованиями, количество приказов стабилизируется на уровне 37 – 38 (но дворцовых учреждений сокращение не коснулось). В тоже время, приказы превращаются, в отличии от первой половины XVI в., в крупные учреждения с большим штатом и сложной структурой.

Громоздкая крепостная система с её централизацией и бюрократизмом с трудом справлялась с возлагаемыми на неё функциями, порождала волокиту, злоупотребления, взяточничество.

В дальнейшем, в 1565 г., когда царь отказался от престола, началась трагически-известная политика Опричнины. Термином «Опричнина», по давней традиции назывался особый удел вдов, погибших воинов-дворян, после того как большая часть земельного владения переходила снова к князю. Опричниной Иван Грозный называл выделенный им для себя удел, имевший особое войско и аппарат управления.

Политический расчёт этого шага был в том, что согласие возвратиться на престол Иван Грозный обставил определёнными условиями:

1) Право казни изменников по своему усмотрению;

2) Введение Опричнины для обеспечения Царского обихода и безопасности;

3) Выплата на первоначальное устройство остальной частью страны (земщиной) 100 тысяч рублей – по меркам того времени, огромной суммы.

В свой удел (Опричнину) Царь взял многие уезды на западе, юго-западе и в центре России, богатые северные регионы, часть территории Москвы. Опричный корпус – тысяча специально отобранных дворян – получил поместья в опричных уездах, при этом все земцы из них выселялись. В Опричнине была создана своя Дума, свой Двор, внутренние приказы. Иван IV сосредоточил в своих руках контроль над дипломатией и важнейшими делами, от текущего управления он устранился, и все тяготы Ливонской войны лежали на земщине. У опричного корпуса было только две обязанности: охрана Царя и истребление изменников.

Борьба с возможною изменой велась путём массовых репрессий: казни, переселения, конфискация земли и имущества. Вскоре террор захватил всю страну, от бояр, до крестьян. Опричный террор принимал ужасающий размах, менялись главари Опричнины (когда А. Басманова казнили, на его место встал Малюта Скуратов), но расправы над «изменниками» не прекращались. Опричнина продолжалась целых 7 лет – до 1572 г. Отмена Опричнины была связана с полным экономическим упадком страны – разорением целых районов, с поражением русской армии в Ливонской войне, с походом крымского хана на Русь.

История Опричнины до сих пор не совсем ясна, существует несколько теорий, пытающихся объяснить смысл и причины политики государственного террора Ивана IV. Ряд историков видят в Опричнине сверхжёсткий путь к централизации власти. По их мнению, отказ Ивана Грозного от реформ был продиктован желанием ускорить темпы централизации. Другая теория связывает причины Опричнины с желанием Царя обладать всей полнотой государственной власти. Пока Иван IV был слишком молод, он терпел рядом с собой умных и властных советников (Избранную Раду), а когда получил необходимый политический опыт, то отстранил их и стал править один. Ряд историков видят в опричнине способ борьбы с главными противниками централизации (новгородским сепаратизмом, Церковью и пр.). Существует точка зрения, причина Опричнины – психическое расстройство Царя, его болезненная подозрительность и жестокость. Одной из жертв гнева Царя стал его старший сын - наследник престола Иван, которого он смертельно ранил. И хотя фактические знания о событиях Опричнины сегодня сильно расширились, непротиворечивое объяснение этого события российской истории вряд ли возможно.

Уничтожение земельной аристократии в России обусловило дальнейшее усиление государственного деспотизма. Опричнина ликвидировала независимых от власти собственников, способных стать основой формирования в России гражданского общества. Произошло огосударствление общества: все зависели от государства и лично от Царя.

Опричнина привела к окончательному установлению в России деспотического режима. Даже феодальная элита не имела никакой защиты от произвола Ивана Грозного, русские дворяне (права которых до опричнины были значительно ограничены) стали «холопами самодержавия[10]».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных