ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ХАРАКТЕРИСТИКИПробный единый государственный экзамен по ИСТОРИИ Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответы к заданиям 1-19 записываются в виде последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Задания части 2 (20-25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха! Часть 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) судебный процесс по т.н. «Шахтинскому делу» 2) XV съезд ВКП(б) (курс на коллективизацию с/х) 3) вступление СССР в Лигу наций
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
3. Ниже приведён ряд имён государственных деятелей. Все они, за исключением двух, в разные периоды проводили реформы. 1) С.Ю. Витте 2) Е.Ф. Канкрин 3) С.С. Уваров 4) A.M. Горчаков 5) М.М. Сперанский 6) Ф.Г. Волков
Найдите и запишите порядковые номера государственных деятелей, не относящиеся к этому списку.
Ответ:
4. Напишите пропущенное слово. _________________ - политическая репрессия, применявшаяся в административном порядке по политическим и социальным признакам на основании постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Ответ:____________________________________.
5. Установите соответствие между описанием, характерными чертами, особенностями событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и названиями событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Данный документ был учреждён во время первой русской революции. 2) Законодательный орган, о котором идёт речь в документе, просуществовал до 1919 г. 3) Данный документ является итогом разработки М.М. Сперанским проекта государственных реформ. 4) В орган управления, указанный в данном документе, были проведены выборы по четырём куриям. 5) Автор этого документа впоследствии занимался также и составлением Свода законов Российской империи. 6) Данный документ учреждал в Российской империи республиканскую форму правления.
Ответ:
7. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ. 1) аренда мелких и средних предприятий 2) продразвёрстка 3) всеобщая трудовая повинность 4) концессии иностранным предпринимателям 5) бесплатные коммунальные услуги 6) широкое кооперативное движение
Ответ:_________________________. 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) ___________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г. Б) Первый таран в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик ________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик. В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ___________.
Пропущенные элементы: 1) Ялтинская (Крымская); 2) Н.Ф. Гастелло; 3) станция Прохоровка; 4) Тегеранская; 5) В.В. Талалихин; 6) разъезд Дубосеково
Ответ:
9. Установите соответствие между названиями произведений культуры и именами их создателей.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
10. Прочтите отрывок из протокола заседания и напишите название мирного договора, о подготовке к заключению которого в нём говорится.
«…Тов. Ленин считает, что политика революционной фразы окончена. Если эта политика будет теперь продолжаться, то он выходит и из правительства, и из ЦК. Для революционной войны нужна армия, её нет. Значит, надо принимать условия. Тов. Троцкий. Вести революционную войну при расколе в партии мы не можем. Приходится считаться не только с международными отношениями, но при создавшихся условиях наша партия не в силах руководить войной... Доводы В.И. (Ленина) далеко не убедительны… Если мы подпишем сегодня германский ультиматум, то мы завтра же можем иметь новый ультиматум... Тов. Сталин....Либо передышка, либо гибель революции – другого выхода нет. Тов. Дзержинский. Передышки не будет, наше подписание, наоборот, будет усилением германского империализма. Подписав условия, мы не гарантируем себя от новых ультиматумов. Подписывая мир, мы ничего не спасаем. Но согласен с Троцким, что если бы партия была достаточно сильна, чтобы вынести развал и отставку Ленина, тогда можно было принять решение, теперь – нет».
Ответ:____________________________________.
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы: 1) июль 1914 г. 2) октябрь 1917 г. 3) ноябрь 1920 г. 4) Генуэзская конференция 5) Кронштадский мятеж 6) М. В. Фрунзе 7) Гиммлер 8) Риббентроп 9) август 1939 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
12. Прочтите отрывок из воспоминаний участника партийного съезда.
«Лондонский съезд окончился. Вопреки ожиданиям либеральных писак съезд дал нам не раскол, а дальнейшее сплочение партии. Это был настоящий всероссийский объединительный съезд, ибо на нём впервые были представлены наиболее широко и полно наши польские, бундовские и латышские товарищи, на нём впервые они приняли активное участие в работах партийного съезда и впервые связали непосредственно судьбу своих организаций с судьбой всей партии. В этом смысле Лондонский съезд значительно подвинул вперёд дело сплочения Российской социал-демократической рабочей партии. Таков первый результат Лондонского съезда. Но этим не исчерпывается значение Лондонского съезда. Дело в том, что, вопреки желанию тех же либеральных писак, съезд окончился победой «большевизма», победой революционной социал-демократии над оппортунистическим крылом нашей партии, над «меньшевизмом». Всем известны наши разногласия по вопросу о роли различных классов и партий в нашей революции. Известно, что официальный центр партии, меньшевистский по своему составу, в целом ряде выступлений становился в противоречие с партией в целом. Вспомните хотя бы историю с известным призывом ЦК к всеобщей забастовке по поводу разгона первой Думы, отвергнутым партией… И вот, Лондонский съезд подвёл итог всем победам революционной социал-демократии, и, закрепив за ней победу, принял тактику этой социал-демократии. Таков второй результат Лондонского съезда нашей партии. Фактическое объединение передовых рабочих всей России в единую всероссийскую партию под знаменем революционной социал-демократии – таков смысл Лондонского съезда».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Описываемые в отрывке события произошли накануне Первой российской революции. 2) Автор воспоминаний стоит на позициях меньшевиков. 3) Автор отмечает, что на данном съезде были широко представлены различные социал-демократические организации. 4) Расхождения между большевиками и меньшевиками, по мнению автора, ограничивались незначительными организационными вопросами. 5) Из отрывка следует, что накануне съезда, о котором идёт речь, в руководстве партии преобладали меньшевики. 6) Автор воспоминаний отмечает объединительный характер съезда.
Ответ:_________________________________.
13. Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.
Ответ:____________________________________.
14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 1. Ответ:____________________________________. 15. Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2».
Ответ:____________________________________.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С.О. Макаров. 2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России. 3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте. 4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге. 5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории. 6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.
Ответ:____________________________________.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
18. Какие суждения о данном монументе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Название монумента – «Победа». 2) Этот монумент стоит в Севастополе. 3) Название кургана, на котором стоит монумент, - Малахов курган. 4) Этот монумент посвящен событиям Великой Отечественной войны. 5) Автор монумента – скульптор Е.В. Вучетич.
Ответ:_________________________________.
19. Какие монументы посвящены событиям того же периода, что и изображённый выше? В ответе запишите 2 цифры, под которыми они указаны.
Ответ:____________________________________.
Часть 2
Отрывок из петиции рабочих Санкт-Петербурга:
«Государь! Мы, рабочие города С.-Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. <…> Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсуждали наши нужды, – но и в этом нам отказали; нам отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признает закон. Незаконными оказались также наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до восьми в день, устанавливать цены на наши работы вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией завода, увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы, лечить нас внимательно и без оскорблений, устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега. <…> Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. <…> Повели немедленно, сейчас же, призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, – пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, а для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание происходили при условии всеобщей, прямой, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба; в ней и на ней зиждится все. Это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны вечно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти».
20. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в петиции. Назовите имя политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название события, начало которому было положено в день обращения рабочих с петицией.
21. Какие из требований рабочих можно отнести к экономическим? Укажите любые три требования.
22. Каков итог обращения рабочих с петицией к царю? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.
23. 1860-1870-е гг. в России были ознаменованы проведением широкомасштабных преобразований, которые вошли в историю как «Эпоха Великих реформ». Объясните, чем была вызвана необходимость проведения реформ (приведите два объяснения). Укажите любую из «великих» реформ и раскройте ее сущность.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«В результате судебной реформы 19 века в России сформировалась полноценная система всесословного суда, во многом соответствующая наиболее передовым европейским образцам». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1425-1462 гг.; 2) 1801-1825 гг.; 3) 1917-1922 гг.
В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|