ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
1 страница. Елена Ивановна Рерих.Письма Том I (1919-1933)Елена Ивановна Рерих ПИСЬМА ТОМ I 1919 – 1933
Москва, 1999 Елена Ивановна Рерих. Письма Том I (1919-1933) М.: Международный Центр Рерихов, 1999, 432 с., с илл.*
Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих из архива Международного Центра Рерихов. В первый том вошли письма 1919–1933 гг., адресованные преимущественно Н.К. и Ю.Н. Рерихам, а также сотрудникам Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Большинство писем публикуется впервые. _______
Елена Ивановна Рерих
СОДЕРЖАНИЕ ОТ РЕДАКЦИИ.. 11 1. Е.И.Рерих — М.Шклявер 15 мая 1919 г. 17 2. Е.И.Рерих — М.Шклявер 22 мая 1919 г. 17 3. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 3 ноября 1920 г. 18 4. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 8 ноября 1920 г. 19 5. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 23 ноября 1920 г. 19 6. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 3 декабря 1920 г. 20 7. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 11 декабря 1920 г. 21 8. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 12 января 1921 г. 21 9. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 15 января 1921 г. 22 10. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 22 января 1921 г. 22 11. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 26 января 1921 г. 23 12. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 27 января 1921 г. 24 13. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 1 февраля 1921 г. 25 14. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 10 февраля 1921 г. 25 15. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 14 февраля 1921 г. 26 16. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 2 марта 1921 г. 26 17. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 16 марта 1921 г. 26 18. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 17 марта 1921 г. 28 19. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 20 марта 1921 г. 28 20. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 21 марта 1921 г. 28 21. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 28 марта 1921 г. 29 22. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 1 апреля 1921 г. 29 23. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 4 апреля 1921 г. 29 24. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 4 апреля 1921 г. 30 25. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 28 апреля 1921 г. 30 26. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 29 апреля 1921 г. 30 27. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 4 мая 1921 г. 31 28. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 5 мая 1921 г. 31 29. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 7 мая 1921 г. 31 30. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 10 мая 1921 г. 32 31. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 16 мая 1921 г. 33 32. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 3 июня 1921 г. 33 33. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 6 июня 1921 г. 33 34. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 26 июля 1921 г. 33 35. Е.И.Рерих — В.А.Шибаеву 28 сентября 1924 г. 34 36. Е.И.Рерих — С.Н.Рериху 2 марта 1925 г. 35 37. Е.И.Рерих — американским сотрудникам Ноябрь 1928 г. 37 38. Е.И.Рерих — Н. и Л. Хоршам 23 марта 1929 г. 38 39. Е.И.Рерих — американским сотрудникам Май 1929 г. 39 40. Е.И.Рерих — Н.К.Рериху 8 июня 1929 г. 41 41. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху Июль–август 1929 г. 42 42. Е.И.Рерих — Н.К.Рериху и американским сотрудникам 5 августа 1929 г. 43 43. Е.И.Рерих — М. Бош 18 августа 1929 г. 44 44. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 11 сентября 1929 г. 44 45. Е.И.Рерих — Н.К.Рериху 30 сентября 1929 г. 47 46. Е.И.Рерих — Н. и Л. Хоршам Сентябрь 1929 г. 48 47. Е.И.Рерих — Н.Хорш 6 октября 1929 г. 49 48. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 13 октября 1929 г. 50 49. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 19 октября 1929 г. 53 50. Е.И.Рерих — Н.К.Рериху и американским сотрудникам 12 декабря 1929 г. 54 51. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 17 декабря 1929 г. 57 52. Е.И.Рерих — Ф.Грант 17 декабря 1929 г. 59 53. Е.И.Рерих — Н.К.Рериху 7 января 1930 г. 60 54. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 15 января 1930 г. 62 55. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 29 января 1930 г. 65 56. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 11 февраля 1930 г. 66 57. Е.И.Рерих — Н.К.Рериху и американским сотрудникам 24 февраля 1930 г. 70 58. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 3 марта 1930 г. 73 59. Е.И.Рерих — Н.К.Рериху 7 апреля 1930 г. 76 60. Е.И.Рерих — Н.К. и Ю.Н. Рерихам 24 июня 1930 г. 77 61. Е.И.Рерих — Ю.Н.Рериху 7 июля 1930 г. 79 62. Е.И.Рерих — З.Г.Лихтман 1 августа 1930 г. 79 63. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 17 августа 1930 г. 82 64. Е.И.Рерих — Н.К. и Ю.Н. Рерихам 20 августа 1930 г. 86 65. Е.И.Рерих — Г.Д. и Т.Д. Гребенщиковым 24 августа 1930 г. 87 66. Е.И.Рерих — З.Г.Лихтман 24 августа 1930 г. 88 67. Е.И.Рерих — неустановленным корреспондентам 24 августа 1930 г. 89 68. Е.И.Рерих — Н.К. и Ю.Н. Рерихам 31 августа 1930 г. 90 69. Е.И.Рерих — С.Н.Рериху 4 сентября 1930 г. 91 70. Е.И.Рерих — М.Н.Германовой 13 октября 1930 г. 93 71. Е.И.Рерих — Л.Хоршу 13 октября 1930 г. 94 72. Е.И.Рерих — Н.К. и Ю.Н. Рерихам 21 ноября 1930 г. 97 73. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 3 декабря 1930 г. 98 74. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 17 декабря 1930 г. 102 75. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 7 января 1931 г. 104 76. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 15 января 1931 г. 108 77. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 21 января 1931 г. 110 78. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 30 января 1931 г. 112 79. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 9 февраля 1931 г. 116 80. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 10 марта 1931 г. 120 81. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 18 марта 1931 г. 123 82. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 25 марта 1931 г. 128 83. Е.И.Рерих — С.Н.Рериху Март 1931 г. 132 84. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 1–2 апреля 1931 г. 133 85. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 16 апреля 1931 г. 136 86. Е.И.Рерих — Н. и Л. Хоршам 16 апреля 1931 г. 139 87. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 28 апреля 1931 г. 140 88. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 13 мая 1931 г. 143 89. Е.И.Рерих — Н. и Л. Хоршам 29 мая 1931 г. 148 90. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 3 июня 1931 г. 154 91. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 11 июня 1931 г. 159 92. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 17 июня 1931 г. 161 93. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 17 июня 1931 г. 162 94. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 30 июня 1931 г. 167 95. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 20 июля 1931 г. 171 96. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 29 июля 1931 г. 173 97. Е.И.Рерих — американским сотрудникам Июль 1931 г. 176 98. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 21 августа 1931 г. 179 99. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 28 августа 1931 г. 184 100. Е.И.Рерих — А.М.Асееву 28 августа 1931 г. 186 101. Е.И.Рерих — Н.Хорш 13 сентября 1931 г. 189 102. Е.И.Рерих — Г.Д. и Т.Д. Гребенщиковым 24сентября 1931 г. 192 103. Е.И.Рерих — В.К.Рериху 24 сентября 1931 г. 193 104. Е.И.Рерих — Н. и Л. Хоршам 7 октября 1931 г. 194 105. Е.И.Рерих — Э.Лихтман 14 октября 1931 г. 197 106. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 21 октября 1931 г. 199 107. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 5 ноября 1931 г. 200 108. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 6 ноября 1931 г. 202 109. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 9 ноября 1931 г. 203 110. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 18 ноября 1931 г. 206 111. Е.И.Рерих — Г.Г.Шкляверу 1 декабря 1931 г. 208 112. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 8 декабря 1931 г. 208 113. Е.И.Рерих — К.Кэмпбелл 8 декабря 1931 г. 210 114. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 24 декабря 1931 г. 211 115. Е.И.Рерих — Ф.Д.Лукину 26 декабря 1931 г. 212 116. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 28 декабря 1931 г. 213 117. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 12 января 1932 г. 215 118. Е.И.Рерих — Ф.Д.Лукину 15 января 1932 г. 216 119. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 8 февраля 1932 г. 217 120. Е.И.Рерих — Э.Лихтман 22 февраля 1932 г. 222 121. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 3 марта 1932 г. 223 122. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 9 марта 1932 г. 224 123. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 23 марта 1932 г. 225 124. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 31 марта 1932 г. 226 125. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 3 апреля 1932 г. 227 126. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 13 апреля 1932 г. 231 127. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 20 апреля 1932 г. 233 128. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 27 апреля 1932 г. 236 129. Е.И.Рерих — Л.А.Иогансон 29 апреля 1932 г. 238 130. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 5 мая 1932 г. 239 131. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 12 мая 1932 г. 239 132. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 25 мая 1932 г. 242 133. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 22 июня 1932 г. 244 134. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 28 июня 1932 г. 246 135. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 7 июля 1932 г. 249 136. Е.И.Рерих — Г.Г.Шкляверу 7 июля 1932 г. 250 137. Е.И.Рерих — Э.Лихтман 14 июля 1932 г. 250 138. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 28 сентября 1932 г. 252 139. Е.И.Рерих — американским сотрудникам Сентябрь 1932 г. 254 140. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 6 октября 1932 г. 255 141. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 12 октября 1932 г. 257 142. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 20 октября 1932 г. 259 143. Е.И.Рерих — Ф.Д.Лукину 20 октября 1932 г. 260 144. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 26 октября 1932 г. 261 145. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 3 ноября 1932 г. 263 146. Е.И.Рерих — Ф.Д.Лукину б ноября 1932 г. 264 147. Е.И.Рерих — Г.Г.Шкляверу 6 ноября 1932 г. 265 148. Е.И.Рерих — Г.И.Фричи 8 ноября 1932 г. 266 149. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 10 ноября 1932 г. 267 150. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 17 ноября 1932 г. 268 151. Е.И.Рерих — Л.А.Иогансон 24 ноября 1932 г. 270 152. Е.И.Рерих — Э.Лихтман 24 ноября 1932 г. 272 153. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 1 декабря 1932 г. 274 154. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 6 декабря 1932 г. 275 155. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 10 декабря 1932 г. 277 156. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 13 декабря 1932 г. 279 157. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 22 декабря 1932 г. 280 158. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 29 декабря 1932 г. 281 159. Е.И.Рерих — Н.Хорш Декабрь 1932 г. 283 160. Е.И.Рерих — Л.А.Иогансон 27 января 1933 г. 284 161. Е.И.Рерих — Ф.Д.Лукину Февраль 1933 г. 287 162. Е.И.Рерих — М.Хилле Февраль 1933 г. 289 163. Е.И.Рерих — К.Н.Муромцевой 24 марта 1933 г. 289 164. Е.И.Рерих — Ф.Д.Лукину 3 апреля 1933 г. 292 165. Е.И.Рерих — Ф.Д.Лукину 10 мая 1933 г. 293 166. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 1 июня 1933 г. 294 167. Е.И.Рерих — американским сотрудникам 8 июня 1933 г. 297 168. Е.И.Рерих — Ф.Д.Лукину 19 июня 1933 г. 298 169. Е.И.Рерих — неустановленному корреспонденту 19 июля 1933 г. 301 170. Е.И.Рерих — А.М.Асееву 1 октября 1933 г. 302 171. Е.И.Рерих — Ф.Д.Лукину 10 ноября 1933 г. 305 ИЛЛЮСТРАЦИИ........................................................................................................................ 307
ОТ РЕДАКЦИИ Истинно великое всегда видится на расстоянии. В случае с творческим наследием русского философа и писателя Елены Ивановны Рерих (1879–1955) именно так и получилось. Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине XX столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий неподдельный интерес у многих наших соотечественников, стремящихся найти ответы на волнующие вопросы Бытия. Книги Живой Этики – главный труд ее жизни, – отличающиеся целостным взглядом на мир и являющиеся глубокой философской системой с ярко выраженной этической направленностью, в которой утверждается ответственность человека «за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок», стали настольными для многих. Концепция мироздания, изложенная на их страницах (и в первую очередь сам принцип единства человека и Космоса), во многом родственна взглядам русских космистов, однако мы не можем подходить к философу Елене Рерих с обычных позиций – перед нами не простой искатель истины, чья мысль устремлялась в космические просторы. Сотрудница и посланница Великих Учителей, Космических Иерархов, она участвовала в Их эволюционной работе по расширению сознания человечества и формированию нового планетарного мышления. Эта сознательная связь с Иерархией Света лежит в основе ее мировоззрения, личного духовного опыта, жизненного пути, целей и устремлений. Именно она объясняет тот мощный духовный подъем, который мы испытываем при изучении книг Живой Этики и других трудов Елены Ивановны, ибо наше соприкосновение с духовным фокусом Сил Света, которым она безусловно являлась, есть соприкосновение с Иерархией – «спасительным якорем человечества». Таков непреложный космический закон. Эпистолярное творчество Елены Рерих составляет значительную часть ее трудов и представляет для нас особую ценность по многим причинам, первая из которых – это его непосредственная связь с книгами Учения. Большинство писем Елены Ивановны было адресовано тем, кто стремился постигнуть Живую Этику, и поэтому в них нашли освещение важнейшие вопросы, затронутые в Учении о космической эволюции человечества. Вторая причина состоит в том, что перед нами ценнейший исторический документ – на страницах писем отражена история как самой жизни семьи Рерихов, так и становления духовно-культурного движения, ныне носящего их имя. Издание, которое вы держите в руках, является полным собранием писем Елены Ивановны Рерих, хранящихся в архиве Международного Центра Рерихов. Эти материалы были переданы Центру в 1990 году ее младшим сыном Святославом Николаевичем Рерихом вместе с другими документами, картинами, книгами и семейными реликвиями. Думаем, что читатель приятно удивится изобилию материала, большая часть которого публикуется впервые, и поразится огромной работоспособности Елены Ивановны. («Целыми днями, с утра до вечера, сижу за письменным столом, даже в сад стесняюсь выйти, чтобы не упустить время»[1]. «Мне приходится писать длиннейшие письма, иногда по 15 страниц. Ведь сейчас такие темные нападения, нужно их отбить»[2].) Как когда-то писал Николай Константинович, если полностью опубликовать письма Елены Ивановны, то получится много томов. Будет развеяно и сложившееся представление о том, что Елена Ивановна занималась исключительно книгами Учения и оказывала духовное руководство нескольким группам учеников. На примере этой публикации вы убедитесь, что она принимала самое деятельное участие в руководстве Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», а также в подготовке Пакта Рериха по охране сокровищ культуры, который впоследствии ляжет в основу Гаагской конвенции 1954 года. И, пожалуй, самое главное: публикация наследия Елены Рерих – это единственный путь, который позволит нам осветить жизнь посланницы Великого Белого Братства – планетарного духовного центра – в ее истинном величии и воздать ей то уважение, которое она заслужила. О последнем неоднократно упоминает ее Учитель, Великий Владыка, называвший Елену Ивановну не только Матерью Агни Йоги, Доверенной Братства, но и Своей Наместницей. Последнее указывает на то высокое положение, которое она занимала в Иерархии Света – Наместником Владыки Шамбалы, претворителем Его Воли может быть только дух, связанный с Ним тысячелетними узами преданности и сотрудничества, облеченный Его абсолютным доверием. На страницах этого и последующих томов вы не раз встретите Указание Учителя: «Держать имя Рериха выше высшего», предостерегающее против умаления земных Наместников Иерархии. Указание это нелишне напомнить некоторым современным исследователям рериховского наследия, сознательно акцентирующим внимание на «слабостях и несовершенствах» (?!) своих Учителей, дабы сделать их облики более «жизненными». «Вы, вероятно, замечали, как люди любят находить маленькие слабости великих людей, – комментирует эту опасную тенденцию сама Елена Ивановна, – чтобы возвести их в особую трогательную заслугу, ибо, по их мнению, именно слабости делают великого человека таким человечным. Без умаления человеческое сознание не может принять великого Образа. Люди привыкли снижать до своего уровня все самое Великое»[3]. Внимательный читатель, должно быть, задаст вопрос: откуда в личном архиве Рерихов столько писем – если рукописи статей и книг хранятся у автора, то письма, напротив, посылаются по всему свету. Дело в том, что Елена Ивановна и Николай Константинович строго соблюдали одно правило: письма печатались в нескольких (как правило, в двух, реже в трех) экземплярах, из которых первый, естественно, отправлялся корреспонденту, а второй оставался в архиве – для того чтобы в случае необходимости проследить историю переписки, поднять затронутые в ней вопросы и события. При их огромной загруженности и взаимосвязи дел (например, сотрудники Нью-йоркского Музея были связаны с Европейским Центром, Европейский Центр с Латвийским Обществом Рериха и т.д.) это себя оправдывало. Более того, можно с уверенностью сказать, что желанием Великого Владыки было видеть письма Елены Ивановны изданными отдельной книгой. Тому имеется множество подтверждений. В частности, в рукописи книги «Мир Огненный», хранящейся в архиве Международного Центра Рерихов, встречается несколько высказываний Учителя, которые не вошли в известное всем нам издание. (Полагаем, причиной тому послужила необычайная скромность, свойственная Елене Ивановне: ни на одной из книг Живой Этики не стоит ее имя, а все известные на сегодняшний день ее литературные труды изданы под псевдонимами. Старые пожелтевшие листы, хранящие прикосновение ее рук, говорят о многом: почти все упоминания о себе вычеркиваются или же даются в третьем лице, как, например, в автобиографическом очерке «Сны и видения».) «Письма, которые ты пишешь, – говорил Учитель, – нужно собирать вместе, ибо не за горами то время, когда мы их опубликуем. Будет великая книга...»[4] «Даже не подозреваешь, как твои писания будут исцелять тех, кто искал и забрел в темноту. Даже не подозреваешь, как твои писания очистят сознания. Даже не знаешь, как творчество твое ярко проникает в пространство <...> Я вижу чудесный том и тысячи духов, изучающих твои письма <...> Этот труд есть гордость Щита Моего. Мне радость – видеть эту книгу <...> Все твои мысли дадут огненный посев»[5]. «Великая книга» увидела свет в 1940 году. Это был знаменитый двухтомник «Писем Елены Рерих», изданный в Риге. В его подготовке принимала участие сама Елена Ивановна: она отбирала письма для публикации, просматривала корректуру, делала сокращения, и порой значительные. Эти сокращения касались прежде всего личных обстоятельств ее корреспондентов (не указаны даже их имена), взаимоотношений между некоторыми людьми и обществами, а также подробностей жизни самого автора и его семьи. Николай Константинович Рерих в своем очерке, посвященном выходу двухтомника в свет и называвшемся «Письма Елены Ивановны», писал об этом – не без сожаления – следующее: «Вышли два тома писем. Только подумать, что эта тысяча убористых страниц представляет лишь малую, вернее сказать, малейшую часть всего Еленой Ивановной написанного. Кроме того, изданные письма представляют лишь фрагменты, ибо столько по разным обстоятельствам должно было быть опущено. Жаль подумать, что разные житейские соображения заставляют безжалостно срезывать иногда самые яркие места. Пройдут годы, и покажется странным, почему именно эти места должны были быть отброшены... Так же жалко, что и письма Елены Ивановны, вошедшие в два тома, даны не полностью. Сколько прекраснейших и нужнейших мыслей было изъято! Между тем сами мировые обстоятельства показывают, насколько сказанное было своевременно»[6]. Что ж, годы прошли, большая часть «сказанного» нисколько не утратила своей актуальности, и в этом издании вы встретите хорошо знакомые вам письма, но в полном варианте – так, как выглядели они в оригинале. Редакция не делала никаких сокращений, все письма приводятся полностью, с учетом норм современной орфографии и пунктуации. Все подчеркивания и выделения прописными буквами в тексте соответствуют авторскому оригиналу. Расшифровка сокращенных терминов, имен и названий учреждений, а также текст, восстановленный по дополнительным источникам, даются в квадратных скобках. Все неразборчивые слова и пропуски в тексте обозначены многоточиями (в пределах одного предложения) и многоточиями в угловых скобках (предложение и более) и оговорены в подстрочных примечаниях. Иностранные слова, дающиеся автором преимущественно в кириллической транслитерации, сопровождаются в примечаниях соответствующей латинской транслитерацией и переводом. Справочный аппарат издания представлен именным указателем и подстрочными примечаниями. Богатый иллюстративный материал (фотографии и документы из архива Международного Центра Рерихов) собран в отдельной вкладке в хронологическом порядке. И наконец, формат книги соответствует формату рижского издания «Писем Елены Рерих» 1940 года. Как мы уже упомянули, главная тема писем Елены Ивановны – это книги Учения Живой Этики. Просто, убедительно и доступно («по сознанию») она умела разъяснять сложнейшие вопросы о смысле человеческого существования, о нелегком пути ученичества, о Великих Учителях и Их жертвенном труде ради спасения нашей планеты. Тема доверия Руке Ведущей и радости служения Всевмещающему Сердцу проходит через все ее творчество. Нет большего дара и счастья, не уставала повторять она своим ученикам, чем приближение к Владыке и возможность расширения сознания под Его наблюдением. Там, где явлено понимание священной связи с Учителем, открываются все возможности, ибо закон Иерархии, который правит всем Космосом, есть единственный путь эволюции духа. Ни в одном из многочисленных трудов нашего столетия, посвященных вопросам ученичества, этот закон не нашел более глубокого, всестороннего и доступного изложения, чем в трудах Елены Ивановны. Природа сокровенной связи Учителя и ученика, преображение внутреннего существа, развитие психических сил и конечно же проблемы распознавания, с которыми сталкивается каждый искатель и неофит, так или иначе были ею рассмотрены. Возможно, то, что писала она о Служении – сознательном участии в эволюционном действе, требующем великой закалки сердца и духа, – для кого-то стало крушением иллюзий и несбыточных надежд, но скольких людей это спасло от незавидной участи стать жертвой своих амбиций или оказаться игрушкой в руках какого-нибудь самозванца. «Много интересных вопросов приходится разбирать, – делится она с Николаем Константиновичем. – Делаю это иногда с величайшим удовольствием... Учитель доверил мне все очищение Учений»[7]. Огненные строки этих писем, устремленные за пределы обыденности к осознанию вечного космического творчества, позволяют нам не только ощутить необычайный духовный подъем, но и почувствовать стоящую за ним личность автора. Перед нами открывается человек высокой духовной культуры, несокрушимо преданный Иерархии Света, терпимый к чужим воззрениям, искренний и сопереживающий, но в то же время суровый. Однако суровость эта заключается в постоянном напоминании о том, что на духовном пути не может быть никакого приукрашивания действительности и потворства своим недостаткам. «Завет Владыки – суровость к себе и открытое сердце к брату»[8]. Елене Ивановне были совершенно чужды высокомерие, категоричность суждений и тот авторитарный тон, которым наши современные «посвященные» наставляют каждого, кто попадает в их поле зрения. Она избегала любого проявления миссионерства в отношении Учения и никогда не навязывала своего мнения, ибо ценила самостоятельность мышления и свободу духа каждого. Но всегда с готовностью отвечала стучащемуся. «Не люблю учить, но лишь передавать знания»,[9] – признается она в письме к Борису Николаевичу Абрамову. Щедрой рукой она давала тем, кто желал следовать Учению Жизни. Но это были не «тайные инструкции», ведущие к «вратам Посвящения», а самые что ни на есть простые формулы преображения нашей действительности: «Думайте самыми широкими, самыми светлыми мыслями. Любите Учителя, любите Учение, любите работу над духом своим, устремитесь к самоусовершенствованию»[10]. Не уход от жизни с ее трудностями, не магические приемы и нашептывания жителей астрального мира, утверждала она, а преданность Иерархии, применение Учения в жизни и работа на Общее Благо являются главными ключами ко всем духовным достижениям и беспредельным тайнам Космоса. История становления рериховского движения (прежде всего на примере американских учеников – сотрудников Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, которых Елена Ивановна знала лично) предстанет перед читателем во всех подробностях: на страницах писем мы встретим Указания Владыки относительно текущих событий и будущих начинаний, рекомендации, предостережения и советы самой Елены Ивановны, личные качества которой – незаурядный ум, энергичность, умение разбираться в людях – являли самую мощную опору делам. Размах культурной деятельности, развернутой под ее непосредственным руководством небольшой группой учеников, поражает – учреждения в Нью-Йорке (Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр) стали как бы отправным пунктом, и влияние их распространилось за пределы страны, стало международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие под эгидой этих организаций во всем мире, объединили под всеобъемлющим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, – пишет Елена Ивановна, – как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие. Много писем получаем, указывающих на поиски духа и на самые трогательные проявления приложения Учения в жизни»[11]. Однако внутренняя обстановка в самой группе, взаимоотношения сотрудников нередко оставляли желать лучшего. Порой кажется, что строки Елены Ивановны, написанные в далекие 20–30-е годы, это один призыв к единению и дружелюбию между сотрудниками в Делах Учителя. Сурово и с великой болью в сердце напоминает Елена Ивановна о той огромной ответственности, возложенной на призванных к Великому Строительству. Ответственности перед Учением и перед другими людьми. «...Вам предъявлены совершенно другие требования не только Владыкой, но и людьми, смотрящими на вас, как на образец всего высокого. Особо строго будут они судить вас и не простят вам своего смущения и разочарования в Учении, которое не смогло переделать природу получившего его»[12]. Сегодня для многих из нас, именующих себя последователями великих людей и «несущих на своем щите мировое имя» Рериха, это повод задуматься, заполнена ли наша жизнь «прекрасными поступками терпимости, вмещения и великодушия»[13] или тратится на поиски виновных, деление на «своих» и «чужих» и отвлеченные призывы к духовности и культуре, обращенные опять же к другим? Трагическая история разлада, происшедшего в группе американских учеников в 1935 году и закончившегося судебным процессом, отразилась на страницах писем во всех подробностях, но не только потому, что жившая в Индии Елена Ивановна не имела другой возможности следить за ходом судебной тяжбы. Ее глубоким убеждением было то, что свидетельства об этом чудовищном преступлении против Культуры (на основании подложных документов суд признал полотна Н.К.Рериха из Нью-йоркского Музея собственностью его доверенного лица – Л.Хорша, без всякого протеста со стороны общественного мнения) должны остаться для потомков как предостережение. «Если люди перестанут противиться злу, то хаос захлестнет их»[14]. Это история о извечной битве Света и тьмы, разыгрывающейся в человеческих сердцах, о мужестве и благородстве, о вероломстве и чудовищном моральном падении. Однако несмотря на тяжелый удар, нанесенный всей культурной работе, рериховское движение в Соединенных Штатах не приостановилось, во многом благодаря самоотверженным усилиям ближайших учениц Елены Ивановны – З.Г.Фосдик и К.Кэмпбелл-Стиббе, и в 1949 году Музей Николая Рериха обрел новую жизнь и новый дом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|