ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КБДПЗ- компьютерный банк данных проектов законов.СОКРАЩЕНИЯ ГСПИ -государственная система правовой информации. ЕПК - Единый правовой классификатор Республики Беларусь. ИКТ -информационно-компьютерные технологии. КБДПЗ- компьютерный банк данных проектов законов. НРПА - Национальный реестр правовых актов РБ. НЦПИ - Национальный центр правовой информации РБ. ПЦПИ - публичные центры правовой информации. РЦПИ - региональные центры правовой информации. ЭБДПИ – эталонный банк данных правовой информации.
1. Основные принципы построения ГСПИ. Основные составляющие ГСПИ. Государственная система правовой информации Республики Беларусь, созданная на основе внедрения современных ИТ в правовую сферу. Названная система обеспечивает прежде всего условия для реализации права человека на получение полной, достоверной, официальной правовой информации и тем самым содействует формированию информационного общества. Действующая на сегодняшний день в стране модель ГСПИ представляет собой общегосударственную организационно-техническую систему обеспечения полной, достоверной и актуальной нормативной правовой информацией субъектов правоотношений на основе Национального реестра правовых актов (НРПА) и эталонного банка данных правовой информации (ЭБДПИ). ГСПИ представляет собой целостный многокомпонентный механизм, позволяющий аккумулировать правовые акты, принимаемые (издаваемые) в стране, поддерживать их в контрольном состоянии и обеспечивать эталонной правовой информацией каждого, у кого возникнет потребность в ней. ГСПИ в настоящее время состоит из следующих основных составляющих: 1. Национального центра правовой информации Республики Беларусь - центрального государственного научно-практического учреждения, осуществляющего сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию эталонной правовой информации, ее распространение (предоставление), а также официальное опубликование правовых актов; 2. Автоматизированной системы формирования государственного информационного нормативно-правового ресурса, создаваемого НЦПИ. Она включает: - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА) как единую универсальную систему учета, регистрации, обработки и официального опубликования правовых актов; - Эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ), который, по сути, является сводом законодательства Республики Беларусь в электронном виде и иные банки данных правовой информации; - Единый правовой классификатор Республики Беларусь, созданный в целях обеспечения систематизации законодательства, обмена правой информацией, ведения Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и формирования эталонного банка данных правовой информации. 3. Комплексной системы распространения правовой информации, состоящей из: - Национального центра правовой информации Республики Беларусь; - Национального правового Интернет-портала http://www.pravo.by /; - единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы правовой информации судебных органов; - региональных центров правовой информации (филиалы НЦПИ в каждой области и в г. Минске); - публичных центров правовой информации; - иных организаций, распространяющих правовую информацию в электронной форме. 4. Системы межгосударственного обмена правовой информацией. В стране создана государственная межведомственная автоматизированная система управления правовым ресурсом, которая реально внедрена на всех уровнях управления республикой и которая позволила сформировать и постоянно поддерживать в актуальном состоянии единый в стране официальный и полный государственный нормативно-правовой информационный ресурс. При этом характерной особенностью белорусской модели государственной системы правовой информации является то, что государство практически взяло на себя ответственность за создание системы самого широкого доступа населения к правовой информации, возложив эти функции, прежде всего на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ), как на центральное государственное научно-практическое учреждение в области правовой информатизации и создания государственной системы правовой информации, придав ему функции реального идеолога и координатора этих процессов. Правовой основой для развития правовой информатизации, формирования ГСПИ и создания ее реально функционирующей модели явились Указы Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 "О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь", от 20 июля 1998 г. № 369 "О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь", от 24 июля 1998 г. № 376 "О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь", от 30 октября 1998 г. № 524 "О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации", от 30 декабря 2010 г. № 712 ”О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь“, от 4 января 1999 г. № 1 "Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь" (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2002 г. № 424), от 16 декабря 2002 г. № 609 "О создании Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь" и др. На сегодняшний день ГСПИ позволяет пользоваться официальной и актуальной правовой информацией всем категориям граждан - работающим и неработающим, государственным служащим и предпринимателям, пенсионерам и школьникам, обладающим и не обладающим компьютерной техникой. т.е. реально создана система доступа широких слоев населения к правовой информации, что является свидетельством открытости нашего государства. 2. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) является центральным государственным научно-практическим учреждением, осуществляющим сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию эталонной правовой информации, ее распространение (предоставление), а также официальное опубликование правовых актов. Основными задачами Национального центра правовой информации Республики Беларусь являются: · обеспечение функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь; · формирование и ведение государственных информационно-правовых ресурсов, в том числе эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь (эталонный банк данных правовой информации); · распространение (предоставление) эталонной правовой информации, а также официальное опубликование правовых актов; · участие в координации деятельности государственных органов и иных государственных организаций по вопросам сбора, учета, обработки, хранения, систематизации, актуализации и распространения (предоставления) правовой информации в Республике Беларусь · участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, развитии и совершенствовании юридической терминологии на русском и белорусском языках и ее переводе на иностранные языки; · проведение научных исследований в области правовой информатизации; · обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией. НЦПИ осуществляет следующие функции: · осуществляет организационно-методическое обеспечение функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь, деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации в Республике Беларусь; · осуществляет сбор правовой информации в порядке, установленном законодательством, ее учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию; · обеспечивает ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и осуществляет издание официального периодического печатного издания «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и его электронной версии; · формирует и ведет эталонный банк данных правовой информации и иные государственные информационно-правовые ресурсы, в том числе на договорной основе для государственных органов и иных государственных организаций банки данных, содержащие правовые акты этих органов и информацию правоприменительного характера; · выполняет работы по формированию, ведению и обеспечению функционирования Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь и иных государственных информационно-правовых ресурсов, формируемых НЦПИ и размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет; · выполняет работы по ведению и сопровождению Единого правового классификатора Республики Беларусь, разрабатывает терминологические и иные словари, информационно-поисковые языки правовой тематики; · формирует электронную библиотеку, содержащую информацию о международном праве и законодательстве иностранных государств, обеспечивает доступ к ней государственных органов и иных государственных организаций; · осуществляет и обеспечивает распространение (предоставление) правовой информации в порядке, установленном законодательными актами; · осуществляет анализ распространяемой в Республике Беларусь правовой информации на основании предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями информационно-правовых ресурсов, печатных и электронных изданий, содержащих правовую информацию, а также доступа к информационно-правовым ресурсам, содержащим правовую информацию и размещаемым в глобальной компьютерной сети Интернет; · по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь создает РЦПИ и утверждает положения о них; · принимает участие в организации и осуществлении межгосударственного обмена правовой информацией; · в установленном порядке участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь, правовой информатизации, иных актов по поручению Президента Республики Беларусь либо Администрации Президента Республики Беларусь; · участвует в подготовке специалистов и научных кадров в области правовой информатизации в порядке, установленном законодательством; · организует и проводит выставки, семинары, конференции и иные мероприятия, в том числе совместно с заинтересованными государственными органами и иными организациями; · взаимодействует с государственными органами и иными организациями в целях обеспечения: o функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь; o реализации государственной политики в сфере правовой информатизации; o эффективного использования государственных информационно-правовых ресурсов, создания условий для их развития и систематического информационного наполнения; o развития информационных технологий в области правовой информатизации; o реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступа граждан и организаций к эталонной правовой информации, формирование системы правового воспитания детей и молодежи, повышение уровня правовой информированности общества в рамках государственных, региональных и иных научно-технических программ; · осуществляет иную деятельность в соответствии с законодательством, поручениями Президента Республики Беларусь или Администрации Президента Республики Беларусь. Центр имеет свои филиалы во всех областных центрах страны и г.Минске. НЦПИ на деле обеспечивает реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации, вносит свой вклад в повышение качества нормотворческой и правоприменительной деятельности, способствует росту правовой культуры белорусского общества. Правовой информацией, подготовленной Центром, пользуются миллионы людей. 2. Автоматизированная система формирования государственного информационного нормативно-правового ресурса, создаваемого НЦПИ. 2.1. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь Одним из определяющих векторов государственной системы правовой информации стал Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369. Одновременно с регистрацией в Национальном реестре новых актов Центром совместно с другими государственными органами в течение двух лет была проведена "инвентаризация" всех правовых актов, принятых за весь период существования Республики Беларусь, начиная с 1919 года. Такая своеобразная ревизия правовой базы позволила выявить акты, реально действующие и, соответственно, подлежащие включению в Национальный реестр. Кроме того, в ходе "инвентаризации" появилась уникальная возможность определить имеющиеся в законодательстве "белые пятна", дублирование правовых актов, наметить пути устранения этих недостатков. Таким образом не просто наводится порядок в законодательстве страны, обеспечивается его общедоступность и прозрачность, но и устраняются неясности с юридической силой и применением правовых актов. На основании полученной информации сформирован полный эталонный массив действующего законодательства нашей страны. Электронная версия Национального реестра представляет собой точную электронную копию его печатного издания и размещается на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь одновременно с выходом в свет соответствующего номера печатного издания. Идентичность содержания текста печатного издания Национального реестра и его электронной версии обеспечивается НЦПИ. 2.2. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь В Республике Беларусь создан и поддерживается в актуализированном состоянии эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ) Республики Беларусь — основной государственный информационно-правовой ресурс, который формируется и ведется НЦПИ представляющий собой полное систематизированное собрание законодательства Республики Беларусь в электронном виде. Основой систематизации при этом является Единый правовой классификатор Республики Беларусь. Для обеспечения сбора правовых актов, их юридической обработки, систематизации и обновления в НЦПИ создана уникальная в своем роде технология, которая базируется на новейших информационных технологиях. Ведение центром ЭБДПИ играет решающую роль в организации распространения достоверной правовой информации. Помимо НЦПИ ее распространением занимаются еще 6 организаций. Тем не менее отличия между их компьютерными базами данных правовой информации не касаются содержания баз. Суть в том, что согласно законодательству правовая информация во все прикладные компьютерные базы попадает из одного источника - эталонного банка данных правовой информации. Поэтому ошибки или расхождения в базах практически исключены. 2.3. Единый правовой классификатор Республики Беларусь Единый правовой классификатор Республики Беларусь представляет собой систематизированный свод кодов и наименований классификационных делений, отражающих отрасли, подотрасли права и правовые институты, сгруппированные по предмету правового регулирования. Каждый код раскрывается на несколько составляющих. Конечный код раскрывается перечнем правовых актов соответствующей тематики.
3. Комплексная система распространения правовой информации, Комплексная система распространения правовой информации состоит из: - Национального центра правовой информации Республики Беларусь; - Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь; - единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы правовой информации судебных органов; - региональных центров правовой информации (филиалы НЦПИ, региональный центр каждой области и г.Минска); - публичных центров правовой информации; - иных организаций, распространяющих правовую информацию в электронной форме. Система распространения правовой информации включает в себя распространение правовой информации на электронных и бумажных носителях с использованием различных организационных и информационно-технологических форм распространения и гарантирует предоставление всем государственным органам, включая суды, органы прокуратуры, местные органы власти, все юридические и физические лица, официальной, полной и актуальной правовой информации как с помощью печатных изданий, так и в электронном виде, в том числе через Интернет. 3.1. Публичные центры правовой информации С целью повышения уровня доступности законодательства для граждан между Национальным центром правовой информации РБ (НЦПИ) и Министерством культуры РБ в 2001 году было подписано Соглашение «О создании публичных центров правовой информации в Республике Беларусь и развитии сотрудничества в области распространения правовой информации». В соответствии с указанным Соглашением, Министерство культуры и НЦПИ взяли на себя обязательства по организации взаимодействия региональных органов культуры и региональных центров правовой информации (РЦПИ) в целях создания и последующей деятельности публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе областных библиотек республики, а также обязательства по обеспечению последовательного создания и функционирования сети ПЦПИ в регионах и постоянному совершенствованию их организационной структуры. ПЦПИ определены как "пункты свободного доступа граждан к эталонной правовой информации, создаваемые Министерством культуры совместно с НЦПИ на базе государственных публичных библиотек для обеспечения формирования у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву". В настоящее время в республике ПЦПИ действуют, практически, при всех библиотеках областного и районного звена. Вместе с тем работа по организации ПЦПИ продолжается на уровне детских и сельских (поселковых) библиотек. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|