Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Блок 5. Классический период (V – IV вв до н.э.): Сократ / Платон / Аристотель / Гиппократ




§ Сократ (469 – 399 до н.э.): ирония (освобождение от догм), майевтика (самоанализ), индукция (охватить целостность бытия)

§ Платон (427 – 347 до н.э.): к учению о природе и физике относился не очень серьезно (физика – наука о вещах, вещи – лишь подобие идей), телеология (учение о целях), чувственное познание не может быть источником знания, знание носит априорный характер (теория идей), познание – это припоминание. Проблема неделимого решается концепцией «эйдосов».

§ Виды знаний по Платону: 1) достоверное (знание идей), 2) знание чисел (недостоверное, но близкое к идеям). 3) знание мнимое (опирается на чувственное восприятие)

§ Учение об идеальном государстве (правоведение?): общественное разделение труда (правители, воины, земледельцы и ремесленники), отрицательно относится к демократии

§ Аристотель (384 – 322 до н.э.): к истине ведет не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование земного мира. Это, по Аристотелю, неделимой. Истина – соответсвие наших знаний действительности.

§ технэ (утилитарное значение, руководящие идеи) и теоретикэ (познание ради познания), творческие (познание для достижения прекрасного).

§ теоретическое: первая философия (позднее названа метафизикой, изучает нематериальные самостоятельные причины, попросту – философия), вторая философия (физика), математика.

§ 4 первоначала: 1) материальная причина (Из чего?), 2) формальная причина (Что это есть?), 3) движущая причина (Откуда начало движения?), 4) целевая причина (Ради чего?)

§ 4 вида познания: 1) чувственное восприятие 2) опыт 3) искусство (технэ) 4) философия

 

Логика

§ Аристотель стоит у истоков формальной (традиционной) логики. Сам называет ее «аналитикой»

§ Сформулировал основные законы мышления, определял суждение, виды суждений, силлогизмы (2 посылки + 1 заключение), умозаключения.

§ Различал контрарность (противоположность) и контрадикторность (противоречивость)

§ Логическое учение Аристотеля («Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Категории»). Формальная логика – орудие познания.

Физика

§ Аристотель различает 1ю философию (позднее названа метафизикой, изучает нематериальные самостоятельные причины, попросту - философия) и 2ю философии (умозрительные рассуждения о природе, попросту - физика)

§ Физика изучает чувственную субстанцию, ее черта – движение (объект метафизики – недвижимая субстанция)

§ Это не природа Галилея (количественное понимание), это наука о формах и сущностях, онтология чувственно воспринимаемого мира.

§ Теория движения: проблем поставлена элеатами (отвергали, т.к. не допускали возможности существования небытия) и даже Платон не определил сущность. Аристотель: «бытие как потенция» и «бытие как акт». Потенция своего рода небытие, но на самом деле это одновременно и бытие, т.к. потенция вполне реальна., это эффективная возможность стать действием, т.е. актуализироваться. Движение вообще есть ничто иное, как "актуализация того, что в потенции уже есть" (Аристотель). Стало быть, небытие не есть ничто, но это — форма бытия, которая раскручивается в русле бытия как перехода от потенциального к актуальному. И есть формы движения: изменение в субстанции есть " возникновение или разрушение ", изменение в качестве — "альтерация", превращение, изменение в количестве — "возрастание или убывание", изменение по месту — перемещение, "трансляция".

§ Пространство, время, бесконечное. Объекты движутся в некоем месте (небытия нет!). У всякой вещи есть «место природное». Место – неподвижное вместилище, оно границей соприкасается с самой вещью. Движение небес – круговое, вокруг себя. Пустоты нет, т.к. пустота место, и тогда у нас противоречие.

§ Время – момент, какие-то части которого уже стали, какие-то готовятся быть, но нет того, что есть сейчас. Время тесно связано с движением, Движение, по общей характеристике - это континуальность. В континууме протяженности различимы "сначала" и "потом". Но и время тесно связано с моментами "сначала" и "потом". Отсюда знаменитое определение: "время — это исчисление движения на "сначала" и "потом". Раз есть 2 момента, значит, есть время.

§ Актуальное существование бесконечного Аристотель отрицает. Имеет в виду бесконечное ТЕЛО! Бесконечное существует лишь как потенция и в потенции (это число, можно всегда найти число больше, это пространство, оно бесконечно делимо, это время, т.к. оно возрастает без конца).

§ Эфир, или "пятая сущность", и разделение физического мира на мир подлунный и мир небесный. Физическая реальность подразделяется на подлунную реальность (характеризуется всеми формами изменения, доминируют зарождение и разложение) и надлунную реальность (там локальное движение, нет места зарождению, гибели, возрастанию или убыванию). Небеса нарождённые, а значит, неразрушимы (люди наблюдают одни и те же небеса во все времена). Различаются материей. Подлунный – 4 элемента (движение снизу вверх / сверху вниз), надлунный – эфир (ни легок, ни тяжел, естественное движение – круговое).

Математика:

§ Платон видел вход в метафизику только через математику (не геометр да не войдет), Аристотель внимания уделял мало.

§ Аристотель впервые установил онтологический статус объектов математики.

§ Платон и многие платоники понимали числа и математические объекты как идеальные сущности, отдельно существующие от чувственного (хотя некоторые пытались соединить).

§ Аристотель: мы можем относиться к чувственным вещам, абстрагируясь от прочего, лишь поскольку они — тела в трех измерениях. Затем, рассуждает Аристотель, в процессе абстрагирования мы можем мыслить их в двух измерениях, т.е. как поверхности, затем, — как протяженную линию, и, наконец, как неделимую точку в пространстве, более того, как единицу в чистом виде, без пространственной позиции, и это будет числовая единица.

§ Математические объекты не есть ни реальные единицы, ни еще менее, — нечто ирреальное. Они существуют потенциально в чувственных вещах, и наш разум умеет их выделить через абстракцию. Они, стало быть, — единицы разума, которые актуально существуют лишь в нашем уме, благодаря его способности к абстракции, а в потенции они существуют в вещах как внутренне им присущие.

§ Теория иррациональных величин – греческое происхождение, а содержание геометрической алгебры использует результаты, известные еще в Месопотамии [2]

Биология

§ Аристотель – основатель биологии, можно сказать. «История животных», «О частях животных», «Движение животных», «О происхождении животных». Доказывает, что растения и животные предмет для изучения не менее интересный, чем небесные тела

§ Сравнение, различение признаков, категоризация

§ Брезгливость (внутренности животных), наслаждение от познавательной деятельности

§ Происхождение жизни: метафизически жизнь не начиналась (все виды живого, будучи формами, вечны), биологически же – осуществление вида в природе (энтелехия). Осуществившись однажды, вид продолжает себя воспроизводить, новая особь возникает из семени старшей

Психология

§ Платон: неразумная, вожделеющая часть души + волевая (яростная) + разумная

§ Аристотель: трехчастность души (растительная, витальные процессы + животная, вожделение, чувственное познание, движение + человеческая, рациональное познание)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных