ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Регламентация деятельности органов прокуратуры иными ФЗ.Указы Президента РФ. Постановления Конституционного Суда РФ по вопросам деятельности прокуратуры. Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ. Вопрос 1. Основные компоненты правовых основ деятельности прокуратуры определены в ст. 3 Закона о прокуратуре, где установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, а также международными договорами РФ. В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) прокуратура относится к исключительному ведению РФ. Поэтому все иные средства и способы нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия закону недействительны и не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном порядке. В ст. 129 Конституции РФ определены общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ. Согласно этой статье прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов федерации РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Вопрос 2. В соответствии с ч. 5 ст. 129 КРФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ. В настоящее время действует Закон о прокуратуре от 17.01.1992 г. № 2202-1. Раздел 5 Закона о прокуратуре впервые в российском законодательстве содержит детальную регламентацию особенностей государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры. Законодательством определен специальный порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. Закон о прокуратуре указывает, что прокуроры, будучи представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства, как и их близкие родственники, а также имущество. Порядок и условия осуществления такой защиты прокуроров определяются ФЗ от 20.04.1995 г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативно правовыми актами. Особое внимание уделено законодательной регламентации порядка прохождения службы, перевода, а также поощрений работников и привлечения их к дисциплинарной ответственности, оснований и порядка прекращения службы, порядка материального и социального обеспечения работников прокуратуры, мер правовой и социальной защиты прокуроров. В разделе 6 впервые в законодательстве в рамках единого закона определены особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры. В нем содержатся нормы, устанавливающие структуру военной прокуратуры (ст. 46), особенности полномочий военных прокуроров (ст.47), кадровое, материальное и социальное обеспечение органов военной прокуратуры. Вопрос 3. Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях регламентируются соответственно УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ. Наиболее систематизированная и детализированная совокупность норм об организации, полномочиях и порядке деятельности прокуроров содержится в УПК РФ. Нормы о прокурорском надзоре за исполнением законов закрепляются нередко в отдельных федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Тем самым законодателем подчеркивается повышенная значимость прокурорского надзора в связи с видом деятельности государственных и иных органов в соответствующих сферах правовых отношений. Специальными ФЗ регламентируются задачи, полномочия и порядок деятельности прокуроров в отдельных сферах правовых отношений, где ввиду их специфики прокурор является, по существу, единственным «внешним» гарантом законности. К их числу относится, например, ФЗ от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Вопрос 4. Прокуроры руководствуются в своей деятельности указами Президента РФ, соответствующими Конституции РФ, а также создающими правовой механизм действия конкретных норм ФЗ. Так, Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18.04.1996 г. №567, регламентируются полномочия прокуроров, основные направления и формы координации ими указанной деятельности. О подобном порядке утверждения названного Положения содержится прямое указание в ст. 8 Закона о прокуратуре. Аналогичным образом решается в Законе о прокуратуре и вопрос о классных чинах прокурорских работников. В ст. 41 определено, что прокурорам, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. В этой же статье установлено, что порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ. Названное Положение утверждено Указом Президента РФ от 30.06.1997 г. № 659. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных ФЗ (ст. 3 Закона о прокуратуре). Тем самым подчеркивается федеральный характер прокуратуры как целостной государственно-правовой структуры. Вместе с тем и из предмета ведения прокуратуры иными законами или иными нормативными правовыми актами не могут быть изъяты возложенные на нее функции, не могут быть сужены сферы правовых отношений, в которых в соответствии с законами осуществляется прокурорский надзор, иные функции прокуратуры.
Вопрос 5. Правовую основу организации и деятельности прокуратуры РФ составляют постановления Конституционного Суда РФ по вопросам, непосредственно связанным с построением, функциональным содержанием деятельности органов прокуратуры, реализацией принципов подчиненности и подотчетности должностных лиц прокуратуры, включая Генерального прокурора РФ, а также по иным аспектам. К наиболее принципиальным относится ряд постановлений Конституционного Суда РФ, непосредственно связанных с правовой регламентацией организации и деятельности органов прокуратуры. В их числе постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 г. №17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела». Вопрос 6. В постановлениях Государственной Думы, принятых ею в соответствии с компетенцией, установленной КРФ (ст. 103), содержатся нормы, прямо устанавливающие, определяющие различные аспекты организации и деятельности прокуратуры, которые также непосредственно входят в состав правовых основ организации и деятельности прокуратуры в качестве их обязательного элемента. Согласно Конституции РФ Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению КРФ, включая объявление амнистии (п. «е» ч. 1, ч. 2 ст. 103). В регулярно принимаемых палатой парламента постановлениях об амнистии содержатся нормы, возлагающие на прокуратуру полномочия по реализации ею своих конкретных функций, установленных Законом о прокуратуре, включая функцию участия в законотворческой деятельности. Возложение на прокуратуру постановлением Государственной Думы мер о проведении определенных действий согласно установленной компетенции является для нее обязательным в той мере, в какой такие постановления соответствуют Конституции РФ и ФЗ. Вопрос 7. В Законе о прокуратуре перечислены определенные положения и правила, касающиеся вопросов обеспечения прокурорских работников, которые утверждаются Правительством РФ. Так, обеспечение форменным обмундированием прокурорских работников осуществляется по нормам, устанавливаемым Правительством РФ (п. 1 ст. 41.3 Закона о прокуратуре). Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством РФ по представлению Генерального прокурора РФ в процентном соотношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ, который составляет 80% должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Правительство РФ утверждает Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ, имеющим классные чины, их семьям (Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. №942). Типы и модели боевого стрелкового оружия, которым обеспечиваются прокуроры для личной защиты, устанавливаются Правительством РФ (ст. 45 Закона о прокуратуре). Вопрос 8. В соответствии с Законом о прокуратуре (п. 1 ст. 17) Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Регулируемые указанными актами вопросами охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры. Приказы Генерального прокурора РФ относятся к категории ведомственных нормативных актов. Они основываются на положениях Конституции РФ, Закона о прокуратуре и др. ФЗ, международных договоров РФ. Приказы Генерального прокурора РФ издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников, а именно: по общим вопросам организации надзора и управления в органах прокуратуры; по вопросам организации надзора за исполнением законов и др. Указания, как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры, являются нормативными актами общего характера, принимаемым по отдельным вопросам организации и деятельности прокуратуры, практики применения законов. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, о внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться как на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, так и на основании конкретных проверок. Распоряжения связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. С помощью положений регламентируется статус структурных подразделений аппарата Генеральной прокуратуры РФ, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Инструкции представляют собой систематизированную совокупность рекомендаций и предписаний, излагаемых в нормативной форме,определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядок хранения документов и пр. Нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры РФ систематизируются и периодически издаются. Отдельные тематические сборники систематизируются и комментируются НИИ Генеральной прокуратуры РФ. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ публикуются в журнале «Законность».
Тема 3: «Создание и развитие Российской прокуратуры». План: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|