ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Участие в соревнованиях
Общее время каждого занятия, мин
Примечание. Время на разминку и заключительную часть не учитывается. Предварительно смотри нагрузки в III и IV неделях мая после первых соревнований (табл. 9). ных соревновательных упражнениях и прикидки. При этом мобилизуются физические и морально-волевые качества, преобладает соревновательный метод воспитания специальной выносливости. За 2 дня до соревнований тренировочные занятия прекращают. После проведения основных соревнований подводят итоги основных двух периодов тренировочной работы и определяют условия занятий переходного периода. Итоги могут быть самыми неожиданными. Очень часто новички, не отличавшиеся вначале физическими данными, к концу тренировочного года становятся ведущими спортсменами в коллективе или секции. И наоборот, очень сильные новички не смогли раскрыть свои физические возможности и показывают низкие спортивные результаты. Последних ни в коем случае нельзя считать бесперспективными. Необходимо выявить причины слабых результатов и устранить их в следующем тренировочном году. Практика подтверждает, что даже после нескольких лет занятий спортсмен может показывать сравнительно слабые результаты, а затем в течение очень короткого времени происходит резкий скачок роста в том или другом соревновательном упражнении и общего спортивного результата в целом. В плане на следующий тренировочный год обязательно должна быть учтена индивидуальная работа с «неперспективными» спортсменами. После проведения основных соревнований заканчивается соревновательный период и наступает переходный, основные задачи которого — сохранение на определенном уровне общей тренированности, необходимой для начала нового цикла тренировки, и обеспечение полноценного активного отдыха. В переходном периоде всю тренировочную работу ведут, по возможности, игровым методом. Предпочтение отдают другим видам спорта (бег, спортивные игры). Соревновательные и специально-вспомогательные упражнения занимаюттеперь 15-20% всего времени тренировки и выполняют их с целью поддержания специальной тренированности. Общий объем и интенсивность нагрузки резко снижаются, преобладает умеренная работа. Для обеспечения полноценного отдыха необходимо избегать монотонной и однообразной нагрузки, желательно разнообразить занятия и проводить их на высоком эмоциональном фоне. В переходном периоде проводят более углубленный анализ всего тренировочного года и тщательно продумывают план на следующий год. Примерные планы занятий в середине второго месяца (с 5 по 8 занятие) для начинающих спортсменов со средней предварительной подготовкой План занятия № 5 (продолжительность 10 мин). Задачи: закрепление техники толчка; развитие силы мышц спины и ног; воспитание общей выносливости. Разминка (15 мин): бег в умеренном темпе 500 м, гимнастические упражнения, выжимание гантелей или дисков от штанги, специально-вспомогательные упражнения для толчка с легкими гирями. Основная часть (70 мин): 1. Толчок (на технику) 15 мин: 5 подходов с весом 16 кг+16 кг по 10—12 раз (интервал для отдыха — 2-2,5 мин). Примечание: обратить внимание на сочетание движений с дыханием и расслабленность мышц при выполнении упражнения. 2. Специально-вспомогательные упражнения для толчка по индивидуальному заданию (20 мин) (упражнение выполняют с легкими гирями). ~ 3. Наклоны с гирей за головой (10 мин): 3 подхода с весом 16— 24 кг по 8—10 раз (отдых 2 мин). Примечание: обратить внимание на положение спины и дыхание. 4.Приседания с гирями на плечах (15 мин): 1 подход с весом 16 кг + 16 кг по 10 раз; 4 подхода с весом 24 кг+ 24 кг по 6—8 раз (отдых 2—2,5 мин). 5. Игра в футбол или ручной мяч (30 мин). Заключительная часть (5 мин): ходьба, легкие гимнастические упражнения, упражнения для восстановления дыхания. План занятия № 6 (продолжительность 80 мин). Задачи:закрепление техники рывка, развитие силы мышц рук воспитание общей выносливости. Разминка (12 мин): бег в умеренном темпе 400 м, гимнастические упражнения, упражнения с легкими отягощениями. Основная часть (60 мин): 1. Специально-вспомогательные упражнения для рывка по индивидуальному заданию (15 мин). Примечание: обратить внимание на сочетание двйжений с дыханием. 2. Жим гири, сидя, поочередно (15 мин): 1 подход с весом 12 кг по 10 раз; 3 подхода с весом 16 кг по 15—20 раз (отдых 2 мин). 3. Приседания с гирями на плечах (15 мин): 1 поход с весом 16 кг+16 кг по 10 раз; 4 подхода с весом 24 кг + 24 кг по 6—10 раз (отдых 1,5—2 мин). 4. Бег в умеренном темпе (15 мин). Заключительная часть (8 мин): ходьба, упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц. План занятия № 7 (продолжительность 110 мин). Задачи: закрепление техники толчка, развитие силы мышц спины и ног, повышение общей работоспособности. Разминка(\Ь мин): бег в умеренном темпе 400—500 м, гимнастические упражнения, имитирующие упражнения толчка с легкими отягощениями. Основная часть (90 мин): . 1. Толчок (20 мин): 1 подход с весом 16 кг + 16 кг по 10 раз; 5 подходов с весом 16 кг + 16 кг по 16—20 раз (отдых 2 мин). Примечание: обратить внимание на технику выталкивания и сочетание движений с дыханием. 2. Специально-вспомогательные упражнения для толчка по индивидуальному заданию (15 мин). 3. Наклоны с гирей за головой (12 мин): 1 подход с весом 16 кг по 6—8 раз; 3 подхода с весом 24 кг по 8—10 раз (отдых 2 мин). 4. Приседания с гирями на плечах (18 мин): 1 подход с весом 16 кг + 16 кг по 10 раз; 4—5 подходов с весом 24 кг + 24 кг по 8— 10 раз (отдых 2—2,5 мин). 5. Спортивные игры (25 мин). Заключительная часть (5 мин): ходьба, упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц. План занятия № 8 (продолжительность 70 мин). Задачи:закрепление техники рывка, развитие силы мышц рук, повышение общей работоспособности. Разминка(15 мин): бег в умеренном темпе 400—500 м,упражнения с легкими отягощениями, специально-вспомогательные упражнения для рывка с легкими гирями. Основная часть (50 мин): 1. Рывок легкой гири (15 мин): 1 подход с весом 12 кг по 25 раз; 3 подхода с весом 16 кг по 25—30 раз (отдых 2 мин).. Примечание: обратить внимание на правильность подрыва и сочетание движений с дыханием. 2. Подтягивание гири до уровня подбородка (10 мин): 1 подход с весом 12 кг по 10 раз; 3 подхода с весом 16 кг по 10—12 раз (отдых 2 мин). 3. Жим двух гирь, лежа на скамейке (10 мин): 4 подхода с весом 16 кг+ 16 кг по 10—15 раз (отдых 2 мин). 4. Бег в умеренном темпе (15 мин). Заключительнаячасть(5 мин): упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц. Данный (примерный) цикл занятий составлен для людей, занимающихся самостоятельно и в группах (секциях), не имеющих главного спортивного снаряда для развития силы — штанги. Если штанга имеется, то силовые упражнения (жим лежа и жим из-за головы, тяги, приседания, пружинящие полуприседы) рекомендуется выполнять с ней. Подменять толчковые и рывковые махи гири тягой штанги не следует. Первые предназначены в основном для развития силовой и специальной выносливости, совершенствования техники, а тяги — для развития силы мышц спины и лишь в некоторой степени (при многократных повторениях) — силовой выносливости. В зависимости от уровня развития отдельных физических качеств занимающихся (силы и выносливости), время, отведенное в каждом занятии на воспитание того или другого качества, может быть уменьшено или увеличено: для сильных, не выносливых — больше времени на выносливость и наоборот. Таким образом подтягивают слабые места в подготовке спортсмена, устраняют диспропорцию в физическом развитии. В зависимости от силы и веса спортсмена вес гирь и количество повторений в одном подходе могут быть различными. Очень важно на каждом отдельном занятии акцентировать внимание на каком-нибудь одном соревновательном упражнении (например, толчке), все остальные упражнения как бы дополняют основное, делают занятие более объемным и содержательным. На другом занятии главным упражнением будет рывок и т. д. Так же можно чередовать и специальные упражнения, когда соревновательные в занятии не предусмотрены (не запланированы). Чередование акцентов в занятиях способствует эффективному закреплению техники, совершенствованию в ней, а также воспитанию специальных физических качеств гиревика и повышению спортивного мастерства. Большое значение имеет чередование условий выполнения соревновательных и специальных упражнений. Существуют различные варианты тренирбвки в толчке и рывке. Одни наиболее эффективны в первые месяцы занятий с новичками для закрепления техники и постепенного втягивания в специальную работу с гирями, другие — для совершенствования техники в усложненных условиях (на фоне усталости), воспитания силовой и специальной выносливости (их используют в последние месяцы подготовительного и соревновательного периодов). Чередование акцентов и постепенный переход от простых вариантов выполнения упражнения к более сложным также вносит определенное разнообразие в занятия, позволяет избежать привыкания организма к нагрузкам. Примерные варианты тренировки в толчке во втором месячном цикле подготовительного периода для начинающих спортсменов 1. 5 подходов с весом 16 кг + 16 кг по 10 раз (отдых 2 мин). 2. 5 подходов с весом 16 кг+ 16 кгпо5, 7, 10, 20,15,10, 7 раз (отдых 2 мин). 3. 5 подходов с весом 16 кг + 16 кг по 5, 10, 5, 15, 5, 20, 5, 15 раз (отдых 2 мин). 4. 5 подходов с весом 16 кг + 16 кг по 30,25,15,10 раз (отдых 2—2,5 мин). В данных вариантах применяется повторный метод воспитания физических качеств. Это наиболее эффективный метод закрепления техники и повышения специальной работоспособности при выполнении соревновательных упражнений на начальном этапе подготовки. По этому же принципу проводят тренировку в рывке и выполнение специальных упражнений для толчка и рывка. Примерно через один-два месяца занятий эти варианты усложняют: увеличивают количество подходов, повторений в каждом подходе, вес гирь (на 2—4 кг) и т. п. Главной задачей является постепенное увеличение общего объема нагрузки. Параллельно, не превышая темпов роста объема, повышают и интенсивность нагрузки, продолжают совершенствовать технику в более сложных условиях выполнения упражнений. К концу I этапа подготовительного периода объем нагрузки достигает запланированного максимума — наступает его временная стабилизация. На первый план выступает дальнейшее повышение темпов роста интенсивности нагрузки как в соревновательных, так и в специальных упражнениях. Чтобы избежать привыкания (адаптации) организма к определенным нагрузкам, на этом этапе подготовки снова необходимо изменять условия выполнения соревновательных и специальных упражнений (т. е. варианты толчковых и рывковых тренировок), сокращать время отдыха между подходами. Отдых между одними подходами (если выполнялось большое количество повторений) может быть 3— 4 мин и более, между другими (в зависимости от задач тренировки) — 1 мин и менее. Примерные усложненные варианты выполнения специальных и соревновательных упражнений в последних месячных циклах II этапа подготовительного периода Варианты толчка: 1. 4—5 подходов с весом 20 кг + 20 кг по 10—20 раз (отдых 15—30 с). В данном варианте усложнение происходит за счет сокращения времени отдыха между подходами. 2.4—5 подходов с весом 20 кг + 20 кг по 30,15,12,10,8,5 раз (отдых 15—30 с). Этот вариант отличается выполнением упражнения в утомленном состоянии. 3. 4—5 подходов с весом 20 кг + 20 кг (по 25 раз) + 16кг + 16 кг по 25 раз (без отдыха). или с весом 20 кг + 20 кг (по 25 раз) + 16 кг + 16 кг по 15,12, 10, 8 раз (через 10—15 с). Эти варианты решают те же задачи, их применяют для внесения разнообразия в тренировочный процесс. 4.4—5 подходов с весом 20 кг+20 кг (по 30 раз) + с весом 20 кг (одной рукой) по 15 раз без отдыха, затем так же на вторую руку. Могут быть и другие варианты выполнения толчка в зависимости от этапа подготовки и квалификации спортсмена По тому же принципу можно выполнять махи рывковые, подъемы одной гири на грудь и другие упражнения для рывка. В большинстве случаев соревновательные и специальные упражнения выполняют на фоне утомления различной степени. Это одно из важных условий воспитания силовой и специальной выносливости. Основной тренирующий эффект заключается в последних подходах и последних повторениях упражнения в каждом подходе. Некоторые варианты по эффективности воздействия на организм примерно одинаковы, их применяют в основном для внесе- ния.разнообразия в тренировочный процесс. В зависимости от квалификации спортсмена и задач, решаемых на том или другом этапе подготовки, могут применяться самые различные (как простые, так и усложненные) варианты тренировки в соревновательных упражнениях, отличающиеся количеством подходов, повторений упражнений в каждом подходе, весом гирь, интервалом отдыха между отдельными подходами, изменением темпа выполнения упражнения и т. д. Упражнения, выполняемые с переменным темпом до 70% от лучшего результата и выше, а также контрольные прикидки в том или ином соревновательном упражнении можно считать максимально сложным вариантом тренировки, требующим предельного физического и волевого напряжения. На практике этот метод воспитания специальной выносливости применяется после того, как спортсмен сможет выполнять толчок или рывок в умеренном или даже замедленном темпе в течение 10 минут, отведенных правилами; для спортсменов со средними физическими данными этот метод можно использовать примерно в конце подготовительного и соревновательном периодах на втором году занятий, когда он будет готов к таким нагрузкам. Все эти варианты можно отнести к так называемому ударному методу воспитания специальной выносливости. Такой метод требует повышенного физического и волевого напряжения, поэтому применять его надо очень осторожно, при условии достаточной физической и технической подготовки. - В последнем месяце подготовительного и в соревновательном периодах достаточно подготовленные спортсмены могут включать в недельный цикл 1—2 тренировки с использованием усложненных вариантов соревновательных упражнений. Частое их применение, тем более в большом объеме, может очень быстро привести к переутомлению и снижению спортивном формы перед соревнованиями. Поэтому ударные тренировки лучше проводить после дня отдыха и при обязательном уменьшении как общей, так и специальной нагрузки. На II этапе подготовительного периода наиболее сильные спортсмены полутяжелых и тяжелых весовых категорий все чаще применяют соревновательные гири. Варианты тренировок с применением соревновательных гирь — такие же. Вначале надо привыкать к ним постепенно, используя повторный метод воспитания физических качеств, затем, за счет увеличения количества повторений в каждом подходе и сокращения интервала отдыха, повышать интенсивность нагрузки. Соотношение объема нагрузки с облегченными и соревновательными гирями может быть различным и изменяться в зависимости от подготовки спортсмена и его физического состояния. Работать над повышением темпа с соревновательными гирями не следует до тех пор, пока спортсмен не сможет выполнять то или другое классическое упражнение в замедленном темпе в течение 10 минут. Главная цель усложненных вариантов тренировки в соревновательных упражнениях в конце подготовительного периода — подведение физических, морально-волевых и других качеств спортсмена, функционального состояния организма к высшей «боевой» готовности. Примерные варианты тренировочных занятий в конце подготовительного периода для занимающихся 1-го года обучения Занятие № 1 (продолжительность 115 мин). Задачи: развитие специальной выносливости в толчке, совершенствование выталкивания гирь от груди, развитие силы ног. Разминка (15 мин): бег в умеренном темпе 400—600 м, упражнения на растяжение мышц и подвижность суставов, упражнения с легкими отягощениями, специально-вспомогательные упражнения для толчка с легкими гирями. Основная часть (95 мин): 1. Швунг толчковой одной гири поочередно одной и другой рукой: 2 подхода с весом 20 кг по 10—15 раз; 2 подхода с весом 20 кг по 20—25 раз (отдых 2 мин). 2. Толчок облегченных гирь: 6 подходов с весом 20 кг + 20 кг по 10—20 раз (отдых 30 с); с весом 16 кг + 16 кг — 60—70% от предельного результата. 3. Полутолчок соревновательных гирь без отрыва от груди: 4 подхода с весом 24 кг + 24 кг до утомления — 70—80% от предельного результата (отдых 3 мин). 4. Приседания со штангой на плечах: 4—5 подходов с весом 60— 70% от предельного результата по 5—7 раз (отдых 2,5—3 мин). Заключительная часть (5 мин): упражнения на расслабление мышц, ходьба в спокойном темпе. Данное занятие имеет толчковую направленность. Занятие № 2 (продолжительность 90 мин). Задачи: совершенствование техники рывка с соревновательными гирями, развитие силы и выносливости мышц-сгибателей пальцев. Разминка (15 мин): ходьба, гимнастические упражнения на растяжение мышц и подвижность суставов, упражнения с легкими отягощениями, специально-вспомогательные упражнения для рывка с легкой гирей. Основная часть (70 мин): 1. Рывок: 2 подхода с весом 20 кг по 7—10 раз; 4 подхода с весом 24 кг по 10—15 раз (отдых 1—2 мин); 2 подхода с весом 16 кг по 50 раз (отдых 3—4 мин). / 2. Махи легкой и облегченной гири на кончиках пальцев поочередно через 4—5 повторений: 2 подхода с весом 16 кг по 50 раз (в сумме) (отдых 3 мин). 3. Беге переменной скоростью (посамочувствию) (15 мин). Заключительная часть (5 мин): ходьба, упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания. Занятие № 3 (продолжительность 120 мин). Задачи: развитие специальной выносливости при выполнении толчка, совершенствование в технике толчка с соревновательными гирями, развитие силы мышц ног. Разминка(15 мин): спортивная ходьба, легкий бег, гимнастические упражнения, общеразвивающие и специальные упражнения с легкими отягощениями. Основная часть (100 мин): 1. Толчок: 2 подхода с весом 20 кг + 20 кг по 10 раз; с весом 24 кг + 24 кг по 5, 7, 10, 12, 15, 12, 10, 7 раз (отдых 1-2 мин); 2 подхода с весом 16 кг + 16 кг по 50—60 раз (отдых 4 мин). 2. Приседания со штангой на плечах: 4 подхода с весом 60— 70% от лучшего результата по 4—5 раз (отдых 3 мин). 3. Пружинящие сгибания и разгибания руки с гирей вверху: 3—4 подхода с весом 16 кг по 40—50 раз (отдых 3 мин). 4. Полуприседы различной глубины с гирями вверху на прямых руках: 3 подхода с весом 16 кг •+ 16 кг по 15 раз. 5. Бег в умеренном темпе или игра в ручной мяч (15 мин). Заключительная часть (5 мин): ходьба, упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания. Занятие № 4 (продолжительность 80 мин). Задачи: воспитание силовой выносливости мышц-сгибателей пальцев и спины, развитие силы ног. Разминка (15 мин): бег в умеренном темпе 1000 м, гимнастические упражнения, упражнения с легкими отягощениями. Основная часть (65 мин): 1. Махи рывковые поочередно через один подъем: 1 подход с весом 16 кг по 50 раз (в сумме); 3 подхода с весом 24 кг по 75— 100 раз (в сумме); 3 подхода с весом 16 кг по 75 раз (в сумме) (отдых между подходами 4 мин). Примечание: поднимать вес, изменяя высоту до уровня пояса, груди, головы и выше. 2. Приседания со штангой на плечах (20 мин): 1 подход с весом 50% по 6—8 раз; 1 подход с весом 60% по 6—8 раз; 4 подхода с весом 75% по 5—6 раз (отдых 3 мин). Заключительная часть (5 мин): упражнения на расслабление мышц, ходьба в спокойном темпе. Подготовка к соревнованиям Гиревой спорт имеет свою специфику, характеризующуюся довольно длительной работой — как по мощности, так и по времени. Атлет готовит себя к соревнованиям в течение длительного периода. Все его действия направлены на то, чтобы поднять вес, как можно больший в сумме двух классических упражнений. Во время состязаний спортсмен повторяет привычные действия, отработанные на тренировках. За месяц-полтора необходимо уделить большое внимание специальной подготовке к ответственным состязаниям, более тщательно следить за весом, ежедневно (натощак) взвешиваться и, регулируя питание, подгонять вес тела к норме. В это время снижается тренировочная нагрузка в общеразви- вающих упражнениях. За 20—30 дней до соревнований почти полностью исключаются упражнения из других видов спорта, кроме бега. Тренировка становится узко направленной. Включаются суперсерии и «проходки» до предела — как в рывке, так и в толчке, т. е. уменьшается общий объем работы и возрастает интенсивность тренировки, в основном за счет сокращения количества вспомогательных упражнений: Количество подъемов от занятия к занятию уменьшается, но сохраняется интенсивность в классических упражнениях. Необходимо помнить, что частое применение максимальных отягощений сопровождается чрезмерной нагрузкой на центральную нервную систему. Наслоение утомления от предыдущих занятий вызывает перенапряжение организма и разрушает технику. На заключительном этапе подготовки к соревнованиям атлету необходимо выяснить свои высшие тренировочные результаты в классических упражнениях. С этой целью надо делать прикидки, причем последняя должна быть за несколько дней-до начала соревнований, чтобы организм успел восстановиться. Практика показала, что для восстановления сил, затраченных на максимальный подъем гирь в толчке, требуется больше дней отдыха, чем это необходимо для восстановления после «проходки» в рывке. Поэтому атлет последний раз делает прикидку в толчке за 6—8 дней до соревнований, в рывке — за 3—4 дня. На последних 2—3-х занятиях несколько уменьшается количество подходов в классических упражнениях. Продолжительность отдыха накануне соревнований зависит от способности организма к восстановлению, а также от возраста спортсмена. Чем быстрее проходит восстановительный период, тем короче может быть отдых между последним тренировочным занятием и днем выступления. Обычно это 1—2 дня. Большое значение для накапливания нервной энергии и успешного выступления на соревнованиях имеет не только правильная регулировка тренировочной нагрузки, но и строгий режим в повседневной жизни.
