Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оганян Л.А., Ахмедов А.А.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в современной России

Оганян Л.А., Ахмедов А.А.

Финансовый Университет при Правительстве РФoganyan61@mail.ru

Научный руководитель: Сердюков В.А., к.т.н., доцент

Современное состояние экономики даёт немало оснований для особого внимания к роли государства в экономической сфере. Тенденция развития рыночных принципов приводит в актуальность вопрос об изменении этой роли в регулировании инвестиционной деятельности. В условиях кризиса и дестабилизации экономики, особое значение приобретают методы и формы воздействия государства на инвестиционный процесс. Разработка новой концепции регулирования данного процесса может определить возможность выхода страны из состояния кризиса. Главным образом, именно в результате резкого увеличения капиталовложений можно будет реализовать структурную перестройку производства и улучшить его технический уровень, а также осуществить крупные социальные программы. Таким образом, именно совершенствование системы воздействия государства на инвестиционную деятельность и его регулирование должно являться основным приоритетом в современной экономической политике с целью вывода страны из системного застоя и создания предпосылок для дальнейшего устойчивого развития экономики.

В любой экономической системе стран с рыночной экономикой центральную роль в определении долгосрочной динамики ее роста играют инвестиции. Инвестиции способствуют качественному обновлению основного капитала и технического базиса экономики.

Термин «инвестиции» образован от английского слова «investment», что означает вклад, капиталовложение. Более широкое определение инвестиций - это долгосрочные вложения капитала в различные отрасли экономики внутри страны, так называемые «внутренние инвестиции», и за границей («заграничные инвестиции»). Они находят своё отражение в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, ценных бумаг, вложений в имущество, интеллектуальную собственность, вещные права и другие ценности.

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности следует понимать осуществление органами государственной власти мер, направленных на регулирование процессов реализации инвестиций.

Государство, регулируя инвестиционную деятельность, выполняет несколько функций одновременно. Первой функцией является стимулирование или ограничение (регулирование) общего объёма капиталовложений частного бизнеса. Можно сказать, что это основная макроэкономическая функция государства по управлению инвестициями и инвестиционным процессом в развитой рыночной экономике, которая осуществляется через налоговую, амортизационную и кредитно-денежную политики. Вторая функция – это стимулирование инвесторов во вложение средств в определённые предприятия, отрасли или сферы деятельности посредством предоставления налоговых и кредитных льгот, к примеру, с помощью инвестиционного кредита. Третьей функцией является непосредственное вмешательство государства в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определённых производственных мощностей путем согласования планов и действий крупных корпораций.

Выделяют различные классификации и виды инвестиций. В первую очередь выделим инвестиции, классифицирующиеся по объекту инвестирования, такие как:

1) реальные инвестиции – прямое приобретение реального капитала, выраженного в различных формах:

a) в форме материальных ресурсов (средств труда, земли и т.д.);

b) ремонт и обновление основных фондов;

c) в форме нематериальных ресурсов (интеллектуальная, научно-техническая продукция, права пользования, лицензии и т.д.);

d) вклады в человеческий капитал (наука, образование, воспитание);

2) финансовые инвестиции – косвенная покупка капитала за счёт вложения средств в финансовые активы:

a) ценные бумаги, пифы, депозиты, валюта и т.д.;

b) предоставленные кредиты;

c) лизинг.[1]

Далее инвестиции можно классифицировать по основным целям инвестирования:

1) прямые инвестиции – вклады в уставные капиталы предприятий с целью непосредственного управления и контроля объекта инвестирования;

2) портфельные инвестиции – вложения в экономические активы, пассивное владение ими, с целью получения прибыли, выраженной в форме прироста стоимости объекта инвестирования, также в виде дивидендов, процентов и других денежных выплат.

По срокам вложений инвестиции разделяются на 3 категории:

1) краткосрочные – до одного года;

2) среднесрочные – 1-3 года;

3) долгосрочные – более 3-х лет.

Также инвестиции отличаются по формам собственности на инвестиционные ресурсы:

1) частные (граждане и негосударственные предприятия);

2) государственные - вложения, произведённые федеральными и муниципальными органами власти за счёт бюджетных, внебюджетных и заёмных средств, а также унитарными предприятиями, учреждениями и организациями посредством использования собственных финансовых источников;

3) иностранные – вложения иностранных государств, физических и юридических лиц;

4) совместные – инвестиции, осуществляемые отечественными и иностранными субъектами;

5) смешанные – долевое инвестирование при участии таких субъектов, как государство, регионы, муниципальные образования, юр. и физ. лица.

На современном этапе развития экономики широкое распространение получила классификация инвестиций по территориальному признаку, которые разделяют на:

1) внутренние инвестиции – вложения средств в объекты в пределах данной страны;

2) внешние инвестиции – вклады в объекты иностранных государств.

Интерес к проблемам регулирования инвестиционного процесса в России главным образом возникает в связи с рядом хозяйственных проблем: необходимостью модернизации промышленной инфраструктуры и совершенствования частного сектора, конверсией ВПК (военно-промышленного комплекса), располагающего современными технологиями производства, недостаточной государственной поддержкой прикладных и фундаментальных исследований.[2]

Всё больше на первый план выходят проблемы именно правового обеспечения, так как именно право является гарантом для инвесторов, как отечественных, так и зарубежных. Ведь часто сомнения в надежности законодательной базы служат причиной для воздержания от инвестиционной деятельности в данной стране и вынуждают инвесторов придерживаться выжидательной политики. Поэтому также откладывается осуществление уже готовых инвестиционных проектов на долгий срок.

Таким образом, наличие в отчественном законодательстве современных международных стандартов и подходов и стабильность правового регулирования определяют состояние инвестиционного климата в России.

На рис. 1 представлена иерархическая схема существующих нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс.

 

Рис. 1. Структура НПА

 

 

На данный момент инвестиционная деятельность в России регламентируется следущими федеральными законами РФ:

1) от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;

2) от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

3) от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

4) от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

5) от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

6) от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ».

 

Несмотря на общую объективность положений, содержащихся в данных правовых нормах, существует ряд проблемных вопросов.

К примеру, в законе об инвестиционной деятельности, упомянутой выше, необходима корректировка списка субъектов инвестиционной деятельности. Как указано в данном нормативно-правовом акте, ими могут быть инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Однако, по мнению многих экспертов в данной области исследования, пользователей объектов капитальных вложений нельзя относить к субъектам инвестиционного процесса, так как это в действительности противоречит самой сути инвестиционной деятельности, которая заключается в инвестировании субъектами капитала, в то время как пользователи, по другому можно сказать потребители объектов инвестирования не осуществляют такую деятельность, таким образом не могут быть признаны субъектами данного процесса.

Государственное регулирование инвестиционной политики имеет две линии направленности:

1) глобально ориентированная, предполагающая максимально возможную свободу перемещения через границы капитала, товаров и услуг, сведение функций государства к защите прав частной собственности, прав личности, подавлению негативных эффектов рынка (инфляция, стихийные явления и пр.);

2) национально ориентированная, которая не отрицает объективности глобализации как современной формы интернационализации производства, но ставит под сомнение практику механического применения в российских условиях неолиберальной модели глобализации (чрезмерную либерализацию экономики монетаризма и др.). [2]

В целях защиты национальных интересов отечественных производителей и потребителей государство осуществляет меры, принятые в международной практике:

1) сфера земельных отношений, в которых исключаются права собственности нерезидентов на сельскохозяйственные земли;

2) банковская сфера, где предусмотрена квота Центрального банка на совокупный иностранный капитал, на включение нерезидентов в руководящий состав;

3) страховая сфера, где существует потолок на совокупный капитал участия иностранных инвесторов в уставном капитале российских страховых компаний, ограничиваются отдельные виды страховой деятельности и страхового посредничества;

4) валютная сфера, где сохраняются отдельные регулирующие акты, направленные на поддержание курса национальной валюты и импортно-экспортные операции;

5) топливно-энергетическая сфера, где пока действуют ограничения на владение совокупным капиталом и регулируется рынок;

6) сфера транспортной инфраструктуры, в которой иностранным компаниям запрещаются отдельные виды деятельности (перевозка пассажиров и др.), ограничено владение капитала в авиапредприятиях, введен тариф на импортируемую летную технику и др.[3]

Возвращаясь к проблемам развития инвестиционных процессов, следует упомянуть актуальную тему создания экономических зон с благоприятными налоговыми условиями для иностранных предприятий, так называемых оффшоров и оффшорных зон. Суть их заключается в предоставлении иностранным компаниям льгот и низкого процента налогообложения с целью привлечения их для регистрации своей фирмы на данной территории, в то время как физически предприятие остаётся и осуществляет свою деятельность в предыдущей стране и не меняет локацию. Таким образом, страна-оффшор получает прибыль с платы за регистрацию фирмы и с налогов, хоть и небольших, при нулевом использовании своих ресурсов. Появляются оффшорные инвестиции, т.е. средства, выведенные из страны в оффшорную зону, а затем обратно возвращённые для дальнейшего осуществления экономической деятельности фирмой. По сути, данные средства не являются в действительности иностранными вложениями, однако во всех статистиках при подсчёте объёмов инвестирования в страну извне, они учитываются и занимают более половины общего объёма инвестиций.

  Накоплено на конец июня 2014г. В том числе Справочно поступило в I полугодии 2014г.
  всего в % китогу прямые портфельные прочие
Всего инвестиций            
из них по основным странам-инвесторам   84,3        
в том числе:
Нидерланды   18,0        
Кипр   21,2        
Люксембург   12,9        
Китай   8,7        
Соединенное Королевство (Великобритания)   6,7        
Германия   5,3        
Ирландия   5,0        
Франция   4,3        
США   3,1        
Япония   2,8        

 

Рис. 2. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России

по основным странам-инвесторам за I полугодие 2014г. [4]

 

 

Если взглянуть на таблицу, можно увидеть, что основная часть иностранных инвестиций приходится на известные нам территории с налоговыми льготами, такие как Нидерланды, Кипр, Великобритания (острова Мен, Джерси, Гернси, Виргинские о-ва), Люксембург и другие.

В заключении следует вновь отметить значимость влияния государства на инвестиционный процесс как на один из определяющих факторов дальнейшего развития экономики страны. России, в условиях глубокого инвестиционного кризиса и дестабилизации экономики, необходимо незамедлительное совершенствование инвестиционной политики, модернизация промышленного производства и развитие частного сектора экономики. Наиболее важной задачей и целью в настоящий момент является переориентирование российской экономики на инновационный путь развития; производственный сектор должен преобладать над добывающим.

 

Список литературы

1. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Бизнес как объект воздействия государственной власти // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2012. №2. С.35

2. Рагулина Ю.В. Роль промышленной политики в экономическом развитии компании // Промышленная политика в Российской Федерации. 2010. №1-2. С.9

3. Кузьминова О.А. Направления развития инвестиционной политики в России // Вестник московской государственной академии делового администрирования. 2011. №4

4. www.gks.ru – сайт федеральной службы государственной статистики

 


[1] Бутова Т.В., Ерхов М.В. Бизнес как объект воздействия государственной власти // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2012. №2. С.35

[2] Рагулина Ю.В. Роль промышленной политики в экономическом развитии компании // Промышленная политика в Российской Федерации. 2010. №1-2. С.9

[3] Кузьминова О.А. Направления развития инвестиционной политики в России // Вестник московской государственной академии делового администрирования. 2011. №4

[4] www.gks.ru – сайт федеральной службы государственной статистики

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Консультирование по вопросу выхода из секты | Эмоциональная среда в семье.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных