ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мотивационная сфераИсследование структурных компонентов личности подростков, которые эпизодически употребляют алкоголь и наркотики, мы начали с изучения мотивационной сферы. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, поскольку мотивы являются движущими силами деятельности и поведения. Результаты исследования свидетельствуют о том, что ведущие мотивы большинства наших испытуемых экспериментальной группы отличаются бедностью содержания. Например, 79% подростков, рассказывая о своей жизни, о своих хобби, отмечают в качестве любимых занятий пассивно-развлекательные виды деятельности: «Люблю сидеть и балдеть под музыку», «Больше всего люблю лежать и ни о чем не думать», «Больше всего люблю ничего не делать». Это подтверждается и размышлениями подростков относительно своего будущего. Большинство из них (69%) на вопрос о том, как они представляют свое будущее, к чему стремятся, чего пытаются достичь в своей жизни, равнодушно пожимают плечами и отвечают: «Не знаю», «Никогда об этом не думал», «А зачем мне об этом думать, разве от меня что-то зависит?» Некоторые дают ответы, которые отражают ситуативные желания: «Купить мотоцикл», «Жить в таком месте, где бы меня не могла достать милиция» и т. д. При сравнении этих данных с рассуждениями подростков группы «норма», которым характерны мотивы самосовершенствования и самореализации, создается впечатление, что их сверстники из экспериментальной группы живут в каком-то нереальном мире, не задумываясь над тем, что и для чего они делают, почему поступают так, а не иначе. Такая же картина и в отношении мотивов употребления алкоголя и наркотиков. Несмотря на то, что нам удалось установить хороший психологический контакт с подростками и беседы проходили в атмосфере доверия и взаимопонимания, так и не удалось выяснить истинных причин, которые определили развитие их пристрастия к алкоголю или наркотикам. Например, 43% подростков объяснили, что начали употреблять психотропные средства потому, что это им нравится, 27 – потому, что им было интересно испытать действие наркотических веществ, 24 – ничего не смогли ответить, 6% – не желали «отставать» от товарищей. Такие высказывания позволяют лишь фиксировать внешние, поверхностные мотивы. И это не случайно. Дело в том, что для осознания сложных, глубинных, реально действующих мотивов своего поведения человек должен иметь высокий уровень развития личности, определенные навыки самоанализа, стремление понять самого себя. Все это не присуще нашим испытуемым. Зачастую, даже искренне желая объяснить причины употребления алкоголя или наркотиков, они не в состоянии это сделать, поскольку сами их не осознают. Более того, именно невозможность осознания действительных причин своей наркотизации и есть основное препятствие в предупреждении и преодолении наркомании и алкоголизма. Это подтверждает и наркологическая практика, где одной из важнейших задач психотерапевта является помощь больному в осознании действительных (а не представляемых) причин его наркотизации. Использование проективных методов исследования личности позволило нам выявить значительные отклонения в мотивационной сфере подростков экспериментальной группы. Не останавливаясь на процедуре исследования, отметим самое основное, что необходимо знать педагогам, воспитателям, школьным психологам, подростковым врачам, наркологам. 1. Направленность мотивационной сферы подростков, эпизодически употребляющих психотропные вещества, в сравнении с «нормой» значительно отличается. Обычных подростков побуждает к деятельности потребность в достижении успеха (благодарности, награды, похвалы и т. д.). У подростков экспериментальной группы эта потребность заторможена (или совсем не развита). Их побуждает к действию иное – избежать наказания, поражения, отрицательных эмоций и т. д. 2. Даже потребность в новых впечатлениях, в одинаковой степени присущая всем подросткам, проявляется по-разному. В группе «норма» проявление этой потребности связано, прежде всего, с интеллектуальной активностью. У подростков, эпизодически употребляющих психотропные вещества, – с социальными девиациями, с экспериментированием, направленным на изменение своего состояния сознания. 3. Обычные ребята рассматривают свою деятельность в качестве источника положительных эмоций. Подростки экспериментальной группы ожидают от своей деятельности только отрицательных эмоций. 4. В группе «норма» подростки считают необходимым предусматривать результаты своей деятельности, анализировать последствия поступков, брать на себя ответственность за них. Подростки экспериментальной группы не только не предусматривают результаты своих действий, но и вообще не чувствуют себя субъектом деятельности. По их мнению, все, что с ними происходит, не зависит от их воли и не является следствием их поведения. Жизнь они понимают как нагромождение случайных явлений, которые невозможно преодолеть или избежать. Поэтому никакие усилия человека не имеют смысла. Какое значение имеют отмеченные особенности йоги вационной сферы личности для понимания сущности наркомании? Напомним, что движущей силой жизнедеятельности человека являются потребности. Удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоции. Человек, не имеющий отклонений в развитии личности, уже в подростковом возрасте хорошо осознает связь между своими действиями, удовлетворением своих потребностей и положительными эмоциями. Осознавая себя субъектом деятельности, подросток учится руководить обстоятельствами, поскольку знает, что от его действий в значительной мере зависит, получит он положительные эмоции (удовлетворение, награду, похвалу, радость) или нет. Совсем иное поведение свойственно подросткам, эпизодически употребляющим наркотики. Они не осознают себя субъектами собственной деятельности и поэтому считают, что не могут руководить обстоятельствами своей жизни, достичь положительных эмоций благодаря выполнению общественно значимой деятельности. Однако потребность в достижении положительных эмоций от этого не утрачивается. Подросток стремится ощутить состояние удовлетворения, радость, но не видит путей достижения этого. Поняв, что такое состояние можно вызвать искусственно, он, не колеблясь, начинает употреблять психотропные вещества. 10.4.2. Самосознание, образ «Я» «Я-концепция» человека так или иначе проявляется в расширенном описании себя. Анализируя такое описание, можно составить мнение о подсознательной мотивации самооценки. На этом и основывается использованный в исследовании «Тест двадцати утверждений об отношении к себе». Результаты анализа материалов эксперимента свидетельствуют о низком уровне осознания подростками экспериментальной группы качеств своей личности, отсутствии навыков самоанализа и тем более умения описывать себя. Даже легкое задание – ответить на вопрос: «Кто я?» – вызывает большие трудности. Сначала подростки даже не соглашаются говорить о своих личных качествах: «Разве это возможно – говорить о себе? Пусть другие скажут», «Я не знаю, какой я, разным бываю, в зависимости от настроения». Вероятно, такие ответы обусловлены не только низким уровнем развития самосознания, но и тем, что анализ собственной личности у таких подростков обычно связан с отрицательными эмоциями. Обычно трудновоспитуемые дети столько слышат об отрицательных чертах своего характера, что, естественно, просьба экспериментатора описать свою личность воспринимается ими как еще одно напоминание об их несоответствии социально ценным образцам. В связи с этим они агрессивно настроены, отвечают на вопросы с вызовом, иногда оскорбляются по пустякам. Впоследствии, когда психолог устанавливал с ними хороший контакт, подростки начинали выполнять задания, но все равно оказывалось, что это им не по силам. Среди испытуемых 34% так и не выполнили задание, 58% – выполнили лишь на четверть, а остальные называли 8–10 качеств личности. Полностью выполнить требования, содержащиеся в методике, не смог ни один испытуемый. Таким образом, уже количественный анализ свидетельствует о значительных отклонениях в развитии самосознания подростков, эпизодически употребляющих алкоголь и наркотики. Качественный анализ дополняет и подтверждает его. Так, отчетов, в которых подростки характеризуют себя как личность (т. е. свои качества, способности, чувства), у испытуемых экспериментальной группы оказалось в три раза меньше по сравнению с количеством высказываний, отражающих внешность или формальные сведения о себе. Например, подросток говорил: «Я – учащийся ПТУ, высокий, брюнет, худощавый...» Но практически никто из них не характеризовал себя с точки зрения своих личностных особенностей, например, добрый, общительный, доверчивый, любознательный, смелый и т. д. В процессе исследования использовалась также методика Хоппе–Серебряковой «Решение задач на сообразительность различной степени сложности», модифицированная в соответствии с задачами нашего исследования. Целесообразность применения этой методики в том, что она выявляет динамику отношений между субъективными компонентами самосознания: самооценкой и уровнем притязаний. Модификация методики состояла в следующем' обычно, в соответствии с инструкцией, испытуемые должны письменно решать задачи по математике. Но вместо этого предлагалось складывать узоры из кубиков. Это изменение связано с тем, что письменные задания на карточках ассоциируются у подростков с учебной деятельностью и вызывают у них ступор или отказ сотрудничать с экспериментатором. Если удавалось отмежеваться от ситуации школьного обучения, объяснить испытуемому, что методика выявляет сообразительность, т. е. естественную способность мыслить, и интеллект, не связанный с успешностью обучения в школе, то его реакция была положительной. Т. е. подростки начинали решать задания, проявляя значительную высоту мотивации достижения. Анализ полученных данных показал, что самооценка, уровень притязаний и их взаимодействие у подростков, которые эпизодически употребляют наркотики, существенно отличаются как от показателей подростков группы «норма», так и от показателей трудновоспитуемых учащихся, не употребляющих алкоголь и наркотики. Это отличие состоит в отказе продолжать деятельность при самых незначительных трудностях. Какой бы ни была высокой мотивация выполнения заданий, испытуемый отказывался от избранной задачи, если она была сложной. Обычные школьники (как трудновоспитуемые, так и группа «норма») в большинстве случаев просили увеличить время на выполнение задания, если они не успевали его закончить, не хотели прекращать работу («Я почти сделал, еще минуточку»). Поведение же подростков, эпизодически употребляющих наркотики, было диаметрально противоположным – они сразу же отказывались от работы. Таким образом, структурные компоненты самосознания несовершеннолетних экспериментальной группы взаимодействуют противоречиво: даже при наличии высокой мотивации достижения они отказываются от избранной цели деятельности при встрече с малейшими трудностями. Такое поведение наблюдалось у 57% подростков, склонных к употреблению наркотиков и алкоголя. Боязнь неуспеха, нежелание даже попытаться преодолеть трудности свидетельствуют о невысоком уровне уверенности в своих возможностях. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|