На заключительном этапе готовки к соревнованиям рекомендуется лучше питаться и больше спать. Накануне выступления полезно совершить вечернюю прогулку и лечь в постель в обычное время, не нарушая режима. Если атлет снижал вес для перехода в более легкую весовую категорию, то на взвешивание надо прийти немного раньше, чтобы взвеситься в числе первых и успеть поесть. Пища лучше усво- ится, если принять ее за 2 часа до выступления. В рацион обычно входит мясной бульон, отварное мясо, фруктовые соки и обязательно немного соли с минеральной водой. После взвешивания и приема пищи необходимо найти тихое место и спокойно посидеть с друзьями за беседой. Некоторые спортсмены перед соревнованием испытывают либо так называемую «стартовую лихорадку», либо «стартовую апатию». Это, как правило, случается при недостаточной выдержке и самообладании. При стартовой лихорадке атлет сильно перевозбужден, его лихорадит, дрожат пальцы рук и нижняя челюсть, в движениях наблюдается суетливость. Стартовая апатия характеризуется полным безразличием к состязаниям и нежеланием подходить к гирям. Для улучшения состояния необходимо провести специальную разминку. В первом случае — спокойно, во втором — мощно и энергично. Время общей разминки удлиняют. В первом случае это снижает возбудимость центральной нервной системы, во втором — повышает ее. Хорошая подготовка к соревнованиям обеспечивает спортсмену состояние боевой готовности. Это выражается в том, что он чувствует прилив сил, желание выступить отлично, в мышцах ощущается тепло. Перед выходом на помост необходимо размяться. Сначала проводят общую разминку, которую спортсмен привык делать на тренировке. Затем делают специальную разминку с гирями в том. упражнении, в котором предстоит выступать. Очень важно в этом случае предугадать время разминки. Хорошо, если атлет знает, сколько времени ему осталось до выхода. Очень эффективной разминка бывает тогда, если тяжелоатлет, сделав последний раз- миночный подход, отдыхает 3—4 минуты, после чего ему предстоит выйти на помост. Специальную разминку можно провести следующим образом: сразу после общей разминки тяжелоатлет подходит к гирям (вес гирь такой, с каким ему предстоит выступать); по правилам соревнований первым движением идет толчок двух гирь. Первое упражнение специальной разминки: подъем гирь на грудь 3—4 раза подряд, 4—5 толчков с груди. ' Второе упражнение: подъем гирь на грудь и 6—8 толчков с груди, это должно составлять 25—35% от максимального результата. После этих двух упражнений у спортсмена «открывается» дыхание (между первым и вторым упражнениями обычно проходит 3—4 минуты — столько же, сколько и на тренировке). Разминка окончена, атлет готов выйти на помост. Если по какой-то причине его вовремя (т. е. через 3—4 минуты) не вызвали, приходится делать третье упражнение. Если до вызова на помост. времени осталось мало, то спортсмен берет гири на грудь 2—3 раза и столько же толкает с груди. Это необходимо сделать, чтобы не «остыть». Если до вызова еще есть время, можно повторить второе упражнение. Выходить на помост надо не спеша. Подойти к гирям, успоко- итьДыхание, расслабить мышцы, сделать небольшой вдох и приступить к выполнению упражнения. До выхода необходимо тщательно натереть ладони магнезией. Выполнив толчок, следует хорошенько отдохнуть. Умыться, промыть руки с мылом, если необходимо — смазать мозоли кремом. Обычно на соревнованиях между толчком и рывком интервал около часа. Есть и пить в это время не рекомендуется. Можно за 5 минут до начала разминки съесть шоколадку и прополоскать рот водой. Перед рывком можно принять одну таблетку глкжозы. Сначала делают общую, затем — специальную разминку. Первое упражнение: вырвать несколько раз гирю, меняя руки, обращая внимание на правильный перехват. Второе упражнение (непосредственно перед выходом на помост): вырвать гирю 10—15 раз каждой рукой. Это должно со- 4 ставлять 25—45% от максимума. На этом разминку заканчивают. Руки после отдыха (толчка) необходимо тщательно подготовить: забинтовать запястья, натереть магнезией (смыв крем). Гиревик должен проявить не только силу, но, в основном, силовую выносливость. Надо уметь бороться за каждый последующий рывок или толчок. Работать на «втором дыхании» помогут тренировки с суперсериями. Благодаря им можно заставить себя из последних сил поднимать гири, поскольку организм приучен работать в экстремальных условиях. Вы сильны. Очень сильны! Надо себя в этом убеждать. После соревнований необходимо принять горячий душ. Рекомендуется позаботиться о своих руках — они получили колоссальную нагрузку. Придя домой, надо хорошенько пропарить руки, смазать их жирным кремом, сделать массаж кистей. Во время занятий с гирями очень большую нагрузку испытывают кисти. Для того чтобы на их тыльной стороне не образовались роговые наросты (мозоли), которые после срывания долго не заживают, необходимо ухаживать за руками. После каждой тренировки (на ночь) надо пропарить руки, потереть мозоли пемзой и смазать жирным кремом. Хороший лечебный эффект дает следующий состав: глицерин медицинский (3 части) и нашатырный спирт (1 часть); смесь тщательно взболтать и смазывать руки после душа. Во время тренировок необходимо пользоваться магнезией. Жонглирование__________________ Жонглирование — это разновидность гиревого спорта. По сравнению с классическим двоеборьем этот вид спорта, к сожалению, пока не получил широкого распространения. Почти все упражнения жонглирования эффективно воздействуют на развитие основных групп мышц, воспитание физических качеств спортсменов; хорошо тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. В настоящее время ведущие специалисты разрабатывают более совершенные правила соревнований, классификацию элементов по сложности выполнения и др. Есть основания полагать, что в ближайшие годы жонглирование (и как средство физического развития, и как один из зрелищных видов спорта) поднимется на более высокую ступень своего развития. При обучении жонглированию гирями применяются те же принципы и методы, что и при обучении технике выполнения классических упражнений. Некоторые элементы жонглирования включают в себя неестественные движения, выполнение которых при недостаточной подготовке спортсмена может привести к травмам. Поэтому при разучивании этих элементов необходимо придерживаться принципов доступности и постепенности. Простейшие упражнения рекомендуется разучить и использовать на тренировочных занятиях начинающим гиревикам. Разучивать более сложные упражнения без контроля опытного тренера не рекомендуется. Все элементы жонглирования выполняются как в упрощенном варианте, так и в максимально усложнённом. Вершиной усложнения является выполнение нескольких элементов высшей категории сложности в связке, т. е. слитно один за другим. При обучении вначале осваивают подводящие и специальные упражнения для выполнения того или иного элемента, затем — его упрощенный вариант и только после этого можно (постепенно) усложнять условия его выполнения — увеличивать высоту подбрасывания, количества оборотов и т. д. Последующее изложение материала носит ознакомительный характер и его нельзя использовать как рекомендации. основные стойки атлета__________ Основная стойка — естественная стойка атлета лицом к зрителям (рис. 22). Правосторонняя (левосторонняя) стойка — естественная стойка атлета правым (левым) плечом к зрителям. Стойка на колене — стойка с опорой на колено лицом К5юи- телям (рис. 23). Правосторонняя (левосторонняя) стойка на колене — стойка на колене правым (левым) плечом к зрителям. положение гири__________________ Гиря спереди — находится на помосте (полу) впереди атлета, 25—30 см от линии пальцев hof (рис. 22, а). Гиря сбоку — находится справа (слева) от атлета на линии пальцев ног (рис. 22, б).
Рис. 24. Положения гири: а — гиря на груди; б — гиря на предплечье спереди; в — гиря на предплечье сбоку; г — гиря на плече Гиря на груди — находится на груди в согнутой руке (рис. 24, а). Гиря на предплечье спереди — удерживается на предплечье согнутой перед грудью руки, направленной локтем вперед, ладонью вниз (рис. 24, б). Гиря на предплечье сбоку — удерживается на предплечье согнутой руки, отведенной в сторону (рис. 24, в). Гиря на плече — удерживается кистью на плечевом суставе (рис. 24, г). Гиря на ладони — поставлена на ладонь согнутой спереди руки, направленной локтем вниз (рис. 25, а), Гиря на ладони — поставлена на ладонь поднятой вверх руки (рис. 25, б). Гиря в захвате —дужка гири обхвачена кистью. Гиря на поднятой в захвате — удерживается за дужку кистью вверху на прямой руке (рис. 25, в). Гиря на поднятой в равновесии — удерживается за дужку кистью вверху на прямой руке вверх донцем (рис. 25, г). Гиря на замахе спереди — находится в нефиксируемом положении в вытянутой вперед руке (рис. 26, а). Гиря на замахе сбоку — находится в отведенной в сторону руке (рис. 26, б).
Рис. 26. Гиря на замахе; а — в вытянутой вперед руке; б — в отведенной в сторону руке; в — в отведенной назад руке; г — в оттянутой вниз руке сзади за коленями Гиря на замахе сзади — находится в отведенной назад руке (рис. 26, в). Гиря на замахе снизу — находится в оттянутой вниз руке сзади за коленями (рис. 26, г). Если не указано, в какой руке находится гиря, это означает — в правой (справа, на правой). Если гиря в левой руке, то название руки указывают следующим образом: • Гиря на предплечье левой спереди (сбоку). • Гиря на левом плече. • Гиря на ладони поднятой левой. • Гиря на ладони левой согнутой спереди. • Гиря на поднятой левой в захвате. • Гиря на поднятой левой в равновесии. положение дужки гири_____________ Положение дужки гири на помосте определяется относительно линии пальцев ног атлета в естественной стойке. Существуют два основных положения: • Дужка параллельно — линия дужки расположена параллельно линии пальцев. • Дужка углом — расположена углом к линии пальцев ног. положение свободной руки________ Свободная рука — рука без гири. Свободная в сторону — отведена в сторону на уровне плечевого сустава ладонью вниз. Свободная за спину — согнутая рука отведена за спину на уровне пояса ладонью назад. Свободная вверх — поднята вверх ладонью вперед. Если положение свободной руки не указано, это означает, что она находится в естественном положении (опущена вниз). стартовое положение атлета с гирей___________________ Это положение принимают как с одной, так и с двумя гирями. Перед началом выполнения элемента (выступления) атлет принимает исходное положение (старт). В классическом двоеборье существуют две разновидности стартов: фиксируемое и нефик- сируемое (статическое и динамическое). В жонглировании количество стартовых положений значительно больше. Статический старт — зафиксированная (неподвижная) стойка атлета с гирей (гирями) перед началом выполнения элемента. Динамический старт — наиболее выгодное (удобное) нефик- сируемое положение атлета с гирей (гирями) перед выполнением элемента. К динамическому старту относятся все стойки атлета в положении гири «на замахе», остальные — к статическому. При названии или записи стойки (старта) атлета с гирей вначале указывают стойку атлета, затем — положение гири, дужки и свободной руки. Такая последовательность позволяет полностью и точно назвать (записать) любую классическую стойку атлета с гирей. ' Полные названия статических стартовых положений атлета с гирей: И. п.— о. с.— гиря спереди, дужка параллельно (углом) (см. рис. 22, а). И. п.— о. е.— гиря сбоку, дужка углом (см. рис. 22, б). И. п.— о. с.— гиря на предплечье спереди, свободная в сторону (за спину). Стойка на колене, гиря на полу в захвате (см. рис. 23). По тому же принципу определяют названия других стоек. Стартовые положения с гирей на замахе (динамические): И. п.— о. с.— гиря на замахе спереди (сбоку, сзади, снизу) (см. рис. 26, а—г). Если название удерживающей гирю руки не указано, это означает — гиря в правой (справа). Если гиря в левой: • Гиря на замахе левой снизу. • Гиря на замахе левой сзади. • Гиря на замахе левой сбоку. • Гиря на ладони поднятой левой. • Гиря на левом плече. Положение дужки и свободной руки указывают дополнительно. Названия любых других стоек, в зависимости от положения гири, дужки и свободной руки, определяют по тому же принципу. В некоторых стойках атлета с гирей на практике используют лишь одно наиболее удобное (естественное) положение дужки применительно к тому или другому положению гири. К таким положениям относятся: «гиря на предплечье», «гиря на плече», «гиря на поднятой в захвате». В первом случае дужка располагается вдоль предплечья и касается его, во втором — направлена вертикально, в третьем — обхвачена кистью и находится в наиболее удобном положении для удерживания (за предплечьем). названия вращений дужки Дужка может вращаться в различных плоскостях, с различным направлением и количеством оборотов. На практике в основном применяются два классических положения вращающейся дужки: «открытая» и «углом». Открытая дужка — вращается в той или иной плоскости всей фронтальной поверхностью (открыта). Оборот — вращение гири вокруг своей оси. Количество оборотов обозначают числовыми терминами: «с двумя», «стремя» и т. д. Пол-оборота в названиях элементов'не указывают. Открытая от себя — вращается вперед в вертикальной плоскости (рис. 27, а). Открытая на себя — вращается назад в вертикальной плоскости (рис. 27, б). Открытая горизонтально — вертикально направленная дужка вращается в горизонтальной плоскости (рис. 28, а). Углом от себя — дужка, направленная углом вперед, вращается вперед в вертикальной плоскости (рис. 28, б). Углом на себя — вращается углом назад в вертикальной плоскости (рис. 28, в). Углом горизонтально — вращается углом в сторону в горизонтальной плоскости (рис. 28, г). Винтом — вращается винтообразно (рис. 28, д). На практике вращение «винтом» применяется редко.
вращение двух гирь_______________ Односторонние вращения: • Открытые на себя (от себя). • Углами от себя (на себя). • Открыты горизонтально. На практике вращение двух гирь в горизонтальной плоскости выполняют в основном в противостороннем направлении (одна — влево, другая — вправо). Противостороннее вращение — одна гиря вращается в одну сторону, а другая — в противоположную. Открытыми с противосторонним вертикально — одна гиря вращается открытой от себя, другая — на себя (рис. 29). Открытыми с противосторонним горизонтально — одна гиря вращается открытой горизонтально вправо, другая — влево.
Углами с противосторонним вертикально — одна гиря вращается в вертикальной плоскости от себя, другая — на себя.
Углами с противосторонним горизонтально — одна гиря вращается углом влево, другая — вправо в горизонтальной плоскости. способы приема (ловли) гири_________________________ ' Большинство названий способов приема совпадает с названиями положений гири на старте тяжелоатлета. Следует прмнить что положение гири в начале выполнения элемента является crap товым (см. раздел «Названия положений атлета с гирей»). Если атлет принимает (ловит) падающую гирю в то же положение — это уже способ приема. Поэтому при многократном повторение одного элемента или выполнении связки элементов очень часто тот или иной способ приема гири одновременно является стартовым положением для выполнения очередного элемента. В захват — дужку захватывают кистью сверху. Обратный захват — дужку захватывают кистью снизу. На поднятую в захват — гирю захватывают за дужку вверху над головой и удерживают на прямой руке за предплечьем. Q)
Рис. 30. Прием (ловля) гири на предплечье спереди На предплечь!е спереди — гиря падает на подставленное предплечье согнутой перед грудью руки, направленной локтем зперед, ладонью'вниз. Пальцы в этом положении обычно согнуты (рис. 30). На предплечье сбоку — гиря падает на предплечье согнутой эуки, отведенной в сторону. На ладонь согнутой спереди — гиря падает дном на ладонь;огнутой спереди руки, направленной локтем вниз. На ладонь поднятой — гиря падает дном на ладонь подня- ой вверх руки (рис. 31). На поднятую в равновесие — гирю захватывают за дужку.истью и удерживают на прямой руке дном вверх. В захват в стойку на колено — гирю захватывают за дужку •I без задержки ставят на пол, одновременно принимают стойку а колено. Обычно этот способ приема гири применяется в последнем элементе программы — «концовке». Как и стартовые положения атлета с гирей, способы приема елятся на статические (неподвижную, фиксируемую стойку) и динамические (нефиксируемую стойку). Нефиксируемые спосо
Все способы приема могут быть дополнены тем или другим положением свободной руки (см. раздел «Положение свободной руки»). Например: на предплечье спереди, свободная в сторону, на ладонь поднятой, свободная в сторону и др. Если положение руки не указано, это означает, что рука находится в естественном положении. элементы одиночного жонглирования Существует множество элементов индивидуального исполнения, отличающихся друг от друга исходным положением атлета, траекторией полета гири, количеством оборотов, направлением вращения дужки, способами приема гири, положением свободной руки, а также различными поворотами и перемещениями спортсмена во время выполнения элементов. По отдельным, наиболее выраженным признакам выполнения, все элементы условно делят на две группы — группа бросков и группа перекидок. Эти группы, в свою очередь, по сходству главной части (основы элемента) подразделяются на отдельные блоки. Такое разделение (классификация) позволяет легко ориентироваться в многообразии и сложности элементов, дать более краткую и полную характеристику, определить содержание каждого элемента в отдельности и программы — в целом.. Бросок — элемент жонглирования, выполняемый от исходного положения и до приема гири одной и той же рукой. Группа бросков — перечень всех бросков. Перекидка — элемент, основу которого (главную часть) выполняют одной рукой, а прием гири (ловли) — другой, или перебрасывают гирю из одной руки в другую каким-либо способом. Большинство бросков и перекидок имеют общую основу. Группа перекидок — перечень всех перекидок. Отличительной особенностью (признаком) бросков является выполнение каждого элемента только одной рукой, перекидок — и той, и другой. Блок бросков — перечень бросков, имеющих общую основу элемента и различные составляющие части. Блок перекидок — перечень перекидок, имеющих общую основу элемента и различные составляющие части. Названия^блоков бросков Названия большинства бросков происходят из названий основных частей этих элементов. • Блок прямых бросков (прямые броски). • Блок боковых бросков (боковые броски). • Блок бросков через голову (броски через голову). • Блок бросков между ног (броски между ног). • Блок бросков по кругу (броски по кругу). Прямой бросок — подбрасывание гири перед собой в верти- сальной плоскости с последующим ее приемом (ловлей) той же эукой. Основой (главным движением) всех прямых бросков является юдбрасывание гири (гирь) вверх перед собой. Это движение отличает прямые броски от других. Составляющие части бросков и перекидок одни и те же (см. «Составляющие части элементов»). Прямые броски как одной, так и двух гирь выполняют только из замаха снизу (положение гири сзади — за коленями), поэтому при названии (записи) элемента положение гири на старте не указывают. При названии элементов все его части указывают в следующей последовательности: стойка (исходное положение) спортсмена, название элемента, количество оборотов гири, направление вращения дужки, способ приема (ловли) гири, положение свободной руки. Если положение свободной руки не указано, это означает, что она находится в естественном, т. е. наиболее удобном, положении. Например: прямой бросок с двумя, открытой от себя, в захват на пол в стойку на колено, свободная — в сторону. В данном элементе исходное положение спортсмена не указано, так как все прямые броски выполняются только из замаха снизу. Изменяя составляющие части элемента, можно получить достаточно много различных бросков, отличающихся один от другого сложностью выполнения. Если один и тот же бросок выполняют два и более раз подряд, то количество повторений указывают перед названием элемента (например, 2—3 прямых броска). Следует помнить, что не для всех прямых бросков подходит тот или другой способ приема гири. Так, бросок с вращением дужки на себя сложен, да и нет смысла принимать на предплечье спереди или с вращением «винтом», можно поймать только в захват; а бросок «свечка» (строго вертикальное выбрасывание гири дужкой вверх без оборотов) — только донцем на ладонь поднятой руки. Простые броски двух гирь Простые броски двух гирь по структуре движений ничем не отличаются от тех же бросков одной гири. Они имеют ту же основу. Усложнение элемента происходит за счет увеличения общего веса гирь, из-за чего теряется высота бросков. Труднее выполнить элемент с большим количеством оборотов — происходит перераспределение внимания при приеме гирь. Кроме того, прямые броски двух гирь включают в себя противосторонние вращения (см. «Вращение двух гирь»). Примерные названия бросков с двумя гирями: • Прямой бросок с двумя, открытыми от себя, на предплечья спереди (в захват, на ладони поднятых, на пол в стойку на колено). • Прямой бросок с двумя, углами горизонтально с противосторонним, в захват. • Прямой бросок с двумя, с противосторонним, открытыми вертикально, в захват. Изменяя составляющие части, можно упростить или усложнить данный бросок. На практике броски и перекидки с двумя гирями применяют только в показательных выступлениях (шоу). Б соревнованиях предусматривается выступление только с одной гирей. Блок боковых бросков (боковые броски) Боковой бросок — подбрасывание гири маятниковым движением справа налево или, наоборот, с последующим приемом (ловлей) той же рукой с поворотом на 90° или 180°. Без поворота туловища бросок невозможен. При названии (записи) боковых бросков указывают только поворот на 180°. Основой (главной частью элемента) и отличительной особенностью боковых бросков является маятниковое движение из замаха сбоку. Выполняют броски спереди, сзади, из-под ноги, с поворотом на 90° или 180°. Без поворота принять гирю той же рукой невозможно. Примерные названия боковых бросков: • Боковой бросок спереди, углом на себя, в захват. • Боковой бросок сзади, с двумя, открытой на себя, в захват. • Боковой бросок из-под ноги, с двумя, открытой на себя, в захват с поворотом. При названии элемента поворот не указывают. Обычно на соревнованиях по жонглированию и в показательных выступлениях спортсмены выполняют несколько бросков слитно (связка элементов), поворачиваясь в одну сторону. В данном случае способ приема гири после одного броска одновременно является стартовым положением для выполнения следующего. При выполнении боковых бросков применяются два направления вращения дужки — «открытой на себя» и «углом на себя». Из способов приема гири наиболее приемлемыми считаются «в захват» и «на ладонь поднятой». Блок бросков через голову (броски через голову) Бросок через голову — перебрасывание гири через голову с последующим ее приемом той же рукой с поворотом туловища на 180°. Все броски через голову выполняют с поворотом туловища на 180°, поэтому при названии броска поворот не указывают. Главным движением элемента (основой) является перебрасывание гири через голову. Примерные названия бросков через голову: • Бросок через голову, открытой на себя, в захват (на предплечье спереди и т. д.) (рис. 32). • Бросок через голову, с двумя, углом горизонтально, в захват. • Бросок через голову, с двумя, углом на себя, в захват на пол в стойку на колено, свободная — в сторону; Изменяя составляющие части элемента, можно внести разнообразие в их выполнение.
Блок бросков между ног (броски между ног) Бросок между ног — пробрасывание гири между ног с последующим ее приемом той же рукой. Броски между ног выполняют в направлении «назад между ног» из замаха спереди с поворотом на 180° (рис. 33) и «вперед между ног» из замаха сзади (рис. 34). Последний выполняют без поворота туловища. При названии (записи) этих бросков поворот не указывают, так как другого варианта выполнения этих элементов не существует. Вращение дужки может быть только «открытой» и «углом».
Примерные названия бросков между ног: • Бросок назад между ног, с двумя, открытой (углом) от себя, в захват. • Бросок вперед между ног, с двумя, открытой (углом) на себя, в захват. Стойку с опорой на колено и отведенной в сторону свободной рукой обычно выполняют как завершающий жест выступления («концовка» программы). Блок бросков по кругу (броски по кругу) Бросок по кругу — пробрасывание гири по окружности с Приемом той же рукой. Выполняются броски спереди, сзади, сбоку. Усложняется элемент пробрасыванием из-под ноги, назад между ног (самый сложный бросок по кругу). Основой элемента является пробрасывание гири по окружности. Примерные названия бросков по кругу: • Бросок по кругу спереди, с двумя, открытой (углом) на себя, в захват. • Бросок по кругу спереди из-под ноги, с двумя, открытой на себя, в захват. • Бросок по кругу сзади, с двумя, открытой на себя, в захват. • Бросок по кругу сбоку, открытой от себя, в захват (рис. 35). • Бросок по кругу назад между ног, с двумя, углом от себя, в захват, на пол в стойку на колено, свободная в сторону.
Отдельные броски Кроме бросков, сгруппированных в блоки, существуют так называемые отдельные броски. Эти элементы по своей основе (главному движению) не могут быть отнесены к той или другой группе из-за ограниченной возможности изменять в нем составляющие части, в связи с этим они не могут образовать «свой» отдельный блок. К таким броскам относится бросок из-за спины и бросок «свечка». Бросок из-за спины — перебрасывание гири из-за спины через плечо свободной руки с последующим ее приемом той же рукой (рис. 36). Практически этот элемент выполняется с неопределенным направлением вращения дужки. Конечно, можно расширить возможности выполнения этого элемента, но легче сде-
лать это при выполнении перекидок из-за спины, т. е. с приемом гири другой рукой. Бросок «свечка» — подбрасывание гири перед собой строго вертикально дужкой вверх с приемом на ладонь поднятой руки. В этом броске отсутствует вращение дужки и применяется единственный способ приема — на ладонь поднятой. Могут быть и другие, еще «не открытые» или пока редко выполняемые отдельные элементы, которые выполняют с одной- или двумя гирями. Например, выжимание двух гирь одной рукой, поставленных донцем одна на другую в равновесии. Блок сбросов (сбросы) Сброс — сбрасывание гири сверху вниз. Сброс выполняют вперед, назад, в сторону. Большинство элементов значительно легче выполнить из динамического стартового положения (гиря на замахе). Чтобы перевести ее в это положение из статического старта, надо сделать или предварительный замах, или сбрасывание гири в положение замаха. Например, из статического (зафиксированного) положения гири «н<£ предплечье спереди» атлет намерен выполнить прямой бросок. Для этого он предварительно сбрасывает гирю с предплечья вперед (сброс) и захватывает дужку перед собой. Создается удобное положение (замах спереди) для выполнения какого-либо элемента в целом. В данном случае сброс является предварительным (подготовительным) движением для выполнения элемента. Сброс как предварительное действие — упрощенное сбрасывание гири сверху вниз с целью принятия наиболее удобного положения (старта) для выполнения того или другого элемента. Сброс как элемент — усложненное сбрасывание гири сверху вниз с последующим ее приемом. Сброс-бросок — усложненное сбрасывание гири с приемом (ловлей) той же рукой. Сброс-перекидка — усложненное сбрасывание гири с приемом другой рукой. Усложняется сброс за счет увеличения количества оборотов гири и способа приема. Основой (главной частью) сбросов является сбрасывание гири сверху вниз. Примерные названия сбросов-элементов: И. п.— о. е., гиря на предплечье спереди. Сброс-бросок вперед, с двумя, открытой от себя, в захват. И. п.— правосторонняя стойка, гиря на ладони поднятой, дужка параллельно. Сброс-бросок вперед, с двумя, открытой от себя, на предплечье спереди, свободная в сторону. И. п.— о. е., гиря на ладони поднятой, дужка углом. Сброс- бросок вперед, с двумя, открытой от себя, в захват, в стойку на колено, свободная — в сторону. Если сброс выполняют как предварительное действие, то вначале называют исходное положение спортсмена с гирей (старт), положение, в которое сбрасывается гиря, и далее — выполняемый элемент. Например: и. п.— о. е., гиря на ладони поднятой, дужка параллельно; сброс на замах спереди, бросок по кругу сбоку (далее — составляющие части элемента). Или: и. п.— правосторонняя стойка; гиря на ладони поднятой, дужка параллельно; сброс назад на замах спереди, бросок назад между ног, с двумя, открытой от себя, в захват. При сбрасывании гири назад выполняют поворот на 180*. Как и при броске назад между ног, при сбрасывании гири назад поворот не указывают, так как без него это движение выполняют только при передаче гири партнеру. Как и при выполнении любых элементов, количество сбросов- элементов зависит от умения атлета выполнять их с различными составляющими частями элемента. Перекидки Термин «перекидка» означает перебрасывание гири из одной руки в другую каким-либо способом. Это — те же броски и сбросы, только с приемом (ловлей) гири другой рукой. На практике термин и понятие «перекидка» применяют для упрощения названий элементов, для удобства записи программ и проведения занятий. Названия перекидок сходны с названиями бросков. Они имеют общие основы элементов и составляющие части. Группа перекидок включает в себя прямые перекидки, боковые, через голову, по кругу, между ног и отдельные перекидки. Некоторые перекидки можно выполнять как с поворотами туловища, так и без них. Примерные названия перекидок: • Прямая перекидка, с двумя, открытой от себя, в захват. • Боковая перекидка спереди, открытой на себя, в захват (рис. 37). • Боковая перекидка спереди из-под ноги. • Боковая перекидка сзади. • Перекидка через голову. К отдельным перекидкам можно отнести перекидку через плечо свободной руки и «свечкой». Существуют несколько мини-перекидок, выполняемых с очень малой амплитудой движений — например, перекидка с ладони согнутой спереди руки на ладонь другой руки; с ладони поднятой руки на ладонь другой поднятой руки; с предплечья одной руки на предплечье другой; с предплечья одной руки в захват другой. связки элементов________________
Связка элементов — несколько элементов, выполняемых один за другим слитно, когда окончание одного элемента является началом выполнения другого. Связка обозначается знаком Примерная запись связок элементов: • И. п.— левосторонняя стойка, гиря на ладони поднятой, дужка параллельно; сброс-бросок с двумя, открытой от себя, в захват спереди; -О- перекидка назад между ног, открытой от себя, в захват. • И. п.— правосторонняя стойка, гиря на предплечье спереди; сброс в захват спереди; -О- два броска по кругу сбоку с двумя, открытой от себя, в захват спереди. • И. п.— о. е., гиря на предплечье сбоку; сброс в захват на замах сбоку; -О- боковая перекидка спереди, с двумя, в захват, -0- боковая перекидка сзади, в захват, -О- два броска по кругу спереди, с двумя, в захват; -О- перекидка из-за спины на предплечье спереди, свободная в сторону. • И. п.— правосторонняя стойка, гиря спереди, дужка углом. Бросок через голову, с двумя, углом на себя, в захват спереди; -О- перекидка назад между ног, с двумя, углом от себя, в захват спереди с поворотом 180°. Иногда в элементе или связке элементов может быть не указано направление вращения дужки. Это означает, что дужка вращается в заданном по желанию спортсмена направлении. Соединяя элементы в разной последовательности и изменяя составляющие части, можно получить множество различных связок, отличающихся друг от друга количеством элементов, их сложностью и т. д. Словарь основных терминов гиревого спорта Включение — оптимальное положение рук в заключительной фазе каждого циклаупражнений. Обеспечивается за счет хорошей гибкости и подвижности в локтевом и плечевом суставах. Выносливость — способность мышц развивать длительные усилия в течение некоторого периода времени. Гиревое двоеборье — упражнения, входящие в программу соревнований по гиревому спорту: рывок (рывок гири каждой рукой одинаковое количество раз) и толчок (толчок двух гирь двумя руками). Захват — способ захвата ручки гири; может выполняться двумя способами: 1)захват сверху — положение кисти, при котором ладонь на ручке гири обращена вниз; 2)захват снизу — положение кисти, при котором ладонь на ручке гири обращена вверх. Замах — подготовительное движение гири (гирь) по направлению, обратному основному движению. Дожим — подъем отягощения за счет силы мышц рук (включения) в заключительной фазе упражнения. Жим — подъем гири (штанги) от груди вверх усилием мышц рук и плечевого пояса. Жонглирование — упражнение с гирями на ловкость (вращение, подбрасывание гири и т. д.). Касание — ошибка при выполнении упражнений гиревого двоеборья (касание гирей помоста, касание свободной рукой туловища, пола и т. д.). Крест — удерживание гирь на вытянутых в стороны руках на уровне плечевых суставов. Легкая гиря — гиря, которая легче соревновательной (более 4-х кг). Мах — маятниковое движение гири в том или ином направлении. Наклон — сгибание туловища вперед или в сторону. Облегченная гиря — гиря, вес которой меньше соревновательной (не более 4-х кг). Основа элемента — подбрасывание гири в том или ином направлении (главное движение). Основной старт — наиболее удобная не фиксируемая стойка атлета с гирей (гирями) перед выполнением основной фазы (части) того или другого приема или упражнения. Общеразвивающие упражнения —упражнения, предназначенные для воспитания тех или иных физических качеств. Отклон — прогибание туловища назад. Остановка — кратковременное прекращение выполнения упражнения. Подводящие упражнения — отдельные части классических упражнений или специально подобранные упражнения, сходные по структуре движений с изучаемыми, применяемые при обучении технике. Подрыв — заключительное усилие (ускорение тяги) при подъеме двух гирь на грудь или при выполнении рывка. Подсед — быстрое сгибание ног во время выполнения упражнения, облегчающее подъем снаряда.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|