Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






При­двор­ный празд­ник.




В от­ли­чие от­то­го, что ут­вер­жда­ет­ся в ры­цар­ских ро­ма­нах, дол­гое вре­мя тур­ни­ры пред­став­ля­ют­ся мно­гим раз­вле­че­ни­ям, в це­лом ма­ло со­от­вет­ст­вую­щим ко­ро­лев­ско­му дос­то­ин­ст­ву по­ма­зан­ни­ка божь­е­го. До се­ре­ди­ны 14 ве­ка фран­цуз­ские Ка­пе­тин­ги их иг­но­ри­ру­ют, сно­ся уча­стие в тур­ни­рах сво­ей бли­жай­шей род­ни, но толь­ко не на­след­ни­ков, ли­бо пря­мо за­пре­ща­ют. По­ми­мо ду­ше­спа­си­тель­ной сто­ро­ны де­ла они оза­бо­че­ны тем, что­бы ре­зер­ви­ро­вать во­ен­ный по­тен­ци­ал фран­цуз­ско­го ры­цар­ст­ва за со­бой, а кро­ме то­го, а кро­ме то­го ог­ра­ни­чить воз­мож­но­сти ба­ро­нов ко­ро­лев­ст­ва бес­кон­троль­но со­би­рать воо­ру­жен­ных лю­дей и ин­три­го­вать про­тив ко­ро­ля.

Имен­но та­кую роль тур­ни­ры сыг­ра­ли в анг­лий­ском кон­сти­ту­ци­он­ном кри­зи­се, увен­чав­шем­ся в 1215 го­ду «Ве­ли­кой хар­ти­ей воль­но­стей» Ио­ан­на Без­зе­мель­но­го, ко­то­рая ста­ла от­прав­ным пунк­том в ис­то­рии анг­лий­ско­го пар­ла­мен­та­риз­ма. Не слу­чай­но в 1194-м его брат Ри­чард Льви­ное Серд­це пред­при­ни­ма­ет бес­пре­це­дент­ную по­пыт­ку по­ста­вить тур­ни­ры под ко­ро­лев­ский кон­троль – ог­ра­ни­чив чис­ло мест их про­ве­де­ния пя­тью и обу­сло­вив уча­стие в тур­ни­рах вне­се­ни­ем за­ло­га и по­куп­кой спе­ци­аль­ной ко­ро­лев­ской ли­цен­зии; на­ру­ши­те­лей ус­та­нов­лен­но­го по­ряд­ка ожи­да­ла тюрь­ма, из­гна­ние и кон­фи­ска­ция зе­мель. С дру­гой сто­ро­ны, анг­лий­ские План­та­ге­не­ты лич­ным уча­сти­ем в тур­ни­рах охот­нее ра­зыг­ры­ва­ют роль ли­де­ров ры­цар­ст­ва.

К кон­цу 13 ве­ка уже поч­ти не бы­ва­ет тур­ни­ров в из­на­чаль­ном смыс­ле сло­ва и схо­дят на нет вы­тес­нив­шие их пра­виль­но ор­га­ни­зо­ван­ные се­рии ры­цар­ских по­един­ков. «Круг­лых сто­лов» не про­во­ди­лось с на­ча­ла 14 ве­ка. Тур­ни­ры те­ря­ют свое зна­че­ние в ре­аль­ном бы­те позд­нес­ред­не­ве­ко­во­го ры­цар­ст­ва, пре­вра­тив­шись в до­ро­го­стоя­щую и изо­щрен­ную при­двор­ную за­ба­ву. Столь ре­ши­тель­ной пе­ре­ме­ной со­ци­аль­но­го ад­ре­са тур­ни­ров увен­ча­лось впол­не пре­ем­ст­вен­ное фор­маль­ное раз­ви­тие. К позд­не­му Сред­не­ве­ко­вью обо­га­ще­ние и со­ци­аль­ный подъ­ем на тур­ни­рах уже прак­ти­че­ски не­воз­мож­ны, за­то ма­те­ри­аль­ные из­держ­ки кра­си­вой жиз­ни та­ко­вы, что ед­ва ли по сред­ст­вам боль­шин­ст­ву зна­ти.

Вы­пес­то­ван­ные тур­ни­ра­ми цен­но­сти раз­де­ля­ют­ся все­ми, но ры­цар­ст­во и мир во­круг дав­но уже не те. Оче­вид­но, в си­лу от­но­си­тель­но­го кон­сер­ва­тиз­ма ры­цар­ской куль­ту­ры позд­нес­ред­не­ве­ко­вой Гер­ма­нии в не­мец­ких зем­лях доль­ше и оп­ре­де­лен­нее тур­ни­ры ос­та­ют­ся су­ще­ст­вен­ным эле­мен­том ры­цар­ско­го соз­на­ния. В то са­мое вре­мя, ко­гда во Фран­ции и Анг­лии тур­ни­ры окон­ча­тель­но сде­ла­лись пре­ро­га­ти­вой ко­ро­лей выс­шей зна­ти, здесь скла­ды­ва­ют­ся тур­нир­ные об­ще­ст­ва, за­ня­тые ор­га­ни­за­ци­ей ры­цар­ских тур­ни­ров и «спон­си­рую­щие» вы­сту­п­ле­ния ма­ло­иму­щих то­ва­ри­щей. Эти по­след­ние на­стоя­щие ры­цар­ские тур­ни­ры при­зва­ны кон­со­ли­ди­ро­вать ры­цар­ст­во и во­пло­щать его спо­соб­ность са­мо­стоя­тель­но ре­шать свои де­ла по сво­им ры­цар­ским пра­ви­лам.

В позд­нее Сред­не­ве­ко­вье из не­доб­ро­же­ла­те­лей тур­ни­ров пра­ви­те­ли де­ла­ют­ся их по­кро­ви­те­ля­ми и уча­ст­ни­ка­ми, са­мо про­ве­де­ние тур­ни­ров – поч­ти ре­га­ли­ей, ко­ро­лев­ской пре­ро­га­ти­вой. Час­то­та про­ве­де­ния тур­ни­ров те­перь в боль­шей ме­ре под­чи­не­на лич­ным склон­но­стям, ми­нут­ным на­строе­ни­ям, по­ли­ти­че­ской иг­ре то­го или ино­го го­су­да­ря. Так, во Фран­ции при ко­ро­ле Кар­ле пя­том Му­дром тур­ни­ров про­хо­ди­ло ма­ло, при Кар­ле шес­том Бе­зум­ном – мно­го. По­след­ний и сам са­дил­ся в тур­нир­ное сед­ло, хо­тя иные из его под­дан­ных по-преж­не­му по­ла­га­ли, что ко­ро­лю это не к ли­цу. Карл седь­мой и Лю­до­вик один­на­дца­тый ос­та­ва­лись к тур­ни­рам рав­но­душ­ны или по­доз­ри­тель­ны, не уча­ст­во­ва­ли и не по­та­ка­ли, а де­ло тур­ни­ров на­хо­ди­лось в ру­ках их по­ли­ти­че­ских кон­ку­рен­тов. Та­ко­вы фе­ше­не­бель­ные тур­ни­ры при дво­рах бур­гунд­ских гер­цо­гов Фи­лип­па Доб­ро­го и Кар­ла Сме­ло­го или гер­цо­га Ан­жуй­ско­го Ре­не, но­ми­наль­но­го ко­ро­ля Не­апо­ля и Си­ци­лии. От­но­ше­ние к тур­ни­рам при фран­цуз­ском дво­ре ре­ши­тель­но пе­ре­ме­ни­лось фак­ти­че­ски пе­ре­ме­ни­лось на ру­бе­же Но­во­го вре­ме­ни, в прав­ле­нии Кар­ла вось­мо­го, Лю­до­ви­ка две­на­дца­то­го, Фран­ци­ска пер­во­го. Поч­те­ние к ры­цар­ским тра­ди­ци­ям в ка­че­ст­ве но­вой мо­де­ли по­ве­де­ния пра­ви­те­ля в пер­вой по­ло­ви­не 16 ве­ка с еще боль­шим бле­ском де­мон­ст­ри­ру­ют им­пе­ра­тор Мак­си­ми­ли­ан пер­вый, анг­лий­ский ко­роль Ген­рих вось­мой, кня­зья Сак­со­нии и Ба­ва­рии.

Од­но из су­ще­ст­вен­ных от­сту­п­ле­ний от ре­аль­ной кар­ти­ны тур­ни­ров в тур­ни­рах ли­те­ра­тур­ных ка­са­ет­ся при­сут­ст­вия жен­щин. В ро­ма­не Креть­е­на «Ры­царь те­ле­ги» жен­щи­на, ко­ро­ле­ва Гень­ев­ра, пред­се­да­тель­ст­ву­ет на тур­ни­ре, ко­то­рый ор­га­ни­зо­ван по прось­бам жен­щин– дам и де­виц ко­ро­лев­ст­ва Ар­ту­ра, не­тер­пе­ли­во стре­мя­щих­ся вы­брать се­бе наи­луч­ших му­жей и ус­мат­ри­ваю­щих в тур­ни­ре наи­луч­ший то­му спо­соб. При­двор­ные да­мы – ка­пи­та­ны обе­их ко­манд. Явив­ший­ся ин­ког­ни­то ры­царь в пер­вый день одер­жи­ва­ет верх над все­ми. На­блю­дая за тур­ни­ром с воз­ве­ден­ной для дам де­ре­вян­ной три­бу­ны, ко­ро­ле­ва до­га­ды­ва­ет­ся, что не­из­вест­ный уча­ст­ник – не кто иной, как ее воз­люб­лен­ный Лан­се­лот. Что­бы удо­сто­ве­рить­ся в этом, че­рез по­слан­ца она пред­пи­сы­ва­ет то­му, как имен­но в раз­ные дни он дол­жен сра­жать­ся – по­бе­ж­дать или про­иг­ры­вать. По­ви­но­ве­ние Лан­се­ло­та вы­да­ет его, и в по­след­ний день тур­ни­ра он по­бе­ж­да­ет всех. В ито­ге все да­мы и де­ви­цы по­же­ла­ли се­бе в му­жья лишь од­но­го Лан­се­ло­та; ко­гда же он от­ка­зы­ва­ет­ся от их пред­ло­же­ний, в край­нем от­чая­нии они при­ни­ма­ют обет в те­ку­щем го­ду во­все не вы­хо­дить за­муж. В ры­цар­ских ро­ма­нах с мо­мен­та их воз­ник­но­ве­ния жен­щи­ны за­вла­де­ва­ют тур­ни­ра­ми и ма­ни­пу­ли­ру­ют ими по всей при­хо­ти – муж­ская иг­ра под жен­ским каб­лу­ком ка­жет­ся поч­ти па­ро­ди­ей на тур­нир­ную прак­ти­ку; из­вест­ную нам по дру­гим тек­стам ру­бе­же 12-13 ве­ков. Ме­ж­ду тем при всей от­вле­чен­но­сти ро­ман­ных об­ра­зов они ро­ж­да­ют идеа­лы тур­нир­но­го и ры­цар­ско­го бы­та с са­мы­ми серь­ез­ны­ми по­след­ст­вия­ми для даль­ней­шей ис­то­рии тур­ни­ров, вы­лив­шей­ся вско­ре в род сим­био­за ры­цар­ских тур­ни­ров и ры­цар­ских ро­ма­нов. На­сколь­ко ав­то­ры ро­ма­нов в изо­бра­же­нии тур­ни­ров из­на­чаль­но го­то­вы пре­неб­речь вся­ким жиз­нен­ным прав­до­по­до­би­ем, на­столь­ко ры­ца­ри в кон­це кон­цов де­ла­ют­ся пад­ки на воз­мож­но бо­лее бу­к­валь­ное во­пло­ще­ние по­черп­ну­то­го из ро­ма­нов в жиз­ни.

Де­ло пре­сти­жа, пом­пез­ные те­ат­ра­ли­зо­ван­ные кос­тю­ми­ро­ван­ные при­двор­ные тур­ни­ры, не без сце­на­рия и до­ро­го­стоя­щих де­ко­ра­ций, при­уро­че­ны к раз­но­го ро­да тор­же­ст­вам (свадь­бам, ко­ро­на­ци­ям, за­клю­че­нию ми­ра или сою­за) и со­про­во­ж­да­ют­ся празд­нич­ной мес­сой, обе­да­ми и ба­ла­ми, кра­соч­ны­ми ше­ст­вия­ми с ря­же­ны­ми «тур­ка­ми», на­стоя­щи­ми кар­ли­ка­ми и льва­ми на се­реб­ря­ных це­пях. В пря­мой свя­зи с тур­ни­ра­ми раз­ви­ва­ют­ся мно­гие эле­мен­ты при­двор­ной куль­ту­ры, вклю­чая ры­цар­ские ор­де­на св. Ге­ор­гия в Венг­рии, Пе­ре­вя­зи (Banda) в Кас­ти­лии, Под­вяз­ки (garter) в Анг­лии – по­на­ча­лу ко­ман­ды тур­нир­ных бой­цов.

Тур­ни­ры рас­смат­ри­ва­ют­ся как род изящ­ных ис­кусств и с 15 ве­ка вы­зы­ва­ют к жиз­ни об­шир­ную ли­те­ра­ту­ру – гер­бов­ни­ки, спе­ци­аль­ные ру­ко­во­дства и ил­лю­ст­ри­ро­ван­ные рас­ска­зы о тур­ни­рах (осо­бен­но де­ко­ра­тив­ны се­рия ру­ко­пи­сей сак­сон­ских кур­фюр­стов и гра­вю­ры Хан­са Бур­гк­май­ра, по­ве­ст­вую­щие о тур­ни­рах с уча­сти­ем им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­лиа­на пер­во­го). Хо­тя се­го­дня тур­нир­ная ро­ман­ти­ка, по­жа­луй, мо­жет по­ка­зать­ся фаль­ши­вой и без­вкус­ной, сре­ди офор­ми­те­лей празд­нич­ных тор­жеств встре­ча­ют­ся са­мые гром­кие име­на ху­дож­ни­ков Воз­ро­ж­де­ния. Так, к ди­зай­ну кос­тю­мов «ди­ких лю­дей», со­став­ляв­ших сви­ту од­но­го из уча­ст­ни­ков ми­лан­ско­го тур­ни­ра 1491 го­да, при­ло­жил ру­ку не кто иной, как Ле­о­нар­до да Вин­чи.

На­про­тив, дру­гое об­ли­чие позд­нес­ред­не­ве­ко­вых тур­ни­ров – пре­стиж­ные по­един­ки с бое­вым ору­жи­ем, су­ще­ст­вую­щие на пе­ри­фе­рии обыч­ной во­ен­ной ак­тив­но­сти. Та­ко­вы на­шу­мев­шие в свое вре­мя по­един­ки близ Ка­ле, в мар­те-ап­ре­ле 1390 го­да, ко­гда фран­цуз­ские ры­ца­ри Бу­си­ко, Ре­но де Руа и сир де Сан­пи в те­че­ние ме­ся­ца сра­жа­лись со все­ми же­лаю­щи­ми.

Од­ну из наи­бо­лее эк­зо­ти­че­ских де­виа­ций бы­лых тра­ди­ций ры­цар­ских тур­ни­ров яви­ли позд­нес­ред­не­ве­ко­вые го­ро­да Флан­д­рии, Гер­ма­нии, Ита­лии, пад­кие на идеа­лы ры­цар­ской куль­ту­ры и при­ме­ча­тель­ным об­ра­зом ус­мат­ри­ваю­щие в ор­га­ни­за­ции тур­ни­ров эф­фек­тив­ный спо­соб де­мон­ст­ра­ции соб­ст­вен­но­го бо­гат­ст­ва и са­мо­стоя­тель­но­сти. В Лил­ле или Ме­це, во мно­гих италь­ян­ских го­ро­дах по­доб­ные тур­ни­ры бы­ли у ис­то­ков еже­год­ных го­род­ских фес­ти­ва­лей.

30 ию­ня 1559 го­да фран­цуз­ский кроль Ген­рих вто­рой бил­ся с ка­пи­та­ном гвар­дии Монт­го­ме­ри. Тур­нир был ча­стью пыш­ных празд­неств по слу­чаю двой­но­го бра­ко­со­че­та­ния в ко­ро­лев­ской се­мье. Стар­шая дочь Ген­ри­ха, Ели­за­ве­та, и его се­ст­ра гер­цо­ги­ня Бер­рий­ская Мар­га­ри­та, вы­хо­ди­ли за­муж со­от­вет­ст­вен­но – за ис­пан­ско­го ко­ро­ля Фи­лип­па вто­ро­го и са­вой­ско­го гер­цо­га Фи­лип­па Эм­ма­нуи­ла. Пе­ред схват­кой Ген­рих схва­тил свой чер­но-бе­лый стяг к но­гам воз­люб­лен­ной им Диа­ны де Пу­а­тье. Чер­ный и бе­лый бы­ли ее цве­та­ми. Ее ры­царь сра­жал­ся в ее честь. Диа­на впер­вые слу­чай­но по­це­ло­ва­ла Ген­ри­ха 33 го­да то­му на­зад. Он был се­ми­лет­ним ре­бен­ком. Она – на два­дцать лет его стар­ше. Диа­на со­стоя­ла в близ­ких от­но­ше­ни­ях с его от­цом, ко­ро­лем Фран­ци­ском пер­вым. Ко­гда Ген­ри­ху ис­пол­ни­лось один­на­дцать, он все еще пом­нил о том по­це­луе, и Диа­на по­обе­ща­ла ко­ро­лю Фран­ци­ску «сде­лать Ген­ри­ха пер­вым сре­ди сво­их ка­ва­ле­ров». Всю свою жизнь Ген­рих бо­го­тво­рил стра­ст­но лю­би­мую им жен­щи­ну. Ека­те­ри­на Ме­ди­чи ста­ла ему же­ной, пре­крас­ная Диа­на де Пу­а­тье – его ис­тин­ной ко­ро­ле­вой.

Сло­ман­ное тур­нир­ное ко­пье, пре­вра­тив­шее­ся в опас­ное ору­жие, про­би­ло Ген­ри­ху вто­ро­му за­бра­ло и ве­сок. Ра­не­ние ока­за­лось серь­ез­ным. Монт­го­ме­ри бе­жал в Анг­лию. Ека­те­ри­на Ме­ди­чи тут же от­пра­ви­ла Диа­не при­каз вер­нуть по­да­рен­ный ей ко­ро­лем дра­го­цен­но­сти и уб­рать­ся из Па­ри­жа в один из сво­их зам­ков. Диа­на де Пу­а­тье от­ве­ча­ла: «По­ка в ко­ро­ле те­п­лит­ся ос­та­ток жиз­ни, пусть мои вра­ги уз­на­ют, что я их не бо­юсь и что я не под­чи­нюсь им, по­ка он жив… Но ес­ли ко­роль ум­рет, я не хо­чу жить по­сле не­го, и вся го­речь обид, ко­то­рые толь­ко воз­мож­но мне при­чи­нить, бу­дет сла­до­ст­на по срав­не­нию с этой по­те­рей. По­то­му, жив мой ко­роль или мертв, я не бо­юсь мо­их вра­гов». Ко­роль Ген­рих скон­чал­ся че­рез де­сять дней. Это ро­ко­вое про­ис­ше­ст­вие ста­ло кон­цом тур­ни­ров во Фран­ции.

Тур­ни­ры пред­ста­ют важ­ней­шим эле­мен­том ры­цар­ской куль­ту­ры. Но не­ко­то­рым об­ра­зом они и ключ к ней – вер­ная ха­рак­те­ри­сти­ка ду­хов­ных и ма­те­ри­аль­ных за­про­сов ры­цар­ст­ва, ис­то­рия его идеа­лов и не все­гда со­от­вет­ст­вую­щих идеа­ла воз­мож­но­стей.

 

 

Ры­цар­ское воо­ру­же­ние (на при­ме­ре Анг­лии).

Вся Ев­ро­па снаб­жа­лась ору­жи­ем из не­сколь­ких раз­ви­тых цен­тров про­из­вод­ст­ва. На­при­мер, гер­ман­ские ме­чи име­ли ши­ро­кое хо­ж­де­ние и на Ру­си, и в Анг­лии. Луч­шее за­щит­ное воо­ру­же­ние про­из­во­ди­лось в Се­вер­ной Ита­лии, где анг­ли­ча­не за­ка­зы­ва­ли мас­со­вые пар­тии дос­пе­хов. Анг­ли­ча­не бы­ли час­ты­ми гос­тя­ми в Ор­де­не. И мог­ли во­очию по­зна­ко­мить­ся с пред­ме­та­ми рус­ско­го воо­ру­же­ния. На мес­те бит­вы 1361 го­да при Вис­би (о. Гот­ланд) бы­ли об­на­ру­же­ны ос­тат­ки не­сколь­ких ла­мел­ляр­ных пан­ци­рей, ви­ди­мо рус­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния.

Пе­ри­од 9-сер.13 ве­ка в Ев­ро­пе с лег­кой ру­ки анг­лий­ско­го ис­сле­до­ва­те­ля Кло­да Блэ­ра при­ня­то име­но­вать ве­ком коль­чу­ги». Коль­чу­га пред­став­ля­ла глав­ную раз­но­вид­ность за­щит­но­го по­кро­ва. Анг­лий­ский ма­те­ри­ал не со­дер­жит на­хо­док коль­чуж­ных ру­бах от на­ча­ла 12 до ру­бе­жа 13-14 ве­ков. На на­шей тер­ри­то­рии из­вест­но око­ло по­лу­то­ра со­тен на­хо­док коль­чуг и их фраг­мен­тов рас­смат­ри­вае­мо­го пе­рио­да. Наи­бо­лее раз­ви­тым обо­ро­ни­тель­ным ком­плек­сом мож­но счи­тать по­ко­лен­ную коль­чуж­ную ру­ба­ху с длин­ны­ми ру­ка­ва­ми, ру­ка­ви­ца­ми, коль­чуж­ным ка­пю­шо­ном и чул­ка­ми для за­щи­ты ног. В Анг­лии по­доб­ное сна­ря­же­ние сло­жи­лось к кон­цу 12 ве­ка. В Анг­лии хо­ро­шо из­вест­ны коль­чуж­ные ка­пю­шо­ны, как до­пол­ни­тель­ной за­щи­ты го­ло­вы. В Эдин­бург­ском му­зее, на­при­мер, хра­нит­ся та­кой ка­пю­шон кон­ца 13-14 ве­ка. На тер­ри­то­рии Ру­си не­из­вест­ны на­ход­ки или изо­бра­же­ния ана­ло­гич­ных средств. Тем не ме­нее в Ви­зан­тии они бы­ли в хо­ду и упо­ми­на­ют­ся да­же Мав­ри­ки­ем.

Так­ти­ка ры­цар­ско­го боя, еди­ная для все­го ев­ро­пей­ско­го во­ин­ст­ва, тре­бо­ва­ла мак­си­маль­но на­деж­ной и пол­ной за­щи­ты го­ло­вы, спо­соб­ной от­ра­зить пря­мое по­па­да­ние ко­пья при кон­ной сшиб­ке. Это при­ве­ло к по­яв­ле­нию на­нос­ни­ков, ко­то­рые со вре­ме­нем ста­но­ви­лись все ши­ре, а по­том бы­ли за­ме­не­ны сплош­ной ли­це­вой пла­сти­ной со смот­ро­вы­ми и ды­ха­тель­ны­ми ще­ля­ми. Из­на­чаль­но за­щи­та ли­ца име­ла ха­рак­тер по­лу­мас­ки, до­хо­дя­щей до уров­ня рта. По­доб­ные шле­мы из­вест­ны с 1110 по 1170 год. По­лу­мас­ка име­ла вид глу­бо­ко про­фи­ли­ро­ван­ных на­бров­ных дуг, пе­ре­хо­дя­щих в ана­ло­гич­но оформ­лен­ный изо­гну­тый на­нос­ник. Наи­бо­лее древ­ней на­ход­кой яв­ля­ет­ся по­лу­мас­ка из Вщи­жа, от­но­ся­щая­ся к се­ре­ди­не-вто­рой по­ло­ви­не 12 ве­ка.

В Анг­лии в это вре­мя рас­про­стра­ни­лись пол­но­стью за­кры­тые горш­ко­вид­ные шле­мы. На ря­ду с ни­ми су­ще­ст­во­ва­ли и бо­лее лег­кие от­кры­тые шле­мы. Топ­хельм тем не ме­нее бы­ст­ро пре­вра­тил­ся в ос­нов­ное бое­вое на­го­ло­вье тя­же­лой кон­ни­цы. Так­же су­ще­ст­во­ва­ли шле­мы с под­виж­ны­ми ан­тро­по­морф­ны­ми мас­ка­ми – ли­чи­на­ми, ко­то­рые вы­сту­пи­ли ана­ло­гом позд­ней­ших подъ­ем­ных за­брал. Бы­то­ва­ли они в ко­рот­кий от­ре­зок вре­ме­ни с кон­ца 12 по пер­вую по­ло­ви­ну 13 ве­ка.

Един­ст­вен­ным сред­ст­вом ди­на­ми­че­ской обо­ро­ны вы­сту­па­ли щи­ты – мин­да­ле­вид­ные, уд­ли­нен­но тре­уголь­ные и круг­лые. Уси­ле­ние дос­пе­ха, свя­зан­ное с по­яв­ле­ни­ем пол­ной за­щи­ты ног и глу­хих шле­мов, при­ве­ло к рас­про­стра­не­нию уко­ро­чен­ных тре­уголь­ных щи­тов, из­вест­ных в Ев­ро­пе с 1200-х го­дов. В Анг­лии наи­боль­шей по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись тре­уголь­ные щи­ты. На­сту­па­тель­ное воо­ру­же­ние пол­но­стью со­от­вет­ст­во­ва­ло за­щит­ным сред­ст­вам. Вся Ев­ро­па поль­зо­ва­лась так на­зы­вае­мы­ми «ро­ман­ски­ми» ме­ча­ми. Они име­ли длин­ный ши­ро­кий кли­нок и пред­на­зна­ча­лись пре­ж­де все­го для на­не­се­ния уда­ра, что бы­ло обу­слов­ле­но пре­об­ла­да­ни­ем гиб­кой (коль­чуж­ной) за­щи­ты. Укол не был дос­та­точ­но эф­фек­тив­ным сред­ст­вом борь­бы с же­лез­ным за­щит­ным по­кро­вом из-за гиб­ко­сти клин­ка и от­но­си­тель­но ши­ро­ко­го его окон­ча­ния.

В Анг­лии так­же име­ло хо­ж­де­ние дру­гое спе­ци­фи­че­ское клин­ко­вое ору­жие, а имен­но фаль­ши­он. Он от­ли­чал­ся мас­сив­ным од­но­лез­вий­ным клин­ком с вы­ра­жен­ным рас­ши­ре­ни­ем в сто­ро­ну ост­рия. Фаль­ши­он, как и ро­ман­ский меч, пред­на­зна­чал­ся ско­рее для уда­ра, чем для уко­ла и был не­обы­чай­но эф­фек­ти­вен за счет сме­щен­но­го ба­лан­са и уси­лен­но ра­бо­чей час­ти.

Ос­нов­ным ору­жи­ем тя­же­лой кон­ни­цы – ев­ро­пей­ско­го ры­цар­ст­ва – бы­ло ко­пье. В 1250-х го­дах «век коль­чу­ги» за­кон­чил­ся. На про­тя­же­нии все­го 13 ве­ка шел про­цесс уси­ле­ния на­сту­па­тель­но­го ору­жия. Ме­чи для удоб­ст­ва кон­но­го боя де­ла­лись все длин­нее и тя­же­лее. Г 1240-50-м го­дам поя­ви­лись ме­чи «в пол­то­ры ру­ки», или «бас­тар­ды». Дос­та­точ­но длин­ная ру­ко­ять по­зво­ля­ла на­но­сить уда­ры дву­мя ру­ка­ми. Бо­лее длин­ный и мас­сив­ный кли­нок и воз­рос­шая в 2 раза мас­са уве­ли­чи­ли раз­ру­ши­тель­ный эф­фект ме­ча. Дан­ный про­цесс за­хва­тил всю Ев­ро­пу. От­ме­тим, что од­ни из наи­бо­лее древ­них об­раз­цов «бас­тар­дов» об­на­ру­же­ны в Анг­лии.

В За­пад­ной Ев­ро­пе ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись раз­лич­ные ви­ды древ­ко­во­го ору­жия. Все ак­тив­нее упот­реб­ля­лись ар­ба­ле­ты (са­мо­стре­лы, как их на­зы­ва­ли на Ру­си). Все боль­ше по­вы­ша­лась их мощ­ность. Для удоб­ст­ва на­тя­же­ния утя­же­лен­ной ду­ги по­тре­бо­ва­лись спе­ци­аль­ные при­спо­соб­ле­ния та­кие, как по­яс­ные крю­ки. Кста­ти, са­мый ран­ний на­тяж­ной крюк в Ев­ро­пе об­на­ру­жен в Изя­слав­ле в сло­ях 1230-х го­дов.

В та­ких ус­ло­ви­ях гиб­кость коль­чу­ги ста­ла от­ри­ца­тель­ным фак­то­ром. Кон­цен­три­ро­ван­ный удар, на­при­мер дву­руч­ной се­ки­ры, ес­ли и не на­ру­шал це­ло­ст­но­сти коль­чуж­но­го по­лот­на, то мог при­вес­ти к серь­ез­ным трав­мам. По­тре­бо­ва­лись но­вые, бо­лее же­ст­кие за­щит­ные кон­ст­рук­ции, вы­ход на­шел­ся в ис­поль­зо­ва­нии пла­стин­ча­тых дос­пе­хов.

В не­ко­то­рых ре­гио­нах, на­при­мер в Ви­зан­тии, тра­ди­ции их из­го­тов­ле­ния не пре­ры­ва­лась с Ан­тич­но­сти. Бы­ли зна­ко­мы с пла­стин­ча­ты­ми дос­пе­ха­ми и в Анг­лии. Ги­ральд Кам­брий­ский пи­сал о дат­ча­нах, на­пав­ших на Дуб­лин в 1171 го­ду, что они бы­ли за­щи­ще­ны пан­ци­ря­ми из «ис­кус­но сши­тых же­лез­ных пла­стин». За­пад­ная Ев­ро­па зна­ла мно­го­чис­лен­ные экс­пе­ри­мен­ты с ма­те­риа­ла­ми для пла­стин – от ро­га и вы­ва­рен­ной ко­жи до ки­то­во­го уса. Пер­вен­ст­во за­ко­но­мер­но ос­та­лось за ста­лью. Мас­со­вое при­ме­не­ние пла­стин на­ча­лось при по­ис­ке спо­со­бов за­щи­ты сус­та­вов, наи­бо­лее уяз­ви­мых для раз­дроб­ляю­ще­го воз­дей­ст­вия ору­жия. Пер­вые мо­но­лит­ные створ­ча­тые кон­ст­рук­ции, столь по­пу­ляр­ные впо­след­ст­вии в 1240-50-х го­дах поя­ви­лись в Ев­ро­пе из­на­чаль­но в ка­че­ст­ве на­ко­лен­ни­ков. При этом на Ру­си рань­ше, чем где бы то ни бы­ло ис­поль­зу­ют­ся лет­ные на­ру­чи.

В се­ре­ди­не 13 ве­ка уси­ли­лась и за­щи­та кор­пу­са. Вхо­дит в упот­реб­ле­ние так на­зы­вае­мая «бри­ган­ди­на». Она фор­ми­ро­ва­лась пла­сти­на­ми, за­фик­си­ро­ван­ны­ми с по­мо­щью за­кле­пок на из­нан­ке тка­не­вой не­су­щей ос­но­вы дос­пе­ха.

С этим дос­пе­хом Ев­ро­пу, ви­ди­мо, по­зна­ко­ми­ли мон­го­лы, ко­то­рые, в свою оче­редь, вы­вез­ли его из Ки­тая. Но­вая идея упа­ла на бла­го­дат­ную поч­ву: Ев­ро­па име­ла дав­нюю тра­ди­цию дра­пи­ров­ки дос­пе­хов тка­нью. К на­ча­лу 14 ве­ка из 10 дос­пе­хов 9 бы­ли бри­ган­дин­ны­ми, все ос­таль­ное при­хо­ди­лось на до­лю коль­чуг и иных при­кры­тий. Кон­ст­рук­ция бри­ган­ди­ны ока­за­лась на­столь­ко удач­ной, что в та­кой ма­не­ре ста­ли из­го­тав­ли­вать прак­ти­че­ски лю­бые эле­мен­ты за­щит­но­го сна­ря­же­ния – на­ру­чи, по­но­жи и да­же бар­ми­цы. Наи­бо­лее ран­ние анг­лий­ские изо­бра­же­ния бри­ган­дин от­но­сят­ся ко вто­рой по­ло­ви­не 13 ве­ка. Это над­гро­бие не­из­вест­но­го ры­ца­ря из Уор­че­стер­ши­ра и Гил­бер­та Мар­шал­ла гра­фа Пем­бро­ка из Лон­до­на.

Рус­ский пла­стин­ча­тый дос­пех ока­зы­вал не­со­мнен­ное влия­ние на воо­ру­же­ние за­пад­ных со­се­дей, что от­ра­же­но ря­дом ры­цар­ских над­гро­бий, скульп­тур и па­мят­ни­ков стан­ко­вой жи­во­пи­си. Вве­де­ние же­ст­ких пла­стин­ча­тых кон­ст­рук­ций, оче­вид­но бы­ло по­все­ме­ст­ным и прак­ти­че­ски еди­но­вре­мен­ным про­цес­сом. В не­ко­то­рых ре­гио­нах он на­чал­ся рань­ше. Тем не ме­нее это был еди­ный об­ще­ев­ро­пей­ский про­цесс, ре­зуль­тат еди­ных тен­ден­ций в раз­ви­тие во­ен­но­го де­ла и еди­но­го дви­же­ния про­из­во­ди­тель­ных сил.

Не­об­хо­ди­мость уси­ле­ния за­щи­ты, ес­те­ст­вен­но, кос­ну­лась и бое­вых на­го­ло­вий. В Ев­ро­пе пред­поч­те­ние все ча­ще от­да­ва­лось шле­мам об­те­кае­мых очер­та­ний. Вы­пук­лые или на­клон­ные по­верх­но­сти наи­бо­лее эф­фек­тив­но соз­да­ва­ли от­ра­жаю­щий мо­мент, про­ти­во­дей­ст­вуя тя­же­ло­му ору­жию. К кон­цу 13 – в 14 ве­ке все боль­шую по­пу­ляр­ность за­вое­вы­ва­ют от­кры­тые шле­мы или шле­мы с улуч­шен­ным об­зо­ром: В Анг­лии ку­по­ло­вид­ный ба­ци­нет, ко­то­рый в по­след­ст­вии ос­на­сти­ли под­виж­ным за­бра­лом. Ог­ра­ни­чен­ное хо­ж­де­ние име­ли, ви­ди­мо, и шле­мы с пол­ны­ми на­нос­ни­ка­ми. В Анг­лии ис­поль­зо­ва­лись шле­мы с по­ля­ми – «ша­пель – де- фер», ко­то­рые на­деж­но при­кры­ва­ли ли­цо от се­ку­щих уда­ров, од­на­ко ос­тав­ля­ли от­кры­той шею и ос­но­ва­ние че­ре­па. Для за­щи­ты этих уча­ст­ков со вто­рой по­ло­ви­ны 13 ве­ка во­шли в упот­реб­ле­ние бое­вые оже­ре­лья «гор­жет» с вы­со­ки­ми во­рот­ни­ка­ми той или иной кон­ст­рук­ции.

Воо­ру­жен­ный опи­сан­ным об­ра­зом ры­царь был труд­но уяз­вим для хо­лод­но­го ору­жия. По­это­му все боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ет ко­лю­щее ору­жие. Глав­ной це­лью ста­но­ви­лось от­ны­не гор­ло, под­мыш­ки, лок­те­вые сги­бы, под­ко­лен­ные впа­ди­ны, ос­но­ва­ния стоп и обо­рот­ные сто­ро­ны кис­тей рук. Коль­чу­га же го­раз­до ху­же со­про­тив­ля­лась уко­лам. Все боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ет удар­но-раз­дроб­ляю­щее ору­жие, ко­то­рое да­же не про­би­вая за­щит­ный по­кров, при­во­ди­ло к кон­ту­зи­ям и пе­ре­ло­мам. В ре­зуль­та­те к 14 ве­ку по­яв­ля­ет­ся не­сколь­ко групп на­сту­па­тель­но­го ору­жия, спо­соб­но­го эф­фек­тив­но по­ра­жать лю­бое за­щит­ное сна­ря­же­ние.

Итак, ко­рен­ное раз­ли­чие внеш­не­го об­ли­ка анг­лий­ско­го и рус­ско­го воо­ру­же­ния мож­но кон­ста­ти­ро­вать не ра­нее вто­рой по­ло­ви­ны 13 ве­ка. Анг­лия, как и вся Ев­ро­па, стре­ми­лась к соз­да­нию все бо­лее пол­ной и не­про­ни­цае­мой за­щи­ты, что при­ве­ло к по­яв­ле­нию в кон­це 14 ве­ка сплош­но­го лат­но­го дос­пе­ха, ко­то­рый раз­вил­ся в по­след­ст­вии в «го­ти­че­ский» дос­пех 15 ве­ка.

В 15 ве­ке при­ори­тет стал от­да­вать­ся вос­точ­ным сис­те­мам во­ин­ско­го уб­ран­ст­ва. При этом не­ред­ко ис­поль­зо­ва­лось ев­ро­пей­ское на­сту­па­тель­ное ору­жие. Ог­не­стрель­ное ору­жие во­об­ще шло в но­гу с ев­ро­пей­ским, осо­бен­но по­сле соз­да­ния Ору­жей­ной па­ла­ты. В Ев­ро­пе, в том чис­ле в Анг­лии, про­дол­жа­ли про­яв­лять­ся не­ко­то­рые тра­ди­ци­он­ные тен­ден­ции. На­при­мер, име­ет­ся се­рия са­ла­дов со сфе­ро­ко­ни­че­ской туль­ей и при­кле­пан­ным от­дель­но на­вер­ши­ем. Тем не ме­нее та­кие ха­рак­тер­ные чер­ты, как на­вер­шие и сфе­ро­ко­ни­че­ская гео­мет­рия, яс­но ока­зы­ва­ют на про­дол­же­ние не­кой бо­лее древ­ней тра­ди­ции, ко­то­рая мог­ла прий­ти с Вос­то­ка Ев­ро­пы.

 

Лю­бовь и ры­цар­ст­во.

В 12 ве­ке в Юж­ной Фран­ции стал раз­ви­вать­ся но­вый вид по­эзии – ко­рот­кие, ли­ри­че­ские и тех­ни­че­ски слож­ные сти­хо­тво­ре­ния, по­ве­ст­вую­щие о глу­бо­ко лич­ном, осо­бен­но о люб­ви муж­чи­ны и жен­щи­ны.

По­этов сред­не­ве­ко­вой Фран­ции, пи­сав­ших о люб­ви и ры­цар­ст­ве, на­зы­ва­ли тру­ба­ду­ра­ми. Ча­ще все­го ари­сто­кра­ты по про­ис­хо­ж­де­нию, они пи­са­ли на язы­ке langue d’oc (груп­па сред­не­ве­ко­вых диа­лек­тов юж­ной Фран­ции, со­ста­вив­ших со­вре­мен­ный про­ван­саль­ский) и соз­да­ли по­эти­че­ский стиль, рез­ко от­ли­чав­ший­ся от при­ня­то­го на се­ве­ре эпи­чес­ко­го сти­хо­твор­че­ст­ва. Од­на­ко, бла­го­да­ря бра­ку Эле­о­но­ры Ак­ви­тан­ской (от­цом ко­то­рой, кста­ти, был тру­ба­дур) с Лю­до­ви­ком седь­мым в 1137 го­ду. Ли­ри­ка, вос­пе­ваю­щая ро­ман­ти­че­ские от­но­ше­ния сре­ди зна­ти, ста­ла рас­про­стра­нять­ся на всю тер­ри­то­рию Фран­ции и за ее пре­де­ла­ми.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных