ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система непрерывного педагогического образования. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию.Потребность в непрерывном педагогическом образовании была присуща человечеству всегда, но длительное время не осознавалась. Древние люди, передавая свой опыт, осуществляли этот процесс всю сознательную жизнь. С возникновением языка, особенно письменности, когда появилась реальная возможность фиксировать и накапливать знания, когда отношения в обществе достаточно усложнились, возникла элита, способная создавать, накапливать и транслировать знания. Образование носило в значительной мере характер самообразования, и в этом смысле процессом непрерывного образования была охвачена лишь небольшая прослойка общества, оно было уделом немногих. По-видимому, истоки современных воззрений на непрерывное образование можно найти уже у Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки, Конфуция и других [1, 2]. Следующий важный шаг в развитии идеи непрерывного образования связывают с развитием книгопечатания, промышленной революцией, ростом требований общества к уровню квалификации его членов. Великий педагог Я.А. Каменский утверждал, что в жизни нет другой цели кроме учебы. В настоящее время возникает естественная необходимость дополнительного образования, которая и трансформируется в потребность в непрерывном образовании. Непрерывное образование объективно носит уже массовый характер. В некотором смысле произошло возвращение к начальному этапу развития человечества (непрерывное образование снова становится уделом всех), но уже на качественно ином уровне. В педагогическом образовании в связи с повышенной динамичностью образовательной среды феномен непрерывного образования приобретает еще более актуальное звучание: каждый учитель обязан работать над своим образованием всю жизнь. Есть и еще одна особенность педагогической профессии - она не очень обласкана нашим обществом сегодня, и поэтому ее представителям на вызовы образовательной среды отвечать труднее, необходимо более высокое личностное и профессиональное развитие. Личностное и профессиональное развитие учителя естественным образом разбивается на три периода - довузовский, вузовский и послевузовский, а образование, несомненно, связано с развитием. Поэтому, на наш взгляд, непрерывное педагогическое образование также необходимо разбить на три периода [3, 4]: довузовский (играет роль соответствующей закладки фундамента), вузовский (играет роль выращивания профессионала) и послевузовский (своеобразное формирование кроны). И в этом процессе педагогическому вузу уделена роль своеобразного садовника, для которого одинаково важны все три этапа профессионального и личностного развития педагога, и если нарушен хотя бы один из них, <растение> получается <ущербным>. Нами установлено, что успешность личностного и профессионального развития педагога определяют: уровень его актуального развития, особенности образовательной среды, уровень педагогической направленности и мотивированности. В многочисленных педагогических исследованиях показано, что корни педагогической мотивированности и направленности лежат в школе, и уровень их выраженности слабо меняется в период обучения в вузе [5]. Поэтому в Новокузнецком государственном педагогическом институте уделяется особое внимание поиску педагогически одаренных школьников, <выращиванию> у них педагогической мотивированности и направленности. Решению этой задачи способствовала система педагогических классов и гимназий города Новокузнецка, целенаправленная работа лабораторий и кафедр вуза, сотрудничество с образовательными учреждениями города и области. Это и школа будущего учителя, работающая в вузе на факультете педагогики и методики начального обучения уже многие годы. В результате проводимой работы удалось повысить уровень педагогической мотивированности и направленности студентов НГПИ на 25 %. Вузовская часть системы непрерывного педагогического образования представлена в первую очередь стандартными учебными планами и программами, кроме этого разрабатываются программы регионального характера, связанные с освоением культурных, этнических традиций, с воспитанием чувства <малой родины>. Это такие программы, как: краеведение, педагогическая риторика, культура коренных народов, фольклор и другие. Кроме этого, отвечая на образовательные запросы студентов, вводятся дополнительные специальности и специализации, расширяющие профессиональную мобильность и, как следствие, социальную защищенность будущих учителей (иностранный язык в начальной школе, основы речеведения, практическая психология, элементы журналистики, коррекционное и развивающее обучение, реклама). Стало уже азбучной истиной понимание того, что багажа, полученного в вузе, хватает на 3-5 лет работы. <Учитель живет до тех пор, пока учится, а как только он перестает учиться, в нем умирает учитель> [6]. Поэтому необходимо сформировать культуру самостоятельной деятельности и потребность в личностном и профессиональном росте, поскольку именно личное стремление к самосовершенствованию является мотором, который позволяет достичь тех высот, которые определены нам природой. В значительной мере эта задача решается через систему выполнения различных творческих проектов, курсовых и дипломных работ. Следующая важная веточка непрерывного образования связана с согласованием образовательных программ педвуза и педучилища, дающая возможность специалистам со средним профессиональным образованием получить со значительно меньшими издержками для себя и государства высшее педагогическое образование. Так, эксперимент, проводимый НГПИ и педучилищами области, позволил получить высшее педагогическое образование более чем 700 специалистам, сэкономив при этом каждому более 8,4 млн. руб. Необходимо отметить заметный рост уровня кадрового потенциала в педучилищах. Например, только в городе Ленинск-Кузнецком преподавателями педучилищ защищено пять кандидатских диссертаций, девять человек учится в настоящее время в аспирантуре. Послевузовская часть системы непрерывного образования сводится в основном к подготовке специалистов через аспирантуру и докторантуру. За последние пять лет преподавателями защищено около 50 кандидатских и 11 докторских диссертаций. К сожалению, следующий этап непрерывного образования - образование и переподготовка учителей технологически выведен из компетентности вуза, что отражает особенности ведомственной разобщенности и противоречий между ИУУ, ИПК и вузами. Поэтому мы ставим вопрос перед департаментом образования Кемеровской области о разумной коррекции технологии и этого этапа, о более широком участии в нем педагогических вузов. Содержание высшего педагогического образования. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога. Образование, и в первую очередь, высшее педагогическое, напрямую связано с развитием общества, которое сегодня переживает не легкие времена, однако именно образование способно стать фундаментом в становлении подлинно демократического и правового государства. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” подчеркивается: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за свою страну”. Стоит подчеркнуть, что таких людей могут взрастить и воспитать, дать достойное им образование учителя нового гуманитарного типа, обладающие целостным педагогическим сознанием. Высшее педагогическое образование долгое время ориентировано на социальную “заостренность” молодого специалиста, его способность формировать, в будущем, подрастающее поколение, “готовить” для страны всесторонне развитого ребенка. Однако сегодня изменились целевые ориентации в обществе, и высшее педагогическое образование не имеет права обходить проблему изменчивости мира, устаревания привычных форм, методов деятельности, преодоления стереотипов мышления. Как известно, до сих пор, в содержании современного педагогического образования господствует предметно-методическая парадигма. Общество получает учителя-предметника, работающего в рамках классно-урочной системы, но не умеющего оказывать влияние на процессы духовного становления ребенка. Вопрос о содержании высшего педагогического образования, в свете модернизации российского образования, является в настоящий момент одним из самых актуальных.
В дидактике существует несколько представлений о содержании образования. Одно из определений рассматривает содержание образования как педагогически адаптированные основы наук. Эта концепция направлена на приобщение человека к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в открытом обществе. Фактически человек выступает здесь как “производительная сила”, задача которой состоит в том, чтобы как можно больше усвоить. Это сциентическая точка зрения, которая абсолютизирует роль науки в системе человеческой культуры. Другое определение содержания образования представляет его как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены. Предполагается, что обладание ЗУН позволит человеку адекватно жить и действовать внутри существующей социальной культуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он обладал по возможности обширным кругом знаний и умел их применять. В этом случае требования к содержанию образования соответствующие: необходимо передать подрастающему поколению ЗУН по математике, физике, языкам и другим учебным предметам. Однако этого на самом деле недостаточно. То, что называют личностно-ориентированным образованием требует отказа от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащихся, ориентацию на всестороннее развитие, проблемное обучение, внимание к философскому осмыслению окружающего мира. Культурологическая концепция содержания образования, соответствующая установкам гуманистического мышления рассматривает его как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по своей структуре человеческой культуре (И. К. Журавлев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. В. Хуторской). В соответствии с данной концепцией содержание образования состоит из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности (знания); опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления (умения и навыки): опыта творческой деятельности (решение проблемных ситуаций); опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений. Эти элементы составляют структуру содержания образования и связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для последующего. Например, умения формируются на основе знаний, а творческая деятельность предполагает наличие знаний, умений и навыков в области творчества. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги. Все это окупается сторицей. Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в "недвижимость". Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал. Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|