Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

 

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ Стукен Т.Ю.

«_____» _____________ 2011 г.

 

Рабочая программа дисциплины

«История и методология юридической науки»

цикл ФГОС ВПО М2.Б.03

входит в число обязательных дисциплин базовой части

 

к образовательной программе

по направлению подготовки «Юриспруденция»

квалификация «магистр»

 

Магистерская программа: 030900_01.68 «Политико-правовое администрирование»

Магистерская программа: 030900_02.68 «Правоохранительная деятельность»

Магистерская программа: 030900_03.68 «Корпоративное право»

Магистерская программа: 030900_04.68 «Частное право»

 

Направление подготовки Код направления подготовки Форма обучения
Юриспруденция 030900.68 заочная форма

 

г. Омск – 2011

 

Программа дисциплины «История и методология юридической науки»

Разработана:

Д.ю.н., профессором кафедры

теории и истории государства и права ________ В. В. Кожевниковым

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры теории и истории государства и права (протокол № 1 от 07 сентября 2011 г.)

 

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным и образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетом, осуществляющим профессиональную подготовку по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция»:

 

 

Декан юридического факультета ______________________М.С. Фокин


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины « История и методология юридической науки » являются;

- всесторонне развитие личности обучающегося;

- дать обучаемым углубленное по сравнению с вузовской программой знания по некоторым наиболее дискуссионным теоретико- правовым и историко-правовым проблемам современным юридической науки;

-формирование у обучаемых научного сознания, нацеленного на основе соответствующей подготовки на решение поставленных проблемных вопросов;

- повышение эффективности педагогической деятельности будущего преподавателя и ученого на основе понимания и использования знаний по данной учебной дисциплины;

- формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности в высшей школе;

- подготовка к прохождению производственной практике на кафедрах вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Дисциплина «История и методология юридической науки» преподается во 2 семестре и базируется на знаниях, достигнутых магистрами заочной формы обучения по итогам изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов 1-го семестра. Изучение дисциплины «История и методология юридической науки» ведется одновременно с такими дисциплинами, как «Сравнительное правоведение», «Юридическое образование в высшей школе», «Актуальные проблемы права» и другими, которые нацелены на формирование сходных компетенций выпускников, ориентированных на личностное развитие, научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Дисциплина «История и методология юридической науки» нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускника к педагогической деятельности. Дидактической основой для отработки методических навыков, выступает теоретический и практический материал изученных ранее и изучаемых одновременно во 2-м семестре профессиональных дисциплин.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Коды компетенций Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника Средства и технологии оценивания
       
ОК-1   Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву, закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания   Знает – -принципы методологии познания права;- -содержание всеобщего, общенаучного, частно-научных и специально –юридических методов; -методы теоретического и эмпирического познания права; -предмет и методологию сравнительного правоведения, его значимость для изучения права.   Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрац
  ОК-5     ПК -3   ПК-4   ПК-5     ПК- 11     ПК-12     ПК-13     ПК -14   Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом   .   Готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства     Способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления   Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению     Способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права     Способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне     Способность управлять самостоятельной работой обучающихся     Способность организовывать и проводить педагогические исследования     - классификации правовых семей, их отличительные особенности, - причины, пути, теории происхождения права; -научные подходы к пониманию права, его признаки, сущность и социальное назначение функции и формы; - особенности современной российской правовой системы., Умеет- -использовать знания методологии для изучения права; -анализировать роль сравнительного правоведения для познания права, его место в системе юридического образования, - оценивать различные теории происхождения права; -уяснять сущность права, его социальное назначение, функции и формы; -сформулировать особенности современной российской правовой системы. Владеет – -способностями и навыками использования полученных знаний для познания правовой действительности, - способностями критического осмысления позиций ученых по правовой проблематике. Пороговый уровень- знает основные положения данной учебной дисциплины. ;умеет использовать полученные знания для изучения правовой действительности. владеетдля этого соответствующими приемами и навыками   Знает- -степень разработанности соответствующей исследовательской проблемы; -методологические средства ее решения; -теоретическую и эмпирическую основы исследовательскойработы. Умеет- - сформулировать тему исследовательской работы; - разработать план разработки исследовательской работы - распределить среди членов коллектива обязанности, направленные на решение общей исследовательской проблемы. Владеет – - приемами и навыками проведения исследовательских работ; - способностями управлять коллективом при проведении исследовательских работ. Пороговый уровень - знает о необходимости проведения исследовательских работ, обусловленных общими научными интересами членов коллектива умеет организовать коллектив для качественного проведения исследовательских работ. владеет- способностью организовывать творческий коллектив для проведения исследования;   Знает- -объем своих должностных обязанностей; - принципы и требования законности и правопорядка; - механизмы обеспечения безопасности личности, общества, государства; Умеет- -использовать должностные обязанности для решения указанных целей; - оценивать уровень законности и правопорядка; -степень безопасности личности, общества,государства; Владеет- - для этого необходимой компетенцией; - комплексом необходимых навыков и умений. Пороговый уровень- - знает свои профессиональные возможности для обеспечения законности и правопорядка; -умеет использовать их на практике; - владеетдля этого навыками и умениями.   Знает- -методику выявления,раскрытия и расследования правонарушений; - меры возможного пресечения правонарушений, Умеет- - реализовывать методику на практике; - выбрать необходимую меру пресечения правонарушений; Владеет- - для этого соответствующим объемом знаний; - а также умениями и навыками. Пороговый уровень- -знаетспособы выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений; -умеетданные способыприменить на практике; - владеетдлярешения поставленных задач комплексом умений и навыков Знает- - сущность предупреждения правонарушений; - причины и условия их совершения; Умеет- -правильно определить необходимые меры предупреждения правонарушений, - различать причины и условия их совершения; -Владеет- - для этого соответствующими знаниями; - умениями и навыками по устранению причин и условий, способствующие совершению правонарушений. Пороговый уровень – - знаетобщетеоретические положения, касающиеся причин и условий, способствующих совершению правонарушений; - умеетих устранять; - владеетдля этого знаниями, умениями и навыками.     Знает- -объект и предмет научных исследований; -состояние теоретической базы по теме исследования; - состояние эмпирической базы по теме исследования; - совокупность методов, применяемых в научных исследованиях. Умеет- формулировать тему научного исследования; разрабатывать план научного исследования; сопоставлять выявленные теории, факты и накопленные сведения; дискутировать на тему исследования; применять необходимые методы исследования. Владеет способностью разрабатывать исследовательские проекты; способностью систематизировать собранный материал; способностью создавать исследовательский продукт(тезисы, доклад, статью, отчет) Пороговый уровень знает тематическое поле научных исследований; умеет собирать, использовать и обобщать необходимый теоретический и эмпирический материал; владеет способностью создавать научный продукт.   Знает- -содержаниесоответствующей юридической дисциплины; -формы проведения занятий; -критерии оценки знаний; - педагогические приемы активизации работы обучаемых Умеет- - в доступной форме излагать учебный материал; -на высоком уровне проводить учебные занятия в разнообразных формах; - правильно распределить время проведения занятия; -подготовить соответствующие методические материалы4; -подготовить план проведения занятий Владеет – способностью составить план проведения занятий; - способность подготовить методические материалы; - способностью правильно оценить знания обучаемых   Пороговый уровень знаетосновные требования, предъявляемые к проведениюзанятий; умеетиспользовать их при проведении занятий; владеетспособностями и навыками проведения учебных занятий в их разнообразных формах.   Знает- - формы и методы самостоятельной работы; - цели, достигающие при проведении самостоятельной работы; Умеет- -сформулировать задания самостоятельной работы; - контрольные вопросы данной работы; Владеет- -для этого необходимым уровнем знаний; - имеет соответствующий педагогический опыт. Пороговый уровень- - знает сущность самостоятельной работы; -умеетдля этого соответствующие качества; - владеет необходимыми навыками и умениями.     Знает- -способы организации педагогических исследований, - методы их проведения; Умеет- -использовать способы организации педагогических исследований; - а также методы их проведения.; Владеет- -соответствующими умения и навыками; - методологическими приемами исследования. Пороговый уровень - знаетметодологиюпроведения педагогических исследований; - умеетреализовывать ее на практике; - владеетдля этого соответствующими профессиональными качествами     ионного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, зачет     Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, зачет   Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала Зачет     Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, зачет     Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, зачет   Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, зачет   Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, зачет   Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, зачет   Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, зачет  

 

 

4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы; 108 часа.

Раздел дисциплины, содержание Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего в том числе Всего в том числе
    Лекции Практические занятия Интерактивные практич. занятия   Курсовая работа (проект) Индивидуальные задания Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену
Модуль 1                  
Модуль 2.                  
Модуль 3.                  
Модуль 4.                  
Итого                

Форма промежуточного контроля: зачет

 

4. Содержание дисциплины

 

Модуль 1. Методология юридической науки.

Теория права как методологическая наука. Понятие метода и методологии изучения права. Принципы и требования методологии права. Монизм и плюрализм в правоведении. Классификация методов познания права. Всеобщий философский, общий, частно- научные и специально- юридические методы правоведения. Соотношение логического и исторического методов познания правовой действительности. Теоретические и методологические функции понятий и категорий правоведения. Методы сбора и обобщения единичных фактов. Методы теоретического познания права. Аксиологический подход. Синергетика. Метод семиотики.

 

 

Модуль 2 Современная юридическая наука об истории становления

и развития правовых систем

Понятие сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины. Научно –познавательная, практико- прикладная и учебно- воспитательная роль сравнительного правоведения. Формирование и развитие сравнительного правоведения. Практические цели сравнительного правоведения.

Предмет сравнительного правоведения. Соотношение сравнительного правоведения с общей теорией права, историей права, другими юридическими науками. Сравнительное правоведение и международное право. Методология сравнительного правоведения. Сравнительно- правовой метод как частно- научный метод юридической науки. Основные виды исследований сравнительного правоведения Диахронное и синхронное сравнение. Внутреннее и внешнее сравнение. Микро- и макро сравнение. Универсальное(глобальное) сравнение. Нормативное и функциональное сравнение.Объекты сравнительно – правовых исследований.

Правовая система – основное понятие сравнительного правоведения. Правовая семья. Правовая карта мира. Классификация правовых семей. История становления и развития романо-германской, англо- саксонской, мусульманской и индусской правовых семей, их особенности.

.

.

Модуль 3. Историческое развитие представлений о праве в современном правоведении.

Система нормативного регулирования общественных отношений в первобытно- общинном строе: нормы обычаев, традиций, религии, морали, табу и др. Причины и пути происхождения права. Теоретические концепции о происхождении права.

Право как многоаспектное понятие. Позитивное и естественное право. Объективное и субъективное право.Право человека и гражданина. Узкое и широкое понятие права.

Развитие представлений о праве. Теория естественного права. Реалистическая школа права. Теория солидаризма. Психологическая теория права. Историческая школа права. Социологическая теория права. Нормативная теория права. Материалистическая (классовая) теория права.

Признаки права. Сущность, социальное назначение права.. Функции и формы права.

Достоинства и недостатки нормативного, социологического,психологического и философского подходов к пониманию права. Интегративный подход к пониманию права.

 

 

Модуль 4. Проблемы современного национального права в юридической науке

 

Проблема различия права и закона. Источники современного российского оправа. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ

Проблемы соотношения внутригосударственного и международного права..Проблемы формирования правового государства в России.Особенности российской правовой системы переходного периода.

 

5.Темы лекций

 

1.Методология познания правовой действительности. (2 часа)

2. Проблемы возникновения и развития права (2 часа);

3. Особенности современной российской правовой системы(2 часа).

 

6.Темы и планы семинаров

 

Модуль 1.Методология юридической науки.

Тема 1. Понятие методологии юридической науки (2 часа)

1. Метод и методология юридической науки, их соотношение.

2. Принципы методологии юридической науки.

3. Требования, предъявляемые к методологии юридической науки.

4. Монизм и плюрализм в правоведении

Тема 2 Методы познания правовой действительности (2час).

1. Понятие метода познания правовой действительности.

2. Классификация методов познания права.

.3 Характеристика всеобщего философского метода.

4. Общий, частно- научные и специально- юридические методы.

 

Литература

Пермяков Ю. Е. Позитивистские и метафизические начала в философском познании права // Право и политика. 2007. № 7;

Ветютнев Ю.Ю. О некоторых философских основаниях исследования государственно-правовых закономерностей. // Философия права. 2003. № 1;

Петровский Н.Н. Метод аналогии в современной методологии права. // Философия права. 2007. №2;

Саврасова Ю..В. Особенности герменевтитического подхода к пониманию исторического текста /\Философия права. 2007. № 2;

Баранов В. М.,Першин В.Б., Баранова М.В. Место и роль метода материалистической диалектики в юридических исследованиях // Философия права. №3;

Ефимов Ю. И., Макаров В.В. Отношение философского способа познания к другим формам исследования права// Философия права. 2000. №1

Кожевников В.В. Методология и история права. В 2-х частях.Ч. 1. Омск,2008;

Брызгалов А.И. О некоторых теоретико- методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Гос. и право.2004. № 4;

Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Гос. и право. 2002. №4;

Демидов Н.Г О методологической ситуации в правоведении //Правоведение. 2001. №4;

Шундяков К.В. Инструментарий теории права - перспективое направление научного исследования // Правоведение. 2002. №24

Суслов В.В. Герменевтика права // Правоведение. 2001. №5

 

Модуль 2 Современная юридическая наука об истории становления и развития правовых систем

 

Тема 1 Проблемы сравнительного правоведения(2часа).

 

1. Понятие сравнительного правоведения, его объект, предме, цели и функции.

2.История становления сравнительного правоведения.

3. Методология сравнительного правоведения.

4. Виды сравнений.

 

Литература

Малько А. В., Саломатин А. Ю. Сравнительное правоведение в российском юридическом образовании // Гос. и право. 2011. № 2;

Григорян Г. М. К вопросу о соотношении правовых систем // Философия права. 2007. №5;

Богдановская И.Ю. Понятие источника права в правовой доктрине стран «общего права»// Право и политика. 2007 №1;

Кожевников В.В. Методология и история права. В 2-х. частях.Ч. 1. Омск,2008;

Бобылев А.И., Минниахметов Р.Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества //Гос. и право. 2004. №7;

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2003;

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. м..1996;

Давид Р.Основные правовые системы современности. М, 1988;

Егоров А.В.. Правовая семья как объект сравнительного правоведения // Правоведение. 2005.№ 2;

Бугаева Е.А. Место и роль закона в правовых системах современности // Юрист.. 20000. № 3;

Козлихин И.Ю. Мусульманское право // Правоведение.2011.№3;

Кресин А.В. Сравнительное правоведение: опыт и проблемы преподавания // Правоведение.2011№4.

 

Модуль 3. Историческое развитие представлений о праве в современном правоведении.

Тема 1Проблемы понятия права, его сущности и социального назначения(2 часа).

1.Характеристика научных подходов к правопониманию.

2. Признаки права1.

3. Сущность, социальное назначение и функции права.

4 Формы (источники) права.

Литература

 

Васильева Т.А. Актуальные вопросы судебного прецедента как источника права // Право и политика. 2007. №7;

Шевырин Е.К. Государственно-правовое регулирование общественных отношений: к вопросу о понятии права и политики / Право и политика. 2008. №3;

Рассказов Л.П., Упоров И. П. Естественное и позитивное право в контексте общего развития // Философия права. 2000 №1;

Мордовцев А.Ю., Яхонтова Т. В. Идея социального правового государства в контексте либертарного правопонимания //Философия права. 2005. № 7;

Рудковский В. А. Теоретические проблемы источников права // Философия права. 2005. №7;

Рябко А.И., Василенко О. Н. Актуальные проблемы онтологии форм права // Философия права.2002. №2;

Зазаева Н.Б. Интеграция естественноправового и позитивистского правопонимания// Философия права. 2005. №44

Швандеров А. Р. К вопросу о рефлексивной природе права. /\Философия права. 2008. №3;

Рудковский В.А. Позитивизм и естественное право (философия права) в контексте современного правопонимания //философия права. 2008. №54

Тузов Н.А. Детерменация правопонимания и связь источниковтправа //Философия права. 2009. № 1;

Шепелев В. И. Право- основополагающая ценность нормативно- регулятивной системы гражданского общества // Философия права.2007.№3;

Гребенькова Г. В. Культурно- антропологические истоки права //Философия права. 2006. №44

Шалыгин Б.С. Становление права //Гос. и право. 2011. №5;

Кожевников В. В. Методология и история права. В 2-х частях.Ч.2. Омск,2009;

Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски решений. М.. 2001;

Толстик В.А. От плюрализма правопонимания к борьбе за содержание права // Гос. и право. 2004. №9;

Самигуллин В.К. Право и неправо // Гос. и право. 2002.№3;

Ромашов Р.А. Реалистический позитивизм: интегративный тип современного правопонимания // Правоведение. 2005 №1.

 

Модуль 4. Проблемы современного национального права в юридической науке.

 

Тема 1 Источники современного российского права (2часа)

 

1. Принципы системы нормативно- правовых актов в Российской Федерации

2. Дискуссия по вопросу об источниках права в Российской Федерации.

3. Нормативно – правовой акт как основной источник права.

4. Характеристика иных источников современного национального права.

5. Правовой прецедент: за и против..

 

Литература

Пашенцев Д.А. Генезис правовой системы России: проблемы методологии // Право и политика. 2008. №3;

Мамут Л. С. Государственно- правовое строительство в постсоветский период: достижения и трудности // Право и политика. 2008. №1;

Паулов П. А. Об особенностях правовой системы в россии // Право и политика. 2008. № 4;

Василенко Т.А. Судебный прецедент в деятельности высших российских органов правосудия // Право и политика. 2008. №5;

Хвалеев В.А. Трансформация правовой системы России в условиях глобализации // Философия права. 2008. №4;

Андреева О.А. Проблема взаимодействия права и морали в условиях изменяющейся России // Философия права. 2009. №3

Шипкова Л.В. Современное российское правоведение: типы рациональности в понимании права // Философия права. 2008. № 6;

Кожевников В. В. Методология и история права. В 2-х частях. Ч. 2.Омск,2009;

Баршиц И.Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права. 2001. № 2;

Богдановская И. Ю.Судебный прецедент-источник права? // Гос. и право. 2002. № 12;

Сорокин В.В.Правовая система и переходное время // Правоведение. 2002. №1;

Марченко М.Н. Международный договор как источник современного российского права // Вестник МГУ- серия «право»..2002. №14

Марков Ю.Г. Этика и право: проблемы единства. //Гос. и право.2011.№4;

Матейчикова М.С.Политическая модернизация в России и право. //Гос. и право.2011.№1;

Палий М.Л. Становление правовой системы современной России и перспективы // Философия права.2011.№5;

Небратенко Г.Г. Доктрина правовой семьи традиционного(обычного) права: современное состояние и перспективы модернизации// Философия права.2011.№5;

Мордовцев А.Ю. Особенности правопонимания в современной России: прошлое и современность // Философия права.2011.№3;

Сенякин И.Н. Система российского законодательства: состояние и перспективы его развития //Правоведение.2011.№2

 

Интерактивные практические занятия (6час)

- презентация учебной (учебники, учебные пособия) и научной литературы по всемукурсу;

- подготовка докладов и научных сообщений;

- их обсуждение;

- проведение научных семинаров на тему:1) «Методология современного правоведения». Примерный перечень обсуждаемых проблем: проблемы понятия методологии права, ее принципы, классификация методов, их характеристика; 2) «Источники российского права» с обсуждением вопросов о понятии источник права, особенности источников права современной России.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

 

Освоение дисциплины предполагает освоение теоретического материала, а также приобретение и отработку практических навыков. Знание теоретического материала проверяется во время сдачи зачета, который проходит в форме устного собеседования по указанным в перечне вопросам, Демонстрация, анализ и оценка практических заданий осуществляется, как правило, на семинарских занятиях. Практическое задание выполняется письменно в произвольной форме, однако оценивается, в первую очередь, презентация выполненного задания, умение вести дискуссию по предмету работы, отстаивать свою позицию. Положительным фактором служит участие в обсуждении заданий, демонстрируемых другими магистрами.

В случае невыполнения практических заданий в ходе семинарских занятий, их проверка и оценка переносится на зачет. Полнота и правильность выполнения задания определяется преподавателем в ходе собеседования. Оценка «зачтено» ставится, когда магистр свободно ориентируется в вопросах, составляющих содержание модулей, «незачтено» - при неправильных ответах на поставленные а также дополнительные вопросы.

 

Вопросы к зачету

1.Теория права как методологическая наука.

2. Понятие методологии познания права.

3. Принципы познания права.

4. Требования, предъявляемые к методологии права.

5. Всеобщий философский метод познания права.

6. Общий метод познания права.

7. Частно- научные и специально- юридические методы познания права.

8. Характеристика методов сбора и обобщения единичныхьфактов.

9. Методы теоретического познания права.

10. Аксиологический и синергетический методы познания права.

11. Метод семиотики и его возможности в изучении права.

12. Понятие сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины.

13. Роль сравнительного правоведения и его практические цели.

14. Историческое развитие сравнительного правоведения.

15. Предмет и методология сравнительного правоведения.

16. Характеристика основных видов исследований сравнительного правоведения

17. Понятие и структура правовой системы.

18. Классификация правовых семей.

19. Романо- германская правовая семья.

20. Англо- саксонская правовая семья.

21. Мусульманское и индусское право.

22. Социалистическая правовая семья.

23. Характеристика системы нормативного регулирования общественных отношений первобытно- общинного строя.

24. Причины и пути происхождения права.

25 Теоретические концепции происхождения права.

26. Право как многоаспектное понятие.

27.Характеристика научных подходов к понятию права.

28. Признаки права, его сущность

.29 Социальное назначение права.

30. Понятие и признаки форм (источников) права.

31 Функции права:: понятие, признаки и виды.

32. Соотношение права и закона в юридической науке.

33. Проблемы источников российского права.

34 Проблемы формирования правового государства в России.

35.Правовой прецедент как источник права: за и против.

36. Особенности правовой системы современной России

 

7. Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

Кожевников В.В. Методология и история права: учебное пособие в 2-х частях. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2008. Ч.1. – 3 экз., Ч.2. – 2 экз.

Кожевников В.В., Сенин И.Н.Сущность права и типы его понимания: монография. Омск, 2012. – 2 экз.

Бессонов Б. Н. История и философия науки. Учебное пособие. М.: ЮРАЙТ, 2010. - 395 с. http://www.biblioclub.ru/book/57924/

Дополнительная литература

Марченко М. Н. Источники права. М., 2005;

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) М., 2005;

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 1999;

Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995

Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2001;

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.,- 1996;

Алексеев С.С Право: азбука - теория- философия: опыт комплексного исследования. М., 1997;

Сырых В. М. Логические основания общей теории права.В 2-х томах. Т.1 Элементный состав. М., 2000.

Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма //Гос. и право.1997. № 1;

Синюков В..Н Российская правовая система: введение в общую теорию Саратов, 1994;

Синюков В. Н. Россия в Х1 веке: пути правового развития // Ежегодник российского права.М., 2001;

Самигуллин В.К. О системном подходе к освоению постсоветского права // Право и политика. 2004. № 10;

Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.

 

Электронные издания:

1.Лазарев В.В. Общая теория государства и права: учебник. М.,2010.Библиотека Гумер. www.gumer.info…/ Pravolazar index.php.

2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник М.,2010. www.twirpx.com/ file/1057;

3. Морозова Л.А.Теория государства и права:учебник. М.,2011.www.torrentino com/ torrents/ 800267.

8. Методические рекомендации (материалы).

8.1 Методические рекомендации(материалы) для преподавателя

Преподавание дисциплины «История и методология юридической науки» основано на сочетании традиционных и интерактивных методов. Широкое использование информационных ресурсов, постоянное обращение к ним в ходе проведения занятий требует оборудованной мультимедийными средствами аудитории. Кроме того, для успешной образовательной деятельности, демонстрации и привлечения библиотечных и правовых информационных ресурсов необходим доступ в Интернет.

Помимо изучения основной и дополнительной литературы, включенной в модули, необходимо регулярно отслеживать появление новых учебно – методических монографических источников информации по соответствующим теоретико- правовым и историко-правовым проблемам.. Оперативными источниками обновления научной и учебно-методической информации являются журналы «Государство и право», «Правоведение», «Право и политика» и другие юридические издания.

8.2. Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «История и методология юридической науки»

 

Тема, раздел Всего часов Задания для СРС Список литературы для подготовки Форма контроля
Модуль 1 Методология юридической науки     Изучение УМКД   Изучение темы по монографиям и статьям   Подготовка выступления на семинаре   Подготовка доклада по одному из вопросов семинара. УМКД «История и методология юридической науки» См. перечень литературы к модулю 1. Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем.   Оценивание выступления на семинаре.   Оценивание доклада на семинаре   Итоговый семестровый зачет  
Модуль 2. Современная юридическая наука об истории становления и развитии правовых систем.       Изучение темы по монографиям и статьям   Подготовка выступления на семинаре   Подготовка доклада по одному из вопросов семинара.   УМДК «История и методология юридической науки»   См. перечень литературы к модулю 2.   Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем   Оценивание выступления на семинаре.   Оценивание доклада на семинаре Итоговый семестровый зачет
Модуль 3.История развития представлений о праве в современном правоведении.   Изучение темы по монографиям и статьям   Подготовка выступления на семинаре   Подготовка доклада по одному из вопросов семинара. УМДК «История и методология юридической науки»   См. перечень литературы к модулю 3. Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем. Оценивание выступления на семинаре. Оценивание доклада на семинаре Итоговый семестровый зачет
Модуль 4.Проблемы современного национального права в юридической науке     Изучение темы по монографиям и статьям   Подготовка выступления на семинаре     УМДК «История и методология юридической науки» См. перечень литературы к модулю 4. Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем Оценка содержания и демонстрации фрагмента УМКД. Анализ оценочного средства результатов образования. Итоговый семестровый зачет

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История в картинах: отец Бюхель и Перечни Зим Лакота | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных