Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Занятие 38. Обработка резанием: понятие о допусках, посадках, шероховатости поверхности.




Понятие о допусках

При изготовлении и ремонте деталей их размеры должны быть выдержаны в соответствии с чертежом. Это необходимо для нормальной работы механизма, правильного взаимоположения деталей при сборке и взаимозаменяемости. Под взаимозаменяемостью подразумевается возможность сборки узлов и механизмов без дополнительной подгонки или доводки деталей.

Однако выполнить деталь абсолютно точно невозможно, поэтому ее размеры всегда будут отличаться от размеров, предусмотренных чертежом (номинальных размеров), хотя бы и на весьма малые величины.

Рассмотрим пример.

В мастерской изготовили 10 болтов одинаковой длины. При измерении длины болтов миллиметровой линейкой установили, что она одинакова. Когда же измерили длину этих же болтов штангенциркулем ШЦ-I, у которого точность измерения до 0,1 мм, выявили разницу в размерах этих болтов, выраженную несколькими десятыми долями миллиметра.
Если после тщательной подгонки измерить длину болтов штангенциркулем ШЦ-II, у которого точность отсчета 0,05 мм, вновь обнаружим разницу в размерах, но уже в сотых долях миллиметра.
Практически нельзя обеспечить точное совпадение размеров одинаковых деталей без отклонений. Поэтому для каждого изделия в зависимости от назначения устанавливают определенное отклонение.
Размер, полученный в результате измерения изготовленной детали, называется действительным.

Действительные размеры, полученные при измерении

а — линейкой; б — штангенциркулем.

Основной размер, указанный на чертеже и обозначенный целым числом, называется номинальным.
Действительный размер готовой детали всегда больше или меньше номинального.

Графическое изображение размеров

Разность между действительным и номинальным размерами называется отклонением.
В нашем примере оно составляет 0,2 мм.
30,2 мм (действительный размер) — 30мм (номинальный размер) = 0,2 мм (отклонение)

На чертежах за номинальным размером со знаком «+» (плюс) указывают верхнее, положительное отклонение, а со знаком «—» (минус) нижнее, отрицательное отклонение.

Условное обозначение отклонений

Пусть на чертеже указаны номинальный размер (60 мм) детали, действительный размер с верхним отклонением +0,4 мм, с нижним отклонением — 0,5 мм. На чертеже такой размер указывают 60+0,4-0,5.
По таким данным чертежа, наибольший предельный размер 60,4 мм. Пригодна деталь с размерами: 60,1 мм, 60,2 мм, 60,3 мм, 60,4 мм. Деталь с размером 60,5 мм не соответствует заданным условиям чертежа. Наименьший предельный размер 59,5 мм.

Предельные отклонения размеров

Допуск — это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.

Графическое изображение допуска

В нашем случае допуск составляет 0,9 мм.
60,4 мм (наибольший предельный размер) — (минус) 59,5 мм = 0,9 мм (наименьший предельный размер) (разность).

Если верхнее и нижнее отклонения одинаковы, на чертеже размер указывают так: 45±0,2.
Это означает, что наибольший предельный размер 45,2 мм,
а наименьший предельный размер 44,8 мм. Допуск, или допуск на изготовление, составит 0,4 мм.
45,2-44,8 = 0,4 мм.
Вы познакомились с основными понятиями о допусках.
Выдержать допуски особенно необходимо при изготовлении деталей, поверхности которых должны соединяться (сопрягаться), например шпонка и паз на валу, шпиндель и втулка сверлильного станка.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какой размер считают действительным?

2. На чертеже проставлен размер 76+0,5-0,1. Какой из этих размеров номинальный?

3. Назовите размеры и их величины, если на чертеже проставлено 64+0,4-0,2.

4. Чему равно отклонение, если действительный размер 44,4 мм, а номинальный 44 мм.

5. На чертеже проставлен размер 60+0,2-0,1. Чему равен допуск?

6. Что такое допуск?


Понятие о посадках.

На современных заводах станки, автомобили, тракторы и другие машины изготовляются не единицами и даже не десятками и сотнями, а тысячами. При таких размерах производства очень важно, чтобы каждая деталь машины при сборке точно подходила к своему месту без какой-либо дополнительной слесарной пригонки. Не менее важно, чтобы любая деталь, поступающая на сборку, допускала замену ее другой одного с ней назначения без всякого ущерба для работы всей готовой машины. Детали, удовлетворяющие таким условиям, называют взаимозаменяемыми.

Взаимозаменяемость деталей — это свойство деталей занимать свои места в узлах и изделиях без всякого предварительного подбора или подгонки по месту и выполнять свои функции в соответствии с предписанными техническими условиями.

Две детали, подвижно или неподвижно соединяемые друг с другом, называют сопрягаемыми. Размер, по которому происходит соединение этих деталей, называют сопрягаемым размером. Размеры, по которым не происходит соединения деталей, называют свободными размерами. Примером сопрягаемых размеров может служить диаметр вала и соответствующий диаметр отверстия в шкиве; примером свободных размеров может служить наружный диаметр шкива.

Для получения взаимозаменяемости сопрягаемые размеры деталей должны быть точно выполнены. Однако такая обработка сложна и не всегда целесообразна. Поэтому техника нашла способ получать взаимозаменяемые детали при работе с приближенной точностью. Этот способ заключается в том, что для различных условий работы детали устанавливают допустимые отклонения ее размеров, при которых все же возможна безукоризненная работа детали в машине. Эти отклонения, рассчитанные для различных условий работы детали, построены в определенной системе, которая называется системой допусков.

Зазоры и натяги

Если деталь с отверстием насадить на вал с диаметром , т. е. с диаметром при всех условиях меньше диаметра отверстия, то в соединении вала с отверстием обязательно получится зазор, как это показано на рис. 70. В этом случае посадка называется подвижной, так как вал сможет свободно вращаться в отверстии. Если же размер вала будет т. е. всегда больше размера отверстия (рис. 71), то при соединении вал потребуется запрессовать в отверстие и тогда в соединении получится натяг.

 

 

 

На основании изложенного можно сделать следующее заключение:
зазором называют разность между действительными размерами отверстия и вала, когда отверстие больше вала;
натягом называют разность между действительными размерами вала и отверстия, когда вал больше отверстия.

Посадки и классы точности

Посадки.

Посадки разделяются на подвижные и неподвижные. Ниже приводим наиболее применяемые посадки, причем в скобках даются их сокращенные обозначения.


Классы точности.

Из практики известно, что, например, детали сельскохозяйственных и дорожных машин без вреда для их работы могут быть изготовлены менее точно, чем детали токарных станков, автомобилей, измерительных приборов. В связи с этим в машиностроении детали разных машин изготовляются по десяти различным классам точности. Пять из них более точные: 1-й, 2-й, 2а, 3-й, За; два менее точные: 4-й и 5-й; три остальные — грубые: 7-й, 8-й и 9-й.

Чтобы знать, по какому классу точности нужно изготовить деталь, на чертежах рядом с буквой, обозначающей посадку, ставится цифра, указывающая класс точности. Например, С4 означает: скользящая посадка 4-го класса точности; Х3 — ходовая посадка 3-го класса точности; П — плотная посадка 2-го класса точности. Для всех посадок 2-го класса цифра 2 не ставится, так как этот класс точности применяется особенно широко.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных