Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Недра как объект права собственности




Характеристика содержится в ст.12, 21 ФЗ «О недрах».

В соответствии со ст.12 недра в границах территории РФ, включая надземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст.214 ГК РФ субъектами права собственности являются РФ и субъекты РФ.

Разграничение между РФ и субъектами РФ: управление недрами осуществляется совместно, закон не требует разграничения права государственной собственности по объекту между РФ и субъектами РФ, т.е. по конструкции установлена общая совместная собственность РФ и субъектов РФ.

Недостаток нормы: в соответствии с ГК РФ такая собственность может быть создана только в случаях, прямо указанных федеральными законами.

Исключение из данного правила:


1) для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами

ресурсов недр, наличие которых

- влияет на национальную безопасность РФ

- обеспечивает основы суверенитета РФ, а также

2) для выполнения обязательств по международным договорам РФ


 

 

отдельные участки недр получают статус участков недр федерального значения

на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.


 

По ст.21 порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения (в том числе отнесение их к федеральной собственности) устанавливается федеральными законами, т.е. должны быть соответствующие федеральные законы, которые установят порядок.

Водные объекты

В Водном кодексе – раздел 2 глава 4.

Объектом права собственности на воды является водный объект в целом.

Понятие водного объекта – см. Водный кодекс.

Водный объект – это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа

либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;

Понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, т.к. сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена.

В соответствии со ст.33 Водного кодекса субъектами права собственности на водные объекты являются, по общему правилу, РФ и субъекты РФ. Однако сделана оговорка: водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности. Право собственности надо разграничивать по объекту.

В соответствии со ст.34 Водного кодекса в РФ устанавливается государственная собственность на водные объекты, а муниципальная и частная – допускаются только на обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы), т.е. небольшие по площади и не проточные искусственные водоёмы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В этом определении много недостатков:

1) смешиваются юридические и физические признаки (например: обособленность – это юридический признак, замкнутость – это физический признак)

2) определение содержит оценочное понятие «небольшие по площади»: водное законодательство даёт отсылку к земельному законодательству, в земельном законодательстве не установлено, какой размер нужно считать небольшим. Согласно закону Ханты-мансийской области «О земле» 1998 года небольшим размером земельного участка признаётся один гектар, в Свердловской области – не установлено.

3) указано, что искусственный водоём не должен иметь гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами => получается, что связь с подземными водными объектами может быть (это неправильно).

Неопределённость, нечёткость признаков в определении приводит к тому, что право частной и муниципальной собственности возникнуть не может (в виду необходимости указания на возможность его возникновения в федеральном законодательстве, необходимости государственной регистрации этого права).

В ст.36 Водного кодекса определён перечень водных объектов, которые находятся в федеральной собственности:

ü поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на

территории 2-х или более субъектов РФ (например, река с притоками. Если река расположена на территории одного субъекта РФ, а её притоки – на территории другого субъекта РФ, даже если притоки не имеют самостоятельного названия.)

ü необходимые для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем и

иных федеральных нужд (т.е. перечень не является исчерпывающим)

ü территориальное море РФ и внутренние морские воды

ü трансграничные (пограничные) водные объекты

ü водные объекты, расположенные на охраняемых природных территориях федерального

значения

ü иные водные объекты федерального значения.

Порядок признания федеральной собственности: по решению федерального органа государственной власти, согласованному с соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

В 1996 году в Постановлении Правительства РФ «Внутренние водные пути России до 2000 года» в Приложении содержится перечень конкретных водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

В собственности РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесённые к федеральной собственности. Данные водные объекты признаются собственностью субъектов РФ органами исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами.

Т.е. признаки: 1) территориальный признак, 2) значимость объекта.

 

Леса

Лесам посвящён раздел 2 Лесного кодекса.

В соответствии со ст.19 Лесного кодекса лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

В соответствии с ФЗ, которого пока нет, допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городов, устанавливаются ФЗ, которого нет.

Вывод: все леса являются федеральной собственностью.

 

Животный мир

Ст.4 ФЗ «О животном мире»

Животный мир – это совокупность всех видов живых организмов.

В соответствии с данной статьёй животный мир является государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом ФЗ, которого пока нет. Ст.4 ФЗ «О животном мире» устанавливает лишь принципы разграничения. К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

ü редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесённые в Красную книгу РФ

ü естественно мигрирующие по территориям 2-х и более субъектов РФ

ü естественно мигрирующие по территории РФ и территориям других государств

ü иные.

К собственности субъектов РФ могут быть отнесены только те объекты животного мира, которые не являются федеральной собственностью.


23.03.2004






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных