Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лубок в русских игральных картах В.М.Свешникова




В 1981 году Комбинат цветной печати издает колоду игральных карт под названием "Карты игральные, по мотивам русских лубочных картинок, рисованные Виктором Свешниковым". Рисунки к данной колоде изготовил один из старейших художников Ленинграда, график Виктор Михайлович Свешников (род. 1907). Ученик И.Я. Билибина и В.М.Конашевича, он вносит значительный вклад в графическое искусство игральных карт. Лубочные рисунки Свешникова сделаны на высоком мастерском уровне, в них чувствуется большая и серьезная подготовительная работа художника по изучению исторического и бытового материала.

1.2. История календаря:

 

Календарь возник в древнем Египте. Причиной его появления были разливы Нила, происходящие через один и тот же промежуток времени, приблизительно равный году. Они губили урожай, если его вовремя не собирали, и приносили плодородную почву. В силу этих причин для успешного ведения хозяйства необходимо было предсказывать разливы Нила с приемлемой точностью.

Существуют календари, имеющие в своей основе не Солнце и Луну, а другие астрономические объекты: например, в древнеегипетском календаре год — это промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса. Но такие календари весьма редки.

Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н.э.). Парфяне, Афиняне и Селевкиды вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне — с начала правления каждой следующей династии. Свой календарь основывала каждая мировая религия: согласно византийскому календарю, идёт 7524 год от Сотворения Мира (c 14 сентября 2015 года), в исламском календаре — 1437 год Хиджры (c 14 октября 2015 года), по буддийскому календарю идёт 2559 год эры Нирвана, по календарю бахаи — 172 год.

Перевод из одного летосчисления в другое представляет определённые трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.

Счёт года с 1 января был введён в Риме Юлием Цезарем в 45 году до н. э. (юлианский календарь). В 325 году юлианский календарь был принят Византией. На Руси с 1492 года началом года стало считаться не 1 марта, а 1 сентября.

Юлианский календарь установил среднюю продолжительность года в 365,25 суток: обычные годы длились 365 дней, один раз в четыре года (високосный год) — 366 дней.

Развитием юлианского календаря является григорианский календарь (новый стиль). Он введён при папе римском Григории XIII 15 октября 1582 года взамен юлианского календаря (старого стиля). Реформа, которую провёл Григорий XIII и признали в большинстве католических стран, состояла из двух частей:

1) Была устранена ошибка в 10 дней, накопившаяся со времен I Вселенского собора (325 год), на котором были установлены правила вычисления христианской Пасхи. Бытует неверное мнение, что папа Григорий XIII исправил ошибку, накопившуюся с момента введения юлианского календаря. Но тогда это было бы 12 дней. Цель у реформы была иная: «вернуть» дату реального весеннего равноденствия (пасхальную границу) на 21 марта, как это было во времена Никейского собора, установившего пасхалию.

2) На будущее же была введена поправка, обеспечивающая более точное соответствие с солнечным исчислением, которая заключается в том, что из каждых 400 лет должны были быть исключены три високосных года. Таким образом, ошибка в один день накапливается лишь через 3333 года. Исключение трёх високосных лет за четыре века достигалось следующим правилом. Если номер года заканчивается не на два нуля, то он считается високосным тогда, когда номер года кратен четырём (например, 1996, 2004, 2008 годы). Если год заканчивается на два нуля, то он високосный только тогда, когда число сотен в нём также кратно четырём (например, 1600, 2000, 2400 годы). Во всех остальных случаях год считается не високосным (например, 1900 и 2100 годы). Правило определения «високосности» года, заканчивающегося на два нуля, является одной из отличительных особенностей григорианского календаря по сравнению с юлианским.

Разница между старым и новым стилями составляла в XVI—XVII веках 10 суток, XVIII веке — 11 суток, в XIX веке — 12 суток, в XX—XXI веках составляет 13 суток. С 15 марта 2100 года она составит 14 суток.

История календаря России

Московский лубковый календарь, XVII век.

В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя, которая называлась седмицей.

После установления христианства в 988 году счёт лет стали вести по византийскому календарю от «сотворения мира», точнее — от «сотворения Адама» — с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.

Во времена Ивана III в 1492 году (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября. Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 года Иваном Фёдоровым.

Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущего января сб. 1-го числа настанет новый 1700-й год купно и новый столетний век…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.

Разница между двумя системами летоисчисления, для периода времени с 1492 года по 1700 год, составляет 5508 лет для периода с 1 января по 31 августа, а с 1 сентября по 31 декабря — 5509 лет, поскольку новый год по старому летоисчислению наступал с сентября. (1 сентября 7208 года от «сотворения мира» = 1 сентября 1699 года от Рождества Христова. 7208-1699=5509 лет. А 1 января 7208 года от «сотворения мира» = 1 января 1700 года от Рождества Христова. 7208-1700=5508).

Григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.

Единицы, используемые в календаре

Сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси.

Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём.

Календарные сутки составляют недели, месяцы, годы.

Неделя — единица времени, большая, чем день, и меньшая месяца. Семидневная неделя не является константой: так, ритуальная неделя в Китае эпохи Шан состояла из 10 дней.

Семидневная неделя впервые вошла в употребление на Древнем Востоке (в Вавилоне). В I веке ею стали пользоваться в Риме, откуда она распространилась по всей Западной Европе.

В большинстве современных календарей, включая Григорианский календарь и те, которые не основаны на иудео-христианском счислении времени, неделя включает 7 дней, что делает её самой большой общепринятой единицей времени, содержащей точное количество дней. Неделя не имеет прямой астрономической основы, она широко используется как единица времени.

Древние египтяне использовали десятидневные недели (декады).

У древних майя неделя состояла из 13 дней; ими применялась и 20-дневная неделя (обе в календаре Цолькин).

Благодаря европейской колонизации и последующей глобализации, 7-дневная неделя стала применяться повсеместно, даже в тех культурах, у которых ранее не было такой единицы времени.

Существуют календари, разработанные так, чтобы каждая дата всегда попадала на один и тот же день недели каждый год. Этого можно добиться, если сделать неделю зависимой от года, при этом несколько дней в году не относятся ни к одной неделе. Так, например, проекты постоянного календаря содержат 52 недели плюс 1 или 2 дня, а Французский революционный календарь состоит из 36 недель по 10 дней и 5 или 6 дополнительных дней. Год также может зависеть от недели, так, в бывшем Исландском календаре было 52 или 53 недели.

Месяц:

Месяц — единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли.

Лунные месяцы являются основой многих календарей. В результате раскопок исследователи заключили, что люди считают дни в соответствии с фазами Луны, как минимум, спалеолита.

Поскольку удобство счёта требует целого числа дней в месяце, а различные периоды обращения луны составляют 27,2—29,6 суток и в целых сутках исчислены быть не могут, календари издавна стремились компенсировать неточность переменной продолжительностью месяцев и/или введением дополнительных дней.

В лунных и лунно-солнечных календарях, используемых евреями, мусульманами, китайцами, индусами и другими, длительность месяца 29 или 30 дней. В одних календарях начало месяца приходится на день фактического астрономического новолуния, в других начало месяца определяется непосредственно при помощи наблюдений.

В григорианском и юлианском календаре используется фиксированная длина месяца, не связанная со сменой фаз Луны.

Год:

Год — условная единица измерения времени, которая исторически означала однократный цикл сезонов (весна, лето, осень, зима). В большинстве стран календарная продолжительность года равна 365 или 366 дням. В настоящее время год употребляется также в качестве временной характеристики обращения планет вокруг звёзд в планетарных системах, в частности Земли вокруг Солнца.

Календарный год в григорианском и юлианском календарях равен 365 суток в невисокосные годы, и 366 суток в високосные годы. Средняя же продолжительность года составляет365,2425 суток для григорианского и 365,25 суток для юлианского календарей.

Календарный год в исламском календаре содержит 353, 354 или 355 суток — 12 лунных месяцев. Средняя продолжительность года — 354,37 суток, что меньше тропического года и поэтому мусульманские праздники «кочуют» по временам года.

Календарный год в еврейском календаре содержит 353, 354 или 355 суток в простом году и 383, 384 или 385 суток в високосном году. Средняя продолжительность года —365,2468 суток, что близко к тропическому году.

Век:

Век — единица измерения времени, равная 100 годам. Десять веков составляют тысячелетие.

Согласно григорианскому календарю, I век н. э. начался 1 января 1 года и закончился 31 декабря 100 года. II век начался в 101 году, III век — в 201 году и т. д. Последний год века начинается с номера этого века (например, 2000 год — последний год XX века). В григорианском календаре нет «нулевого века»: после I века до н. э. начался I век н. э.

Календарные системы

Основными единицами календаря являются сутки, месяц и год. В результате их согласования появились три календарные системы: лунные календари, в которых месяц согласован с фазами Луны; лунно-солнечные календари, в которых год и месяц согласованы с фазами Луны и с движением Земли вокруг Солнца, и солнечные календари, в которых год согласован только с движением Земли вокруг Солнца.

Лунный календарь

Продолжительность синодического месяца в среднем составляет 29,53059 суток. Поэтому календарный месяц содержит 29 или 30 дней. В лунных календарях продолжительность года принимается равной 12 месяцам. В соответствии с этим, продолжительность лунного года получается равной 12 × 29,53059 = 354,36708 суток. В календарном году может быть 354 дня — простой год, или 355 дней — високосный год. Для выравнивания средней продолжительности календарного года и продолжительности лунного года необходима система вставки високосов.

Лунный календарь не привязан к годичному движению Солнца, поэтому ежегодно лунный календарь смещается относительно солнечного на 365,24222-354,36708 = 10,87514 дней. Примерно за 34 солнечных года набегает один лишний лунный год.

Смена фаз Луны является одним из самых легконаблюдаемых небесных явлений. Поэтому множество народов пользовались лунным календарём. Со временем лунный календарь переставал удовлетворять потребности населения, так как земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением (например, исламский календарь), неизбежно заменялись лунно-солнечными или солнечными календарями.

К неудобству лунного календаря следует отнести тот факт, что продолжительность синодического месяца непрерывно меняется в пределах от 29d6h15m до 29d19h12m. Причиной этому является довольно сложное движение Луны по орбите.

Начало месяца в лунных календарях приходится на неомению — первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца. Это событие легко наблюдаемо, в отличие отноволуния. Неомения отстаёт от новолуния на 2—3 дня. Причем это время меняется в зависимости от времени года, широты наблюдателя и текущей продолжительности синодического месяца. Из-за этого невозможно как вести один и тот же календарь в разных странах.

Лунно-солнечный календарь

Продолжительность синодического месяца в среднем составляет 29,53059, а тропического года — 365,24220 суток. Тропический год содержит 12,36827 синодических месяцев. Значит, календарный год может состоять из 12 (обычный год) или 13 календарных месяцев. Для того, чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности тропического года, необходима система вставки дополнительных месяцев.

Начало месяца в лунно-солнечных, как и в лунных календарях, приходится на неомению, то есть на первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца.

Солнечный календарь

Продолжительность тропического года составляет 365,24220 суток. Календарный год в солнечном календаре должен составлять 365 суток (обычный год) или 366 суток (високосный год). Для приближения средней продолжительности календарного года к продолжительности тропического года производится вставка високосов.

Вставка високосов в юлианском календаре производится с периодичностью 1 день каждые 4 года. За 400 лет вставляется 100 високосных дней, а средняя продолжительность года 365,25 суток. Так как средняя продолжительность года юлианского календаря на 0,00780 суток больше тропического, то за 128 лет накапливается ошибка в 1 день и день весеннего равноденствия смещается.

Неоднократно предпринимались попытки улучшить юлианский календарь. Новый календарь должен быть более точным и мало отличаться от юлианского. В григорианском календаре последовательность високосов оставлена практически без изменений: добавлено правило, что високосными являются только те вековые годы, число столетий которых делится на 4 без остатка. За 400 лет вставляется 97 високосных дней, а средняя продолжительность года 365,24250 суток. Ошибка в один день накапливается примерно за 3300 лет.

Другим вариантом улучшения юлианского календаря стал новоюлианский календарь. В этом календаре последовательность високосов такая же, как и в юлианском календаре, но введено дополнительное правило, согласно которому вековой год считается високосным, если при делении его на 900 в остатке остается 2 или 6. Цикл календаря составляет 900 лет, на протяжении которых вставляются 218 високосных дней. Средняя продолжительность года календаря составляет 365,24222 суток, что даёт ошибку 1 день примерно в 50 000 лет.

Календари

Иранский календарь

Иранский календарь или Солнечная хиджра — астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан при участии Омара Хайяма, и с тех пор несколько раз уточнялся. Он ведёт летосчисление от хиджры (переселение пророка Мухаммада из Мекки вМедину в 622 году), но основывается на солнечном (тропическом) годе, в отличие от классического исламского календаря, поэтому его месяцы всегда приходятся на одни и те же времена года. Начало года — день весеннего равноденствия (Навруз, праздник весны), который определяется по астрономическим наблюдениям на меридиане тегеранского времени (52.5°E или UTC+3:30)[2].

Египетский календарь

В долине Нила был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — яркой звездой тропического небосвода. Солнечный календарь древних египтян лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, доныне. Промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса (Сотис), совпадающих в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествовали разлива Нила, составляет 365,25 суток. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали календарь на 1 сутки. При отсутствии високосных лет Новый год проходил за 1460 (365 × 4) лет всеми сезонами и возвращался на начальное число. Период в 1460 назывался сотичним периодом, циклом, или Великим годом Сотиса.

В 25 году до н. э. был установлен Александрийский календарь, синхронизированный с юлианским календарем, но сохранивший прежние названия месяцев, в котором каждый четвёртый год в конце года добавлялся один день. К древнеегипетскому календарю восходят коптский и эфиопский календари, до сих пор применяемые местными церквями. Структура египетского календаря была заимствована французским революционным календарём.

Еврейский календарь

Еврейский календарь — религиозный и официальный светский календарь Израиля. Календарь относится к солнечно-лунным календарям. Годы исчисляются с начала создания Вселенной, которое, согласно иудаизму, произошло в 3761 году до н. э. Отсчёт времени производится по фазам Луны. Поэтому продолжительность месяцев 29 или 30 дней. Так как 12 лунных месяцев отстают от солнечного года на 11 дней, каждый 2-й или 3-й год добавляется 13-й месяц.

Китайский календарь:

Китайский календарь представлен двумя типами календарей: солнечно-лунный и солнечный.

Солнечно-лунный циклический календарь был составлен в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Календарь используетшестидесятилетний цикл. Является комбинацией циклов по 10 лет («небесные стволы») и по 12 лет («земные ветви»). Половина сочетаний не используется, поэтому календарный цикл повторяется через 10·12 / 2 = 60 лет. Год в цикле обозначается двумя иероглифами, «небесный ствол» «земная ветвь». Иногда указывают только «земную ветвь». Начало года в календаре зависит от астрономического явления (новолуния), а не от даты в григорианском календаре. Из-за протяжённости территории, на которой использовался календарь, в разных местах Новый год могли отмечать в разные дни григорианского календаря. Календарь используется несколько тысяч лет в Вьетнаме, Камбодже, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии.

Солнечный календарь (сельскохозяйственный календарь) определяет деление года на 24 сельскохозяйственных сезона по положению Солнца на эклиптике. Сезоны никак не связаны с движением Луны.

Японский календарь

Календарь является лунно-солнечным календарём, который основан на китайском календаре. Японский календарь — древняя календарная система, с точкой отсчёта 660 год до н. э., когда, согласно легенде, император Дзимму основал Японское государство. Система исчисления от основания Японии использовалась с 1873 года и до конца Второй мировой войны.

Второй тип японского календаря — счёт лет от года начала правления императора — продолжает и поныне широко использоваться. С 1 января 2016 года идёт 28-й год периода Хэйсэй.

Индуистские календари

Индуистские календари — календари, распространенные на территории современной Индии. К ним относятся Викрам-самват, Сакская эра, Кали-Юга,Единый национальный календарь Индии и другие.

На территории современной Индии ещё в древние времена образовались многие племена и народности, которые долго были разъединены. Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, таких, служившие для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные календари.

Использующиеся индуистские календари:

Кали-юга — с 18 февраля 3102 года до н. э.;

эра Нирвана — с 543 года до н. э.;

Викрам-самват — с 57 года до н. э.;

эра Гаурабда — с 1486 года;

эра Фазли — с 10 сентября 1550 года;

Единый национальный календарь Индии — с 22 марта 1957 года.

Ацтекский календарь

Ацтекский календарь — система измерения времени, применявшаяся у народов Месоамерики. Впервые эта система появилась у ольмеков около 3500 лет назад и впоследствии распространилась среди культур и народов центральной Мексики, в том числе майя, сапотеков и ацтеков

Календарь состоял из двух параллельных циклов: гражданского 365-дневного шиупоуалли (соответствует хаабу у майя), и ритуального 260-дневноготональпоуалли (соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век». Сто «веков» в свою очередь составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем». В соответствии с этой системой в настоящий момент мы живём в пятой эре Четыре землетрясения, «солнцем» которой является бог Тонатиу.

Календарный год начинался с первым появлением Плеяд над восточным горизонтом перед самым восходом Солнца (см. гелиакический восход).

Календарь майя

Календарь майя — система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др.

По мнению учёных, календарь майя может вести счёт лет от следующих дат по григорианскому календарю:

13 октября 3373 г. до н. э. или 14 октября 3373 г. до н. э.

7 сентября 3113 г. до н. э.

13 августа 3114 г. до н. э.

 

Исламский календарь

Исламский календарь — лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в Пакистане, Бангладеш и других мусульманских странах. Исламский календарь ввёл халиф Арабского халифата Умар I. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э. — даты переселения пророка Мухаммада из Мекки вМедину.

Месяцы состоят из 29 или 30 дней. Первым днём нового месяца является первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп Луны.

Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по приближенным подсчетам, равен 354 суткам. Поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355 дней. Дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.

Древнегреческий календарь

Древнегреческий календарь — лунно-солнечный календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней. В году было 354 дня — со вставкой, примерно раз в 3 года, дополнительного месяца. По мере упорядочения календаря, был введен 8-летний цикл, в котором месяц вставлялся в 3-м, 5-м и 8-м году (в Афинах его введение приписывают Солону в 594 году до н. э.); в 432 году до н. э. астроном Метон предложил более точный 19-летний цикл с 7 вставными месяцами, но этот цикл входил в употребление медленно и так до конца и не прижился.

В каждом городе был свой календарь, с собственными названиями месяцев, причём названия нередко образовывались от праздников, в этом месяце справлявшихся.

Теоретически месяц должен был начинаться в новолуние, но практически это выходило далеко не всегда, так что приходилось различать «гражданское новолуние» и «лунное новолуние».

Начало года тоже было различным: по афинскому календарю год начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния, по беотийскому, использовавшемуся в Фивах — после зимнего солнцестояния.

Юлианский календарь

Юлианский календарь — солнечный календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем с 1 января45 года до н. э.

Юлианский календарь заменил римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта.

Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля. Юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года.

В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».

Григорианский календарь

Григорианский календарь — солнечный календарь, основанный на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность одного цикла принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет[6].

Поводом к принятию нового календаря вместо юлианского стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими.

Григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

В 1582 году на Григорианский календарь перешли Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша),Франция, Лотарингия.

В России григорианский календарь введён декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля.

Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность не високосного года — 365 суток, високосного — 366.

Распределение високосных годов:

год, номер которого кратен 400 — високосный;

остальные годы — год, номер которого кратен 100 — невисокосный;

остальные годы — год, номер которого кратен 4 — високосный.

Таким образом, 1600 и 2000 годы были високосными, а 1700, 1800 и 1900 годы високосными не были.

Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 3300 лет.

Новоюлианский календарь

Новоюлианский календарь — модификация юлианского календаря, разработанная сербским астрономом, профессором математики и небесной механикиБелградского университета Милутином Миланковичем.

Новоюлианский календарь основан на 900-летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 из 9 вековых високосных годов. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке остаётся 200 или 600. Таковыми являются: 200, 600, 1100, 1500, 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д.

Год считается високосным, если:

а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100;

б) его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

На 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов.

Средняя продолжительность года в новоюлианском календаре составляет 365,242222 суток. Это больше истинной продолжительности тропического года (365,2421988 суток) всего на 0,000023 суток или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43 500 лет.

В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарём, все остальные поместные церкви — новоюлианским, который до 2800 года будет полностью совпадать с григорианским[8].

Французский республиканский календарь

Французский республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретомНационального конвента от 5 октября 1793 года, отменён Наполеоном с 1 января 1806 года. Отсчёт лет по этому календарю начинался с основания Первой французской республики 22 сентября 1792 года. Этот день стал 1 вандемьера 1 года Республики (хотя календарь был введён только в следующем году). Каждый год делился на двенадцать месяцев по 30 дней. Месяц состоял из трёх декад по десять дней, последний день декады — выходной для государственных служащих. В конце года оставались ещё пять, в високосном году — шесть дней, не входивших в месяцы. Эти дни имели особые названия и считались праздничными.

Республиканский календарь был восстановлен во время Парижской коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871 года. После этого вновь был введён григорианский календарь.

Календарные термины

Начало года

Новый год — праздник начала года, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Обычай праздновать Новый год существовал уже в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры.

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э.[9].

Большинство стран отмечает Новый год 1 января, в первый день года по григорианскому календарю. Новогодние празднования с учётом поясного времени всегда начинаются вТихом океане на островах Кирибати[10]. Последними провожают старый год жители островов Мидуэй в Тихом океане[11].

Старый Новый год — это праздник, отмечаемый в соответствии с Новым годом по юлианскому календарю (в XX—XXI веках в ночь с 13 на 14 января)[12]. Отмечается в Казахстане, России, Беларуси, Украине, Киргизии, Сербии, Швейцарии и некоторых других странах.

Некоторые страны отмечают Новый год по лунному календарю.

Начало года по еврейскому календарю наступает спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября).

Начало года по китайскому календарю приурочено к зимнему новолунию по завершении полного лунного цикла, состоявшемуся после зимнего солнцестояния (то есть на второе новолуние после 21 декабря). В григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля.

Вьетнамский Новый год по дате совпадает с китайским, за редкими исключениями.

По иранскому календарю начало года (Навруз) 21 или 22 марта (ночь с 30 эсфанда на 1 фарвардина), в день весеннего равноденствия.

Новый год в России

До XV века на Руси год начинался с марта (как в республиканском Древнем Риме) в день весеннего равноденствия 20 либо 21 марта (в зависимости от года)[13] по юлианскому календарю.

С 1492 года новый год начинался 1 сентября.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России праздновали, как и в других странах Европы, 1 января (но по юлианскому календарю).

После перехода России на григорианский календарь начало года стало 1 января по григорианскому календарю.

 

Эра

Эра — дата, с которой начинает отсчёт календарь.

Список дат начала различных эр:

Антиохийская эра — 1 сентября 5969 года до н. э. (или 5517, 5507).

Греческая мировая эра — 1 сентября 5598 года до н. э.

Византийская эра — 1 сентября 5509 года до н. э.

Константинопольская эра (древнерусская) — 1 марта 5508 года до н. э.

Болгарская эра — 5504 года до н. э.

Александрийская эра (эра Панодора) — 29 августа 5493 года до н. э.

Эра Анниана — 25 марта 5492 года до н. э.

Эра Скалигера (юлианский период) — 1 января 4713 года до н. э.

Эра еврейского календаря — 7 октября 3761 года до н. э. (по ст. ст.)

Эра Пятого Солнца (календарь майя) — 11 или 13 августа 3114 года до н. э.

Эра Кали-юга — 18 февраля 3102 года до н. э.

Эра Айка Патриарха (древнеармянский календарь) — 11 августа 2492 года до н. э.

Эра Авраама — 1 октября 2015 года до н. э.

Эра Олимпиад — 1 июля 776 года до н. э.

Эра от «основания Рима» — 21 апреля 753 года до н. э.

Эра Набонассара — 26 февраля 747 года до н. э. (по ст. ст.)

Эра шаханхахи — 21 марта 559 года до н. э.

Эра Нирваны — 543 год до н. э.

Метонов цикл — 15 июля 432 года до н. э.

Эра Селевкидов — 1 октября 312 года до н. э.

Тирийская эра — 19 октября 125 года до н. э.

Сидонская эра — октябрь 110 года до н. э.

Эра викрам-самват — 57 год до н. э.

Антиохийская эра Цезаря — 1 сентября 48 года до н. э.

Юлианский год — 1 января 45 года до н. э.

Эра Августа — 1 августа 43 года до н. э.

Испанская эра — 1 января 38 года до н. э.

Эра Акция — 1 января 30 года до н. э.

Эра от «Рождества Христова» — 1 января 1 года н. э.

Разрушение Иерусалима — 1 сентября 69 года н. э.

Эра Сака — 15 марта 78 года н. э.

Эра Маккавеев — 24 ноября 166 года н. э.

Эра Диоклетиана — 29 августа 284 года н. э.

Армянская эра — 7 июля 552 года н. э.

Мусульманская эра (эра хиджры) — 16 июля 622 года н. э.

Персидская эра — 16 июня 632 года н. э.[14]

Эра Джелал-ад-дина — 15 марта 1079 года н. э. (по ст. ст.)

Эра Газан-хана — 13 марта 1302 года[15].

Эра Фазли — 10 сентября 1550 года н. э.

Эра Республики (французская революционная) — 22 сентября 1792 года.

Эра Бахаи — 24 мая 1844 года н. э.[16].

Эра чучхе — 15 апреля 1912 года[17].

Эра UNIX — 1 января 1970 года.

 

Високосный год

Високосный год — в юлианском и григорианском календарях год, продолжительность которого равна 366 дням — на одни сутки больше продолжительности обычного, невисокосного года.

С 1 января 45 года до н. э. римский диктатор Гай Юлий Цезарь ввёл календарь, который был основан на том, что астрономический год примерно равен 365,25 суток. Этот календарь был назван юлианским. Для того, чтобы выровнять шестичасовое смещение, был введён високосный год. Три года считалось по 365 суток, а в каждый год, кратный четырём, добавлялись одни дополнительные сутки в феврале.

В римском календаре дни считались по отношению к последующим календам (первый день месяца), нонам (5-й или 7-й день) и идам (13-й или 15-й день месяца). Так, день 24 февраля обозначался как ante diem sextum calendas martii («шестой день перед мартовскими календами»). Цезарь постановил добавлять к февралю второй шестой (bis sextus) день перед мартовскими календами, то есть второй день 24 февраля. Февраль был выбран как последний месяц римского года. Первым високосным годом стал 45 до н. э.

По истечении столетий было замечено смещение дня весеннего равноденствия, с которым связаны церковные праздники. К XVI веку весеннее равноденствие наступало примерно на 10 суток раньше 21 марта, используемого для определения дня Пасхи.

Для компенсации накопившейся ошибки и чтобы избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря. Чтобы средний календарный год лучше соответствовал солнечному, было решено изменить правило високосных лет. По-прежнему високосным оставался год, номер которого кратен четырём, но исключение делалось для тех, которые были кратны 100. Отныне такие годы были високосными только тогда, когда делились ещё и на 400. В високосные годы вводится дополнительный день — 29 февраля.

В еврейском календаре високосным годом называют год, к которому добавляют месяц, а не день. Еврейский календарь основывается на лунном месяце, и поэтому год из двенадцати месяцев отстаёт от астрономического солнечного года примерно на 11 дней. Для приравнивания лунных лет к солнечному году введён високосный год из тринадцати месяцев. В 19-летний цикл входят 12 простых и 7 високосных лет.

Пролептический календарь:

Пролептическим называется календарь, используемый для обозначения дат, более ранних, чем дата введения самого́ календаря. Например, для обозначения всех дат до нашей эры чаще всего используется юлианский календарь, введённый только с 1 января 45 года до н. э. — следовательно, более ранние даты обозначаются по пролептическому юлианскому календарю. В регионах, где не использовался юлианский календарь, датировка событий производится по пролептическому григорианскому календарю, определяющему датировку событий по правилам григорианского календаря до появления григорианского календаря 15 октября 1582 года.

Садоводческий календарь[править | править вики-текст]

Садоводческим календарём пользуются садовники и огородники для точного определения дат посадки своих растений. Даты напрямую зависят от погодных условий, и свойств самих растений.

Вечный календарь[править | править вики-текст]

Вечный календарь — это матрица, позволяющая узнать, на какой день недели приходится любая дата в пределах длительного промежутка времени (как правило, нескольких десятков или сотен лет). Многие из вечных календарей фактически создают сетку календаря на выбранный месяц выбранного года.

Вечные календари могут также использоваться не только для определения дня недели, но и, например, церковных праздников без фиксированной даты.

Проекты новых календарей:

У григорианского календаря есть несколько недостатков:

неодинаковая продолжительность месяцев (28, 29, 30, 31 день);

неравенство кварталов (90, 91, 92 дня);

неравенство полугодий (181, 182, 184 дня)[18];

несогласованность номеров дней в месяце с днями недели;

наступление каждого нового года начинается с другого дня недели;

он опережает астрономический год (сутки опоздания набегают за 3300 лет).

Поэтому за последние два века родились десятки проектов календарной реформы[19]. Один из самых серьёзных предложил ещё в 1888 году французский астроном Постав Армелин: год делится на 4 квартала, в каждом из которых один месяц с 31 днём и два с 30, все дни недели привязаны к определённым числам. Один день, дополнительный, вставляется после 30 декабря — это праздник мира и дружбы народов. В 1950-е годы обсуждение этого проекта в ООН закончилось провалом.

Устное календарное исчисление:

При всей сложности структуры календарей (различная продолжительность года, месяца), для них существуют приёмы устного вычисления. В XIX веке устными расчётами григорианского календаря занимался француз Жак Иноди (итал.)русск., в XX веке — француз Морис Дагбер.

С 1990-х годов известен российский счётчик Владимир Кутюков — «человек-календарь», решающий в уме календарные задачи юлианского и григорианского календарей от 1 года нашей эры до бесконечности.

Среди современных счётчиков известен также Юсниер Виера — кубино-американский математик, феноменальный счётчик, мировой рекордсмен в области устного календарного исчисления, решающий календарные задачи по григорианскому календарю.

Интересные факты:

Существует мнение, что разница между григорианским и юлианским календарями послужила причиной ошибки в совместных действиях австрийской и русской армий в 1805 году, что сыграло роль в поражении союзников при Аустерлице.

 

1.3. Поэзия в моей работе:

В моей работе есть две разные реки и что бы объединить их я решила почему бы не вставить в свою работу стихотворение которое подойдёт по теме.

Поэзия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное (в узком смысле термина).

Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а также рифмы, метр и проч. Нередко слово поэзия употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст; во избежание путаницы в научной литературе существует поэтому тенденция избегать слова поэзия и говорить исключительно о стихе (стихах), однако и такое словоупотребление не свободно от недостатков, поскольку основное значение термина «стих» — отдельная стихотворная строка.

В современной культуре под поэзией обычно понимают вид искусства, забывая, что и в нынешней повседневной жизни достаточно текстов поэтических, но не художественных (например, рекламные). Исторически же стихотворными могли быть тексты любого содержания, вплоть до научных и медицинских трактатов. Целесообразность облекания этих текстов в стихотворную форму была связана с тем, что таким образом текст дистанцировался от обыденной речи, маркировался как наиболее важный, значимый.

У нас в Сызрани много хороших поэтов, я выбрала для своей работы стихотворение Олега Портягина, так как его стихотворение «малые реки» больше всего подходят к теме моего диплома.

Родился в 1948 году, в Сибири, в г. Мариинске. Служил во флоте. Закончил Иркутский университет и некоторое время работал учителем в школе. Публиковаться начал с 1972 года в университетской газете. Сейчас живет в Сызрани, работает заместителем редактора газеты “Волжские вести”. Стихи О.А. Портнягина печатаются в газетах: ”Красный Октябрь”, “Красное Приволжье”, “Волжская коммуна”, “Литературная Самара”; включались в сборники: “Молодежная волна”, “День поэзии”; переводились на болгарский язык. В 1988 году вышел первый сборник стихов “День рождения”, в 1997 году - второй сборник “От любви и печали”. Светлой грустью, человечностью, добродушием, иронией пронизаны стихотворные строки О. Портнягина.

Литературные псевдонимы: Н. Прошкин, О. Арчекас, О. Лесин.
Член Союза журналистов России.

Член Союза писателей России с 1998 года.

 

Произведения:

книги:

 

1. День рождения: Стихи. - Куйбышев, 1988. - 38 с.

2. От любви и печали: Стихи. - Куйбышев, 1997. – 64 с.

 

публикации:

1. Без тебя; Ночной поезд: Стихи // Кр. Октябрь. - 1977. - 10 сент

2. Проводы: Стих-е // Кр. Октябрь. - 1978. - 21 янв

3. Белое: Голубое: Из цикла “Цвета” // Кр. Октябрь. - 1978. - 3 июня

4. Хлеб: Стих-е // Кр. Октябрь. - 1982. - 12 июня

5. Вальс: Стих-е // Кр.Октябрь. - 1985. - 7 сент. - С.3

6. Свет мой, свет...: Стихи // Волж. комсомолец. - 1988. - № 33

7. Что ты можешь, дублер?: Очерк // Молодежная волна-1988. - Куйбышев, 1988. - С. 59-89

8. И однажды: Стих-е // Молодежная волна-1988. - Куйбышев, 1988. - С. 186

9. Парикмахерша; Объезд: Стихи // Кр. Октябрь. - 1989. - 22 сент.

10. “... и я воскрес душой”: О поездке в Михайловское // Кр. Окт. - 1989. - 8 дек.

11. На Ветлуге; Ураган: Стихи // Кр.Октябюрь. - 1992. - 26 февр. - С.3

12. Скульптура: Стихи // Кр. Приволжье. - 1992. - 3 марта

13. На Ветлуге; Баба Таня; Лед одиночества: Стихи // Лит. Самара. - 1992. - 9 мая. - С. 10

14. Объезд: Стих-е // Лит. Самара. - 1993. - 15 окт. - С. 13

15. Гаданье: Стих-е // Кр. Приволжье. - 1994. - 15 янв.

16. Еще вчера: Стихи о ветеранах // Волж. вести. - 1995. - 20 мая

17. Адамово ребро: Стих-е // Волж. вести. - 1996. - 7 марта. - С.2

18. Тревожит сердце птичий лет: Стихи // Волж. коммуна. - 1997. - 28 мая. - С. 4

19. Стихи // Лит. Самара. – N 8. – С.12

О нем; критика:

1. Петров Н. Новые книги стихов: О сб. “День рождения” // Волж. заря. - 1988. - 25 нояб.

2. “Сызранский поэт...”: Об О. Портнягине // Все и все. - 1997. - № 51. - С. 2

3. Никульшин И. Выйдем на вешнее поле: О сб. “От любви и печали” // Волж. коммуна. - 1998. - 11 марта. - С. 4

Глава 2.

2.1. Идейный замысел:

Идея моей работы заключается в том, что бы показать что в наше время календари интересны и востребованы, в особенности те календари которые можно сделать своими руками. Кто-то скажет, что в современных магазинах большой выбор красивых календарей. Что можно заказать календарь под семейным фото, повесить его на стену и любоваться счастливыми лицами. Кто-то вспомнит про календари на кружках и футболках. Я не спорю с тем, что выбор готовых календарей богат. Я лишь хочу рассказать, как здорово сделать календарь своими руками самим и с детьми.

В моей работе я хочу показать времена года используя для этого этюды.

Изначально этот календарь задумывался как календарь путешествий, но позже я решила упростить задачу и сделать календарь который можно использовать всем. В начале я хотела сделать календарь со вставками для фотографий и этюдами по временам года. Но в конце января осознала, что этот вариант календаря очень затратный и не окупит себя. Посоветовавшись с руководителем я приняла решение сделать более простой календарь. Идея этого календаря изменилась, это уже не календарь путешествий, это календарь времён года. Я решила взять за основу этого календаря этюды, я выбрала одно место и сделала этюды в разных временах года, приклеила их на ватмане, распечатала числа и месяца этого года и тоже прикрепила к ватману по верх этюдов.

2.2. Материалы и инструменты:

Для начала я сделала эскизы, для этого использовала:

1.Карандаш простой.

2.Тушь.

3.Гуашь.

Потом я делала этюды времён года, для этого мне понадобилось:

1.Гуашь.

2.Бумага.

3.Кисти.

Отсканировала этюды (они есть в приложении).

Затем через несколько редакторов я стилизовала этюды.

 

2.3. Описание работы:

Сызрань – этот город богат реками и озёрами. Наш город буквально окружен водоёмами. Ну и конечно наша дорогая и любимая река Волга, она протекает через весь наш город, где-то она теряется за домами, полями и лесами а где-то она появляется вновь. В своей работе я изобразила два времени года на Волге. Зимой я не бывала не на одной из рек и поэтому моё любимое время года я изобразила по памяти и благодаря фантазии. Зима у меня изображена на Волге, и параллельно зиме изображено лето так же на Волге. На этюде есть собака, но в стилизованной работе нужно было решить что оставить а что убрать, выгоднее всего работа смотрится без собаки и вводом в композицию стал прорубь с удочкой. А летний этюд наполнен радостью и весельем в Волге, пусть в моей работе не так много народу как обычно бывает, но это не ухудшило всей картины, а наоборот придала значимость лета и передало эмоции присущие лету. При стилизации летнего этюда пришлось пожертвовать песком, зато сохранились эмоции и люди. А этой весной для меня стало открытием, что за СВАУЛом есть речка, прогуливаясь там, я нашла много красивых и живописных мест. Выбрала там два места для этюдов на календарь. Эти места буквально поразили меня, вроде бы не чего особенного, но мне понравилась динамика деревьев. Я решила а почему бы не показать эти места в двух временах года, заодно показать многим людям, которые так же как и я, плохо знающим места в нашем городе, что есть такая замечательная речка которая проходит буквально через весь город. Тут я изображала весну и осень.

Закончив с этюдами надо было их стилизовать, для этого я их отсканировала и в разных редакторах стилизовала. Все редакторы были скачены на планшет. Отдельно я скачала текстовый редактор, так как там большой выбор шрифта.

На стилизованных этюдах я написала пословицы подходящие под каждое время года.

Когда редактирование этюдов я завершила, то приступила к самому дизайну календаря. Для дизайна календаря на компьютер скачала специальную программу, благодаря этому я научилась работе на компьютере и терпеливости.

По завершению дизайна я принесла всё на проверку руководителю.

После проверки и советов руководителя я пошла в торговый центр «Пассаж» в фотомагазин «Kodak» где мне всё распечатали и ссышили.

 

Заключение:

Я изучила лубок в истории графики, изучила историю календаря. При изучении истории лубока и календаря я узнала много нового. На пример для меня было новое слово «лубок» и изучив его историю я поняла от куда это название. А изучая историю календаря, стало ясно, что сначала был лунный календарь, благодаря которому было принято исчисление по месяцам. Я разработала эскизы календаря, затем приступила к выполнению этюдов. Выполнив этюды, я их отсканировала и отредактировала. Завершив редактирование приступила к оформлению самого календаря при помощи специальной программы. Моя работа имеет значительный характер. Можно использовать: как творческую работу на выставках, а так же в быту в интерьере. Ещё можно обучать детей работе с компьютерными дизайн – программами.

Список используемой литературы:

 

 

Приложение:

Значимость лубка в истории графики:

Приложение №1

 

Приложение №2

Приложение №3

История календаря:

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7

Этюды отсканированные:

Приложение №8

 

Приложение №9

 

Приложение №10

 

Приложение №11

 

Этюды стилизованные:

Приложение №12

 

Приложение №13

 

 

Приложение №14

 

Приложение №15

 

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных