Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований и их противоправной деятельности




 

Криминогенная ситуация в стране все больше вызывает озабоченность российских граждан. Рост преступности заставляет многих, доселе считавших себя в безопасности, критически оценить социальные гарантии своих законных прав и интересов. Обычно результатом такой оценки является понимание необходимости более эффективных мер самозащиты от преступных посягательств. Беспокоит рост, изощренность и профессионализация организованной преступности, политический и криминальный терроризм, захват заложников и т. д.

Борьба с организованной преступностью является одной из актуальных проблем современного общества. Поэтому понимание социально-психологических особенностей возникновения и функционирования различных преступных групп и сообществ, созданных для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, внутригрупповых динамических процессов, происходящих в них, правильная психолого-правовая и криминологическая оценка их преступной деятельности является необходимым условием разработки наиболее эффективных приемов и методов борьбы с ними.

В житейском плане организованную преступность необходимо понимать как совокупность конкретных преступных акций, осуществляемых определенными хорошо организованными преступными структурами. В этом смысле организованная преступность представляет собой специфическую форму планирования и совершения преступлений.

Характерной особенностью организованной преступности является создание преступного сообщества, которое имеет высокий уровень саморегуляции и иерархическую структуру, включающую трехзвенный, а в ряде случаев и более высокий уровень управления, руководства, подчинения и распределения функций между преступниками. В большинстве случаев эти преступные организации имеют структуру пирамиды, на вершине которой находится лидер (лидеры), а в непосредственной его окружении небольшая группа лиц, принимающих основные решения28.

Психологические основы преступной группы в криминальной психологии исследуют генезис образования, структуру, распределение ролей, а также психологические аспекты управления.

Многие преступники, став членами преступного сообщества, действуют активнее, поскольку такая деятельность подкрепляется групповым авторитетом. Преступность превращается в своего рода ремесло, в образ жизни со своей идеологией, психологией, субкультурой.

Организованная преступность предпочитает жесткие системы, обеспечивающие устойчивость, разделение «труда» специализацию и хорошую управляемость. Собственно определена схема распределения ролей, задач и ответственности. Больше внимание, как правило, уделяется средствам поддержания дисциплины, в результате чего угроза применения санкций представляется участникам преступной организации более реальной, чем риск привлечения к уголовной ответственности. Например, в одной из группировок за неоднократное ослушание полагалась «смертная казнь», в других — за несвоевременное исполнение приказа провинившемуся «включают счетчик», который определит размер штрафа даже после выполнения приказа.

Одна из обязательных норм такого преступного сообщества — конспирация. Это достигается сокрытием преступных акций и их легендированием на случай провала, организацией тайных каналов связи и явочных точек, широким использованием на корыстной основе различных лиц «втемную», применением определенных условностей и другими различными мерами.

В случае выбывания из преступной организации в силу различных причин лидеров, боевиков или рядовых членов, она демонстрирует устойчивость и довольно быстро восстанавливается, сохраняя свою живучесть. Что касается руководителей, то, как известно, свято место пусто не бывает. Многие лидеры, к тому же, даже находясь в местах лишения свободы, изыскивают возможность руководить своими группировками. Относительно рядовых членов, растущая криминализация населения не дает долго пустовать «вакансии» в преступной группировке. В результате типична ситуация, когда с одной и той же группировкой в постоянно обновляющемся составе правоохранительным органам приходится иметь дело на протяжении многих лет29.

Организованные преступные группы активно используют планомерное подавление форм социального контроля. Прежде всего, это разработка мер против привлечения к уголовной ответственности. В отличие от традиционной преступности, эта деятельность включает в себя не только совершенствование в области преступного ремесла, в том числе лучшую личную физическую, психологическую, правовую, техническую подготовку и оснащенность, но и целенаправленное активное противодействие правоохранительным органам. Более того, участники организованной преступной группы стремятся использовать эти органы в своих интересах и, бывает очень часто, небезуспешно.

Здесь применяются различные методы: подкуп, угрозы, шантаж, компрометация и физическое воздействие, включая убийства. Организованная преступность не только обороняется, но и нападает. Осуществляют подобные акции специально создаваемые в преступной структуре подразделения в целях разведки и контрразведки. Все шире применяются для этого современные технические средства связи, визуального и слухового контроля. Меры правоохранительных органов и их собственные промахи тщательно анализируются. Например, фиксировались случаи, когда для выяснения причин провала в регионе работала своего рода комиссия из авторитетов преступного мира.

Следует учитывать, что не разоблаченный и ненаказанный вовремя преступник опасен не только потому, что он сам наглеет и от мелких преступлений нередко переходит к крупным, но и тем, что безнаказанность оказывает большое влияние на формирование преступных установок у других неустойчивых лиц и способствует созданию организованных преступных группировок.

Создание преступной группы — это не только количественный, но качественный сдвиг в сторону увеличения социальной опасности. Важно отметить также, что в ряде случае личность чисто технически не в состоянии в одиночку выполнить весь план преступных действий.

При анализе преступной группы выделяются следующие фигуры ее участников:

1) организатор группы в целом или отдельные ее участники;

2) исполнитель на «ответственном участке»;

3) второстепенный исполнитель;

4) оппозиционер, «слабое звено» группы (может быть волевым человеком), — субъект, внутренне не согласный с совершением преступления, в котором он принимает участие, либо с действиями руководителя группы. Часто это звено рождает внутри группы конфликтную ситуацию.

Отказ от продолжения преступной деятельности для члена преступной группы представляет дополнительные трудности по сравнению с изменением статуса преступника-одиночки, так как любое утверждение в новом для человека общественном статусе, где важно его признание окружающими, связано с определенными трудностями, поскольку сложившееся у них представление о выполнении субъектом роли изменяется не так быстро, как того желали бы.

Хотелось бы нам отметить и причины объединения в преступную группу, в частности: а) невозможность совершать преступление без «объединения»; б) общность преступных интересов; в) личные симпатии; г) общие нормы поведения, общие убеждения, аналогичные дефекты правосознания и т. д.

Распределение ролей в преступной группе происходит по волевым качествам; организаторским способностям; авторитетности и инициативности лидеров; конформизму, безволию, склонности к пьянству второстепенных членов30.

Организованная преступность, как показывает практика — это система связей, ведущая к концентрации, монополизации отдельных видов преступной деятельности. Ее можно рассматривать как сложную систему с разнохарактерными связями между группами, которые осуществляют преступную деятельность в виде промысла и стремятся обеспечить свою безопасность с помощью коррумпированности сотрудников государственных и правоохранительных органов.

Одним из источников формирования организованных преступных групп являются бывшие спортсмены (особенно в области рэкета). Для этого есть ряд социально-психологических предпосылок: большинство спортсменов, как правило, не имеют ни склонности, ни возможности для резервной подготовки, приобретения специальности. С другой стороны, все они в период спортивной карьеры приобрели завышенные социальные притязания, амбиции. Большинство из них инфантильны. Эти обстоятельства в сочетании с материальной необеспеченностью к моменту «выхода в отставку» делают этих людей легкой добычей организаторов преступных группировок.

Организованная преступность дифференцируется прежде всего, по критерию ее специализации на определенных видах незаконной деятельности. Однако, тут следует сделать две оговорки.

Во-первых, по мере развития организованной преступности проявляется тенденция к расширению сфер деятельности и, одновременно, к переходу от специализации к многопрофильным структурам. Во-вторых, организованная преступность — это не только систематическая повторяемость совершения однородных преступлений, но и одновременно — совокупность самых различных деяний. Иначе говоря, она порождает «клубок» преступлений, в том числе «вспомогательных» для основного вида преступного бизнеса.

Важно отметить, что среди опасных преступлений одним из наиболее распространенных является контрабанда, борьба с которой сейчас приобрела наиболее острый характер. Среди причин — сращивание усилий международных криминальных структур, других форм организованной преступности, которые своей масштабностью и интенсивностью оказывают явное дестабилизирующее воздействие на экономическое и политическое положение в стране.

Особенно беспокоит в последние годы высокая активность преступных групп (как доморощенных, так и из стран ближнего зарубежья), специализирующихся на наркотиках. Можно уже говорить о том, что высокими темпами происходит накопление наркокапиталов. Не исключено, что очень скоро, наряду с «ворами в законе» появятся и «наркокороли». Если учесть при этом тот факт, что на внутреннем рынке появились наркотики синтетического происхождения, сравнительно дешевые и достаточно доступные — то это делает ситуацию более угрожающей. Практически можно говорить об обвальной наркотизации России.

Нельзя не отметить, что угрозой для личности и общества в России является коррупция, существующая как сама по себе, так и как составная часть организованной преступности. «Коррупция» в переводе с латинского означает «подкуп», взятку. В сегодняшней России это масштабная и все проникающая категория, поразившая различные звенья власти. Коррупция стала надежным прикрытием организованной преступности, ее стимулятором и покровителем. Это опасное социальное явление — серьезный дестабилизирующий фактор социально-экономических реформ в стране, порождающий у людей чувство недоверия к власти. Последствиями коррупции является падение в обществе морали и нравственности, массовый пессимизм.

В последние годы особенно получили распространение не только обычные формы подкупа чиновников в виде денежных взяток и дорогих подарков, но и открытия для них счетов в зарубежных банках, приобретение недвижимости за границей, включение в число соучредителей вновь создаваемых акционерных обществ, малых предприятий и т. д. родственников и близких должностных лиц, организация выездов за рубеж за счет различных частнопредпринимательских структур под предлогом «чтения лекций», «участия в симпозиумах», с оплатой самих поездок и выдачей больших денежных сумм в валюте на «карманные расходы»31.

Выявляется противоправная деятельность должностных лиц как в сферах традиционно подверженных коррупции (торговля, внешнеэкономические связи, правоохранительная система, таможня), так и во вновь формируемых институтах власти и управления (налоговые и приватизационные службы, система лицензирования, аппараты мэрий, префектур и т. п.), а также в банковских и коммерческих структурах. Коррумпированные чиновники состоят фактически на службе у преступных формирований или попадают в полную зависимость от преступников и используются ими для проворачивания своих операций.

Лидеры преступных сообществ внедряют своих людей в охранные службы различных государственных и коммерческих организаций с целью сбора информации о должностных лицах, занимающихся совместительством для последующего шантажа и оказания на них влияния. Более частыми стали попытки повлиять на ход расследований преступлений, совершенных организованными группами, через средства массовой информации. Криминализуется очень активно и внешнеэкономическая деятельность, продолжается незаконный вывоз за пределы России стратегически важных ресурсов, памятников искусства и т. д.

Российское общество еще в недавнем прошлом обладало устойчивым иммунитетом к терроризму, однако в настоящее время он нарушен. Объясняется это тем, что терроризм, являясь по своей сути сложным социально-политическим явлением, аккумулирует в себе социальные противоречия, достигшие в нашем обществе уровня конфликта. Так, по количеству насильственных акций с использованием огнестрельного оружия, разного рода взрывных и зажигательных устройств или угроз их применения, захватов заложников, транспортных средств и средств вооружения, попыток ядерного шантажа и угроз применения компонентов химического и биологического оружия мы имеем реальные шансы превзойти уровень подобного рода террористических акций, зарегистрированных на сегодня в мире. Утверждение, что терроризм стар как мир, не вполне соответствует действительности, поскольку стар не терроризм, а насилие, вызывающее состояние страха, ужаса, тревоги.

Насилие является неотъемлемым элементом общественных отношений. Оно присутствует как в отношениях между отдельными людьми, так и в отношениях между народами и государствами. Формы проявления насилия многообразны и варьируются от принуждения и угроз до физического уничтожения людей. Насилие сопровождается ущемлением прав и ограничением свободы действий как единичной личности, так и определенных групп или категорий лиц, организаций, в том числе и правоохранительных органов. Сам факт возможности, а тем более угроза применения насилия в отношении того или иного человека оказывает на него сильное эмоциональное воздействие, вынуждает изменять поведение, совершать те или иные попытки повлиять на ход расследований преступлений, иные действия или отказываться от них. Страх за свою жизнь, здоровье и благополучие близких является мощным средством, к которому нередко прибегают не только отдельные лица, но и государства для достижения своих целей.

Способы физического насилия при использовании террористических методов рассчитаны на то, чтобы изменить (либо сохранить прежней) политику путем физического отстранения конкретного человека или группы лиц от выполняемой ими государственной или общественной деятельности. Практически это может выражаться в лишении данного лица (группы лиц) жизни, в нанесении ему телесных повреждений, в лишении или существенном ограничении его свободы. Во всех этих случаях для потерпевшего становится физически невозможным выполнение той работы, которой он занимался до покушения на него.

Способы имущественного насилия над личностью имеют те же цели, что и физическое насилие, однако осуществляются они путем посягательства не на жизнь и здоровье конкретного лица (группы лиц), а на государственное, общественное имущество или личное имущество отдельных лиц. Имущественное насилие рассчитано на то, чтобы лишить конкретную личность или организацию материальной базы для проведения в жизнь избранной политической линии.

Способы морально-психологического насилия входят как составной элемент и в способы физического, и в способы имущественного насилия, поскольку террорист всегда стремится к устранению политического противника. Вместе с тем морально-психологическое насилие над определенным лицом или группой лиц выступает и в качестве самостоятельного способа насилия. Как и два первых вида насилия, оно рассчитано на отстранение того или иного лица (группы лиц) от политической деятельности либо на изменение ее характера и содержания. Морально-психологическое насилие осуществляется путем шантажа, угроз, клеветы и им подобных действий, направленных на то, чтобы запугать человека, вывести его из равновесия 32.

В последние годы растет число насильственных акций, используемых как средство давления на конституционные органы власти и управления, количество анонимных угроз физической расправы в адрес их руководителей и сотрудников, народных депутатов, сотрудников правоохранительных органов. Террор для многих экстремистских групп и организаций по-прежнему является главным средством, с помощью которого можно заставить удовлетворить их требования, даже если террористы и не получают поддержки большинства населения.

В настоящее время терроризм следует рассматривать как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Без учета умонастроений, психологического состояния, этических установок, предопределяющих готовность людей к использованию любых, ничем не ограниченных средств для достижения поставленных ими перед собой политических целей, невозможно получить целостное и законченное представление о системе предпосылок и механизме формирования терроризма.

Можно с уверенностью сказать, что психология преступников, особенно в группах, резко изменилась. Если раньше агрессивность по отношению к сотрудникам правоохранительных органов ограничивалась оскорблениями, оторванными погонами или пуговицами, то теперь преступники, даже совсем молодые, не боятся ничего, даже направленных на них пистолетов, или стрельбы в воздух, действуют исключительно цинично и дерзко.

А вот психология сотрудников правоохранительных органов в большинстве своем осталась прежней, когда сотрудники боятся даже применить оружие. Однако применять оружие на поражение часто заставляют экстремальные преступные ситуации, так как оперативные работники защищают не только свою жизнь, но и боевое оружие, овладев которым, преступники могут совершить любое преступление.

Следует отметить, что организованная преступность и терроризм по своей сложности не имеют аналогов в криминальной проблематике. Однако острота ситуации и связанные с ней обстоятельства, имеющие практическое значение для организации борьбы с организованной преступностью и терроризмом, пока осознанны явно недостаточно. Защита новых экономических отношений, требует выработки более надежных гарантий от посягательства криминальной среды.

С введением в действие нового Уголовного кодекса РФ сложились более благоприятные предпосылки, позволяющие гораздо точнее дифференцировать различные формы организованной преступности. Поэтому с позиций юридической психологии мы и рассмотрели вопросы касающиеся преступной деятельности, в том числе и социально-психологические основы организованной преступности и терроризма.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных