Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сделаем более детальный обзор самых значимых нововведений.




  Организация и деятельность третейских судов. Новым законом введено, что постоянно действующие третейские суды могут создаваться только при некоммерческих организациях, получившим на это специальное разрешение правительства РФ по предварительной рекомендации, созданного новым законом Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Для получения разрешения некоммерческая организация должна будет: ü утвердить правила арбитража в соответствии с требованиями закона; ü представить данные об ее учредителях (участниках) и др.; ü показать наличие у нее репутации, масштаба и характера деятельности, позволяющих обеспечить высокий уровень рассмотрения споров; ü представить рекомендованный список не менее 30 арбитров. Таким образом, выдача разрешений фактически отдана на полное усмотрение Совета. Важным является то, что иностранным арбитражным учреждениям также необходимо будет получать разрешение для рассмотрения споров на территории РФ, хотя для них оставлена лазейка в том плане, что принятые ими решения без получения разрешения будут рассматриваться как арбитражные решения суда «ad hoc» (т.е. их можно будет привести в исполнение, НО таким судам не будут подсудны корпоративные споры). Второй лазейкой является то, что для получения разрешения иностранным арбитражным учреждениям необходимо будет доказать только наличие широко признанной международной репутации, т.е. проблем с получением разрешений в таких арбитражных центрах как ICC, LCIA, AAA/ICDR, SCC возникнуть не должно. Единственными исключениями, которым разрешение не нужно, стали МКАС и МАК при ТПП РФ. ü В течение 3 месяцев с даты вступления закона в силу правительство должно принять порядок выдачи разрешений на право осуществления функций постоянно действующего арбитражного учреждения, если в течение года после этого действующие третейские суды не приведут своею деятельность в соответствие с новым законом, то они утрачивают право администрировать арбитраж;
  Институциональные арбитражи и третейские суды ad hoc. Подчеркивая различия между постоянно действующим третейским судом и судом, созданным для разрешения конкретного спора, Закон об арбитраже вводит целый ряд ограничений в отношении судов ad hoc: ü третейский суд ad hoc не может рассматривать корпоративные споры; ü третейский суд ad hoc не имеет возможности обратиться к государственному суду за содействием в получении доказательств; ü не допускается заключение соглашений, предусматривающих окончательный характер решений третейского суда ad hoc (подобные соглашения, допустимые для решений институциональных арбитражей, означают невозможность отмены решений в судебном порядке).
  МКАС и МАК. Компетенция и требования. Какие споры могут быть переданы в МКАС/МАК или иные международные коммерческие арбитражи: § споры между сторонами, коммерческое предприятие хотя бы одной из которых находится за границей; § споры, если за границей находится место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора; § споры, возникающие в связи с осуществлением иностранных инвестиций в РФ и российских инвестиций за рубежом; § внутренние споры, но к порядку рассмотрения таких споров будет применяться Закон об арбитраже (а не Закон об МКА). Это означает, что существующие арбитражные соглашения о передаче спора на рассмотрение в МКАС не утратят силу, если в соответствии с новыми правилами спор не подпадает под категорию международных и признается внутренним. Такой спор все равно останется в компетенции МКАС и может быть им рассмотрен. На МКАС и МАК не распространяется требование о получении разрешения Правительства РФ на осуществление функций постоянно действующих арбитражных учреждений. Они также должны учесть в своей деятельности нововведения и выполнить ряд требований Закона об арбитраже: ü приведение в соответствии с требованиями Закона об арбитраже рекомендованных списков арбитров и правил арбитража; ü принятие и депонирование правил арбитража корпоративных споров (для получения возможности рассматривать такие споры). Новые правила МКАС И МАК должны быть утверждены, размещены на сайте в Интернете и депонированы в Минюсте до 1 февраля 2017 г.
  Рекомендованные списки арбитров. Закон об арбитраже устанавливает требования для арбитражного учреждения: § вести и размещать на своем сайте рекомендованный список арбитров, состоящий не менее чем из 30 человек; § может сформировать отдельные списки для внутреннего и международного арбитражей, либо иметь единый список арбитров; § не менее 1/3 арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории России по научной специальности, входящей в перечень, который утверждается Минюстом на основании рекомендаций Совета; § не менее 1/2 арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей (арбитров) или в качестве судей государственных судов, в течение не менее 10 лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров; § арбитр не может быть включен в списки более чем 3-х арбитражных учреждений. Идея такого ограничения заключается в том, чтобы предотвратить включение в списки авторитетных специалистов (которые в дальнейшем не будут активно участвовать в деятельности арбитражного учреждения) исключительно в целях соблюдения установленных законом требований к спискам. Минюст исходит из того, что данное требование не касается включения арбитров в списки иностранных арбитражных учреждений; Новое правило способно создать дополнительные проблемы на практике. Речь идет о том, что одним из оснований для отмены или отказа в приведении в исполнение решений арбитража является несоответствие состава арбитров соглашению сторон или закону. Представляется, что в контексте этого основания правило «3-х списков» может вдохновить недобросовестных участников спора на попытки его использования в целях подрыва экзекватуры (т.е. для предотвращения принудительного исполнения арбитражных решений). § Закон определяет сугубо рекомендательный характер списков арбитров, используемых арбитражными учреждениями. Закон запрещает избрание арбитров сторонами их принадлежностью к спискам. Запрет не распространяется на случаи, когда обязательность использования списков прямо предусмотрена соглашением сторон, а также на случаи назначения арбитров самими арбитражными учреждениями в соответствии с правилами этих учреждений.
  Арбитрабельность споров. Общие комментарии. В новом законодательстве впервые систематизировано изложили случаи, когда передача споров в арбитраж не допускается. АПК РФ и ГПК РФ дополнены новыми статьями, содержащими перечни неарбитрабельных споров, к которым отнесены: ü корпоративные споры, указанные в ч. 2 новой редакции ст. 225.1 АПК РФ (о созыве общего собрания участников); ü споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале ООО; ü споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов; ü споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества или законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; ü споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде; ü споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью; ü споры, возникающие из трудовых, наследственных и семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного (за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества). Следует принимать во внимание, что приводимые в процессуальных кодексах перечни не являются закрытыми, дополнительные категории неарбитрабельных споров могут быть предусмотрены иными федеральными законами.
  Арбитрабельность корпоративных споров. Теперь большинство корпоративных споров может быть передано на рассмотрение институционального арбитража (передача корпоративных споров на рассмотрение третейских судов ad hoc не допускается) в силу прямого указания закона. При этом, применительно к рассмотрению в арбитраже значительной части споров корпоративного характера установлены дополнительные требования: ü определенные категории корпоративных споров могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, только если соответствующее арбитражное соглашение заключено между всеми участниками потенциального спора (юридическое лицо, все его участники, иные лица, которые являются истцами или ответчиками в таких спорах); ü основная часть корпоративных споров может рассматриваться в арбитраже: § только с местом арбитража на территории России; § только в соответствии со специально утвержденными правилами арбитража корпоративных споров. Данные ограничения не распространяются на: ü споры, связанные с принадлежностью акций и долей в хозяйственных обществах и товариществах, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, в частности споры, вытекающие из договоров купли-продажи, ü споры, связанные с обращением взыскания на акции, доли и паи; ü споры, вытекающие из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением держателем реестра владельцев ценных бумаг иных прав и обязанностей, предусмотренных федеральным законом в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг. Для некоторых разновидностей споров, являющихся корпоративными, закон особо оговаривает принципиальную недопустимость их передачи в арбитраж с учетом их особого характера или исходя из специфики субъектного состава. К таким спорам, в частности, отнесены: ü споры о созыве общих собраний участников; ü споры, которые связаны с оспариванием ненормативных актов, решений, действий (бездействий) государственных органов и наделенных публичными функциями организаций; ü споров в отношении юридических лиц, имеющих существенное значение для обеспечения обороны и безопасности; ü споров, связанных с исключением участников.
  Арбитражное соглашение. § И в Закон об арбитраже, и в Закон о МКА включены требования о проарбитражном толковании арбитражного соглашения, т.е. толковании любых сомнений в пользу действительности и исполнимости арбитражного соглашения. § Еще на что следует обратить внимание, это различие между прямым соглашением сторон и правилами арбитража соответствующего арбитражного учреждения, включенными в арбитражное соглашение путем наличия в нем ссылки на такие правила. Оба варианта являются арбитражным соглашением сторон, однако Закон об арбитраже предусматривает ряд случаев, когда отступление от установленных в нем правил возможно, только если стороны прямо это предусмотрели в своем арбитражном соглашении. Это связано с возможностями: ü договориться об окончательном характере арбитражного решения (т.е. исключить возможность его судебного обжалования, которое в любом случае возможно только по ограниченному перечню оснований); ü отказаться от обращения к государственному суду по ряду вопросов в основном процессуального характера (о принятии мер по назначению арбитров, об отводе арбитра, о прекращении полномочий арбитра, о решении вопроса о компетенции арбитража); ü исключить проведение устного слушания в арбитражном разбирательстве; ü обусловить выбор арбитров их принадлежностью к списку рекомендованных арбитров. § Законом теперь также закреплено правило о сохранении в силе арбитражного соглашения при перемене лиц в основном обязательстве.
  Институт содействия третейским судам. Закон об арбитраже вводит полноценный институт единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража – такие функции будут выполняться государственными судами РФ. В соответствии с поправками в АПК РФ и ГПК РФ сторонам третейского разбирательства предоставлено право обращения в государственные суды РФ за разрешением вопросов: ü о назначении арбитра по заявлению любой стороны; ü о рассмотрении заявления об отводе арбитра; ü рассмотрение заявления о прекращении полномочий арбитра. При этом определение, вынесенное государственным судом РФ в рамках оказания содействия третейским судам, является окончательным и обжалованию не подлежит. Важной новеллой является предоставление сторонам арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, права достигнуть соглашения об отказе от возможности обращения в государственный суд по данным вопросам.
  Правовой статус арбитров. § Одним из нововведений является предоставление сторонам возможности назначения арбитром судьи в отставке. § Еще одной новеллой является закрепление свидетельского иммунитета арбитра на уровне процессуального закона. Ранее правило о том, что арбитр не подлежит допросу в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе арбитража, содержалось в прежнем Законе о третейских судах, но не находило развития в процессуальном законодательстве. § Конфликт интересов. В Закон об арбитраже включены положения, направленные на обеспечение недопустимости конфликта интересов между арбитражным учреждением и сторонами арбитражного разбирательства. При этом наличие конфликта интересов само по себе автоматически не влечет отказ в приведении в исполнение или отмену арбитражного решения. § Споры в отношении недвижимого имущества. Закон об арбитраже прямо устанавливает, что решение третейского суда не может являться основанием для внесения записи в государственный реестр, включая ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр владельцев именных ценных бумаг и т.д. Для указанных целей необходимо обратиться в государственный суд за исполнительным листом. § Запрет признания решения третейского суда в РФ. В АПК РФ были внесены изменения, предоставляющие стороне третейского разбирательства, против которой принято решение, самостоятельно инициировать в государственном суде РФ производство о запрете признания в РФ решения, не требующего исполнения (ст. 245.1 АПК РФ).
  Заключительные положения. Закон об арбитраже содержит подробные заключительные положения. В частности, можно выделить следующие правила, подлежащие применению с даты вступления Закона об арбитраже в силу (01 сентября 2016 года): ü в отношении арбитража, начатого после этой даты, применяется Закон об арбитраже; ü постоянно действующие арбитражные учреждения создаются в РФ в порядке, установленном Законом об арбитраже; ü арбитражные соглашения, заключенные до дня вступления в силу Закона об арбитраже, сохраняют силу; ü действительность арбитражного соглашения любых иных соглашений, заключенных сторонами арбитража по вопросам арбитража, определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на дату заключения соответствующих соглашений; ü положения Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления проекта Закона об арбитраже в силу; ü приведение в исполнение арбитражного решения осуществляется по новым правилам, а соответствующие положения Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» утрачивают силу; ü в течение 3 месяцев с даты вступления Закона об арбитраже в силу Правительство РФ устанавливает порядок рассмотрения заявлений о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения; ü если в течение года со дня установления Правительством РФ указанного порядка, постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды не обеспечили соответствие своей деятельности требованиям Законам об арбитраже, они утрачивают право администрировать арбитраж; ü однако если они все же продолжают администрирование арбитража, их деятельность подлежит прекращению, а решения таких третейских судов считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной Законом об арбитраже; ü особые правила предусмотрены для МКАС и МАК при ТПП РФ – они обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона об арбитраже в срок до 1 февраля 2017 года.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных