Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ




К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

Вопросы:

1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ

2. РЕАКЦИИ ВЕГЕТАТИВНЫХ СИСТЕМ И ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ

Вопрос ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ

У детей дошкольного и младшего школьного возраста нервные центры характеризуются высокой возбудимостью, относительно сла­бым развитием процессов торможения (особенно условно рефлекторного внутреннего торможения). Дети отличаются быстрой утом­ляемостью, недостаточным развитием произвольного внимания и сильно выраженными ориентировочными реакциями.

Малый двигательный опыт, слабое отражение в сознании функ­циональных изменений в организме при физических нагрузках обуславливают недостаточное развитие субъективных ощущений ус­талости. К тому же дети не умеют в нужной мере отражать измене­ния своего внутреннего состояния в речевых отчетах. Даже в возрасте 8-9 лет в 41 % случаев у них вообще отсутствует ощущение усталости, а при его наличии в 77% случаев дети сообщают о наступлении ус­талости лишь после окончания работы. Это требует особого внима­ния к тщательной дозировке мышечных нагрузок, особенно при ра­боте с дошкольниками.

Возрастные особенности управления движениями связаны с по­степенным созреванием различных отделов ЦНС (спинного мозга, подкорковых отделов и, наконец, коры больших полушарий).

С основными этапами созревания мозга связаны и этапы измене­ний процессов управления движениями (Фарбер Д. А., 1990, и др.).

В возрасте 1-4мес. ребенок не способен к организации произ­вольных движений из-за высокого мышечного тонуса и отсутствия зрительно-двигательных взаимосвязей. Лишь с 4-х месяцев дви­жения глаз сочетаются с движениями рук и эти связи закрепляют­ся в ЦНС.

В возрасте 5мес. -1 года осуществляется формирование зритель­но-двигательной системы и становление вертикальной позы, но еще слишком мала координация произвольных движений.

В возрасте 1-2 лет точность произвольных движений еще низка из-за отсутствия налаженной координации мышц-антагонистов. Начинают формироваться примитивные акты ходьбы и бега. Локомоции включают элементарные спинальные рефлексы (рефлексы опоры, ритмические, перекрестные сочетательные рефлексы верхних и нижних конечностей). Они управляются спинальными механизмами и запускаются локомоторным центром среднего мозга, который находится под контролем коры больших полушарий.

В возрасте 3-6 лет главным регулятором произвольных движений при их программировании и текущем контроле становятся зрительные обратные связи, формирующие единую зритель­но-моторную функциональную систему. Ведущим механизмом является механизм рефлекторного кольцево­го регулирования. В процессе движения от нервных цент­ров поступают по прямым связям моторные команды к работающим мышцам, а от зрительных, мышечных и других рецепторов тела по обратным связям передается информация о результатах движения и вносятся сенсорные поправки в моторные программы. При занятиях физическими упражнениями с детьми этого возраста важно исполь­зовать различные зрительные ориентиры, помогающие в освоении двигательных навыков.

Начиная с 5-6-летнего возраста (по мере созревания двигательной сенсорной системы) осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей. За период от 5 до 8 лет устанав­ливаются выраженные координационные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что резко улучшает качество двигатель­ных актов.

В возрасте 6 лет формируется представление о схеме тела, свя­занное с важным этапом развития задних третичных полей (нижне-теменных зон коры). Приобретается адресная точность передачи мо­торных команд к различным звеньям тела, а сами команды становят­ся более тонкими и сложными.

Постепенно совершенствуется координация движений в ходьбе и беге. При ходьбе увеличивается амплитуда движений, угол разворота стоп, что повышает устойчивость тела, стабилизируются простран­ственные и временные параметры шагов. Правильная координация движений рук и ног при ходьбе у ребенка в 3 г. наблюдается в 10%, в 4 г. — в 50%, в 6-7 лет — в 80% случаев. С 5-6 лет появляется способ­ность совершать прыжки двумя ногами вместе, нарастает дальность и точность прыжков.

В возрасте 7- 9лет деятельность зрительно-двигательной систе­мы начинает полностью контролироваться хорошо выраженными проприоцептивными обратными связями, которые при­обретают значение ведущего механизма управления движениями. Механизм кольцевого рефлекторного регулирования достигает своего совершенства.

В 7-8 лет при беге хорошо выражена без опорная фаза. Это заметно повышает скорость бега. В возрасте 5-6 лет средняя скорость бега у мальчиков составляет 4.07 м/с, в 7-8 лет —4.83 м/с, в 9-10 лет —5.09 м/с, в 11-12 лет — 6.85 м/с, в 17-19 лет — 8.46 м/с (Бальсевич В. К., 2000).

У детей младшего школьного возраста с ростом скоростно-силовых возможностей повышается высота вертикального прыжка. У мальчиков она на 2-4 см больше, чем у девочек.

К 9-летнему возрасту у детей завершается формирование пред­ставления о схеме пространства, что отражает очередной этап созре­вания заднего третичного поля коры. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, обладает достаточным глазомером. Однако в 7-9 лет еще недостаточно развиты процессы экстраполяции, планирования действий в предстоящие моменты. Это происходит из-за более мед­ленного созревания передних третичных полей — ассоциативных лобных зон коры.

В возрасте 10-11 лет механизм центральных команд (программ­ного управления) уже полностью включен в моторную деятельность ребенка. Это означает, что дети этого возраста используют все меха­низмы управления произвольными движениями, присущие взрос­лому человеку.

Итак основные этапы развития моторных функ­ций и совершенствования управления движениями у детей следующие. Первый год жизни — формирование основных поз; до 3-х лет — созда­ние основного фонда движений; в возрасте 3- 6лет — созревание меха­низма кольцевого рефлекторного регулирования с ведущей ролью зри­тельных обратных связей; в возрасте 7-9 лет — усовершенствование кольцевого рефлекторного механизма с ведущей ролью проприоцептивных обратных связей; в 10-11 лет — созревание механизма централь­ных команд (программного управления).

Большое значение в регуляции двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет развитие межполушарных отношений. В первые годы жизни у детей доминирую­щим является правое полушарие. Еще не сформированы индивиду­альные особенности функциональной асимметрии. Они формиру­ются постепенно на протяжении дошкольного и младшего школьно­го возраста. Зачастую у детей многие функции перекладываются на не ведущую конечность (например, левшей часто обучают основные действия выполнять правой рукой — есть, писать и т.п.). Такое пере­учивание приводит к иннервационному конфликту, когда управле­ние движениями осуществляется неадекватными для данного орга­низма механизмами. В результате не только ухудшаются моторные реакции, но и могут развиваться стрессовые состояния, неврозы, за­икания.

Недостаточная функциональная зрелость левого полушария го­ловного мозга у детей и преобладание у них функций правого полу­шария требует использования в физическом воспитании преимущественно наглядных методов обучения, использования подражательных реакций, а высокая эмо­циональность детей, обусловленная большой ролью подкорковых влияний (ретикулярной формации, лимбических структур) — широ­кого применения различных игровых средств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных