Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функциональные подсистемы информационных систем.




Функциональная подсистема – это часть системы, выделенная по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам управления. Каждая подсистема содержит замкнутый контур управления, состоящий из управляющего субъекта и объекта управления, взаимодействующих между собой с помощью управляющих воздействий и обратной связи, и имеет внешние информационные входы и выходы, внутреннюю замкнутую информационную систему, круг задач, решаемых в процессе управления объектом. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.).

Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Функциональные подсистемы могут строиться по различным принципам:

• предметному;

• функциональному;

• проблемному;

• смешанному (предметно-функциональному).

Так, с учетом предметной направленности использования экономической информационной системы в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами:

• управление сбытом готовой продукции;

• управление производством;

• управление материально-техническим снабжением;

• управление финансами;

• управление персоналом.

При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали. Примеры представлены в табл.

 

Для реализации функций управления выделяют следующие подсистемы:

• планирование;

• регулирование (оперативное управление);

• учет;

• анализ.

Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например решение, задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде локальных

информационных систем, импортирующих данные из корпоративной информационной системы (например, система бизнес-планирования на основе ППП Project-Expert), или в виде специальных подсистем в рамках корпоративной экономической информационной системы (например, информационной системы руководителя).

На практике чаще всего применяется смешанный предметно-функциональный подход, согласно которому построение функциональной структуры экономической информационной системы – это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также характеру выполняемых функций управления.

Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей

структуре экономической информационной системы предприятия.

Функциональный принцип:

• перспективное развитие (ПР);

• технико-экономическое планирование (ТЭП);

• бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности (БУ и АХД).

Предметный принцип (подсистемы управления ресурсами):

• техническая подготовка производства (ТПП);

• управление основным производством (УОП);

• управление вспомогательным производством (УВП);

• управление качеством продукции (УКП);

• управление материально-техническим снабжением (УМТС);

• управление реализацией и сбытом готовой продукции (УС);

• управление кадрами (УК).

Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.

 

 


Жизненный цикл ИС

Реализация любого проекта создания, приобретения или модернизации существующей информационной системы тесно связана с понятием жизненного цикла экономической информационной системы. Жизненный цикл начинается с момента принятия решения о создании информационной системы и завершается после полного прекращения ее эксплуатации.

Основными этапами жизненного цикла являются: анализ и планирование; проектирование; реализация; внедрение; сопровождение.

1. Анализ и планирование предполагают системное исследование предметной технологии (предметной области) применительно к объекту автоматизации (поскольку, например, технологии ведения бухгалтерского учета на предприятиях бюджетной сферы, в коммерческих компаниях или кредитных учреждениях имеют существенные различия). В результате этого этапа выявляются основные недостатки существующей предметной технологии, на основе которых формулируются цели и приоритеты совершенствования системы управления этим экономическим объектом, и ставится задача определения экономически обоснованной необходимости автоматизации определенных функций управления, т.е. создается технико-экономическое обоснование проекта.

После определения этой потребности возникает проблема выбора направлений совершенствования объекта на основе выбора программно-технических средств. Результаты оформляются в виде технического задания на проект, в котором отражаются технические условия и требования к экономической информационной системе и ограничения на ресурсы проектирования. Требования к экономической информационной системе определяются в терминах функций, реализуемых системой, и предоставляемой ею информацией.

2. На этапе проектирования (системного синтеза) разрабатывается в соответствии со

сформулированными требованиями состав автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и обеспечивающих подсистем (системная архитектура). Проектирование предполагает не только создание контуров ЭИС, но и выработку предложений по улучшению существующего бизнеса компании.

На этом этапе создаются прототипы новой системы, реализованные в форме функциональных, информационных и имитационных (динамических) моделей. Такой подход позволяет еще до начала создания информационной системы провести ряд важных согласований с ее заказчиком (будущим пользователем). Завершается этап оформлением и утверждением технического проекта ЭИС.

3. Реализация связана с разработкой информационной системы, апробированной на моделях и согласованной с заказчиком. Предполагает разработку и настройку программных модулей, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта.

4. Внедрение – ввод системы в действие, предусматривающий установку и включение аппаратных средств, инсталлирование программного обеспечения, загрузку баз данных, тестирование и комплексную отладку подсистем ЭИС, обучение персонала работе в новых условиях, поэтапное внедрение ЭИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ЭИС.

5. Сопровождение (эксплуатация) экономической информационной системы предполагает сбор рекламаций и статистики о функционировании ЭИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации отдельных компонентов ЭИС и ее выполнение (повторение стадий 2–5).

Важной чертой жизненного цикла экономической информационной системы является его повторяемость. Это соответствует представлению об экономической информационной системе как о развивающейся, динамической системе. При первом выполнении стадии «Реализация» создается рабочий проект экономической информационной системы, а при повторном выполнении осуществляется модификация проекта для поддержания его в актуальном состоянии.

Рассмотренная схема жизненного цикла экономической информационной системы условно включает в свой состав только основные процессы, реальный набор которых и их разбиение на технологические операции в значительной степени зависят от выбираемой технологии разработки системы.

Создание экономических информационных систем может осуществляться по двум вариантам.

Первый вариант предполагает, что этой работой занимаются специализированные фирмы (системные интеграторы), имеющие профессиональный опыт разработки и сдачи «под ключ» экономической информационной системы конкретной предметной области (бухгалтерский учет, автоматизация банковских операций и т.п.). В дальнейшем такие фирмы берут на себя функции сопровождения поставленных программных средств и систем.

Второй вариант создания экономической информационной системы предполагает, что проектированием и разработкой занимаются проектировщики-программисты, находящиеся в штате предприятий и организаций, где осуществляется переход на использование новых технических средств, создаются новые информационные технологии и системы.

В каждом из этих случаев проектировщики и потенциальные пользователи экономической информационной системы (заказчики) сталкиваются с рядом взаимосвязанных проблем:

• Проектировщику сложно получить исчерпывающую информацию для оценки формулируемых заказчиком требований к новой информационной системе или технологии.

• Заказчик нередко не имеет достаточных знаний о проблемах автоматизации обработки данных в новой технической среде, чтобы судить о возможности реализации тех или иных инноваций. В то же время проектировщик сталкивается с чрезмерным количеством подробных сведений о проблемной области, что вызывает трудности моделирования и формализованного описания реализуемых в новых условиях информационных процессов, решения функциональных задач.

• Спецификация проектируемой системы, отраженная в комплексе технических и договорных документов, из-за большого объема и обилия специальных технических терминов часто непонятна заказчику, а чрезмерное ее упрощение не может удовлетворить специалистов, создающих систему.

С помощью известных аналитических методов можно разрешить некоторые из перечисленных проблем, однако радикальное решение дают только современные структурные методы, среди которых центральное место занимает методология структурного анализа.

Структурным анализом принято называть метод исследования системы, который начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней. Структурный анализ предусматривает разбиение системы на уровни абстракции с ограниченным числом элементов на каждом из уровней (обычно от 3 до 6–7). На каждом уровне выделяются лишь существенные для системы детали. Данные рассматриваются в совокупности с операциями, выполняющимися над ними. Используются строгие формальные правила записи элементов информации, составления спецификации системы и последовательное приближение к конечному результату.

Современные индустриальные подходы к анализу и проектированию информационных систем, связанные с использованием структурного анализа, прототипов и моделей, создают условия для активного привлечения пользователя к процессу разработки. Для этого созданы технологии и программные средства, позволяющие не только выполнять начальные этапы жизненного цикла информационной системы в минимальные сроки, но и оформлять проектную документацию в форме, понятной не только узкому кругу специалистов-разработчиков, но и специалистам конкретной предметной области – будущим пользователям автоматизированной информационной системы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных