ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эластичность спроса и предложения
Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Известно, что величина спроса зависит от цены товара, а также от цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми. На спрос влияют и другие факторы. Степень изменения одной величины под воздействием другой, называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой величины на 1 %. Различают следующие виды эластичности, представленные на рис. 10.
Рисунок 10 – Виды эластичности Примером может служить эластичность спроса по цене или ценовая эластичность спроса. Она показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
В силу того, что в соответствие с законом спроса, между ценной на товар и величиной спроса на него имеется обратная зависимость, величина спроса и цены изменяются в разных направлениях (с ростом цены на товар, величина спроса уменьшается). Если разнонаправленное изменение цены и величины спроса обозначить знаками (+) и (-), то коэффициент ценовой эластичности спроса всегда будет величиной отрицательной. При экономическом анализе абстрагируются от знака (-), т.е. берут коэффициент по абсолютной величине. Выделяют следующие типы эластичности (рисунок 11): 1. Абсолютно эластичный спрос, когда
2. Эластичный спрос, когда
3. Спрос единичной эластичности, когда
4. Неэластичный спрос, когда
Абсолютно неэластичный спрос, когда
Теперь проследим взаимосвязь изменения коэффициента ценовой эластичности спроса и совокупной (валовой) выручки продавцов. Совокупная выручка равная произведению количества проданной продукции на ее цену
Если спрос по цене эластичный Если спрос по цене не эластичен Если Е = 1, т.е. существует единичная эластичность спроса по цене, то любое изменение цены не вызовет изменения валовой выручки (TR= constant). Например: Снижение цены с Изобразим данный пример графически см. рис. 12 (относительно эластичный спрос).
Рисунок 12 Относительно эластичный спрос по цене Если снижение цены с Р =300 руб. до Р =200 руб. (на 30%) приведет к росту величины спроса с Q =10 шт. до Q=12 шт. (на 20%). Коэффициент Е = (20%:30%) = 0,6, т.е. меньше 1 и валовая выручка уменьшилась с 3000 руб. (300* 10), до 2400 руб. (200*12).
Рисунок 13 – Относительно неэластичный спрос
Знание коэффициента ценовой эластичности спроса имеет важное значение для фирм ценоискателей, т.е. фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли. Перекрестная эластичность. Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены сопряженного товара. Коэффициент перекрестной эластичности – это отклонение процентного отношения спроса на товар x к процентному изменению цены товара y.
Если Если Эластичность спроса по доходу. Понятие эластичности спроса по доходу используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения дохода потребителя. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар, при изменении дохода потребителя на 1%.
dQd - изменение величины спроса; dY – изменение дохода потребителя; Если Если 0 < Если Эластичность предложения. Эластичность предложения показывает степень изменения величины предложения под воздействием изменения цены. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается, как отношение изменения величины предложения в % к изменению цены в %.
Если Если Если Для значения эластичности предложения по цене значение имеет временной интервал, в котором оценивают степень изменения предложения под воздействием цены. В краткосрочном периоде, как правило, предложение по цене не эластично, так как производители не могут мгновенно отреагировать на изменение цены. По мере увеличения временного интервала степень эластичности предложения увеличивается. В долгосрочном периоде предложение по цене всегда эластично. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|