Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ОПЕРЫ. XVII ВЕК. ИТАЛИЯ. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА

В начале XVII века Италия не существовала как единое государство и была разделена на ряд княжеств и городов-государств, с такими крупнейшими центрами, как Рим, Феррара, Венеция, Мантуя, Парма.

Флоренция, Палаццо (дворец) Питти

 

Флоренция (в переводе с итальянского языка «цветущая») была столицей одного из самых могущественных и богатых государств в Европе: Великого герцогства Тосканского. Правившая там династия Мéдичи покровительствовала искусствам, а в период правления одного из знаменитых её представителей – Лоренцо Медичи «Великолепного» здесь зародились новые художественные идеи, давшие впоследствии начало европейской опере. При дворе Медичи устраивались пышные праздники, которые сопровождались музыкой. Здесь же, в знаменитом палаццо Питти произошла, как мы сказали бы сейчас, премьера первой европейской оперы, авторами которой были представители Флорентийской камераты.

 

Лоренцо Медичи, Великий герцог Тосканский

Флоренти́йская камера́та (итал. camerata — компания, кружок) — содружество музыкантов, теоретиков музыки) и литераторов, созданное во Флоренции в 1573 году с целью совместного обсуждения древнегреческой музыки и способа её воплощения в современной итальянской музыке.

Встречи происходили под покровительством и в доме графа Джованни Барди, после его отъезда в Рим (в 1592) до конца 90-х годов — у Якóпо Корси, поэтому она ещё называется камератой Барди-Корси. Активными членами кружка были музыканты Винчéнцо Галилéи (отец будущего математика и астронома Галилео Галилея), музыкант при дворе Медичи Джýлио Каччини, знаток греческого языка и античной культуры в целом римлянин Джироламо Мéи, с которым Галилей состоял в переписке. Поэт и либреттист Оттáвио Ринуччини также принимал участие в обсуждениях.

На собраниях Флорентийской камераты много говорилось о современном состоянии музыки. Оно признавалось неудовлетворительным. В то время господствовали сложные полифонические формы: множество мелодических голосов (нередко свыше 20) звучало одновременно, при этом слова стихотворных текстов произносились вразнобой. Нередко каждый голос произносил свой текст. Все это приводило к тому, что понять слова, а следовательно, и содержание произведений вокальной музыки было невозможно. Да и сама музыка порой казалась слишком сложной для восприятия. Вот почему участники кружка называли полифоническую музыку «разрушительная поэзия». Совсем иной, как они полагали, была в далеком прошлом, судя по сохранившимся описаниям, музыка древних греков. В ней господствовала простая и выразительная мелодия. Поэт пел или, быть может, читал свои стихи нараспев под звуки струнного щипкового инструмента (лавры или кифары). По свидетельству античных писателей, музыка тогда обладала могучим воздействием: воодушевляла слабых и трусливых, несла успокоение возбужденным умам и, напротив, воспламеняла холодных и равнодушных. Сохранился поэтический миф о певце древности Орфее, который своим прекрасным пением укрощал диких зверей, двигал горы и леса и даже способен был растрогать неумолимых властителей преисподней. Именно этот сюжет лёг в основу первой европейской оперы.

Один из участников Флорентийской камераты, теоретик Винченцо Галилеи, принимавший участие в горячих спорах о музыке, написал в 1581г. трактат «Диалог о древней и новой музыке», в котором он критиковал отживавший свой век многоголосный стиль эпохи Возрождения и активно пропагандировал«монодию», то есть одноголосную мелодию, понимаемую им как главный элемент фактуры, главную музыкальную мысль. Это, по его мнению, должно было лечь в основу нового стиля (stile nuovo) – монодии (т.е. одноголосного пения) с сопровождением.

 

Титульный лист первого издания трактата В. Галилеи

 

В подтверждение своих теорий В. Галилеи решил положить на музыку отрывок из «Божественной комедии» Данте. Это была жалоба страдальца Уголино. Целью Галилея было создание такой мелодии, звуки которой подчеркивали бы выразительность каждого поэтического слова. Получилась как бы «говорящая» мелодия, которую Винченцо Галилей с глубоким волнением пел, аккомпанируя себе на виоле или лютне. Эта проникновенная музыка поражала всех, кто ее слышал. Поэты были довольны тем, что искусству слова, стихам уделялось такое внимание. В свою очередь, певцам нравилось, что исполнитель выдвигался на первый план.

Результатом творческой деятельности камераты стал первый эксперимент в новом жанре – «сказка на музыке» Якопо Пери на текст Ринуччини «Дафна» (1598, сохранилась во фрагментах). Позднее участники Флорентийской камераты приступили к новому опыту — созданию драмы, целиком положенной на музыку. Новый жанр получил название dramma per musica, или «драма через музыку»). И так как они полагали, что воссоздают античную трагедию, сюжеты их музыкально-драматических произведений были взяты из древнегреческой мифологии. Первая такая музыкальная драма − «Эвридика» [1] (1600 г.), текст которой был написан поэтом Оттавио Ринуччини (именно поэт считался в то время автором произведения). Музыку к драме написали два члена флорентийской камераты, соперничавшие друг с другом певец Якопо Пери, а затем на тот же текст – придворный музыкант Джулио Каччини. Она была впервые исполнена 6 октября 1600 года в палаццо Питти (Флоренция) на придворных торжествах по случаю бракосочетания французского короля Генриха IV с Марией Медичи. Музыка этой оперы поразила современников своей глубокой выразительностью. Музыкальная декламация − речитатив произносился под звуки басовой лютни, гитары, лиры и клавишного инструмента — клавичембало[2]. В то время увертюры не было и начало представления возвещали трубные фанфары. «Драма на музыку» имела за собой образ античной трагедии, поэтому в состав входили и хоры, изображавшие нимф и пастухов, а также подземных духов. Автор выступал в роли Орфея и потряс зрителей проникновенностью и драматизмом исполнения.

 

Якопо Пери в роли Орфея.

 

Успех оперы был огромен, слава о музыкальной драме – новом жанре, где все слова не говорились, а пелись, распространилась далеко за пределы Флоренции. Примеру Флорентийской камераты последовали в Риме, Мантуе, Венеции и Неаполе.

В ознаменование 400-летнего юбилея «Эвридики» 6 октября 2000 г. она была представлена во флорентийском палаццо Питти под управлением итальянского дирижера и исследователя старинной музыки Аннибале Четрáнголо.


[1] Мифологическое сказание об Орфее послужило сюжетной основой новой «драмы на музыку». По преданию Орфей потерял жену Эвридику (она погибла от укуса змеи). Орфей проник в подземное царство мрака, чтобы возвратить умершую к жизни. Своим изумительным пением Орфей вымолил у властителей Аида позволение увести Эвридику, но с условием не глядеть на нее, пока они оба не выйдут из подземного царства. Выполнить условие Орфей не смог, и вторично теряет Эвридику. Миф об Орфее кончается трагично: Орфей гибнет (его растерзали вакханки). Однако трагичная концовка не годилась для праздничного торжества оперы, и поэт Ринуччини, создавший либретто оперы, изменил её конец: тронутый отчаянием Орфея, бог любви возвращает жизнь Эвридике.

[2] Ссылка на звучание музыки в Интернет: http://www.artsmusic.de/Euridice/topic/redline/shop_art_id/122/tpl/artsmusic_article_detail

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
удельной поверхности | Напрям підготовки та спеціальність: політологія


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных