Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технология проблемного обучения. Проблемное обучение можно рассматривать с разных позиций— как новый тип обучения (М




Проблемное обучение можно рассматривать с разных позиций— как новый тип обучения (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер);— как метод обучения (Л. М. Панчешникова, В. Конь);— как подход или принцип обучения (Г. А. Понурова, Т. В. Кузнецов);— как новую дидактическую технологию (Г. Ю. Ксенозова, Н. Г. Савина).Но общим для этих позиций является то, что в рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решение проблем. Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем [3].Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.II. Формулирование гипотезы.III. Поиск решения и доказательство гипотезы.IV. Решение проблемы [4].Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке: 1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у школьника сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса; 3) творческий подход учителя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).\\Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и терминыВ обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?» Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

16. Классификация методов обучения по источникам зн.Словесные м.Одной из острых в современной дидактике является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. Классификация методов обучения по источнику получения знанийВ соответствии с таким подходом выделяют: словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Словесные методы обучения Они занимают ведущее место в системе методов обучения. Были времена, когда словесные методы обучения являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др.) выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость их дополнения наглядными и практическими методами. В настоящее время их нередко называют устаревшими, неактивными. Однако к оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.Словесные методы подразделяются наследующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения, меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований. В частности, рассказ должен:• содержать только достоверные факты;• включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;• иметь четкую логику изложения;• быть эмоциональным;• излагаться простым и доступным языком;• отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям. Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует:• точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;• последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;• использования сравнения, сопоставления, аналогии;Объяснение как метод обучения широко используется в работе с обучающимися разных возрастных групп, однако в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся этот метод целесообразно использовать в работе со старшими возрастными группами. Беседа. Это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие "сократическая беседа ". В Средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая (поучающая) беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода беседы не практикуются.В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные, или вступительные, организующие; беседы-сообщения, или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.• он требует много времени;• содержит элемент риска (ученик может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);• для проведения беседы необходим запас знаний. Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится учебной дискуссии. Ее главное назначение в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разнообразных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Однако для этого необходимы, во-первых, обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и, во-вторых, наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов – лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой (И. П. Подласый). Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой стороны, учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. Естественно, что в этой ситуации учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить их точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам оппонентов, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на обладание истиной в последней инстанции. Лекция. Под лекцией понимается систематическое устное изложение учебного материала. Данный монологический способ изложения объемного материала используется, как правило, в старших классах, колледжах, вузах и занимает весь или почти весь урок, учебное занятие. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия обучающимися учебного материала в его

17Формирование геогр понятий Понятия – отражение в сознании человека существующих признаков, связей предметов, явлений, свойств – это основная единица знаний.Горная река – это вид по отношению к родовому понятию река. Умеренный климат – это видовое понятие к родовому понятию климат.Единичные понятия могут быть разных масштабов (Урал-понятие одного масштаба, Предуралье, Зауралье – меньшего масштаба).Связь между общими и единичными понятиями необходима, чтобы устанавливать зависимость методов обучения от цели формирования того или иного понятия. Процесс обучения строится так: школьная программа указывает на объект изучения (в 6 классе в разделе «географическая оболочка» дается понятие о природном комплексе – это общее понятие, но раскрывается на конкретном материале (на экскурсии ученики выделяют различные в зависимости от рельефа природные комплексы: на пойме, водоразделе, склоне речной долины). Правильно организованный процесс формирования общих понятий предполагает следующую последовательность:1. выявление у учащихся опорных понятий и связанных с ними представлений, в том числе картографических, на которые должно опираться формирование понятий;2. организация целенаправленного восприятия объектов и явлений в окружающей природе (формирование поверхности) с целью ранее полученных представлений т образование новых. Здесь большое значение имеет краеведческий принцип организации наблюдений в окружающей природе3. организация восприятий, реалистических изображений тех объектов, которые не могут быть восприняты в натуре (картина горных рек, различные формы поверхности);4. вычленение на основе различного наглядно материала общих признаков для низменностей равнинный характер поверхности (не более 200м над уровнем океана), на признаки общие для всех низменностей. Низменность – равнина, расположенная не выше 200м над уровнем моря. Одновременно учитель обращает внимание, чтобы школьники установили варьирующие признаки низменности (различия по величине площади, степени расчлененности, по растительному покрову);5. разграничение понятий. По ряду понятий, таких как горизонт и линия горизонта, речная система и бассейн реки. Разграничение понятий составляет обязательный этап их правильного усвоения;6. выполнение упражнений под руководством учителя на применение понятий (показ по карте конкретных объектов крупнейших горных равнин). У учащихся образуется правильное картографическое представление объекта, усваивается прием чтения карты, составление элементарной характеристики объекта. После таких упражнений возможно организация учащихся на самостоятельное применение усвоенных понятий, на составление элементарных описаний по картам, рисункам.Формирование единичных понятий (Уральские горы) проводится с помощью карт. Можно установить общую протяженность основных хребтов, характер склонов, min и max высоты, речную сеть, размещение полезных ископаемых, особенностей климата, растительного иживотного мира, степень заселенности и крупные города.Общие понятия формируются на основе единичных. Рассмотрим формирование понятия на примере пассатов. Понятие о пассатах вводится впервые при изучении Африки, а затем находит применение при характеристике климата Южной Америки и Австралии.Последовательность:1восстановление в памяти учащихся особенностей географического положения Африки по обе стороны от экватора и распределение температуры на ее территории. На этой основе делается вывод – Африка самый жаркий материк, на территории которой почти повсюду круглый год стоят высокие температуры;2. рассмотрение схемы атмосферного давления на территории Африки с целью установления области пониженного давления над экватором и высокого давления на широтах 30-35 градусов северного и южного полушария. Учитель может задать вопрос – ветры, каких направлений можно ожидать при такомраспределении давления?;3. рассмотрение схемы ветров на территории Африки и установление основных воздушных направлений;4. введение понятия о пассатах как ветрах постоянно дующих в тропическом поясе, соответствующим разъяснением их влияния распространение осадков в Африке;5. рассмотрение на климатической карте мира области распространения пассатов не заемном шаре;6. применение понятия «пассат» при изучении климата Ю.Америки и Австралии.

18. Приемы учебной деятельности учащихся Анализ ключевых категорий теории учебной деятельности показывает, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебно-познавательной деятельности (этапов восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности). Знания приобретаются и проявляются только в деятельности, за умениями и навыками всегда стоит действие с определенными характеристиками; результат учебной деятельности – развитие ученика.В связи с этим появляется необходимость перевода методической системы обучения информатике на язык деятельности и включения в учебный процесс по информатике учебной деятельности учащихся, а более конкретно, такого ее компонента, как приемы учебной деятельности учащихся. Учебная задачаУчебная задача – это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т.е. достигают поставленной цели.Учебные задания выполняются при решении конкретных предметных задач и, таким образом, представляют собой синтез предметной задачи (задач) и учебной цели (целей).Общеучебные приемы1. Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности –• приемы слушания,• наблюдения,• рассматривания,• измерения,• переписывания,• зарисовывания,• планирования работы с учебником• и другими средствами информации,• пересказа информации,• самоконтроля,• организации учебного общения,• организации домашней работы и т.п.; Общие приемы учебной деятельности учащихся:приемы работы с книгой, таблицами, компьютером и организации самостоятельной работы по информатике, ведения тетради по информатике, приемы воспроизведения материала и т.д.2. приемы познавательной деятельности в сфере информационных объектов - приемы оперирования понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениямСпециальные приемы учебной деятельности учащихсяЭто такие приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач; они используются (и формируются) во всех темах этого курса (информационные технологии, программирование и алгоритмизация, логические основы работы компьютера, информация и информационные процессы). Важно с самого начала научить школьников правильно ориентироваться в учебнике, работать с содержанием, уметь видеть всю структуру учебника.При знакомстве с содержанием учитель дает -1 краткую характеристику каждому разделу и бегло раскрывает темы, которые им предстоит изучить в течение года. Обращается внимание на красочные рисунки обложки, так как они подсказывают содержание учебной книги.В организации работы с учебником географии нужно различать несколько этапов:) усвоение приема работы с учебником проводится под руководством учителя;) учитель дает указания, работа школьников носит полусамостоятельный характер;) школьники самостоятельно работают с учебником по заданиям учителя[6;45].Работа с учебником включает работу с учебным текстом, вопросами, заданиями и иллюстративным материалом, работу одновременно с несколькими компонентами учебника.Первая и основная задача - научить школьников сознательному чтению учебного текста, применяя ряд приемов, и таким путем развивать умения и навыки сознательной самостоятельной познавательной деятельности в области географии. Важно, чтобы учащиеся научились понимать географический текст, усвоили его главную особенность - неразрывную связь с географической картой.Многие приемы работы с текстом являются межпредметными. Например, шестиклассникам, приступающим к изучению географии, знакомы такие приемы, как простое воспроизведение текста, деление текста на части, составление простого плана, ответы на вопросы по тексту, выделение в нем существенного (главной мысли), установление причинно-следственных связей. Поэтому работу с текстом учебника целесообразно начинать с проверки приемов, которыми учащиеся уже владеют.

19 Наглядные методы обучения Успех обучения во многом зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способов достижения этих целей или методов обучения. Учитывая то, что методы обучения применяются в течение многих веков. Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что с точки зрения дидактики методом обучения называется способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учащегося и преподавателя, направленной на решение задач образования. Метод обучения организовывает способы деятельности учителя и учеников, которые обеспечивают эффективное усвоение изучаемого материала. Метод определяет, как должен протекать процесс обучения, какие действия и в какой последовательности должны выполнять учитель и его ученики. 1. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении.Данные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:– метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;– метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

 

 

21. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры.Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные; письменные; графические; учебно-трудовые.По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:– упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения;– упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.Упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических требований:– сознательный подход учащихся к их выполнению;– соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.3. Лабораторные работы – это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.4. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами. 5. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, где каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.Игра активизирует процесс непроизвольного запоминания, повышает интерес к познавательной деятельности.Основные структурные элементы учебной игры:– моделируемый объект учебной деятельности;– совместная деятельность участников;– правила игры;– принятие решения в изменившихся условиях;– эффективность применяемого решения.Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения, но они могут сыграть в обучении положительную роль в том случае, если используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

20. КАБИНЕТ ГЕОГРАФИИ,ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ОБОРУДОВАНИЮ И ПЛАНИРОВКЕ Средства обучения географии могут быть успешно использованы в учебном процессе при условии их размещения в определенной системе, обеспечивающей их быстрое введение в учебный процесс. Такие условия могут быть созданы только лишь в специально оборудованных подразделениях школьного здания. Специфика учебного предмета требует, чтобы наряду с кабинетом географии в школе были также созданы краеведческий музей и географическая площадка. Необходимость географических кабинетов общепризнанна и не нуждается в специальном дополнительном обосновании.географии рассматривается как сложная система, включающая систему средств обучения, мебель и приспособления для рабочих мест учителя и учащихся, устройств для хранения учебного оборудования, установки и передвижения технических средств обучения, экспозиционные материалы, комплекты научно-методических пособий. Рассмотрим некоторые компоненты системы школьного кабинета географии. Рабочее место учащегося в кабинете географии – это двухместные столы и стулья. Одно из важнейших антропометрических требований, предъявляемых к рабочему месту учащегося заключается в соответствии высоты стола и стула росту учеников. Поскольку в кабинете географии занимаются учащиеся 6-11-х классов, то при отборе мебели для рабочих мест необходимо в его комплекте предусмотреть наличие разных по высоте групп мебели.При расстановке ученических столов в кабинете необходимо исходить их общих гигиенических требований. Столы и стулья лучше всего ставить в три ряда, они должны располагаться от доски на расстоянии не менее 2 м и так, чтобы проходы между окнами и столами учеников, между рядами столов и между столами учеников и боковыми стенками были не менее 60 см. Столы и стулья последних рядов должны быть отделены проходом от шкафов, расположенных у задней стенки кабинета.Рабочее место учителя по существу является местом демонстрации наглядных средств обучения. Поэтому важно при его оборудовании предусмотреть условия, позволяющие осуществить демонстрацию средств обучения с наименьшей потерей сил и времени, так, чтобы в определенный момент урока нужные пособия были под рукой и при этом ничто не мешало бы сосредоточить внимание учеников на демонстрируемых объектах.Общеизвестно, что при обучении географии наибольшее количество времени в ходе урока у учителя уходит на работу с географическими картами. Отсюда необходимпредусмотреть в рабочей зоне деятельности учителя максимально благоприятные условия для демонстрации прежде всего картографических пособий. С этой целью используются различной конструкции картоподъемники и подставки с приспособлениями для демонстрации карт.На уроках географии осуществляется значительное количество демонстраций объемных средств (макетов, моделей, а также приборов). В целях обеспечения наилучшей видимостиэтих средств обучения в оборудовании рабочего места учителя важно предусмотреть демонстрационный стол. За демонстрационным столом учитель работает стоя, поэтому, исходя их антропометрических данных, высота стола должна составлять 900 мм, рабочая поверхность демонстрационной части стола – 1200 х 750 мм. На поверхности демонстрационного стола можно разместить пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой, зашториванием окон, подъемом и опусканием карт, помещенных в картоподъемнике.Кроме демонстрационного стола, необходимо иметь еще и рабочий стол, на котором учитель заполняет журнал, размещает книги и некоторые предметы, используемые по ходу урока. За таким столом учитель работает сидя. Для работы сидя рекомендуется стол высотой не более 750 мм, с рабочей поверхностью 750 х 760 мм.Классная доска используется учителем и учащимися для выполнения различных заданий и упражнений, для письма, зарисовки, вычерчивания схем, диаграмм, карт-схем, заполнения контурных карт и т.д., а также для размещения демонстрационных таблиц и картин, аппликаций и проецирования экранных пособий. Кроме того, с помощью классной доски нередко проводится опрос: на ней также помещается информация, которую учитель дает учащимся в «готовом» виде в записи (задания, планы характеристик рек, озер, материков, стран, государств и т.д. Поэтому практически всегда возникает






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных