Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обязательства по оказанию услуг.




Понятие договорных обязательств по оказанию услуг в гражданском праве.

 

Обязательства по оказанию услуг охватывают значительное коли­чество видов договорных обязательств.

К договорным обязательст­вам по оказанию услуг, представленным в ГК, относятся обязательства из договоров перевозки, транспортной экспедиции, займа и кредита, факторинга, банковского счета, банковского вклада, а также из без­наличных расчетов и из договоров хранения, страхования, поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом, возмездного оказания иных услуг.

Общие признаки договорных обязатель­ств об оказании услуг:

· особенности объекта обязательства — услуги нематери­ального характера;

· специфика связи услуги с личностью услугодателя.

Основное отличие обязательств об оказании услуг от обязательств подрядного типа:

· в обязательствах подрядного типа результат вы­полненных работ всегда имеет овеществленную форму, смысл обязательства состоит в том, чтобы пе­редать полученный вещественный результат заказчику.;

· в обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания, нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, так как потребляется услугополучателем в процессе ее оказа­ния, т.е. самой деятельности услугодателя.

 

Общие признаки договорных обязательств об оказании услуг: объект обязательств – услуги нематериального характера, специфика связи услуги с личностью услугодателя.

 

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ под услугами понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.

Ст. 128 ГК РФ относит работы и услуги к объектам гражданских прав (помимо вещей, включая деньги и ценные бумаги, иного имущества, в том числе имущественных прав; охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальной собственности); нематериальных благ).

Отношения, предметом которых являются работы и услуги, носят обязательственный характер и называются обязательствами по выполнению работ и оказанию услуг.

По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, как операция она обладает свойством неосязаемости и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав — вещей. Услуга проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств. Этим обусловлена трудность обособления и неотделимость от источника. Товар же, вещь может существовать отдельно от своего источника, т. е. производителя.

Отсутствие материального результата (вещественной формы) услуги обычно приводят в качестве признака, позволяющего отграничить услуги от работ.

Признаки услуг:

· активность характера поведения исполнителя, имеющего разовое (действие) или неоднократное проявление;

· отсутствие интереса заказчика в материальном (вещественном) результате действия (деятельности) исполнителя;

· неотделимость результата деятельности от исполнителя;

· синхронность оказания и получения услуги.

Кроме того, следует заметить, что нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, так как потребляется услугополучателем в процессе ее оказания, т.е. самой деятельности услугодателя. В отличие от этого в подрядных отношениях сам смысл обязательства состоит в том, чтобы передать полученный вещественный результат заказчику.

 

Виды договорных обязательств по оказанию услуг.

 

Виды обязательств по оказанию услуг:

· обязательства по оказанию фактических услуг;

· обязательства по оказанию юридических услуг.

Оказание фактических услуг не влечет прямых юридических последствий (например, перемещение груза из одного пункта в другой, обеспечение сохранности имущества и т. п.). К таким обязательствам, в частности, относятся договоры перевозки и хранения.

Оказание юридических услуг влечет прямые юридические последствия (совершение сделки, подписание договора и т. п.). Сюда можно отнести обязательства, вытекающие из договора комиссии, поручения и агентирования.

 

Систему обязательств по оказанию услуг составляют:

· транспортные обязательства (обязательства по перевозке — гл. 40 ГК. РФ, транспортной экспедиции — гл. 41 ГК РФ, буксировке — гл. XII КТМ РФ);

· обязательства по страхованию (страхование — гл. 48 ГК РФ);

· кредитные и расчетные обязательства (обязательства, вытекающие из договоров займа и кредита, — гл. 42 ГК РФ, финансирования под уступку денежного требования — гл. 43 ГК РФ, банковского вклада — гл. 44 ГК РФ, банковского счета — гл. 45 ГК РФ, расчетные обязательства — гл. 46 ГК РФ);

· обязательства по оказанию иных фактических и юридических услуг (хранение — гл. 47 ГК РФ, поручение — гл. 49 ГК РФ, действия в чужом интересе без поручения — гл. 50 Г К РФ, комиссия — гл. 51 ГК РФ, агентирование — гл. 52 ГК РФ, доверительное управление имуществом — гл. 53 ГК РФ);

· иные обязательства по возмездному оказанию услуг — гл. 39 ГК РФ.

Договорные обязательства по оказанию услуг в гражданском праве по характеру деятельности услугодателя можно подразделить на определенные виды. Это, во-первых, обязательства об оказании услуг фактического характера (перевозка, хранение, возмездное оказание иных услуг). Во-вторых, обязательства об оказании услуг юридического характера (поручение, комиссия). В-третьих, обязательства об оказании услуг как фактического, так и юридического характера (транспортная экспедиция, агентирование, доверительное управление имуществом). В-четвертых, обязательства об оказании услуг денежно-кредитного характера (заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, страхование).

 

Понятие договора возмездного оказания услуг.

Правовое регулирование договора.

 

Договор возмездного оказания услуг - соглашение, по которому одна сторона (исполнитель) обязуется оказать услуги по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность, некоторые из которых не оставляют материального результата, а другие имеют материальный результат.

1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

2. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Предмет договора, качество, оказываемых услуг, права и обязанности исполнителя и заказчика, цена услуги.

Договор является консенсуальным, возмездным и двусторонним. Договор возмездного оказания услуг является публичным, когда организация по характеру своей деятельности обязана оказать соответствующую услугу каждому. Исполнитель должен исполнить услугу лично, если иное не предусмотрено договором. Возложение обязательства на третье лицо влечет недействительность договора. Исполнение услуги третьим лицом возможно в договорах, которые заключаются с посредниками, где исполнитель обеспечивает исполнение услуги не лично, а при помощи привлеченных им специалистов. По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги. Порядок и сроки определяются сторонами и указываются в договоре. При невозможности исполнения услуги, которая возникла по обстоятельствам, за которые не отвечает ни исполнитель, ни заказчик, заказчик возмещает исполнителю фактически произведенные им расходы по исполнению обязательства об оказании услуг. При невозможности исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые отвечает исполнитель, он не вправе требовать от заказчика оплаты услуги, а если она уже оплачена заказчиком, обязан возвратить полученную от него денежную сумму, возместить убытки и уплатить неустойку. Заказчик и исполнитель могут в любое время как до начала оказания услуги, так и до ее завершения отказаться от исполнения договора. Заказчик может отказаться от договора возмездного оказания услуг при оплате исполнителю всех фактически понесенных им расходов. При отказе от исполнения договора до начала оказания услуги заказчик возмещает исполнителю его фактические расходы, понесенные в целях исполнения договора до момента отказа. В случае отказа в процессе оказания услуги заказчик возмещает фактические расходы, понесенные исполнителем до этого момента, в целях исполнения той части договора, от которой заказчик отказался. Отказ исполнителя от исполнения договора возмездного оказания услуг допускается при полном возмещения заказчику убытков. Особенностью договора возмездного оказания услуг является отсутствие вещественного результата действия. Предмет договора - не результат работы, а действие или деятельность сами по себе.

 

Последствия ненадлежащего качества результата оказанных услуг.

 

Качество оказываемой услуги представляет собой важнейшую характеристику предмета договора возмездного оказания услуг. Поэтому в случаях, когда услуга оказана с отступлениями от условий договора или с иными недостатками, которые делают результат ее оказания непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчику предоставляется ряд возможностей, обеспечивающих надлежащее качество оказываемых услуг.

 

С учетом специфики услуг в случае некачественного их оказания могут применяться некоторые последствия, указанные в ст. 723 ГК. Заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от исполнителя:

  • либо соразмерного уменьшения установленной за оказание услуги цены;
  • либо безвозмездно оказать услугу заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков.

 

Что касается требований безвозмездного устранения недостатков в разумный срок либо возмещения расходов заказчика на устранение недостатков, когда его право устранять их предусмотрено в договоре, то они могут применяться только в отдельных случаях. Применение таких последствий связано с существованием возможности устранить отступления от условий договора в ходе оказания услуги. В связи с этим представляется возможным, например, требовать переселения туриста в отель того класса, который указан в договоре, если туристическое агентство предоставило ему проживание в отеле более низкого класса. Однако предоставление заказчику ошибочной консультации или искаженной, недостоверной информации не позволяет применить к этим видам услуг рассматриваемые последствия в силу того, что заказчик получает представление об этом только после завершения оказания услуги.

 

Если отступления от условий договора возмездного оказания услуг или иные недостатки результата оказанной услуги в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

 

Таким образом, точно так же, как и по договору подряда, последствия ненадлежащего качества результата оказанных услуг в договоре возмездного оказания услуг различаются в зависимости от характера обнаруженных недостатков. В том случае, когда недостатки не являются существенными (простые недостатки), закон предоставляет заказчику право воспользоваться одной из мер оперативного воздействия, перечисленных в п. 1 ст. 723 ГК. Если же заказчик обнаруживает существенные недостатки, наличие которых не позволяет достигнуть цели договора возмездного оказания услуг, то ему предоставляется право на возмещение причиненных убытков, т.е. возможность применения к подрядчику мер имущественной ответственности. Как в отношении договора подряда, так и в отношении договора возмездного оказания услуг закон признает возможность согласования сторонами условий об освобождении исполнителя от ответственности за определенные недостатки. Поэтому действие п. 4 ст. 723 ГК полностью распространяется на отношения между исполнителем и заказчиком по договору возмездного оказания услуг.

 

Поскольку, как отмечалось ранее, на некоторые виды услуг могут устанавливаться законные или договорные гарантии, правила о сроках предъявления заказчиком требований, связанных с ненадлежащим качеством результата услуги, установленные ст. 724 ГК, также распространяются на отношения по возмездному оказанию услуг.

 

Учитывая особенности предмета исполнения по договору возмездного оказания услуг, следует признать, что согласно ст. 725 ГК срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством результата любой услуги, всегда составляет один год, т.е. является сокращенным. Что же касается особенностей порядка исчисления срока давности по искам о ненадлежащем качестве результата услуги, то они ничем не отличаются от установленных п. 2 и п. 3 ст. 725 ГК.

 

Так же как и по договору подряда, исполнитель по договору возмездного оказания услуг согласно ст. 726 ГК наряду с предоставлением заказчику самого результата услуги обязан передать ему информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета исполнения, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата услуги для целей, указанных в договоре. В соответствии со ст. 727 ГК сторона, получившая от другой благодаря исполнению своего обязательства по договору возмездного оказания услуг информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна (ст. 139 ГК), не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.

 

 

Виды договоров в зависимости от сферы деятельности: транспортные, финансовые, страховые, посреднические и др.

Деятельность по оказанию некоторых видов услуг подлежит лицензированию. К договорам возмездного оказания услуг относятся договоры по оказанию услуг:

1) связи;

2) медицинских;

3) консультационных;

4) по обучению;

5) туристическому обслуживанию и иных.

Видовое деление договоров возмездного оказания услуг может строиться по различным критериям. Согласно ст. 783 ГК наряду с общими положениями о подряде к договору возмездного оказания услуг применяются и положения о бытовом подряде, если заказчиком выступает гражданин-потребитель. Это дает основания для выделения в качестве его видов:

• во-первых, договора возмездного оказания бытовых услуг;

• во-вторых, договора возмездного оказания услуг в сфере предпринимательской деятельности.

Анализ п. 2 ст. 779 ГК, а также законодательства, регулирующего особенности возмездного оказания услуг, дает возможность также провести классификацию видов договора возмездного оказания услуг по сферам хозяйственной и социально-культурной деятельности. В ст. 779 ГК дается примерный перечень такого видового деления, включающий услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иные.

В рассматриваемой сфере отношения по оказанию данного вида услуг наряду с нормами ГК регулируются также положениями иных федеральных законов и иных правовых актов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. «О связи»2 (далее – Закон о связи) под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи. Указанные услуги оказываются пользователям связи гражданами и юридическими лицами (операторами связи), получившими право на этот вид деятельности на основании лицензии (ст. 15 Закона о связи). Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям. Сертификации также могут подлежать услуги связи, предоставляемые на сети связи общего пользования (ст. 16 Закона о связи). Так, согласно ст. 28 Закона о связи операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, а также условиям договора о предоставлении услуг связи.

В этой области платных услуг действуют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,, федеральные законы о социальном обслуживании населения, а также иные правовые акты.

Согласно Правилам предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны наряду с оплатой стоимости предоставляемой медицинской услуги выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.

Медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда

Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

Договор личного страхования является публичным договором (статья 426).

2. В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.

3. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных