Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реформирование системы отношений собственности и проблемы саморегулирования в трансформационной экономике




 

Известный ученый Дж. С. Миль в свое время назвал собственность фундаментальным институтом, имеющим первостепенное значение среди способов распределения продуктов земли и труда и всегда остающимся основой экономической системы. Данный тезис еще никому не удалось опровергнуть ни в теории, ни на практике.

Однако в наших отечественных условиях долгое время исследование проблем собственности на уровне реализации её прав отдельным человеком, как составляющего социума, проводились преимущественно в схоластическом направлении, так как на подобные аспекты исследований было наложено жесткое табу. Что же касается общенародной собственности, то её отождествляли с государственной.

Но как показала историческая практика организовать эффективную экономику, основанную на государственной собственности без всесторонней демократизации общественной жизни было достаточно сложно, а то и вовсе невозможно.

В этой связи главной причиной необходимости реформирования государственной собственности была низкая эффективность её использования, так как госмополия на ресурсы отрицала возможность их использования на основе принципа сравнительных преимуществ, а действенные методы внешнего принуждения к рациональному использованию ресурсов отсутствовали.

Среди других причин объективного характера следует назвать установление в директивном порядке объемов производства для предприятий при не всегда четкой организации поставок ресурсов, что приводило в конечном итоге к нагромождению сверхнормативных ресурсов (т.е. ресурсов про запас), отсутствие подчиненности производства требованиям потребительского рынка, что вело к нарушениям стоимостных пропорций между созданным продуктом и спросом на него, нерациональному использованию труда, которое влекло за собой удорожание (фактическое) товаров, а в условиях стабильности цен – к инфляции в скрытом виде и др.

Таким образом, объективные причины (хотя и субъективного происхождения) реформирования основ собственности существовали. При этом вся надежда возлагалась на частную собственность, которая должна решить проблему эффективного использования ресурсов.

В целом же реформирование собственности осуществлялось государственными институциями при согласовании и даже определенном давлении общественности с ориентацией на аналоги западных экономических систем.

При этом глубоких теоретических обоснований и практических рекомендаций специалистов относительно методов управления и координации использования ресурсов в условиях введения института частной собственности не было проведено.

К тому же не были привлечены ведущие специалисты в сфере экономики из системы Академии наук. Вместо этого по рекомендациям западных консультантов из разнообразных центров за основу реформирования экономики были приняты теоретические положения либерально-монетаристского течения неоклассической школы, которые предусматривают выход государства из экономического пространства через либерализацию цен, ликвидацию плановых органов, введения института частной собственности путем разгосударствления, благодаря чему и осуществляется переход управления экономической жизнью в режиме действия сил рыночной самоорганизации.

В итоге в практике реформирования общественной системы Украины верх взяли не экономические, а политические соображения относительно механизмов реорганизации социально-экономических процессов. То есть считалось, что достаточно передать хозяйственные объекты в руки частных собственников, и появится эффективный хозяйственник лично заинтересованный в наилучшем использовании ресурсов, а силы рыночной конкуренции принудят собственника поддерживать использование ресурсов на границе их производственных возможностей.

Однако данная весьма упрощенная схема экономических трансформаций собственности не имела успеха. К тому же введение института частной собственности на основе разгосударствления приводило не к улучшению показателей экономического развития, а наоборот, к ухудшению.

Объясняется это рядом обстоятельств, повлекших за собой негативные явления в экономической и социальной жизни общества.

Во-первых, в процессе разгосударствления были допущены нарушения элементарных норм социальной справедливости, приведшие к сосредоточению в руках олигархических структур огромной части объектов собственности, действия которых далеки от норм и принципов морали. Кроме того, все властные и околовластные структуры, осуществлявшие реформы, также сосредоточили в своих руках на правах частной собственности львиную долю разгосударствленных объектов.

Поэтому без наведения порядка в отношениях собственности в соответствие с их экономическим содержанием и юридическим обеспечением форм существования, невозможно говорить о достижении цели системной трансформации.

Во-вторых, с самого начала формирования частной собственности в разнообразных ее видах отсутствовала чёткая правовая база, а также спецификация её, что вело, в конечном счете, к реализации краткосрочного интереса владельцами собственности, использованию объектов собственности далеко от границы их производственных возможностей.

При этом сама собственность – это отношения, которые сформировались в обществе по поводу реализации экономических и юридических прав на определенный объект собственности.

Частная собственность предусматривает ограничение действий собственника, если эти действия мешают или позволяют реализовать право собственности другого лица.

Вместе с тем неоправданные ограничения прав собственности, также как и выборочное разрешение на их реализацию, деформируют отношения собственности и ограничивают эффективность использования объекта собственности.

Четкая спецификация прав собственности дает гарантию неприкосновенности к объекту собственности без согласия на то собственника и содействует повышению эффективности использования данного объекта.

В-третьих, необходимо время на осознание каждым собственником своих прав и обязанностей, а также механизмов их реализации. Ведь все черты поведения прошлого не могут исчезнуть мгновенно, они существенно влияют на содержание отношений собственности во всех формах её существования. Кроме того, на собственность, как и на другие экономические явления, оказывают воздействие многие внешнеэкономические факторы.

В общем же частная собственность исторически начала развиваться как индивидуальная или семейная, где собственник и работник одно и тоже лицо. Эта форма сохранила своё существование и ныне (включая и развитые страны) и является исходной для остальных форм частной собственности.

В Украине частная собственность была введена в форме индивидуальной трудовой деятельности, которая вместе с кооперативной двигалась в направлении формирования капиталистической собственности, предусматривающей использование наемного труда.

В настоящее время в Украине основной формой организации производства является корпорация или фирма в её корпоративной форме. Именно она и представляет форму существования и функционирования частной собственности.

Доминирующая роль в реализации права собственности, в том числе и в организации корпоративного управления, принадлежит держателям контрольного пакета акций, которые определяют тактику и стратегию хозяйственной деятельности корпорации.

Приоритетной задачей для акционерных корпораций должно быть повышение их инвестиционной привлекательности на основе улучшения хозяйственной деятельности и роста курсовой стоимости акций.

Следует отметить, что в Украине сложился тип корпоративной экономики с концентрированной структурой собственников, который был сформирован в результате перераспределения акций в пользу административного корпуса. Собственник следит за действиями нанятых менеджеров, преследуя свою собственную выгоду, пренебрегая иногда интересами акционерного большинства мелких собственников.

В результате этого в украинском корпоративном секторе основным противоречием является не противоречие между собственниками и менеджерами, а противоречие между доминирующими собственниками, подчиненными их интересам менеджерами и мелкими держателями акций, интересы которых, в результате отсутствия законодательной защиты, игнорируются. Поэтому можно сказать, что акционерная корпорация себя пока еще не реализовала.

В Украине сохраняется государственная собственность, однако, ее удельный вес в начале 2004 г. в общем количестве промышленных предприятий составил 2,1% (на которых производилось 14,5% промышленной продукции).

Одной из институциональных составляющих рыночной экономики является её саморегуляция.

В буквальном смысле саморегулирование – это взятие на себя субъектом определенных ограничений без внешнего принуждения к этому.

В экономическом понимании саморегулирование – это регулирование рыночных связей и сфер самими экономическими агентами без вмешательства государства.

В тоже время нельзя отождествлять свободный рынок и саморегулирование, так как саморегулирование является институциональной составляющей рынка, тем институтом, который путем установления норм и правил поведения регулирует хозяйственную деятельность экономических агентов в конкретной сфере бизнеса, создает механизмы обеспечения соблюдения этих правил.

Саморегулирование, вместе с конкуренцией и другими структурными звеньями, формирует институциональную среду, является её составляющей и, вместе с тем, зависит от неё.

Можно сказать, что саморегулирование это один из институтов рыночной формы организации экономических процессов.

В определенной мере этот институт связан с реализацией регулятивной функции рынка, ибо заданные требования рынка (на основе конкуренции, равновесной цены) к экономическим агентам, вынуждает их самостоятельно становится активными составляющими рынка, выполняющими определенные регулятивные функции.

Саморегулятивные нормы не противоречат государственным регулятивным нормам, они являются легитимными и лишь уточняют или дополняют формальные нормы государственного регулирования.

В этой связи создаваемые агентами ассоциации дополняют законодательные нормы кодексами деловой этики, здравого смысла, профессиональной порядочности и т.п.

Вместе с тем не каждая созданная ассоциация является организацией саморегулирования ( к примеру, объединение представителей бизнеса с целью создания группы давления на госструктуры или общественность в целях отстаивания своих интересов).

Саморегулировочными структурами следует считать такие, которые перебирают на себя право их участников относительно разработки системы норм и правил деловой практики и контролируют соблюдение этих правил, разрабатывают и вводят систему санкций к членам организаций за нарушение установленных правил, формируют собственную процедуру решения спорных вопросов как внутри ассоциации, так и за ее пределами.

Целью создания саморегулировочных структур является представительство и защита интересов членов ассоциации во взаимодействии с государством, другими организациями и объединениями.

Организации саморегулирования в любом случае должны обеспечивать некоторые преимущества и выгоды их участникам в условиях структурной неопределенности в процессе принятия решений об использовании ресурсов. Как правило, это связано со снижением трансакционных затрат.

Так, к примеру, совместные действия агентов, входящих в саморегулировочную структуру, дают возможность, на основе оптимизации использования ресурсов в условиях их ограниченности, максимизировать суммарную прибыль агентов, а дополнительный выигрыш распределить между участниками кооперации, выступающей в качестве саморегулировочной структуры.

Следует подчеркнуть, что организация саморегулирования будет действенной в том случае, когда четко выписаны её функции и созданы условия для их реализации.

Важнейшей задачей организации саморегулирования является создание условий для эффективной деятельности каждого из агентов объединения, а также защита интересов своих членов как корпоративного сообщества перед действием любых внешних сил влияния, которые мешают их деятельности.

Организации саморегулирования можно определенным образом классифицировать по принципам организации, признакам и другим критериям.

Так, по принципу объединения, в основе которого имеется сфера общественных интересов, можно выделить такие формы организаций: отраслевые и внутриотраслевые, межотраслевые объединения по использованию одинаковых технологий продвижения товаров на рынок потребителей. Классифицировать можно по принципу обязательности и добровольности членства. При этом обязательность членства в определенных ассоциациях может предусматриваться законодательством (объединения частных нотариусов, к примеру, адвокатских коллегий, участников фондового рынка, практикующих врачей, юристов и т.п.), что создает дополнительный барьер на пути вхождения на определенный сегмент рынка, а также влечет за собой монополизацию сферы.

В этой связи сам факт создания организации с более благоприятными условиями для ведения бизнеса для ее членов создают угрозу ограничения конкуренции.

Можно классифицировать организации саморегуляции и по другим принципам и признакам. Но несомненным является то, что в процессе их функционирования проявляются и определенные недостатки (к примеру, ограничение конкуренции). Так вот, с целью их преодоления государство создаёт соответствующие структуры, которые регламентируют поведение экономических агентов в условиях института саморегуляции. Кроме того, угроза ограничения конкуренции возникает в том случае, когда членство в организации саморегулирования является условием ведения бизнеса.

В общем же организации саморегулирования представляют собой достаточно эффективные структуры ведения бизнеса в разных сферах экономики.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных