Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения




В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний сердеч­но-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди сту­дентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умст­венного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.

К факторам риска, способствующим появлению сердечно­сосудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также соци­альные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, сме­на работы и профессии и т.п.

Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на со­стоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагруз­ка на ЦНС и на ее высший отдел - кору головного мозга проявляется пре­имущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей мас­сы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг дол­жен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.

Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельно­сти студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрица­тельные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высо­кая ответственность за результаты усвоения знаний и др.

Длительная напряженная умственная работа снижает также воз­можности организма к ее качественному продолжению, наступает утомле­ние, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состоя­ние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и явля­ется субъективным чувством человека.

Усталость нарастает при непонима­нии значения выполняемой работы,

неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чув­ство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в од­ном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффек­тивности в другом виде. Так, например, устав производить вычислитель ные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевре­менным эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам

(табл.3.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором,

например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой

разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной рабо­тоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное по­следствие.

При систематическом перенапряжении нервной системы воз­никает переутомление, для которого характерны чувство усталости до на­чала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражи­тельность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.

 

 

Таблица3. 1

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по

С.А.Косилову)

 

Объект наблюдения Уто мление
Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное; реак­ции на новые раз­дражители (словес­ные указания) от­сутствуют
Поза Непостоянная, потя­гивания ног и вы­прямление тулови­ща Частая смена поз, пово­роты головы в разные стороны, облокачива-ние, поддержание голо­вы руками Стремление поло­жить голову на стол, вытянуться, отки­нуться на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замед­ленные Суетливые движе­ния рук и пальцев (ухудшение почер­ка)
Интерес к новому материалу Живой интерес, задавание вопросов Слабый интерес, отсут­ствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

 

Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела,

диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлек­сов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потли вость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости орга­низма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Оценка степеней переутомления представлена в табл. 3.2.

 

Таблица 3.2

Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К.Платонову)

 

Симптом Степень переутомления
  1-начинаю- II- легкое III- IV- тяжелое
  шееся   выраженное  
Снижение рабо- Малое Заметное Выраженное Резкое
тоспособности        
Появление ранее При усиленной При обычной При облегчен- Без видимой на-
отсутствовавшей нагрузке нагрузке ной нагрузке грузки
усталости при        
умственной на-        
грузке        
Компенсация Не требуется Полностью Не полностью Незначительно
понижения рабо-        
тоспособности        
волевым путем        
Эмоциональные Временное Временами Раздражитель- Угнетение, резкая
сдвиги снижение инте- неустойчивость ность раздражитель-
  реса к работе настроения   ность
Расстройства сна Трудно засы- Труднее засы- Сонливость Бессонница
  пать и просы- пать, просы- днем  
  паться паться    
Снижение умст- Нет Трудно сосре- Временами Заметное ослаб-
венной работо-   доточиться забывчивость ление внимания и
способности       памяти
Вегетативные Временами Часто тяжесть в Временами Частые головные
сдвиги тяжесть в голо- голове головные боли, боли, потеря аппетита
  ве   Снижение аппетита  
         
Профилактиче- Упорядочение Отдых, физиче- Организован- Лечение
ские мероприя- отдыха, физиче- ская культура ный отдых,  
тия ская культура,   предоставление  
  культурные   отпуска  
  развлечения      

 

Таким образом, умственная деятельность, связанная с психиче­скими

напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных