Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расширение ЕС. Турция и Балканы




Также Саркози выступает против немедленного вступления Турции в ЕС, поскольку считает, что Европа должна быть «политическим проектом», а не «субрегионом ООН»; он подчеркивает внутренние проблемы Турции, нестабильность в регионе, неспособность ЕС принять это государство без дестабилизации своего функционирования. Кроме того, между странами существует ряд двусторонних проблем (по решению Турции французская компания «Gaz de France» вышла из проекта газопровода «Nabucco» в феврале 2008 г., Анкара объясняет это действие тем, что Париж официально признаёт геноцид армян 1915 г. в Турции; проект Средиземноморского союза, поддерживаемый Саркози, рассматривается Турцией как возможная попытка подменить средиземноморским сотрудничеством вступление в ЕС для неё). При этом Саркози всячески пытается не допустить серьёзного ухудшения отношений с Турцией, подчеркиваются дружеские исторические связи с этой страной, предлагаются различные формы сотрудничества с ЕС — «партнерство», «ассоциация». [37]

Саркози официально поддерживает вступление в ЕС государств Западных Балкан (кандидатов — Хорватии, Македонии и потенциальных кандидатов — Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Косово (в соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН), Албании), но только при соблюдении ими всех критериев. Только в отношении Хорватии не будет применяться статья 88-5 Конституции Франции, согласно которой «Любой проект закона, разрешающий ратификацию договора относительно вступления государства в Европейский союз, выносится на референдум президентом Республики». [37]

Французские эксперты говорят о формировании многополярного мира, наступление эпохи относительного могущества и появление принципа многосторонности, подразумевающего отсутствие четкой иерархии между множеством игроков и их компетенцией.

Американскими стратегами выдвигается концепция многоузлового мира: формирование коалиций по интересам, основанных на дипломатической, военной и экономической мощи стран при лидерстве США, обладающих во­енной и моральной силой.

Эволюцию внешней политики и парадигмальную смену мышления Фран­ции, имеющей как глобальные амбиции, так и амбиции внерегионального игрока во многих регионах мира, необходимо учитывать ее партнерам. [21]

Таким образом, в свой ​​первый год в офисе, Саркози использовал все тактики в продвижении своей внешнеполитической повестки. Он начал продвигаться по многим направлениям: с Европейским союзом, чтобы получить одобрение Лиссабонского договора; с Ливией, чтобы освободить болгарских медсестер в плену, безопасные контракты с правительством, и заручиться Каддафи в своем плане для Средиземноморского союза; с Россией, чтобы обсудить поставки газа в Западную Европу; с Африкой, чтобы начать новые отношения с бывшими колониями Франции; в Китай, чтобы обсудить экономические вопросы и продажи ядерных реакторов; с Ливаном, чтобы зарегистрировать французскую поддержку нового правительства; с Соединенным Королевством, чтобы привлечь британцев с понятием, что Франция при Саркози стала более "Англо-Саксонской" в своей перспективе; с Германией, чтобы сгладить разногласия с Ангелой Меркель над Европейским центральным банком и Средиземноморского союза; с НАТО, чтобы приступить к рассмотрению полной французской интеграции в структуру военного командования; и с Соединенными Штатами, чтобы сигнал более гибкие французской позиции по отношению американских военных обязательств за рубежом.

 

2.2.1 Концептуальные основы внешнеполитического курса Н. Саркози

 

 

«Николя Саркози действует как глава не только государства, но и правительства. Президент не только председательствует, но и управляет. Он определяет очередность и ориентацию реформ, их проведение в жизнь, публично комментирует и принимает на себя ответственность за результаты - позитивные и негативные». [20, с. 65]

Президент Саркози продолжает начатый его предшественниками курс на децентрализацию. По его настоянию Фийон даже «объявил об общем пересмотре статуса государственной службы, который, по мнению специалистов, не имеет себе равных с начала существования Пятой республики: эта реформа представляет собой одну из главных целей президентского мандата» [20 с. 111-112]. Для осуществления такой задачи во Франции (единственной стране во всем мире!) даже создано особое Министерство по делам госслужбы и административных реформ.

Первоначально новый президент намеревался следовать по пути либерализации французской экономики и даже объявил главной предпосылкой модернизации экономики страны коренную перестройку системы ее социального обеспечения [20, с. 130-131]. Основным лозунгом президентской кампании Саркози был призыв «Больше работать, чтобы больше зарабатывать». Однако мировой экономический кризис спутал все карты. Из-за него, как подчеркивает автор книги, французский президент «избрал иную линию поведения, решив сделать из трудностей добродетель: он выступил в роли инициатора широкомасштабных антикризисных мер, многие из которых шли вразрез с его собственной неолиберальной философией, причем не только во Франции, но и в европейском, а отчасти и мировом масштабе» [20, с. 146]. Иными словами, Саркози все-таки пришлось действовать и традиционными методами государственной поддержки экономики и населения, преимущественно малоимущих слоев.

Выступлении по случаю открытия 15-й конференции перед послами 27 августа 2007 г. в Париже президент Н.Саркози провозгласил цель – «разрыв с прошлым» и представил амбициозное видение будущего страны, основанное на собственной концепции миропорядка, национальных интересов и ценностях. В условиях глобализации/мондиализации, которая мало поддается контролю (la mondialisation mal maitrisee), спонтанно развиваются различного рода взаимозависимости и формируется новый концерт великих держав с относительным могуществом с 2001 г. В условиях изменения соотношения сил Н.Саркози полагал, что Франция должна находиться в трансатлантическом сообществе, так она сможет играть ведущую роль в «новом мировом порядке», где интересы всех государств, вне зависимости от величины, одинаково соблюдаются, поддерживать принцип мультилатерализма, распространять свои идеи и защищать национальные интересы самостоятельно и по линии ЕС. Исходя из этого видения, строилась шкала приоритетов:

– сильная Франция – фактор равновесия в условиях, когда «новый мировой порядок» еще не создан;

– сильная Европа, способная стать глобальным актором первого ранга;

– развитие дружественных связей между США и Францией;

– поддержание отношений со странами Средиземноморья и Африки;

– распространение французского языка, защита прав человека, франкофония.

При реализации вышеуказанных приоритетов Н.Саркози обозначились направления на:

– тесное сотрудничество с США;

– отсутствие явной оппозиции американскому проекту глобализации;

– укрепление ЕС и НАТО;

– стремление сделать международную политику Франции более гибкой и активной;

– ad hoc ограниченный мультилатерализм;

– участие в управлении конфликтами;

– включение в повестку проблем мировой экономики. [19]

Внешнюю политику Н.Саркози отличало определенное концептуаль­но-теоретическое осмысление. Фран­цузский лидер не считал себя сторон­ником реальной политики, когда во имя экономических интересов при­ходится поступаться принципами соблюдения прав человека [3 c. 284, 293-294] и во гла­ву угла ставить status quo взамен ак­тивного приспособления к меняю­щимся реалиям. Действительно, официальная риторика изобиловала ссылками на общечеловеческие цен­ности, идея их распространения вписывалась в систему механизмов распространения культурного влия­ния Франции. Скорее всего, во фран­цузской внешней политике соеди­нился рационально-прагматический подход к соблюдению национальных интересов и ценностно-идеалисти­ческий - к вопросу распространения прав человека и демократии.

Другой отличительной чертой внешней политики стал синтез двух концепций - голлизма и атлантизма. Установки первой давно и прочно укоренены во внешнеполитической идентичности: неподотчетный поли­тический курс, сохранение незави­симости, величие и исключитель­ность Франции, наличие ядерного оружия. Вторая - менее патриоти­ческая и популярная - подразумева­ла трансатлантический союз ЕС, Франции и США для выработки от­вета на глобальные угрозы.

Несмотря на проатлантический курс, концепция голлизма, формиру­ющая политическую культуру, оста­валась основным теоретическим обо­снованием для внешней политики, способом проведения независимой французской линии. Н.Саркози ви­дел в голлизме национальную идею, олицетворение интеллектуальной свободы, способ модернизации стра­ны и консолидации разобщенного французского общества.

Понимание национальных инте­ресов, долгосрочных целей и опреде­ление приоритетных направлений в условиях мондиализации, стратеги­ческой нестабильности содержалось в двух важнейших документах: «Бе­лой книге по обороне и националь­ной безопасности» и «Белой книге по внешней и европейской политике Франции 2008-2020 гг.», принятых во время президентства Н.Саркози. [20]

Таким образом, французское ру­ководство планировало расширить военное присутствие при сохране­нии баз постоянного дислоцирова­ния, образовать сеть партнерств Ев­ропы со странами Африки, Азии, Евроазии, Центральной Азии, Латин­ской Америки. Так, Франция смогла бы оставаться в группе ведущих дер­жав, обладающих мировой ответ­ственностью, чей анализ, стратеги­ческое видение, качество инструмен­тария, расширенное международное присутствие постоянно были бы во­стребованы.

В 2012 г. появился информацион­ный доклад «Какие эволюционные процессы происходят в стратегичес­кой обстановке с 2008 г.», содержа­щий оценку транснациональных уг­роз и приоритеты (европейское, трансатлантическое, ближневосточ­ное, африканское, азиатское направ­ления). Французские эксперты про­явили интерес к американской и ки­тайской военным стратегиям, по­считав, что относительное уменьше­ние влияния США, бюджетные огра­ничения, переориентация их курса на Азию ускорят появление европей­ского полюса в рамках НАТО, сотруд­ничество между евро-атлантическими структурами, за что выступает Франция, намеренная воспользо­ваться современными обстоятель­ствами. Разработчики предложили концепцию «Зона крупных стратеги­ческих вложений», в которую вклю­чили Восточную Азию (через проли­вы Малакка к Желтому морю), а так­же территории Арктики.

Заданность рамок внешнеполити­ческих действий обнаруживается в основополагающем документе - в «Бе­лой книге по внешней и европейской политике Франции в 2008-2020 гг.». В ней указывается, что система между­народных отношений определяется кооперативным или односторонним поведением США, состоянием трансатлантических отношений, ро­лью международных организаций, со­блюдением международного права, уровнем справедливости и легитимно­сти самой системы.

На основе этого видения были сформулированы следующие цели, которые согласовывались с концеп­цией голлизма, направленной на за­щиту независимости Французской Республики:

- Обеспечение безопасности Франции и французов, защита и продвижение национальных интере­сов.

- Создание с партнерами силь­ной, демократической и эффектив­ной Европы.

- Действия во имя мира, безопас­ности и прав человека.

- Поддержание французских идей, языка и культуры, принципа культурного разнообразия, форми­рование повестки дня, выдвижение и участие в обсуждении идей в усло­виях конкуренции за глобальное вли­яние со стороны США и Азии.

В целом, как становится ясным из двух «Белых книг», Париж планиро­вал оставаться лидером в военно-по­литической, экономической и куль­турной областях, действуя автоном­но и по линии ЕС. Цель заключалась в том, чтобы заложить векторы раз­вития внешней политики Франции, представить глобальное видение и теоретические постулаты, с которы­ми руководство страны попыталось бы сообразовываться. С этой точки зрения данные документы имеют высокую историческую ценность для изучения особенностей периода 2007-2012 гг.

Таким образом, в период своего президентства Н.Саркози учитывал проблемы гео­политического и экономического ха­рактера в международных отноше­ниях, сказавшиеся на эволюции французской внешней политики, пытаясь выработать новые подходы к мировому экономическому кризи­су, к «арабским революциям», к ста­новлению новых центров влияния. Н. Саркози выступил за увеличение влияния Парижа посредством тесно­го сотрудничества Франции, ЕС и США, укрепление европейской обо­роны в НАТО, руководствуясь кон­цепцией атлантизма, включив в нее европейскую идею. Проводя полити­ку, чреватую нивелированием неза­висимой позиции и нарушением принципов международного права, Н. Саркози отклонился от линии, вы­страиваемой Ж. Шираком, в правле­ние которого и речи не могло быть о равнении на США, отдающих пред­почтение унилатерализму.

Подчеркивая зависимость от вне­шних условий и преследуемых целей и называя свои действия полезными, Н. Саркози был убежден, что глав­ное - это способность влиять на меж­дународную обстановку. Однако это привело к превалированию такти­ческих действий в ущерб стратеги­ческим долгосрочным интересам. Попытки чутко уловить момент для проявления инициативы не всегда были согласованными с общей лини­ей поведения. Французская полити­ка стала более конъюнктурной, ли­шенной собственного маневра, не­последовательной и авантюрной. Она во многом носила декларатив­ный характер. Стратегия тесного со­трудничества с Соединенными Шта­тами для увеличения международно­го веса и сохранения военно-полити­ческого, экономического лидерства негативно сказалась на имидже страны.

Уход Н.Саркози с политической сцены и избрание нового президен­та Ф.Олланда, безусловно, являются реперными точками для Французс­кой Республики. Период 2012­ гг. свидетельствует о том, что имеются предпосылки для активной, продуманной, взвешенной внешней политики страны. Изменения в так­тике не затронут цели - защита на­циональных интересов и ценностей, увеличение влияния Франции в мире, немыслимой иначе как гло­бальной державой, способной выд­вигать новые, неординарные идеи. Именно этот курс закреплен в новой «Белой книге по обороне и нацио­нальной безопасности 2013 г.».

 

2.3 Внешняя политика Франции при президенте Ф. Олланд

 

 

Став президентом Ф. Олланд выступил с речью о направлении своей политики на совещании в Париже.

Французской дипломатии следует принимать в расчет сложившуюся в мире многополярность и уделять больше внимания отношениям со странами БРИКС, в частности с Россией – будущим председателем "большой двадцатки".

Комментируя французско-российские связи, Олланд подчеркнул их "особый характер в силу исторических, экономических и культурных факторов". "Мы должны исходить из этого, выстраивая диалог с Россией, которая уже в конце нынешнего года займет пост председателя "большой двадцатки", – отметил он.
Президент Франции видит необходимость строить на основе взаимности отношения и с другой ведущей державой группы БРИКС – Китаем. По его словам, это, в особенности, касается торговых и валютно-финансовых аспектов сотрудничества.
В целом мир характеризуется "нестабильностью", считает Олланд. "Старый порядок исчез, а новый еще не сформировался", – заметил он. На мировую авансцену выдвинулись новые державы, с большим населением, сильной экономикой. Тем не менее, они пока не склонны полностью занять предназначенное им место, взять на себя всю ответственность.
Нестабильность проявляется также в экономике и финансах, кризис в этой сфере затрагивает все страны, даже те, которые еще недавно казались неуязвимыми.
Дипломатии Олланда, считает директор парижского Института международных и стратегических исследований Паскаль Бонифас, присущ достаточно сдержанный и спокойный тон. Он напомнил, что стратегические вопросы отсутствовали в президентской избирательной кампании. По мнению исследователя, это был сознательный выбор кандидата Олланда, поскольку внешнеполитические темы не привлекают особого внимания электората. Теперь, на совещании послов, президент представил "собственную, но достаточно скромную версию внешней политики", считает эксперт. [10]
Так, французский лидер был немногословен в отношении ситуации на Ближнем Востоке: он не говорил о палестинском государстве, упомянув лишь о праве на самоопределение для палестинцев, а Израилю дал рекомендацию вернуться за стол переговоров /которой адресат, по мнению французских наблюдателей в регионе, вряд ли поспешит воспользоваться.

В речи перед послами действующий президент ни разу не упомянул предшественника, но ответил ему серией тезисов по сирийской проблеме. Так, Париж предостерегает власти Сирии от использования химического оружия и предлагает ускорить переходный процесс в этой стране.
Франция предлагает расширить состав СБ ООН, но такая реформа, убеждены эксперты, встретит сопротивление не только России и Китая, но и США. Французский лидер, заметил Бонифас, придерживается классической схемы: Париж – союзник, но не подчиненный Соединенных Штатов. Он публично высказал свои оговорки в отношении американской программы противоракетной обороны.

При Саркози, указал аналитик, отношения с поднимающимися странами – Мексикой, Турцией, Бразилией – заметно деградировали, прежний хозяин Елисейского дворца также игнорировал Японию. Его преемник обещал укрепить отношения с этими государствами.

"Франция – мост между странами, в том числе поднимающимися, между Севером и Югом, – заявил Олланд. – Наша страна это участник и посредник в диалоге между цивилизациями". В глазах французского лидера авторитет Франции в мире связан с ее "независимостью". "Франция – это мировая держава. Мы располагаем достаточно большим набором средств, обладаем ядерным оружием, непрерывно вовлечены в международную жизнь в силу нашей ответственности постоянного члена Совета Безопасности ООН", – подчеркнул Олланд.

Франция полна решимости "в еще большей мере принять во внимание появление многополюсного мира, к созданию которого она так долго призывала". Одновременно Олланд выразил приверженность двустороннему альянсу с США и заинтересованность в переизбрании Барака Обамы на новый срок. "Вместе с президентом Обамой я мог констатировать важность совпадения наших взглядов на главные международные проблемы, экономический кризис, императив роста экономики, – отметил он. – Мне хотелось бы, чтобы это качество отношений Франции и США сохранялось и в предстоящие годы".

Олланд вернулся также к идее европейской обороны. Он, в частности, призвал к углублению франко-британского сотрудничества в оборонной сфере. Подтверждено и французское кредо в борьбе против ядерного распространения. Эту угрозу президент назвал "самой серьезной среди всех факторов нестабильности". Важный нюанс: покончено с громкими угрозами в адрес Тегерана, подразумевавшими, что режим должен быть свергнут. "Оснащение Ирана ядерным оружием неприемлемо", – заявил Олланд, но кризис должен быть урегулирован "дипломатическим путем", и ради этого Франция готова усилить санкции.

Франция намерена развивать систему партнерских отношений в регионе Средиземного моря с тем, чтобы поставить под контроль иммиграцию в страну, улучшить профессиональные и студенческие обмены, содействовать модернизации государственного управления и поощрять контакты деловых кругов.
Олланд лишь кратко упомянул об опасности терроризма, тогда как Саркози делал из этой угрозы основу для мобилизации западных демократий. Эта опасность заставляет Францию действовать в Сахеле, но только "в поддержку" стран региона.

Африка видится Олланду зоной экономического роста и развивающейся демократии. Для Франции это также зона лингвистической близости. К 2050 году, отметил он, на французском языке будут говорить 700 млн человек, из них 80 процентов – в странах Африки. Олланд выразил намерение побывать в октябре в Киншасе на саммите франкофонии. Он повторил, что считает франкофонию не только лингвистическим проектом, но также общностью принципов и политических идеалов.

Никогда еще не посещавший Китай, Олланд, по мнению наблюдателей, стремился этим назначением еще раз подчеркнуть свое новое внимание к китайскому вектору французской политики. Ожидается, что первая встреча французского президента и китайского лидера Ху Цзиньтао состоится 18 июня в мексиканском Лос-Кабосе на саммите "большой двадцатки". Заместителем главного президентского советника и советником по европейским делам назначен Филипп Леглиз-Коста. В последние четыре года он занимал второй по значению пост в представительстве Франции при Европейской комиссии в Брюсселе. [22]

Таким образом, в отличие от эпохи Саркози в президентском послании не было обещаний великих реформ и переустройства мировой системы. "Франсуа Олланд подготовил собственную версию внешней политики, – констатирует глава Института международных и стратегических исследований. – Он поднял крупные проблемы дня, дал честные ответы, отказавшись от лирических порывов, не имеющих отношения к стратегическим реалиям. И с этим его можно поздравить. Однако ему не хватает углубленного размышления о том, что могло бы стать спецификой внешней политики Франции на стратегической сцене".
Ведущий обозреватель газеты "Монд" и одновременно ведущий критик внешней политики официального Парижа Натали Нугеред видит гораздо больше принципиальных отличий в курсе Олланда от линии предшественника. По ее словам, формула нового президента – "синтез различных течений мысли внутри левых сил в период, когда мир радикально изменился по сравнению с эпохой Миттерана, которую часть социалистов все еще считают эталоном". Это – попытка привести к общему знаменателю взгляды сторонников "деголлевско- миттерановской" линии, отстаиваемой окружением бывшего главы МИД Юбера Ведрина, и поборников "атлантического акцента", выразителем которого в предвыборной кампании был прежде всего экономический оракул партии, нынешний министр экономики Пьер Московиси.

Олланд, отметила Натали Нугеред, дал понять, что Франция больше не принадлежит исключительно к "западной семье". В глазах президента страна должна служить мостом между Востоком и Западом и посредником в межцивилизационном диалоге. В этом его позиция совпадает с подходами, которые отстаивал Жак Ширак.

Собственное видение внешней политики Франции президент сосредоточил вокруг интересов своей страны. 29 августа 2015 год. Украина в упомянутых приоритетах заняла одно из главных мест. Кроме того, глава французского государства уделил внимание борьбе с терроризмом, миграции, кризису в Европе и проведению Парижской международной климатической конференции под эгидой ООН.

 

 

2.3.1 Встреча в Минске

 

 

Урегулирование войны в Украине французский лидер видит в всеобъемлющем соблюдении минских договоренностей. Отмечая свою, и роль Ангелы Меркель, в учреждении «нормандского формата», президент Франции несколько раз подчеркнул его наибольший результат - достигнутые соглашения в Минске от 12 февраля. По его мнению, минские договоренности спасли жизни украинцев и русских и определяют путь по де-эскалации конфликта. Франсуа Олланд отметил нарушения режима прекращения огня, незавершённый отвод тяжелых вооружений, ужасные условия проживания населения в зоне конфликта.

Определенные надежды Франция возлагает на проведение местных выборов на Донбассе, которые, по убеждению Олланда, должны состояться согласно украинскому законодательству. Наверное, чтобы в этом убедить еще одного участника «нормандской четверки» французский президент выразил готовность провести встречу с Владимиром Путиным в Париже. Вместе с тем, урегулирование конфликта на востоке Украины, может стать не единственным вопросом повестки дня встречи Олланда, Меркель и Путина во французской столице.

Французский лидер подчеркнул, что «украинский кризис» имеет пагубное влияние на политические, экономические и гуманитарные отношения между Россией и Европой. По его словам, введённые экономические санкции имеют последствия, как для россиян, так и для европейцев. «Мы хорошо видим это в сельском хозяйстве и в гуманитарной сфере, ситуация продолжает ухудшаться», - подчеркнул Олланд, добавив, что Париж выступает за «искренний диалог, в соответствии с общей историей и общими интересами в мире». В качестве примера, французский лидер привёл достигнутый компромисс по «Мистралям». «Мы смогли договориться о благоприятных условиях, в нашем случае, избежав лишних затрат и договорившись о возможности выбора новых владельцев», - сказал он.

Риторика Олланда показала, что «украинский вектор» внешней политики Франции и в дальнейшем будет базироваться на двух принципах мирного урегулирования: диалоге и твердости. Первый предполагает поиск компромиссов с российской стороной в рамках дипломатических переговоров в различных форматах. Второй - усиление санкций в случае обострения ситуации на востоке Украины. В этом контексте Франция, как и раньше, готова к дипломатическим маневрам, как с Москвой, так и с партнерами по ЕС. Именно, исходя из таких прагматических позиций, официальный Париж будет рассматривать и развитие сотрудничества с Украиной - вряд ли кто-то удивляться тому обстоятельству, что такие отношения и в дальнейшем будут рассматриваться сквозь призму франко-российских отношений.

11-12 февраля 2015 года в Минске прошла встреча глав Украины, России, Германии Франции, посвященная урегулированию военного конфликта на юго-востоке Украины. Об этой встрече Петр Порошенко, Владимир Путин, Ангела Меркель и Франсуа Олланд договорились 8 февраля в ходе телефонной конференции.

С просьбой о содействии в организации встречи в так называемом «нормандском формате» в Минске к президенту Беларуси Александру Лукашенко обратился президент России Владимир Путин на очной встрече в Сочи в тот же день. Лукашенко пообещал оказать всяческое содействие.
Переговорные позиции для встречи глав государств были выработаны на встрече представителей внешнеполитических ведомств четырех стран 9 февраля в Берлине и на заседании контактной группы 10-11 февраля в Минске. [29]

Часть мирного плана раскрыл президент Франции Франсуа Олланд. В интервью France 2 он сообщил, что документ предусматривает создание демилитаризованной зоны от 50 до 70 км и "весьма широкую" автономию для регионов Донбасса.

Другой темой переговоров может стать проблема НАТО и поставок оружия. Олланд 5 февраля заявил на пресс-конференции, что его страна не будет поставлять оружие в Украину, а также считает нежелательным членство этой страны в НАТО. [30]

Итоги переговоров. Комплекс мер по выполнению минских соглашений

Пункт 1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и строгое выполнение с 00.00 (по киевскому времени) 15 февраля 2015 года.
Пункт 2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка ("Точка У"):

для украинских войск – от фактической линии соприкосновения;

для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины - от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершится в течение 14 дней. Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке трехсторонней контактной группы.
Пункт 3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, беспилотные летательные аппараты, радиолокационные системы и прочее.
Пункт 4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона. [7]

Франция будет продолжать и в дальнейшем поддерживать прочные и дружественные связи с Африкой, среди которых главное место наряду с традиционными союзниками отводит Египта. Серьезность слов Олланда доказывают не только последние вооруженные контракты, подписанные между Францией и этой страной на поставку новейших военных кораблей и универсальных истребителей «Рафаль», но и его личное присутствие во время открытия нового русла Суэцкого канала. Вместе с тем Париж планирует усилить сотрудничество со странами Персидского залива. Основное внимание французская дипломатия, по мнению Олланда, должна уделить Ирану, соблюдению им заключенного всеобъемлющего соглашения по предотвращению распространения ядерного оружия, а также усилению роли Тегерана в мирном решении конфликтов, вспыхнувших в регионе. Среди других игроков региона, с которыми Парижу стоит усилить сотрудничество, президент выделил Саудовскую Аравию. Относительно решения конфликта на Ближнем Востоке, то, по словам Франсуа Олланда, «альтернативы признать существование двух государств (Израиля и Палестины) не существует. Поэтому Париж активизирует работу в рамках ООН и убеждать обе стороны достичь компромисса.

Среди других приоритетов внешней политики страны, французский президент также назвал борьбу с экономическим кризисом в Европе, проблемы Греции, защита (2500000) французских граждан за рубежом, развитие франкофонии, культурных и гуманитарных связей, усиление туристической составляющей в работе посольств. [10]

Таким образом, за 4 года правления президента Ф. Олланда, в связи с кризисом выросла безработица в стране, в стране упала экономика; начало сокращения дефицита бюджета, ожидается к 2017 году до 3% ВВП; урезание министрам зарплаты на 30%; Франция приняла участие в трех военных операциях после терактов 2015 года; остановлено сокращение армии; прокуратура, полиция и спецслужбы получили больше полномочий; легализация однополых браков; установлен закон о профессиональном равенстве; подписано соглашение по климату с 195 странами; Ф. Олланд получил звание как самый непопулярный президент; 85% французов недовольны политикой президента. [28]

 

 

3 Франция и борьба против терроризма

 

 

Французская республика - государство с устойчивыми политическими принципами, основанными на неравнодушном отношении к гражданам, проявляющимися в девизе: «Свобода, Равенство и Братство».

В настоящее время Франция – образец демократической страны в борьбе с проблемами, представляющими опасность для жизни человечества, в частности с такими, как распространение терроризма.

Франция с ее политическими интересами является объектом международного терроризма, который проявляется в террористических атаках, связанных с ситуацией на Ближнем Востоке за последние 80 лет, с агрессивными действиями Вооруженной исламской группы (Groupe Islamique Armée - GIA) в Алжире в 90-х годах прошлого столетия, с борьбой против атак США (2001г.) и террористов сети джихада - интернационалистов, вдохновленных движениями «Аль-Каиды». Названные террористические сети представляют собой постоянную угрозу для территории страны, граждан, а также для политических и социально-экономических интересов внутри Франции и за её рубежом.

Террористическая деятельность во Франции – это преступление по общему праву, не причисляемое к списку с «индивидуальным или коллективным деянием, направленное на нарушение общественного порядка путем запугивания или террора». Некоторые виды неправомерных действий, например, такие как акт экологического терроризма, членство в Ассоциации преступников-террористов, финансирование терроризма и др., являются предметом конкретного преступления. Действия террористов подчиняются режиму процедурного права - централизации уголовного преследования, предварительного следствия, а также судебного решения в юрисдикции, состоящей из специалистов-практиков, компетентных на всей территории страны.

Национальная система борьбы Франции с терроризмом реализуется Правительством во всех формах его проявления в рамках международного сотрудничества в составе Организации Объединенных Наций, Совета Безопасности, Европейского Союза, G8 Рома - Лион, Глобального форума по борьбе с терроризмом и другими организациями.

При этом, Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности рассматривают вопросы урегулирования международно-правовых отношений по предотвращению терроризма в международном масштабе.

Например, содействие организации технической помощи в создании антитеррористического центра в Мавритании и Нигере обеспечивает солидарность и совместную ответственность всех государств в борьбе с терроризмом, снабжая власти передовыми средствами и методами контртеррористических операций.

В рамках работы Европейского Союза Франция призывает основных партнеров (США, Россия, Средиземноморье, Нигерия, Пакистан, Индия) к развитию диалога по укреплению антитеррористического потенциала стран мира.

G8 Рома-Лион разрабатывает рекомендации в рамках дипломатического сотрудничества и совершенствования контртеррористического потенциала по сдерживанию, преследованию и санкционированию мероприятий против террористских убежищ, по вводу границ и проездных документов на территории Франции, по расширению сферы действия международных договоров и соглашений по обмену информацией в предупреждении распространения терроризма.

Работа Глобального форума по борьбе с терроризмом (Groupe d’Action Financière -GCTF), созданного в сентябре 2011 г. (г. Нью-Йорк) в честь 10-й годовщины терактов 11 сентября, направлена на содействие осуществления глобальной стратегии ООН в борьбе с ним, способствуя развитию регионального, межрегионального и глобального сотрудничества.

На европейском уровне против терроризма активно действуют организации:

- INTCEN- Le Centre de l'UE pour l'analyse d'informations (центр анализа разведывательных данных по анализу террористических угроз и внешних связей - отвечает за разведку, раннее оповещение и оценку ситуации в области безопасности и обороны против терроризма для внешней политики и государств - членов;

- рабочие группы по мониторингу борьбы с терроризмом: Coter, регулирующая внешнее решение проблем терроризма за пределами Европейского Союза путем проведения двусторонних диалогов с ключевыми партнерами, а также вопросы технической помощи третьим странам, TWG – регулирующая внутренние вопросы антитеррористической безопасности Европейского Союза;

- организации по регулированию полицейского и судебного сотрудничества внутренних дел Европейского Союза с агентствами «Европол» и «Евроюст».

Непосредственная антитеррористическая деятельность во Франции осуществляется полицией по двум направлениям: GIGN - Groupe d’Intervention de la Gendarmerie Nationale (представители национальной жандармерии) и RAID - Recherche, Assistance, Intervention et Dissuasion (организации, ведущие научные исследования, оказывающие помощь и вмешательство по сдерживанию преступных элементов). Оба направления созданы для борьбы с серьезной угрозой общественной безопасности.

Спецслужбами осуществляется следующая деятельность:

- «Служба внешней разведки» (Direction de la Surveillance du Territoire - DGSE), занимающаяся развитием сил и средств отдела по борьбе с терроризмом;

- «Главное управление внутренней разведки» (Direction centrale du renseignement interieur - DCRI), созданное декретом от 27 июня 2008 года, в результате слияния «Контрразведки» (Direction de la Surveillance du Territoire –DST) и «Центрального управления общей разведки» (Direction Centrale des Renseignements Généraux –DCRG);

- группа по борьбе с терроризмом (Unité de Coordination de la Lutte Antiterroriste -UCLAT), координирующая работу полиции и жандармерии, которая также имеет собственный антитеррористический отряд (Brigade de Lutte Antiterroriste -BLAT);

- Национальный совет по разведке (Conseil National du Renseignement -CNR), в составе координационного центра в подчинении Президента Республики, специализирующаяся в оценке террористической угрозы;

- организация DCRI, занимающаяся разведкой, уголовным розыском и подбором судей, отвечающих за ликвидацию сетей в целях профилактики и предупреждения совершения преступления;

- Vigipirate - орган безопасности, действующий по плану в зависимости от оценки угроз специализированными службами.

Борьба с терроризмом во Франции основана на принципах:

- осуждения терроризма во всех его формах и проявления, независимо от преступника и характера его мотивов;

- борьбы с античеловеческой, антиполитической и антисоциальной террористическими идеологиями;

- обязательности совместимости бескомпромиссный борьбы с терроризмом и соблюдением прав и свобод человека.

Достаточно значимая роль в борьбе с терроризмом во Франции принадлежитНАТО(которая принимает непосредственное участие в военной разведке, в анализе террористических угроз, в осуществлении обмена информацией о распространении ядерного и биохимического оружия, в разработке и реализации рекомендаций по борьбе с терроризмом), Seule organisation conceives européеne – SOCE(организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, её подразделения антитеррористической направленности распространены по всему миру), а также Евро-Средиземноморское партнерство - организация, разработавшая кодекс поведения по предотвращению терроризма.

Кроме того, Франция проявляет заботу о гражданах, пострадавших в террористических актах. Правительство за счет Фонда жертв терроризма и других правонарушений гарантирует компенсацию всем пострадавшим, независимо от их национальности, места террористического акта, произошедшего во Франции или с гражданами Франции за рубежом. В соответствии с Законом от 23 января 2006 г., в отношении лиц и организаций, участвующих в актах терроризма, помимо уголовного преследования, принимаются дополнительные меры по замораживанию финансовых активов. Также 21 декабря 2012 г. Парламентом принят Закон № 2012-1432 по обеспечению безопасности и борьбе с терроризмом, который усиливает санкции в отношении "лиц, виновных в попустительстве терроризму или его провокации в Интернете." Закон предусматривает преследования французским правосудием граждан Франции, совершивших акт терроризма на чужой территории; лиц, принимающих активное участие в террористических группировках за границей; лиц - подстрекателей к терроризму.

Таким образом, посредством реализации вышеперечисленных мер (представленный перечень которых далеко не полный) с каждой новой волной атак французская система по борьбе с терроризмом совершенствуется. Об этом свидетельствует ряд своевременных пресечений террористических актов на стадии их подготовки. При этом важно отметить, что все случаи терроризма рассматриваются и жёстко преследуются по Закону.

 

3.1 Хронология террористических актов во Франции

 

 

Лето-осень 1995 года

25 июля — взрывное устройство, сделанное на основе газового баллона, взорвалось на станции Сен-Мишель. Погибло 8 человек, 117 были ранены. В качестве поражающих элементов были использованы гвозди.

17 августа — в мусорной корзине на станции около Триумфальной арки взорвался газовый баллон. 17 раненых.

3 сентября — на бульваре Решар-Ленуар в Париже взорвалась бомба. Ранено 4 человека, погибших нет.

6 октября — в районе станции Мезон Бланш взорвалась бомба. Погибших нет, 13 раненых.

17 октября — взрыв в поезде метро. Погибших нет, 30 раненых

19 марта 2012 года

Теракт в Тулузе — террористический акт, совершённый утром 19 марта 2012 года в еврейской школе«Сокровища Торы» (англ.)русск. («Оцар ха-Тора») в Тулузе. Преступник подъехал на мотороллере к школе и открыл огонь из автоматического оружия по школьному двору, после чего преследовал учителей, учеников и их родителей во дворе и в школьном здании. Затем он скрылся на том же мотороллере.

В результате теракта были убиты 4 человека (учитель и трое детей в возрасте от 3 до 8 лет), 17-летний подросток тяжело ранен.

Видный современный французский философ Ален де Бенуа убежден, что Франция смертельно больна: "Это не просто соотношение между коренным французским населением и иммигрантами. Наряду с демографической проблемой мы стоим перед трагической деградацией нашего собственного образования. Мы перестаем быть французами в культурном и интеллектуальном смысле. Обратного пути уже нет. Мы перешли ту черту, за которой погибель цивилизации неизбежна". [24]

26 июня 2015 Террористический акт в Сен-Кантен-Фаллавье (Франция) произошёл 26 июня 2015 года на химическом заводе компании Air Products[en], где производятся и заправляются газовые баллоны. Неизвестный мужчина (по некоторым источникам, их было двое) на большой скорости подъехал к входу в предприятие. По одним данным он взорвал маломощные взрывные устройства, по другим — боевик врезался в стоявшие на улице наполненные ёмкости с сниженным газом. В руках у него был флаг террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта.

Погиб один человек, двое ранены. В момент атаки на территории завода находились около 40 сотрудников.[29]

07 января 2015 года

Террористический акт в редакции Charlie Hebdo произошёл 7 января 2015 года в Париже. В результате нападения вооружённых боевиков погибло 12 человек, ранено 11. Главные подозреваемые в совершении террористического акта братья Саид и Шериф Куаши 9 января были уничтожены французскими силовиками в ходе спецоперации.

Ответственность за теракт взяли на себя боевики террористической организации «Аль-Каида на Аравийском полуострове». О причастности к произошедшему также заявили в террористической организации «Исламское государство».

Террористический акт в редакции Charlie Hebdo стал началом череды нападений во Франции в период с 7 по 9 января 2015 года. Всего жертвами январских терактов стали 17 человек: 14 гражданских и 3 полицейских.

Захват заложников у Венсенских ворот — нападение вооружённого террориста на супермаркет кошерных продуктов 9 января 2015 года в Париже, произошедшее спустя два дня после теракта в редакции газеты «Charlie Hebdo». В результате теракта погибло 5 человек, включая нападавшего.[27]

Террористические акты в Париже и его пригороде произошли поздно вечером в пятницу 13 ноября 2015 года. Почти одновременно были совершены несколько атак: взрывы возле стадиона «Стад де Франс» в Сен-Дени, расстрел посетителей нескольких ресторанов, а также бойня в концертном зале «Батаклан» (где около 100 человек были захвачены в заложники). На 20 ноября 2015 года известно о 130 погибших и более чем 350 раненых, из них 99 — в критическом состоянии. Жертвами стали в основном молодые люди 20—30 лет.

Эти теракты стали крупнейшими по числу жертв за всю историю Франции и самым масштабным по числу жертв нападением на Париж со времён Второй мировой войны. В стране, всего лишь четвёртый раз за её историю, было введено чрезвычайное положение. В предыдущий раз подобный режим во Франции вводили в 2005 году после волны беспорядков во французских городах. По числу жертв это также крупнейшее нападение в Европе со времени после взрывов в Мадриде в 2004 году.

Группировка «Исламское государство» взяла на себя ответственность за нападения, назвав их «11 сентябряпо-французски».

Взрывы вблизи стадиона «Стад де Франс»

Первый взрыв прозвучал в 21:16 в баре близ крупнейшего стадиона Франции «Стад де Франс» во время товарищеского матча между национальными сборными Франции и Германии. Террорист подбежал к заведению и взорвал пояс смертника.

Присутствовавшие на стадионе президент Франции Франсуа Олланд, главы МИД Франции и Германии Лоран Фабиус иФранк-Вальтер Штайнмайер были экстренно эвакуированы. Хотя футбольный матч не прервали, часть зрителей начали эвакуировать с трибун уже во время игры, объясняя это как «пожарную тревогу», дабы избежать паники.

Нападение на заведения «Пти Камбодж» и «Ле Карийон»

Между 21:20 и 21:30 жертвами вооружённого нападения на ресторан «Пти Камбодж» (фр. Petit Cambodge, Маленькая Камбоджа) и на находящийся в здании напротив бар «Ле Карийон» (фр. Le Carillon, Карильон), расположенные в X округе Парижа, стали как минимум 26 человек. Нападение производилось из проезжавшего мимо автомобиля двумя неизвестными. От стрельбы пострадали как посетители заведений, так и проходившие мимо пешеходы. Автомобиль с террористами скрылся с места и был найден 15 ноября в парижском пригороде Монтрёй, внутри были обнаружены три автомата Калашникова.

Стрельба возле пиццерии «Ла Каза Ностра»[править | править вики-текст]

В 21:32 было совершено нападение на посетителей в нескольких кварталах к югу от улицы Алиберт, на террасе пиццерии «Ла Каза Ностра» (итал. La Casa Nostra), по улице де ла Фонтен о Руа в XI округе Парижа. Свидетели видели человека, стреляющего из автомата. Очевидец описывает по крайней мере пять тел рядом с ним.

Расстрел возле кафе «Ла Белль Экип»

Около 21:38 на открытой террасе кафе «Ла Белль Экип» (фр. La Belle Equipe) по улице Шаронн (XI округ Парижа) был открыт автоматный огонь по посетителям. Погибло по меньшей мере 19 человек. Экспертам удалось установить, что все выстрелы из автоматов в ту ночь были произведены двумя террористами, кричащими такбир, на одном и том же автомобиле. Владелец автосалона, который сдал этот автомобиль накануне терактов, заявил что его клиентами являлись несколько студентов.

Взрыв в кафе «Контуар Вольтер»

В 21:44 по местному времени на бульваре Вольтер, в кафе «Контуар Вольтер» (фр. Comptoir Voltaire), произошёл взрыв из-за приведённого в действие пояса шахида. Со слов очевидцев, мужчина арабской внешности, без маски, одетый в толстовку, зашёл в кафе и сделал заказ у стойки. Затем он отправился к самому людному месту, не дождавшись заказа, но по невыясненной причине активировал спрятанные под толстовкой взрывные устройства до того, как приблизиться к жертвам. В результате плохо спланированного взрыва все потенциальные жертвы выжили. Экспертам удалось собрать максимум информации с трупа данного террориста, включая наличие при себе сирийского паспорта с пропускной печатью Греции и статусом беженца, полученным в октябре 2015 года.

Нападение на зрителей рок-концерта в «Батаклане»

В 21:50 было совершено нападение на концертный зал «Батаклан», расположенный в XI округе Парижа, в момент выступления в нём американской рок-группы Eagles of Death Metal. Террористы принялись расстреливать находившихся в здании зрителей. Вскоре силы спецназа Франции начали штурм, в его ходе три террориста были либо убиты сотрудниками полиции, либо привели в действие шахидские пояса. Штурм завершился около 0:25 по местному времени. Это было последнее и самое крупное нападение.

В концертном зале погибло около 90 человек, среди них — менеджер рок-группы Eagles of Death Metal. [30]

 

На выступлении 29 августа 2015 года Ф. Олланд уделил внимание борьбе с терроризмом. Вместе с тем, по убеждению Олланда, прежде всего терроризм, который в течение года достиг наивысшего уровня варварства. Олланд вспомнил январский теракт в Париже и попытку расстрела пассажиров поезда маршруту Амстердам - Париж на прошлой неделе. Для борьбы с террором Франция мобилизовала 7 тыс. военнослужащих внутри страны, усилила законодательство и спецслужбы, а также присоединилась к борьбе с террористами Исламского государства (ИД) на территории Сирии, Ираке и Ливии, и с боевиками Боко Харам и Аль-Каиды в Африке. Отдельно в этом контексте президент вспомнил французские интересы в Мали, Тунисе и призвал Африканский союз в борьбе с террором. При этом для укрепления этого направления внешней политики Франции Олланд пообещал увеличить финансирование, обеспечить достаточные материальные и человеческие ресурсы для вооруженных сил. «Франция всегда придерживаться двух условий. Брать на себя ответственность, когда того потребует ситуация, и использовать свой потенциал для этого», - заверил президент.

На Ближнем Востоке, в частности, в Сирии, французская дипломатия должна сосредоточиться на «нейтрализации режима Башара Асада», поддержке умеренной оппозиции, в том числе, с участием суннитских и курдских общин, чтобы сохранить государственные структуры и единство страны. Чтобы вернуть стабильность в регион и преодолеть ИД Париж намерен сотрудничать с главными игроками в Персидском заливе, в том числе с Ираном, а также с Турцией. Отдельно, Олланд остановился на Ираке, поддержав усилия Специального представителя Генерального секретаря ООН по формированию правительства национального единства, который может, при поддержке международного сообщества, изолировать экстремистские группы, обеспечить суверенитет территории и контроль за движением населения и борьбе с незаконным оборотом всех видов (оружия, наркотиков, торговля людьми и т.д.). [30]

Таким образом, Франция за последние 15 лет многократно подвергалась атакам террористов. Террористические акты караются строго караются законом. Несмотря на исключительно тяжкие последствия, которые приносит терроризм, несмотря на его продолжительное существование и тот размах, какой он принял в последнее время, а также на исследования, посвященные ему, терроризм как явление, тем не менее, остается малопонятным и неоднозначным. Связано это, в первую очередь с тем, что он имеет разнообразные формы, меняющиеся с завидной легкостью и в течение короткого времени, что в свою очередь, затрудняет выработку его легального определения.

Антитеррористические законы 1986 г., и в частности. Закон N 86-1020, были приняты французским законодателем, когда ситуация, сложившаяся во Франции, требовала решительного подавления террористических преступлений. Принятые во Франции антитеррористические законы были восприняты как в обществе в целом, так и среди юристов, в частности, по-разному. Многие из предпринятых мер горячо приветствовались. Однако, другие - подвергались резкой критике. Б первую очередь речь шла о Законе N 86-1020 "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность". Многие из противников данного закона утверждали, что он противоречит ст.1 Конституции Франции, поскольку нарушает принцип равенства граждан перед уголовным законом. Основанием такого утверждения, по их мнению, являлось наличие в тексте Закона положений о специальной процедуре расследования террористических преступлений и создание для этих цепей особых органов.

На мой взгляд, применение особых процессуальных положений при расследовании террористических преступлений, а также и к виновным в них лицам оправдано тем, что и само террористическое преступление является особым. И в данном случае суровость санкций, применяемых к террористам адекватно их общественной опасности, что, в принципе, соответствует духу ст. 12 "Декларации прав человека гражданина": "Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила"112. В данном случае государственная сила проявляется в использовании вышеназванной процедуры с тем, чтобы обеспечить гарантию прав.

 

 

Заключение

 

 

Изучение литературных источников, материалов Интернета и работа над дипломом позволили сделать следующие выводы:

Франция, равно как и другие индустриально развитые страны, прошла долгий исторический путь прежде, чем там была создана современная социальная защита населения и выработаны основные направления социальной политики.

Президентские выборы 1995-го года положили начало новому периоду в истории Франции. Необходимо отметить, что в период нахождения Жака Ширака у власти в 1995-2005гг. социально – политическое развитие Франции вышло на новую качественную ступень. в последние годы социально – политическая система Франции, как, впрочем и всех других промышленно развитых стран, столкнулась с рядом серьезных трудностей. В большой степени эти трудности связаны с нехваткой финансового обеспечения.

Все эти достижения стали возможны благодаря правильной политике Жака Ширака и его правительства. Значительную роль здесь также сыграли огромные бюджетные ассигнования, а также вложения частного капитала во все сферы социального развития.

В 2007 году Ж. Ширак уходит с поста президента, оставив французскому народу четыре послания, которые считает самыми важными». Первое – призыв «никогда не поддаваться экстремизму, расизму, антисемитизму и другим формам нетерпимости. Два других – помнить об особой роли Франции в Европе и мире. Но главный призыв «Верить во французскую модель и не сдавать ее подешевле».

Так Ширак не запомнился как лидер больших реформ – он вообще, вообще кажется, чувствовал себя увереннее в борьбе, чем после победы. Ж. Ширак принял Францию в кризисном состоянии в 1995 году и, в общем, в приблизительно в таком же и оставил. Страна при нем не преодолела своих традиционных слабостей, не научилась жертвовать ради экономической эффективности качеством жизни и многое другое. Но есть и оборотная сторона: демократия при Шираке выдержала искушение экстремизмом, и сохранила свое лицо и достоинство. Это довольно много для начала 21 в.

В целом следует признать, что французским властям удалось лучше организовать борьбу с кризисом, чем правительствам других развитых стран. Спад в экономике Франции был сравнительно невелик, а покупательная способность даже выросла в 2009 г. на 2%. Не вышло за пределы нормы и социальное недовольство французов, чего серьёзно опасались власти в первые месяцы 2009 г. Правда, оборотной стороной такого относительного благополучия стал рост бюджетного дефицита и госдолга, что потребовало разработки нового политического курса, направленного на борьбу с дефицитами и построение посткризисной экономики.

Следует отметить, что за полтора года социальных реформ был проделан большой путь в деле модернизации французского социального государства, который был немыслим ещё несколько лет назад. Казалось, что неоголлисты были уже близки к заветной цели - приданию нового качества французской социальной модели, её приспособлению к условиям современного финансового капитализма. К числу несомненных успехов президента следует отнести и внешнеполитическую деятельность. Французской дипломатии удалось вернуть стране роль неформального лидера Европы, идейного вдохновителя евроинтеграции. Глава Французской республики стал политической звездой мирового масштаба во время финансового кризиса. Предложения Франции по реформированию системы мировых финансов, созданию "справедливого капитализма" нашли позитивный отклик у мировой общественности.

Наконец, следует признать, что президент и его команда показали себя способными антикризисными менеджерами.

Многое из того, что было заложе­но в концептуальных докумен­тах, Н.Саркози не смог воплотить. Противоречивый итог президентства можно объяснить как объективными обстоятельствами, так и сменой геопо­литических приоритетов (отклонение от традиционной независимой внеш­неполитической линии), отсутствием решения внутренних проблем. Так, придерживаясь идеи свободного рын­ка, Н.Саркози попытался реализовать обширную программу либеральных реформ. Однако паллиативных мер было недостаточно, основная тяжесть проблем легла на простых французов. Состояние французской экономики характеризовалось рецессией, умень­шением темпов производительности труда, увеличением безработицы, бюджетного дефицита и государственного долга, снижением рейтинга инвестиционной привлека­тельности. Негативные коннотации вызвала не только неуправляемая социально­экономическая ситуация, но и лич­ность главы государства. Склонный к эпатажу, Н.Саркози кичился эли­тарностью, связями с финансово­промышленными кругами, выстав­ляя личное для прикрытия полити­ческих просчетов. Феномен «саркозизма» связывали с гиперактивнос­тью («гиперпрезиденство» - слово, вошедшее в обиход с 2007 г.), чрез­мерной персонализацией диплома­тии. Данная стратегия проведения общественных кампаний вызывала поначалу резонанс, показывая в пос­ледующем низкую результативность.

Закономерным в этих условиях счи­тается негативная оценка у 70% французов итога пятилетнего прези­дентства Н. Саркози.

Более глубинными причинами ос­лабления влияния Парижа явились:

- Ограниченность средств при амбициозности поставленных це­лей - традиционная дилемма внеш­ней политики Франции, обострив­шаяся в условиях глобализации, уси­ления веса новых игроков.

- Трудность реализации круп­ных, инициированных Францией проектов, связанная с согласовани­ем интересов разных стран, с прак­тическим воплощением в жизнь те­оретических представлений, т.е. с проблемой имплементации.

- Сложность сохранения конку­рентоспособности в условиях кризи­са, с которой сталкивается Франция, высокоразвитая страна, чья эконо­мика интегрирована в систему миро­хозяйственных связей.

- Неудачная тактика - ориента­ция на США, в результате примене­ния которой обнаружилось усиление проатлантической направленности, закономерное ослабление европейс­кой составляющей внешней полити­ки, ограничение свободы маневра и уменьшение авторитета Франции в незападном мире.

Несмотря на низкий рейтинг и оказываемое давление, Ф. Олланд, которого постоянно упрекали в нерешительности и отсутствии политической воли, в течение своего правления отказывался от пересмотра проводимой политики. Такое упорство можно объяснить, с одной стороны, убежденностью президента в правильности избранного курса, с другой — запасом политического времени, достаточным для того, чтобы дождаться результатов реформ и подкорректировать имидж. Но прогнозы экономистов по поводу перспектив экономического развития Франции в ближайшие годы не очень оптимистичны, а времени до президентских выборов остается все меньше. Вполне вероятно, что после выборов 2014 г. Ф. Олланду все же придется начать корректировку политического курса.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Арбатова Н. К. Европеизм и атлантизм в политике стран Европейского союза Москва ИМЭМО РАН, 2009. - 118 с.

2. Арзаканян М. Ц. Политическая история Франции XX века, Москва 2005г. С. 270

3. Большаков В.Б. «Пятый президент пятой республики»

4. Бородкина Н.В. Ближневосточная политика Франции в период президентства Ж. Ширака (1995-2007 гг.): диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Ярославль, 2010. – с. 197

5. Бочкарев Д.А. Роль идеологических и этнополитических факторов в процессе выработки современной внешней политики Франции: Рабочий доклад. Н. Новгород: ИСИ ННГУ, 2003

6. Журнальный зал, Иностранная литература 2, 2004год

7. Зуева К. Внешняя политика Франции в эпоху «неоголлизма». Мировая экономика и международные отношения. 2004. №1. С. 80

8. Независимая газета. Москва, 25.05.2003

9. Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. Москва, МГИМО, 2004 г. С

10. Пейрефит А.Т. Таким был де Голль. Москва, 2002

11. Рубинский Ю. И. Франция в поисках новых путей, Москва, Весь мир, 2007 г. С. 217

12. Рубинский Ю. И. «Франция. Время Саркози» c. 370

13. Рубинский Ю. И. «Николя Саркози: прагматизм и преемственность»

14. Смирнов А. и Глебоая А. Саркози Н. Мое мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке Александрия – Симпозиум, 2009. С. 315

15. Смирнов В.П. Франция в XX веке. Москва, 2001

16. Тимофеев П.П. Европейское направление внешней политики Франции после окончания "холодной войны". - М ИМЭМО РАН, 2011. - 219 с.

17. Туманова В. А. Французская Республика. Конституция и законодательные акты, Москва, Прогресс 1989г. С. 448

18. Entretien avec Nicolas Sarkozy. Pour une diplomatie engagеe // La Politique Internationale. La Revue. Hiver 2012. № 134. P. 45

19. http://www.1tv.ru/news/2015/01/09/24837-vo_frantsii_novyy_zahvat_zalozhnikov

20. http://www.ambafrance-ru.org/france-russie/spip.phpеarticle7339 Выступление президента Французской Республики г-на Н.Саркози на закрытии симпозиума «Франция, европейская безопасность и НАТО в XXI веке»

21. http://www.e-ir.info/2008/06/14/french-foreign-policy-under-sarkozy/ Артур Гольдхаммер «French Foreign Policy under Sarkozy» 2008 год

22. http://www.flatik.ru/vneshnyaya-politika-novogo-prezidenta-francii-fransua-ollanda

23. http://www.naviny.by/rubrics/abroad/2015/02/12/ic_articles_118_188205/

24. http://www.news.tut.by/world/434820.html

25. http://www.profile.ru/politics/item/69678-terakt-v-tuluze-i-simptomy-razlozheniya-frantsii-69678

26. http://ria.ru/economy/20111009/453893987.html

27. http://www.rodon.org/polit-120917103202

28. http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m. php? ID=6315 Кто вы, monsieur Sarkozy? Эскизы к политическому портрету президента Франции

29. http://www.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1688396

30. http://www.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2073436

31. http://www.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2435391

32. http://www.ukrinform.ru/rubric-lastnews/1878423-vneshnyaya_politika_frantsii_novie_prioriteti_starie_podhodi_1779493.html

33. https://www.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F

34. http://www.pvlast.ru/news.php?gid=5&id1=368&page=21

35. Таганкина Н. А. Нарушения прав человека в России: общественные расследования: сб. докладов за 2006 год Москва Московская Хельсинкская группа, 2007. — 392 с

36. Пупыкин Н. И. "Привилегированные" отношения с москвой во внешней политике ж. Ширака (1995 2002)журнал Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки №3, 2008 г.

37. http://www.isra.com/news/83916

38. Колб, Е.Г. Трудный старт президента Ф. Олланда / Е.Г. Колб // Працы гістарычнага факультэта БДУ: навук. зб. Вып. 9 / рэдкал.: У. К. Коршук (адк. рэд.) [і інш.]. – Мн.: БДУ, 2014.

 

 

Приложение

 

Приложение А

Президент Франции Ф. Олланд

 

Приложение Б

Президент Франции Ж. Ширак

 

 

Приложение В

Президент Франции Н. Саркози

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных