Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






повестка дня каждого заседания заранее готовится и рассылается всем членам Совета;




3.) проекты решений Совета готовятся с участием компетентного представителя епархии по согласованию с епархиальным архиереем.

Будет полезным отдельный договор о сотрудничестве в области духовно-нравственного воспитания учащихся между органом управления образованием региона и ЕОРОиК. Договор должен содержать гарантии участия епархии в лице ее сотрудников и рекомендованных епархией светских специалистов в разработке и реализации программ подготовки учителей ОПК.

За прошедшие годы положительно зарекомендовал себя опыт ряда епархий, касающийся введения в школах новых штатных единиц – «помощников директора по духовно-нравственному образованию». Эта должность вводится по согласованию с руководством органа управления образованием региона. При успехе данного мероприятия оно в дальнейшем существенно облегчит взаимодействие со школьной системой образования по линии «приход – школа».

Важно провести общее совещание духовенства и четко сформулировать задачи епархии по взаимодействию с органами управления образованием и образовательными учреждениями, находящимися на территории епархии с целью обеспечения преподавания ОПК в основной обязательной части школьной программы. Ключевыми темами совещания могут быть следующие:

– вопросы участия духовенства епархии в родительских собраниях в школах перед осуществлением выбора предмета (модуля) с целью разъяснения содержания образования и воспитательных целей изучения ОПК;

– порядок участия духовенства епархии (прежде всего лиц, имеющих педагогическое образование) и светских специалистов, рекомендованных епархией, в разработке и реализации программ повышении квалификации учителей по ОПК в регионе во взаимодействии с органами управления образованием, учреждениями повышения квалификации учителей;

– выступления духовенства в СМИ по вопросам изучения ОПК, государственно-церковного взаимодействия в сфере образования и воспитания детей и молодежи;

– участие духовенства в деятельности методических объединений учителей по ОПК;

– организация тематических книжных выставок в школьных библиотеках по православной культуре, участие в школьных воспитательных мероприятиях и т.п.;

– определение роли духовных учебных заведений, православных общеобразовательных учреждений в курсах повышения квалификации учителей православной культуры, методической поддержке учителей по ОПК;

– формирование рабочей группы духовенства, обладающего высшим педагогическим образованием, для взаимодействия с региональным учреждением повышения квалификации учителей;

– разработка плана мероприятий по выполнению обязательств епархии по соглашению (договору) о сотрудничестве между администрацией региона и епархией.

Следующий важный вопрос – консультативная и методическая поддержка учителей. Руководством системы образования региона могут быть организованы областной и районные методические центры, объединения учителей по духовно-нравственному образованию и воспитанию школьников. Епархия, со своей стороны, призвана принять активное участие в работе этих центров. Кроме этого, непосредственно при епархии (на базе семинарии, православной гимназии, духовного училища или ЕОРОиК) должен функционировать свой консультационный методический центр как место встречи и обмена опытом, аккумуляции лучших методических разработок православных педагогов. В перспективе на его деятельности в епархии может быть составлен реестр учителей, имеющих формальные полномочия (представление) от епархии на преподавание предметов духовно-нравственного содержания.

На начальном этапе вхождения представителей Церкви в образовательное пространство светской школы практически на каждой встрече, подобной нашей сегодняшней, приходилось говорить о том, что необходимо обеспечить участие представителей Церкви в подготовке учителей по ОПК в региональных учреждениях повышения квалификации педагогов, в том числе в подготовке программ повышения квалификации. Видимо, это возымело свое действие, потому что сегодня 72-часовые курсы повышения квалификации с участием наших специалистов – это практически повсеместная практика, во многих регионах на базе государственных образовательных организаций проводятся углубленные, специализированные курсы для учителей по различным аспектам Православия. На базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) при непосредственном участии представителей Синодального отдела разработана и проходит апробацию типовая программа повышения квалификации педагогов по ОРКСЭ. Предусмотрена специализация, углубленное изучение профильного предмета по одной религиозной культуре с участием представителей соответствующей конфессии. В самом начале апробации мы настаивали на том, что недопустимо преподавание одним учителем всех модулей курса. Мнение Церкви было услышано, с ним согласились государственные органы управления образованием, представители других традиционных религиозных организаций. В настоящее время практика повышения квалификации, переподготовки учителей и вузовская специализация в рамках программы бакалавриата «Культура конфессий» ориентированы именно на такой подход, когда подготовка педагога ведется углубленно по одной из четырех традиционных религиозных российских культур и по двум неконфессиональным модулям: ОСЭ и ОМРК.

Это тем более важно, что отработанные на базе ОРКСЭ алгоритмы транслируются на все ступени общего среднего образования: на основной ступени это уже ОДНКНР. Полагаю, что скоро практика изучения религиозных культур по выбору займет соответствующее место и в старшей и в начальной школе. Лишь упомяну, что уже разработана примерная программа по ОПК для ОДНКНР, она находится на обсуждении в профессиональном сообществе, в ближайшее время будет доступна на сайте Минобра для использования в организации уроков по православной культуре в 5–9 классах.

Следует отметить, что оптимальная система церковно-государственного взаимодействия предполагает сотрудничество на трех уровнях – регион/район/населенный пункт, которым соответствует деление епархия/благочиние/приход. По возможности, за каждым храмом должен быть закреплен ряд школ с тем, чтобы священнослужители или по их поручению прихожане храма посещали родительские собрания и встречались с педагогами, в процессе общения выстраивали конструктивные долгосрочные отношения. В случае тех или иных сложностей, нарушений прав верующих родителей или их детей – можно попытаться разрешить данный вопрос на уровне органа управления образованием района, а если это не даст положительного результата – администрации и главы региона. Будет полезно, если информация о существенных нарушениях или сигналы о невозможности конструктивно разрешить ситуацию будут направлены в Синодальный ОРОиК.

В том случае, если в епархии ведет работу то или иное родительское объединение (например, филиал общества «Всероссийское родительское собрание»), необходимо принять меры по улучшению взаимодействия с данной организацией с тем, чтобы епархия могла рассчитывать на поддержку родительского объединения.

Важным шагом в решении вопроса эффективного взаимодействия епархии с родительским сообществом является создание приходских родительских объединений для родителей, имеющих детей школьного возраста. По мере выстраивания системы целесообразно назначить одного-двух священнослужителей при ЕОРОиК на данное направление работы с целью лучшей координации деятельности указанных объединений на уровне всей епархии. Актив подобных объединений может составить от 30 до 60 человек (т.е. сравним с количеством духовенства небольшой епархии), с этими людьми необходимо постоянное взаимодействие. Родители, в отличие от священнослужителей епархии, имеют доступ в школы и при условии надлежащей подготовки могут весьма эффективно отстаивать интересы церковной общины. В идеале – если они смогут войти в управляющие советы школ, как это было сделано в Томской епархии.

Опыт преподавания ОРКСЭ показывает особую значимость направления работы по преодолению конфликтных ситуаций в процессе введения новых предметов по основам религиозных культур. Часто упорное нежелание сотрудничества с церковными образовательными структурами или отсутствие заинтересованности в развитии государственно-церковных отношений в сфере образования со стороны представителей государственных и муниципальных организаций связано с рядом достаточно шаблонных отрицательных стереотипов, атеистическим наследием.

При должном внимании и уважении к личности человека, корректном общении, обсуждение проблем, связанных с преподаванием ОПК, может стать хорошим поводом для начала конструктивного диалога по мировоззренческим вопросам, который может привести к изменению отношения к Церкви и в целом жизненной позиции наших оппонентов.

Крайне редкие случаи идеологической неприязни к Православной Церкви отдельных работников и руководителей образования могут быть предметом корректного обсуждения в рамках координационных структур. В исключительных случаях возможно обращение к правовым институтам для обеспечения соблюдения общепризнанных прав граждан на образование в светской школе в соответствии с их религиозными убеждениями (Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1952 г.).

Для эффективного взаимодействия со светской системой образования региона епархии было бы полезно на уровне благочиний ввести должность «помощник благочинного по религиозному образованию». В его обязанности входит: мониторинг ситуации в сфере преподавания православной культуры, координация деятельности приходских родительских объединений, участие в родительских собраниях в школах на территории благочиния, распространение информационных материалов (буклетов, информационных листков, фильмов) и т.д. Помощник благочинного по религиозному образованию должен лично знать всех директоров школ, выступать помощником в организации сотрудничества школ и приходов с тем, чтобы на территории благочиния не было ни одной школы, с которой не установлено взаимодействие конкретного прихода, способствовать разрешению проблемных и конфликтных ситуаций. По этим и другим вопросам, связанным с развитием религиозного образования, помощники благочинных подотчетны руководителю ЕОРОиК.

С этого учебного года наряду с изучением ОПК в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) на основной ступени общего образования, как вы знаете, появилась новая возможность изучения традиционных религиозных культур. Имею в виду предметную область «Основы духовно-нравственных культур народов России» (ОДНКНР) – логическое продолжение ОРКСЭ.

В Федеральном государственном образовательном стандарте эта предметная область есть уже давно. Т.е. ее название и задачи формулировались на начальном этапе апробации ОРКСЭ, когда, вы помните, преподавание предметной области велось в четвертой четверти 4-го класса и в первой четверти 5-го класса.

Пока эта предметная область не включена в обязательную часть учебного плана, т.е. содержание, ее наполнение определяется на уровне школы, общеобразовательной организации. Согласно методическому письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 г., № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации...»

Сегодня преподавание православной культуры в рамках этой предметной области возможно, как в урочной форме (в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений), так и в формате внеурочных занятий.

Как я уже сказал, планируется, что в ближайшее время на официальном сайте Министерства образования и науки можно будет познакомиться с Примерной основной образовательной программой по учебному предмету «Православная культура» (ОПК) для предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В этом направлении сейчас трудятся сотрудники Синодального отдела. Полагаю, что это станет отправной точкой для начала повсеместного преподавания православной культуры в 5–9 классах, условием для включения конфессиональных модулей в обязательную часть учебного плана по формату преподавания ОПК в ОРКСЭ.

Наличие в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования предметной области ОДНКНР – важный стимул поступательного развития конструктивных, долгосрочных церковно-государственных отношений в сфере духовно-нравственного воспитания школьников. Для нас это ключевое, связующее звено между дошкольным воспитанием и высшим профессиональным образованием: теологией, профильной подготовкой педагогов по православной культуре.

Главный принцип, призванный гарантировать качество складывающейся системы непрерывного православного образования – обеспечение его содержания непосредственным участием Русской Православной Церкви на всех этапах реализации.

На наш взгляд, есть несколько необходимых важных составляющих этого процесса:

1. Подготовка квалифицированных педагогов, подчеркиваю, не переподготовка или повышение квалификации учителей предметников, а именно целевая подготовка учителя для преподавания предметов по религиозным культурам. Наша позиция по этому вопросу была сформулирована еще на этапе апробации курса ОРКСЭ в 2009 г. – педагог должен преподавать только одну религиозную культуру, так сказать, специализироваться и совершенствоваться в одном направлении. Это не исключает возможности параллельной подготовки по неконфессиональным модулям: Основам мировых религиозных культур и Основам светской этики.

Такому подходу соответствует разработанная на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) совместно с представителями Синодального отдела программа бакалавриата «Культура конфессий» для профильной подготовки учителей по конфессиональным модулям курса ОРКСЭ.

2. Разработка и внесение в Федеральный перечень учебников по ОПК (новых и уже существующих), а также списка издательств, публикующих учебные пособия по ОПК, для обеспечения полноценного процесса преподавания в 5–9 классах.

3. Создание в регионах инновационных площадок по развитию преподавания православной культуры в рамках предметной области ОДНКНР, в том числе, в форме курсов регионального православного культурологического содержания.

Подытоживая вышесказанное, по вопросам сотрудничества Церкви и государства в сфере образования можно обозначить следующие ключевые моменты: Церковь действует в системе собственно церковных (принадлежащих Церкви) учебных заведений, а также в государственных и негосударственных (внецерковного подчинения) образовательных организациях всех уровней и типов, если они изъявляют такое желание. В этом случае церковная образовательная деятельность должна осуществляться на началах церковно-государственного и церковно-общественного партнерства.

В рамках такого партнерства Церковь выступает гарантом аутентичности связанных с Православием мировоззренческой, предметной (профессиональной) и воспитательной составляющих национальной системы образования.

Государство отвечает на готовность Церкви к диалогу передачей определенных социальных сфер под ее ответственность. Исходя из принципа субсидиарности, государство передает Церкви некоторые сферы ответственности в области среднего и высшего образования, здравоохранения и т.д.

Сотрудничая с государственными и общественными образовательными структурами, Церковь участвует в нормативном, научном, учебно-методическом, кадровом, организационном и информационном обеспечении образования. Именно такое широкое сотрудничество Церкви, общества и государства может создать почву для воспитания полноценной высоконравственной, культурной, обладающей необходимыми компетенциями личности. Участие Церкви, других традиционных религиозных организаций в образовании свидетельствует о государственном признании, общественном согласии на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Это еще и принципиальный вопрос безопасности и будущего нашей страны.

Благодарю за внимание.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных