ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).Выделив личностные качества социального педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм — способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, — переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования — умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам ребенка. В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет, такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам по сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает: чувство безопасности — принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности — принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности — закрепление себя в какой-то группе; чувство цели — определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности — уверенность в собственном профессионализме. Следующая группа качеств представляет психологические Характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности. Для социального педагога значимы определенные требования к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в трудных, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация всех внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы. Третья группа связана с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности. К четвертой группе качеств относятся: коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт); эмпатичность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком). Перечисляя личностные особенности социального педагога, нужно сказать, что они не являются общими для разных уровней и сфер социально-педагогической деятельности. Они зависят и от социально-политических, экономических особенностей государства и его культуры. Однако, в целом, пни задают профиль личности социального педагога. Базовые характеристики социального педагога включают в себя: – способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами – с другой; – способность выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; – умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; – умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; – способность сочувствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем; – умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.
Социальные педагоги и социальные работники – специалисты высшей квалификации – предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной помощи и защиты населения. В зависимости от профиля, специализации они могут работать непосредственно в жилом доме, на предприятиях и в учреждениях различных ведомств (школа, клиника, досуговый центр и др.) или специализированных учреждениях (отделение социальной помощи, детский дом, центр реабилитации, социальный приют, медико-психологическая консультация, «телефон доверия», центр занятости и трудоустройства и т.п.). Забота социального педагога (работника) распространяется на различные возрастные категории населения и направлена на активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности. Опираясь на практический опыт социальной работы, можно выделить следующие наиболее общие (базовые) характеристики социальных педагогов (работников) независимо от специализации: способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами – с другой; способность выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем; умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность. Таким образом, социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье и семейно-соседской общности, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной и профессиональной школе, в больнице, приюте, детском доме или интернате для престарелых, в исправительном учреждении социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, гуманных, нравственно и психологически комфортных отношений в социуме. Профессия современного социального педагога формировалась постепенно, базируясь на прогрессивных традициях отечественной педагогики, трансформируя на российскую почву все лучшее и рациональное из зарубежного опыта. Многолетний научно-практический поиск позволил отделить зерна от плевел, выявить общее и специфическое, создать наиболее приемлемую для современной социальной ситуации отечественную модель системы служб социальной поддержки населения. В деятельности социального педагога, сориентированной на работу со всеми категориями населения, с семьями (независимо от наличия у них проблем), приоритетное место принадлежит решению превентивно-профилактических задач. Он не ждет, когда к нему обратятся за помощью. Социальный педагог в этически допустимой форме сам выходит на контакт с семьей, личностью. Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, узнает о круге общения, условиях его жизни, моральном микроклимате, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы психологические, медицинские, правовые, экологические, решения которых осуществляются совместно с социальными работниками, специализирующимися по определенным профилям. Опыт показывает, что полноценное выполнение социальным педагогом диагностической функции позволяет на уровне семьи и личности обеспечить на раннем, превентивном уровне профилактику различного рода отклонений – нравственного, физического, психологического, социального плана. Это чрезвычайно важно, так как на протяжении многих лет собственно превентивной профилактике надлежащего внимания не уделялось, что не позволяло выявлять и устранять причины негативных явлений. Профессиональная готовность социального педагога Предлагается измерить по 10-балльной системе профессиональную готовность: – личностную готовность социального педагога; – процесс деятельности (в котором воплощаются теоретическая и технологическая готовность педагога); – результативность деятельности. Параметр «Личностная готовность» (Л). Личностные качества Л1. Гуманистическая профессиональная направленность: осознание самоценности человеческой личности, ее неповторимости и индивидуальности; признание личностного роста ребенка (воспитанника) как цель и назначение деятельности социального педагога; понимание принадлежности к определенной профессиональной общности, сознательное принятие избранной профессии, осознание личностной и социальной значимости профессии; понимание творческой природы деятельности социального педагога, требующей огромных нервно-психологических затрат, самосовершенствования. Л2. Уровень общей культуры: интеллектуальная активность, интеллигентность, обладание научно-гуманистическим мировоззрением; владение системой знаний и представлений о человеке как существе духовном и социальном, как личности и индивидуальности, о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества; эрудиция; умение анализировать современную политическую ситуацию, представление о роли и значении политических систем в жизни общества; умение анализировать основные социально-экономические и политические события; владение знаниями об информационных процессах в природе и обществе, об историческом многообразии культур и цивилизаций. Л3. Социальная зрелость: развитое чувство патриотизма; высокая гражданская ответственность; бескорыстие; активная гражданская позиция; стремление улучшать окружающий мир, приносить пользу. Л4. Коммуникативные качества: открытость, доброжелательность, чуткость, тактичность, скромность, внимательность, справедливость, деликатность, объективность, беспристрастность, чувство юмора, общительность; умение быть интересным для окружающих; готовность обеспечивать субъектную позицию клиента (воспитанника), не допускать унижения его достоинства при оказании ему различного вида помощи; умение строить взаимоотношения на основе диалога; владение техникой речевой деятельности. Л5. Организаторские способности и качества: организованность, деловитость, инициативность, требовательность, активность, умение доводить начатое дело до конца. Л6. Перцептивные и рефлексивно-аналитические качества: эмоциональная восприимчивость и чувствительность, отзывчивость, чувство эмпатии и рефлексии, сопереживание, интуиция, самокритичность. Л7. Креативность: исследовательский стиль; творческий характер собственной деятельности; потребность в самосовершенствовании, постоянном профессиональном творческом поиске. Л8. Состояние психического и физического здоровья: хорошее физическое и психическое здоровье, эмоциональная устойчивость, самообладание, выдержка, высокий эмоциональный тонус; осознание здоровья как ценности; владение методами саморегуляции, саморелаксации. Предлагается оценить в количественных показателях проявление личностных качеств в профессиональной деятельности по 8 параметрам. 1. В полной мере обладает данными качествами, которые стабильно проявляются в деятельности: оптимальный уровень – 10–8 баллов. 2. Обладает необходимыми качествами, но в профессиональной деятельности они проявляются неустойчиво: допустимый уровень – 7–5 баллов. 3. Не обладает всеми указанными качествами, что осложняет профессиональную деятельность; имеющиеся качества проявляются слабо: критический уровень – 4–3 балла. 4. Не обладает большинством указанных качеств и не считает необходимым их развивать: недопустимый уровень – 2–0 баллов. По каждому из показаний личностной готовности следует определить среднее количественное значение: Параметр «Теоретическая готовность» (Т). Уровень владения профессиональными знаниями Т1. Владение системой знаний о человеке как субъекте общественного процесса, о факторах, способствующих его личностному росту. Т2. Владение системой знаний о закономерностях психологического развития человека в онтогенезе; знание особенностей детей с отклонениями в развитии. Т3. Знание основ теории социальной педагогики, владение системой знаний о содержании, методах и формах социального воспитания детей и подростков, влиянии факторов социализации на развитие личности. Т4. Владение системой знаний о содержании, методах и формах социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения. Т5. Знание основ теории педагогической социологии. Т6. Знание основ мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ) системой социального воспитания детства. Т7. Знание основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детства, правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов. Т8. Знание основ социальной психологии, владение системой знаний о закономерностях общения. Т9. Знание сущности социально и личностно ориентированного взаимодействия. Предлагается оценить уровень владения теоретическими профессиональными знаниями в количественном измерении по каждому из 9 показателей. 1. Имеет глубокие знания, которые воплощаются в профессиональной деятельности: оптимальный уровень – 10–8 баллов. 2. В основном владеет знаниями, которые проявляются в профессиональной деятельности: допустимый уровень – 7–5 баллов. 3. Владеет знаниями, но бессистемно, затрудняется воплотить их в деятельности: критический уровень – 4–3 балла. 4. Слабо владеет знаниями, профессиональная деятельность ведется на «житейском» уровне: недопустимый уровень – 2–0 баллов. Следует определить среднее количественное значение: Параметр «Процесс деятельности социального педагога» (операционно-деятельностная, технологическая готовность) (Д). Д1. Реализация диагностической функции: знает и умеет применять на практике методики психолого-педагогической диагностики; умеет выявлять достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности; умеет ставить «социальный диагноз», изучать и реально оценивать особенности деятельности и обучения подростка, степень и направленность влияния на его личность микросреды, социальный статус ребенка в различных сферах деятельности и общения; умеет выявить причины отклоняющегося поведения детей и подростков, причины социального неблагополучия семьи; содействует выявлению особо одаренных детей; умеет выявлять детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития. Д2. Реализация прогностической функции: умеет программировать и прогнозировать процесс воспитания по мере развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывать помощь в саморазвитии и самовоспитании личности на основе технологии МПЦУ; умеет планировать собственную деятельность на основе глубокого анализа процесса воспитания и результата предыдущей деятельности; умеет строить «дерево целей» профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы. Д3. Реализация организационно-коммуникативной функции: способствует включению общественности, населения микрорайона в воспитание подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты; сосредотачивает информацию о воспитательных воздействиях на воспитанника различных сил, учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье; формирует подлинно демократическую систему взаимоотношений в подростковой среде, а также в отношениях подростков и взрослых; умеет строить взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества. Д4. Реализация коррекционной функции: осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как в школе, так и со стороны семьи, социальной среды, через содержание воспитывающей деятельности, организацию взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, через преобразование позиции школьников; осуществляет коррекцию самооценки школьников, отношений к самому себе, при необходимости коррекцию статуса подростка в коллективе, группе сверстников; корректирует привычки, наносящие ущерб здоровью. Д5. Реализация координационно-организационной функции: умеет организовывать социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга; умеет включать детей в различные виды воспитывающей деятельности; умеет организовывать коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи; умеет быть участником совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем. Д6. Оказание индивидуальной поддержки и помощи воспитанникам: умеет оказать квалифицированную помощь ребенку в саморазвитии: самопознании, самоорганизации, самореабилитации, самореализации; умеет устанавливать доверительные отношения с ребенком. Д7. Реализация охранно-защитной функции: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи. Д8. Взаимодействие с семьями: умеет построить оптимальные взаимоотношения с семьями на основе сотрудничества, определять тип семьи, ее особенности; умеет выявлять причины неблагоприятного психологического климата в семье, ошибки семейного воспитания; знает условия семейного воспитания, основные задачи, функции, содержание семейного воспитания; умеет скорректировать отношения родителей к ребенку или ребенка к родителям, оказывает конкретную помощь в вопросах семейного воспитания; умеет оказать практическую помощь в выработке единых требований по отношению к ребенку; организует педагогическое просвещение семей, совместную деятельность по воспитанию детей. Предлагается оценить уровень и степень реализации функциональных обязанностей социального педагога в количественном измерении по каждому из 8 параметров. 1. В процессе деятельности указанные качества, знания, умения проявляются ярко, устойчиво: оптимальный уровень – 10–8 баллов. 2. В процессе деятельности указанные качества, знания, умения проявляются, но не в достаточной степени, неустойчиво: допустимый уровень – 7–5 баллов. 3. Недостаток знаний, умений создает проблемы в процессе профессиональной деятельности: критический уровень – 4–3 балла. 4. Знания, умения бессистемны, процесс деятельности ведется на «житейском» уровне: недопустимый уровень – 2–0 баллов. Следует определить средний показатель операционно-деятельностной готовности: Параметр «Результативность деятельности социального педагога» (Р). Р1. Личностный рост воспитанника: мотивационная готовность ребенка к самовоспитанию; активная субъектная позиция; развитие положительного потенциала личности ребенка; перевод негативных качеств личности в позитивные; сокращение «проблемного поля» личности, положительная динамика личностного развития воспитанника. Р2. Высокий уровень оказания индивидуальной помощи и поддержки ребенку: удовлетворенность клиента оказанной помощью; адекватность содержания, методов, форм воспитательного воздействия возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка, социальной ситуации развития личности в микросреде, своеобразию ее социально-психологических позиций; разработка своевременной программы деятельности всех воспитателей по оказанию помощи в развитии личности; представление детям возможности попробовать силы в разных отраслях творческой деятельности; помощь воспитаннику в самоорганизации, самореабилитации, самореализации на основе личностно ориентированного воздействия (может быть выражена в картах, программах личностно ориентированного взаимодействия); помощь в самовоспитании, составлении индивидуальных программ развития личности. Р3. Включенность детей и подростков в различные виды внеучебной воспитательной общественно полезной деятельности: наличие условий (соответствующей базы, кадрового обеспечения) для развития, самореализации личности ребенка через разнообразные виды и формы деятельности (клубы, кружки, секции, объединении и т.д.); возможность выбора интересующего вида деятельности; насыщение жизнедеятельности социально значимыми делами; расширение спектра предлагаемых полезных дел; организация КТД, развитие молодежных инициатив; создание банка данных молодежных и подростковых служб трудоустройства; участие в общественно полезных делах на основе добровольности, свободы выбора деятельности. Р4. Уровень нравственной воспитанности детей, подростков, взрослого населения, их отношение к базовым социальным ценностям: сформированность в микросреде среди подростков, семьях и ближайшем окружении социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентации и ценностей; создание благоприятного социально-психологического климата, высокого эмоционального тонуса; действенность системы обеспечения социальной помощи и защиты детей, подростков с целью преодоления социальной дезадаптации; формирование активной позиции подростков, которые проявляют чувство ответственности, гуманное отношение к живущим рядом с ними, умеют переключить интерес из сферы непосредственного потребления в сферу деятельности, реализовать способность к самореализации, самоутверждению; включение «трудных» подростков в схему новых коллективных отношений, позволяющих переориентировать их деятельность на созидающую Р5. Защищенность каждой личности в микросоциуме: перевод на новую систему работы комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних; широкое развитие и правовое обеспечение деятельности разнообразных самодеятельных детских, подростковых и молодежных неформальных организаций в социуме; реализация программы социально-педагогической помощи трудновоспитуемым детям и социально несостоявшимся семьям; наличие служб доверия, социально-психологических служб в микросоциуме. Р6. Обеспечение физического и психического здоровья детей и подростков: наличие условий для сохранения здоровья (спортплощадки, спортинвентарь и др.); сориентированность населения на здоровый образ жизни; оказание помощи в развитии способности к самореабилитации; создание служб социально-психологической помощи, валеологических служб, обеспечение медицинского контроля, системы медико-профилактических мер; диспансеризация населения; оказание социально-психолого-педагогической помощи инвалидам; наличие программ работы с инвалидами, наркоманами, алкоголиками, детьми с ослабленным здоровьем. Р7. Взаимодействие с семьями: систематическая связь с семьями; взаимодействие с семьями на основе сотрудничества; изменение позиции руководства семейным воспитанием на позицию оказания социально-психолого-педагогической помощи семье; признание приоритета семьи в воспитании ребенка; активное содействие восстановлению, укреплению семьи, установлению в ней межличностных контактов; выработка своевременных программ действий в решении проблем семейного воспитания. Р8. Социально-психологическая обстановка в микрорайоне: благоприятная социально-психологическая обстановка в микрорайоне, сформированность социально одобряемых коллективных норм и ценностей; своевременное выявление и нейтрализация лиц, групп лиц, семей, которые аморальным поведением оказывают криминальное влияние на несовершеннолетних; сокращение роста правонарушений в микрорайоне; создание сети комплексных профилактических служб социотерапевтической помощи семьям и подросткам группы риска; наличие пунктов, служб скорой социально-психолого-педагогической помощи, «телефонов доверия»; работа социально-педагогических консилиумов. Р9. Развитие самоуправления в микрорайоне, включенность населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне: демократическое управление воспитанием с приоритетом самоуправленческих начал; оптимальное соотношение официальных и неофициальных структур, их согласованность в действиях; представительство подростковых, молодежных формирований в управленческих органах микрорайонов; самостоятельность в планировании, финансово-хозяйственной, творческой деятельности, высокий уровень социальной ответственности жителей за состояние дел в микрорайоне. Предлагается оценить результативность деятельности в количественном измерении по каждому из 9 параметров. 1. Качественные характеристики результатов деятельности, качества, воплощаемые в содержании измеряемого параметра, проявляются полно, ярко: оптимальный уровень – 10–8 баллов. 2. Качества проявляются удовлетворительно, но не всегда устойчиво, хотя убедительно: допустимый уровень – 7–5 баллов. 3. Характеристики, качества проявляются незначительно: критический уровень – 4–3 балла. 4. Качества проявляются слабо или не проявляются: недопустимый уровень – 2–0 баллов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|