Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 11. Перечислите основные направления натурализма в социологии.




Для натуралист. позиций характерна теоретико-методологическая ориентация на естествознание, т.е. выдвижение в качестве решающих факторов социального развития тех или иных природных явлений, а так же использование подходов различных естественных наук; особенно популярны были биологические течения.

Осн. направл. н.: механицизм, географическая школа (социогеография), биоорганическая школа (органицизм), социал-дарвинизм, расово-антропологическое течение (расизм).

МЕХАНИЦИЗМ - Стремились свести закономерности обществ. жизни к физич. закономерностям и законам механики. Использовали механич. терминологию (физическую). Общво понимали как механизм, агрегат частей, кот. подчиняется законам физики. Герри Чарльз Кэри (1793-1879) – «Единство законов в соотношениях физич., соц., психич., моральной науке». Во всех сферах мироздания действуют физич. законы – притяжения, отталкивания. В соц. сфере проявляются как законы концентрации и ассоциации населения (притяжение). Чел рассм-ся как молекула, а ассоциация индивидов – как результат действия законов молекулярного притяжения. Производство и потребление рассматривается как превращение вещ-ва, а торговля как пространственное перемещение вещества.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМЕНИЗМ – концепция, которая говорит о прямом однозначном определении влияния климата, среды на общество. В географическом направлении речь идет о взаимодействии климата и общества. Оно привнесло в социологию внимание к пространству, на распределение населения, на влияние климата, почвы, рельефа, флоры и фауны, водных ресурсов, полезных ископаемых. Обратили внимание на экологические аспекты социальных процессов.

Ипполит Тен (француз), Эрнест Ренан (французский философ) объяснял монотеистических религий влиянием ландшафтов, рожденные из духа пустыни. Виктор Кузен писал: «Дайте мне карту страны, ее физическую географию, флору, зоологию, и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны и какую роль будет играть эта страна в истории во всей эпохе». Географическое направление было косвенной критикой расизма. Генри Томас Бокаль говорил, что на человека оказывают влияние 4 физических фактора: 1. Климат, 2. Пища, 3. Почва, 4. Общий вид природы. Эти факторы отразились в организации общества и породили многие из тех важных черт различие между народами, которые часто приписывают коренному различию человеческих пород. О роли географии в развитии общества в немецкой науке писали основополжники современной немецкой географии Карл Риттер (1779-1859) говорил, что география должна объяснять, как человек влияет на обитаемое пространство и как он сам формируется под влиянием среды. Под его влиянием география разделилась на физическую и социальную (антропогеография) – из нее выделились экономическая, политическая и др. виды географии. Фридрих Ратцель (1844-1904). Стоял у истоков направления ДИФФУЗИОНИЗМ. Теория пространственного передвижения культур и их элементов. Телесные и психические различия между группами людей определяются воздействием климата и ландшафта. Большие пространства, равнинная территория способствуют установлению сильной центральной власти. Карл Хаусхофер (1869-1946) создал ГЕОПОЛИТИЧЕСКУЮ теорию о том, что именно географическая среда влияет на политическое развитие государств. Каждое государство имеет свои естественные границы, пространство. Границы Германии неестественны, нужно искать. Геополитика – термин был введен шведским социологом Юхоном Рудольфом Челленом (1864-1922).

Органицизм - гипотетическое отождествление общества с организмом. Основоположником органической школы в социологии считается Герберт Спенсер (1820-1903), рассматривавший борьбу за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Представители - А.И.Стронин (1826-1889). По его мнению, общество - это организм, а социальные институты - отдельные части организма. П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903) - русский чиновник, публиковавший свои труды на немецком языке, на основании чего он относится к немецкому течению органицизма. Суть социологических воззрений Лилиенфельда заключается в том, что социология основана на биологии и должна применять ее законы для изучения общества. Общество же выполняет сходные с организмом функции, но является высшим классом организмов. Так как общество - организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции: 1. Физиологическая или экономическая 2. Морфологическая или юридическая 3. Индивидуальная или политическая Считал, что классовая борьба и революция - это патология, ненормальное развитие. Р. Вормс, А. Фулье – также представители органицизма.

Социал-дарвинизм - социологическая теория, которая интерпретирует общество на основе законов естественного отбора и борьбы за существование, сформулированных Ч. Дарвином в середине XIX в. для биологической сферы. Основные представители – Людвиг Гумплович (1838-1909) - польско-австрийский социолог, представитель социал-дарвинизма в социологии. Человеческая история - естественный процесс, конфликт - универсальный фактор социальной жизни, называя его единственной формой взаимоотношения человеческих групп, ведущих борьбу за существование. Густав Ратценхофер (1842-1904) - австрийский представитель социал-дарвинизма в социологии. Полагал конфликт главным социальным процессом. Уильям Грэм Самнер (1840-1910) - американский социолог, находящийся под влиянием дарвинизма: естественный отбор и борьба за существование, имеющие решающее и универсальное значение; неотвратимость и неуклонность социальной эволюции; нормальность и необходимость социального неравенства; стихийность социального развития, не подлежащего реформированию.

Расово-антропологическая школа. Отто Амон (1842-1916) - представитель расово-антропологической школы в социологии, основатель антропосоциологии в Германии. Основными идеями социальных воззрений Аммона были идеи иерархии рас, классов, народов. Аммон формулировал антропологические и социопсихологические характеристики нордической расы, называя ее "высшей расой", а немецкий народ - “избранным". Жорж Ваше де Лапуж (1854-1936) - один из идеологов расизма, живший во Франции. Он делил человечество на высшую расу (доликокефалы) и низшую (бракикефалы), полагая, что расы являются основным фактором исторического процесса, а с исчезновением арийских элементов начинается упадок цивилизаций. Жозеф Артюр де Гобино(1816-1882) - французский дипломат, представитель расово-антропологического направления в социологии. Утверждал превосходство белой расы, а также то, что этнические смеси ведут к вырождению человечества и к демократии, как к наихудшей форме государственного устройства. Людвиг Вольтман (1871-1907) - он был убежден в духовном превосходстве европеоидной («кавказской») расы над остальными. Из «кавказской» же расы он отдавал всяческое предпочтение североевропейской («германской») ее разновидности. Он считал гибельным смешение этой расы с другими, менее полноценными. Что касается неевропейских рас, то к ним В. относился с полным пренебрежением, не считая их способными к культуре.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных