Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности воспитания ребенка в неполной семье.




Неполная семья - это семья, состоящая из одного родителя, с одним или несколькими детьми. Причинами этого может быть смерть одного из супругов, или развод, который происходит в связи со злоупотреблением спиртными напитками, бытовой неустроенностью супругов, супружеской неверностью, с проблемами распределения домашних обязанностей, с психологической несовместимостью. Но нередко неполная семья образуется и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.

Неполная семья может относиться к благополучным или неблагополучным семьям, семьям группы риска или асоциальным семьям Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачу его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи в рамках краткосрочной модели работы.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычная продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например неполные семьи малообеспеченные и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием такой семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние некоторых из них нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и со стороны других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между всеми членами неполной семьи в каждой из этих семей, так как от этого зависит процесс формирования личности ребенка, в ней воспитывающегося. Чтобы изучить возможные отношения между взрослыми и детьми в неполных семьях, необходимо знать существующие стили родительского отношения к детям.

У авторитетных родителей в неполных семьях инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитетные родители стараются не акцентировать свое внимание на сложившейся ситуации, в частности на возникновении неполной семьи. Они уверенны в своих силах, в своих возможностях. Подсознательно родители передают этот эмоциональный настрой детям. Тем самым, способствуют формированию у них чувства защищенности от жизненных трудностей.

Для авторитетных родителей свойственна высокая степень вербального общения с детьми, включаемость детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. Ограничения ребенка существуют, но серьезные разногласия по поводу дисциплинарных мер отсутствуют, так как ребенок четко понимает смысл ограничений. Ограничения родителей могут быть постоянными и жесткими, но они признаются ребенком, как справедливые и обоснованные. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность. Если данный стиль отношений существует в неполной семье, то эту семью можно считать благополучной.

У авторитарных родителей дети становятся раздражительными, склонными к конфликтам. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. А на самом деле авторитета нет, есть боязнь. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав.

Авторитарные родители чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка - основа их воспитания, которое идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия - запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого - несчастны.

У детей, воспитывающихся в неполных семьях при авторитарных родителях, психологическое и эмоциональное состояние еще более усугубляется. Ребенок строго подотчетен в выборе друзей, что негативным образом влияет на взаимоотношения со сверстниками, это способствует появлению замкнутости, агрессивности, психологических проблем. Все действия ребенка подвергаются строжайшему контролю. Мать (отец) предпочитает оказывать большое влияние на детей, способна настаивать на выполнении своих требований. Дети при этом становятся агрессивны, но в тоже время происходит совершенное усвоение родительских стандартов и норм.

У снисходительных родителей дети становятся импульсивными и агрессивными. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего возникают проблемы с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро, грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

В неполных семьях оставшийся родитель пытается найти для себя оправдание, если не справляется с воспитанием ребенка. Мать (отец) не стремится исправить сложившуюся ситуацию, а все бросает на самотек. Известно, что "попустительство и вседозволенность со стороны матери приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми". чрезмерно снисходительное отношение является причиной переходящей через край эмоциональности у детей.

Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной, представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером для подростков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

1. Первым отклонением в стилях семейного воспитания является гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора, к нему проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо искренно интересоваться всем, что происходит в жизни ребенка, интересоваться его детскими, пусть самыми пустяковыми и наивными проблемами, испытывать желание помочь ребенку, понимать его, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

2. Вторым несоответствующим гармоничному развитию ребенка стилем воспитания является доминирующая гиперпротекция. Данный стиль воспитания проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

3. Третьим неправильным стилем воспитания выделяют потворствующую гиперпротекцию. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы. Данный стиль воспитания формирует у ребенка ошибочные представления о жизни. Если семья является неполной, то мать старается как можно чаще, баловать ребенка, что "препятствует развитию у ребенка социального интереса, или общественного чувства - способности интересоваться другими людьми и принимать участие в совместной деятельности".

4. Четвертым стилем воспитания, отрицательно влияющим на формирование личности ребенка, является эмоциональное отвержение. При данном стиле воспитания родители ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка. В неполных семьях особенно важно создать у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся, чего естественно не хватает при данном стиле воспитания. Многие матери считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, то это приведет к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. "Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые матерями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях"

5. Пятый стиль неправильного воспитания наиболее опасен, это жестокие взаимоотношения. Они могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит "стена" эмоциональной холодности и враждебности. В неполных семьях такие взаимоотношения еще сильнее усугубляют психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Чаще всего без помощи со стороны при разрешении данной ситуации не обойтись. Дети из таких семей часто убегают из дома, бродяжничают, но мысли о возвращении домой у них не появляется. В редких случаях матери анализируют свое отношение к детям и пытаются его изменить. Стараются с особым вниманием относиться к тем оценкам, которые они высказывают в общении с детьми относительно личности ребенка и присущих ему качеств характера. Почти всегда за жестоким обращением матерей к своим детям стоит недовольство собственным поведением, собственной жизнью, не сложившимися отношениями, раздражительность или усталость, которые возникли совсем по другому поводу. За негативной оценкой стоит эмоция осуждения и гнева. Но это не в коем случае не оправдывает жестокого обращения к собственным детям.

6. Шестой стиль неправильного воспитания называется повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, несоответствующих его возрасту. Родители, игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких людей. Ему насильно приписывают роль "главы семьи". Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных