ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ОПЕРЫ. XVII ВЕК. ИТАЛИЯ. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТАВ начале XVII века Италия не существовала как единое государство и была разделена на ряд княжеств и городов-государств, с такими крупнейшими центрами, как Рим, Феррара, Венеция, Мантуя, Парма.
Флоренция, Палаццо (дворец) Питти
Флоренция (в переводе с итальянского языка «цветущая») была столицей одного из самых могущественных и богатых государств в Европе: Великого герцогства Тосканского. Правившая там династия Мéдичи покровительствовала искусствам, а в период правления одного из знаменитых её представителей – Лоренцо Медичи «Великолепного» здесь зародились новые художественные идеи, давшие впоследствии начало европейской опере. При дворе Медичи устраивались пышные праздники, которые сопровождались музыкой. Здесь же, в знаменитом палаццо Питти произошла, как мы сказали бы сейчас, премьера первой европейской оперы, авторами которой были представители Флорентийской камераты.
Флоренти́йская камера́та (итал. camerata — компания, кружок) — содружество музыкантов, теоретиков музыки) и литераторов, созданное во Флоренции в 1573 году с целью совместного обсуждения древнегреческой музыки и способа её воплощения в современной итальянской музыке. Встречи происходили под покровительством и в доме графа Джованни Барди, после его отъезда в Рим (в 1592) до конца 90-х годов — у Якóпо Корси, поэтому она ещё называется камератой Барди-Корси. Активными членами кружка были музыканты Винчéнцо Галилéи (отец будущего математика и астронома Галилео Галилея), музыкант при дворе Медичи Джýлио Каччини, знаток греческого языка и античной культуры в целом римлянин Джироламо Мéи, с которым Галилей состоял в переписке. Поэт и либреттист Оттáвио Ринуччини также принимал участие в обсуждениях. На собраниях Флорентийской камераты много говорилось о современном состоянии музыки. Оно признавалось неудовлетворительным. В то время господствовали сложные полифонические формы: множество мелодических голосов (нередко свыше 20) звучало одновременно, при этом слова стихотворных текстов произносились вразнобой. Нередко каждый голос произносил свой текст. Все это приводило к тому, что понять слова, а следовательно, и содержание произведений вокальной музыки было невозможно. Да и сама музыка порой казалась слишком сложной для восприятия. Вот почему участники кружка называли полифоническую музыку «разрушительная поэзия». Совсем иной, как они полагали, была в далеком прошлом, судя по сохранившимся описаниям, музыка древних греков. В ней господствовала простая и выразительная мелодия. Поэт пел или, быть может, читал свои стихи нараспев под звуки струнного щипкового инструмента (лавры или кифары). По свидетельству античных писателей, музыка тогда обладала могучим воздействием: воодушевляла слабых и трусливых, несла успокоение возбужденным умам и, напротив, воспламеняла холодных и равнодушных. Сохранился поэтический миф о певце древности Орфее, который своим прекрасным пением укрощал диких зверей, двигал горы и леса и даже способен был растрогать неумолимых властителей преисподней. Именно этот сюжет лёг в основу первой европейской оперы. Один из участников Флорентийской камераты, теоретик Винченцо Галилеи, принимавший участие в горячих спорах о музыке, написал в 1581г. трактат «Диалог о древней и новой музыке», в котором он критиковал отживавший свой век многоголосный стиль эпохи Возрождения и активно пропагандировал«монодию», то есть одноголосную мелодию, понимаемую им как главный элемент фактуры, главную музыкальную мысль. Это, по его мнению, должно было лечь в основу нового стиля (stile nuovo) – монодии (т.е. одноголосного пения) с сопровождением.
Титульный лист первого издания трактата В. Галилеи
Результатом творческой деятельности камераты стал первый эксперимент в новом жанре – «сказка на музыке» Якопо Пери на текст Ринуччини «Дафна» (1598, сохранилась во фрагментах). Позднее участники Флорентийской камераты приступили к новому опыту — созданию драмы, целиком положенной на музыку. Новый жанр получил название dramma per musica, или «драма через музыку»). И так как они полагали, что воссоздают античную трагедию, сюжеты их музыкально-драматических произведений были взяты из древнегреческой мифологии. Первая такая музыкальная драма − «Эвридика» [1] (1600 г.), текст которой был написан поэтом Оттавио Ринуччини (именно поэт считался в то время автором произведения). Музыку к драме написали два члена флорентийской камераты, соперничавшие друг с другом певец Якопо Пери, а затем на тот же текст – придворный музыкант Джулио Каччини. Она была впервые исполнена 6 октября 1600 года в палаццо Питти (Флоренция) на придворных торжествах по случаю бракосочетания французского короля Генриха IV с Марией Медичи. Музыка этой оперы поразила современников своей глубокой выразительностью. Музыкальная декламация − речитатив произносился под звуки басовой лютни, гитары, лиры и клавишного инструмента — клавичембало[2]. В то время увертюры не было и начало представления возвещали трубные фанфары. «Драма на музыку» имела за собой образ античной трагедии, поэтому в состав входили и хоры, изображавшие нимф и пастухов, а также подземных духов. Автор выступал в роли Орфея и потряс зрителей проникновенностью и драматизмом исполнения.
Якопо Пери в роли Орфея.
Успех оперы был огромен, слава о музыкальной драме – новом жанре, где все слова не говорились, а пелись, распространилась далеко за пределы Флоренции. Примеру Флорентийской камераты последовали в Риме, Мантуе, Венеции и Неаполе. В ознаменование 400-летнего юбилея «Эвридики» 6 октября 2000 г. она была представлена во флорентийском палаццо Питти под управлением итальянского дирижера и исследователя старинной музыки Аннибале Четрáнголо. [1] Мифологическое сказание об Орфее послужило сюжетной основой новой «драмы на музыку». По преданию Орфей потерял жену Эвридику (она погибла от укуса змеи). Орфей проник в подземное царство мрака, чтобы возвратить умершую к жизни. Своим изумительным пением Орфей вымолил у властителей Аида позволение увести Эвридику, но с условием не глядеть на нее, пока они оба не выйдут из подземного царства. Выполнить условие Орфей не смог, и вторично теряет Эвридику. Миф об Орфее кончается трагично: Орфей гибнет (его растерзали вакханки). Однако трагичная концовка не годилась для праздничного торжества оперы, и поэт Ринуччини, создавший либретто оперы, изменил её конец: тронутый отчаянием Орфея, бог любви возвращает жизнь Эвридике. [2] Ссылка на звучание музыки в Интернет: http://www.artsmusic.de/Euridice/topic/redline/shop_art_id/122/tpl/artsmusic_article_detail
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|